Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 168.27 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.06.2014
Размер168.27 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Культура > Разработка урока
Разработка урока внеклассного чтения по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством карельского писателя А.В.Костюнина;

  • формирование умения вдумчивого чтения; соавторства, умения составлять прогноз;

  • открыть нравственный мир произведений писателя,

  • на примере произведений А.Костюнина формировать у учащихся свою систему нравственных ценностей,

  • воспитывать чувство сопричастности к происходящему, умение откликаться на чужое горе, беду;

Задачи урока:

  • Обучающая:

  • подробно проанализировать рассказ А. В.Костюнина «Рукавичка»;

  • Развивающая:

  • совершенствовать навыки анализа текста;

  • развивать умение выстраивать и объяснять причинно-следственные связи поступков героев;

  • совершенствовать умение использовать при анализе текста изобразительно-выразительные средства языка;

  • развивать связную речь обучающихся;

  • Востипывающая:

  • формировать у обучающихся понимание нравственных ценностей;

  • воспитывать чувство гуманного отношения и сострадания к людям;

  • способствовать повышению читательского интереса к произведениям А. В.Костюнина.

Оборудование:

тексты произведений А.Костюнина, презентация, кластеры нравственных заповедей, составленных учащимися,проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сообщение темы и целей урока

Н а доске записано «А.В.Костюнин « Рукавичка»»

Учитель: Ребята! Наш урок сегодня предполагает знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина Рассказы и повести А.В.Костюнина – это мир, близкий всем нам, его герои – то ваши ровесники, то люди старшего поколения, но все они живут интересами нашего общества, их проблемы так близки нашим. Речь героев созвучна с нашей речью. И, погружаясь в этот мир, каждый из вас может увидеть себя рядом с персонажами произведений автора.

2.ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Творчество В.А.Костюнина» (Ученик знакомит с биографией и творчеством писателя).

Учитель: О жизни Александра Костюнина мы узнали не так много, как хотелось. Имеются скудные записи о его биографии на личном сайте писателя

Родился он в Карелии. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Костюнин А.В. Является председателем Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», членом Экспертного Совета по обороне при Председателе Совета Федерации.

А.В.Костюнин – человек талантливый, увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством .

«Жизнь коротка, но мы вправе выбирать, на что потратить данное время. На что обменять каждый час, каждый подаренный день. Когда я меняю свою жизнь не на творчество – считаю, что прогадал». (А.Костюнин)

- Ребята, благодаря сообщению, мы с вами смогли заглянуть в мир Александра Костюнина. Увидели, насколько проникновенны его фотографии, своеобразны рисунки. Но не менее пронзительны и рассказы Александра Викторовича. В своих произведениях А. Костюнин говорит о, казалось бы, таких простых обыденных, но очень важных в жизни любого человека ценностях, таких как: взаимопонимание, любовь, добро, милосердие, гуманность. Одновременно с утверждением общечеловеческих ценностей писатель осуждает безнравственность, лицемерие, страсть к наживе, авторитарное поведение педагогов, малодушие, предательство и др.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений, прочитаем с вами рассказ карельского писателя Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе с таким незамысловатым названием? Как вы думаете , о чем рассказ «Рукавичка»?

( Учащиеся строят прогнозы)

-Что конкретно? (О рукавичке, варежке, может быть это был подарок и он потерялся..)

Сразу же обращаешь внимание на название рассказа - “Рукавичка” - словоформа с уменьшительно-ласкательным суффиксом, соответственно ждешь от повествования чего-то теплого, красивого. Но тут мы видим эпиграф, взятый из Евангелия от Матфея:

2. Учитель читает эпиграф к рассказу (высказывание из Евангелия)

- О чем высказывание?

Смысл евангельской притчи надо понимать не буквально, а переосмысливать. давайте разберемся.

1. Невольно задаешься вопросом: причем здесь Иуда?

2. О каком предательстве пойдет речь в рассказе с таким удивительным названием?

3.Осмысление содержания.

  1. Чтение рассказа

  2. Учитель читает текст до слов «…Оглядываясь на альбом, мы в полном замешательстве покинули класс…»

- Что будет дальше? (Учащиеся продолжают составлять прогнозы).

3. “Рукавичка” - очень прямой, честный и жизненный рассказ, сюжет которого обыден и прост: после урока труда в самой обыкновенной школе в самом обыкновенном классе пропадает маленькая вязаная рукавичка, которую учительница показывала детям. Казалось бы, житейская ситуация. Кому-то из маленьких детей приглянулась аккуратненькая теплая вещичка. Но за обыденностью этой ситуации вдруг открывается ужасная картина советской школы. Чтобы выяснить, кто взял рукавичку, учительница устраивает настоящий обыск и допрос с пристрастием, как будто перед нею не маленькие ученики, а заматерелые уголовники. Давайте, сравним, как чувствуют и ведут себя дети и взрослые в сцене обыска.

Работа по группам составление таблицы

Составление таблицы по ходу чтения:

Образ учительницы

Одноклассники

Гуров

Зло процедила;

«Как совершать преступление,…»;

«Раздевайся!» - хлестко скомандовала;

«Как она у тебя оказалась? Отвечай!»;

«Ты украл ее. Вор!»

« Я не брал, Алла Ивановна..»;

«Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу…-считается подвигом»;

«Все задорно смеялись»…

«Миня эн тийе!..»-лепетал запуганный Юрка;

«…старался не смотреть на нас…»;

«Юрка в школе ничего больше не крал….»;

«он стал изгоем…»

( В таблицу записываются реплики, описание внешности, фразы и т.д.)

1-я гр - ПОВЕДЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ 2-я гр -ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

(Выразительное чтение ученика после получения задания по группам).

Ученик: Повисла недобрая пауза. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать.

– Кондроева?

– Гусев?

– Ретукина?

– Яковлев?

Очередь дошла до меня... Двинулась дальше.

Ребята, робея, вставали из-за парты и, понурив голову, выдавливали одно и то же: “Я не брал, Алла Ивановна”.

– Так, хорошо, – зло процедила наша учительница, – мы всё равно найдём. Идите сюда, по одному. Кондроева! С портфелем, с портфелем… Светка Кондроева, вернувшись к парте, подняла с пола свой ранец. Цепляясь лямками за выступы, не мигая уставившись на учительницу, она безвольно стала к ней приближаться.

– Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать.
Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. На учительский стол посыпались тетрадки, учебники. Резкими щелчками застрекотали соскользнувшие на пол карандаши. А цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли.

Выпала кукла. Уткнувшись носом в груду учебников, она застыла в неловкой позе.
– Ха, вот дура! – засмеялся Лёха Силин. – Ляльку в школу притащила.

Кондроева, опустив голову, молча плакала.

Учительница по домоводству брезгливо перебрала нехитрый скарб. Ничего не нашла.

– Раздевайся! – хлёстко скомандовала Алла Ивановна.

Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички. Присев на корточки, развязала шнурки башмачков и, поднявшись, по очереди стащила их. Бежевые трикотажные колготки оказались с дыркой. Розовый Светкин пальчик непослушно торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру. Вот уже снята и юбчонка. Спущены колготки. Белая майка с отвисшими лямками.
Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики. Нательный алюминиевый крестик на холщовой нитке маятником покачивался на её детской шейке.

Это что ещё такое? – тыкая пальцем в крест, возмутилась классная. – Чтобы не смела в школу носить. Одевайся. Следующий!

Кондроева, шлёпая босыми ножками, собрала рассыпанные карандаши, торопливо сложила в портфель учебники, скомкала одежонку и, прижав к груди куклу, пошла на цыпочках к своей парте.

Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды.

Учитель: Как показан образ учительницы? Найдите характеристики в тексте.

Замечательно показан образ учительницы. Это тот тип учителей, которые своим отношением к детям больше всего напоминают надсмотрщиков в тюрьме. А.Костюнин использует не так много слов для характеристики Аллы Ивановны, но какие это слова:

“Цепким взглядом прошлась,

резко перевернула его,

цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли,

хлёстко скомандовала,

возмутилась классная”.

зло процедила,

сильно тряхнула,

учительница брезгливо перебрала,

тыкая пальцем в крест

А теперь посмотрим, как описаны действия и состояния детей, которых выставили напоказ, унизили, растерзали:

Ученик: Выразительное чтение.

“Ребята, робея понурив голову, выдавливали;

цепляясь лямками за выступы;

не мигая уставившись безвольно стала к ней приближаться;

она застыла в неловкой позе; опустив голову,

молча плакала;

безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку;

слёзы скатывались из её опухших глаз;

теребила в смущении байковые панталончики;

пошла на цыпочках к своей парте;

ребят раздевали до трусов, по очереди обыскивали;

все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды”.

Учитель:

- Какие возникают ли ассоциации к этим эпизодам? Что возникает перед глазами?

Читаешь эти строки, и невольно в воображении рисуются картины концентрационного лагеря. Таким, как Алла Ивановна, вряд ли знакомо понятие уважительного отношения к человеку, пусть даже к такому маленькому, знание психологии ребенка, подростковой жестокости, которая во взрослой жизни может привести к самосудам.

Своего апогея достигает эта безобразная сцена, когда к столу подходит Юрка Гуров.

Словарь: апогей

Представьте текстом Юрку Гурова.

Ученик: “Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас”. Читатель заранее проникся жалостью к этому беззащитному ребенку, у которого и так непростая жизнь: “Портфель у него был без ручки, и он нёс его к учительскому столу, зажав под мышкой. Неопрятные тетрадки и всего один учебник – вылетели на учительский стол. Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос”.

Как вы объясняете поступок Юрки?

Чем была рукавичка для Юрки?

Всем стало понятно, что именно Юрка взял эту маленькую рукавичку, этот кусочек маленького счастья, семейного уюта, тепла, которого ему так недоставало.

И что же мы видим дальше? Сострадание, сочувствие, понимание, прощение?

Ученики: Чтение в лицах.

Увы, нет… “Алла Ивановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала маленькая синяя рукавичка.

– Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу.

– Как?! Отвечай!..

– Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык.

– А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!

Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас”.

Зачитайте фрагмент, заставляющий заглянуть в себя.

Слайд 6. “Рукавичка”.2- человек в каменном лабиринте

Ученик: Одно слово, одно хлесткое слово — и жизнь мальчика изменилась; его не поняли, не простили: “Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. “Вор” – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком. Он стал изгоем… Его по-человечески унижали”.

Учитель:

- Вернемся к эпиграфу. Попробуем теперь объяснить его смысл.

- Кто оказался грешником? Кто праведником?

- Насколько объективно главный герой является грешником и является ли?

Но не Юрка тот самый Иуда. На наш взгляд, им вполне можно считать Аллу Ивановну, которая предала веру детей в лучшее, в справедливость. Она поселила в их душах страх, гнев, обиду – те чувства, которых не должно быть в хрупкой детской душе. Вот одна такая душа и не выдержала. Ужасен финал этой истории: Юра повесился. Чаша была переполнена. Все детали в рассказе раскрыты.

  • . Чем поражает данный текст.

  • Почему первые слова рассказа – это обращение  к Евангелию от Матфея?



  • Почему рассказ называется «Рукавичка»?

( Отвечая на вопрос, учащиеся должны выйти на проблему произведения).

  • Какие чувства вы испытали, прочитав рассказ «Рукавичка»? (На душе стало тяжело?

  • Отчего такая тяжесть? Передайте своё состояние, проанализировав эпизоды рассказа. (Анализируют эпизод «Учительница ищет рукавичку, жестоко унижая детей», «Отношение одноклассников к Юрке Гурову» и делают вывод: Школьные годы стали для Юрки тюрьмой, а он- изгоем).

  • А почему во взрослой жизни положение Юрки не смогло измениться в лучшую сторону? (Время было жестокое. 90-ые годы. Рассказ по тексту.
    И жизнь Юрки Гурова закончилась трагически).

4. Охарактеризуйте поведение окружающих по отношению к герою

а)  детей

б)  учителя

5. Выпишите слова или сочетания слов, которые , как Вам кажется, являются значимыми?

3. Задания по группам

1. Укажите художественные детали и особенности текста, которые требуют особого внимания.

2. Запишите, какие вопросы возникают при чтении рассказа?

3. Почему Костюнин так подробно описывает все детали одежды , которую снимали ребятишки?

4. Почему Юрка Гуров, говорящий как и все , по – русски, при оправдании вдруг переходит на родной карельский язык?

5. Какой момент рассказа вы считаете кульминационным?

( Слова учителя в адрес ребёнка: « ВОР»)

Подумайте , какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВОР?

Запишите понятия того ассоциативного ряда , которые связаны с данным словом. ( Работа в тетрадях)

Что может испытать человек,  когда его назовут вором?

Прочитайте вслух. О конкретной ситуации можно рассказать по желанию.
6. Толковый словарь под редакцией Ожегова так трактует лексическое значение этого слова:

 1. Вор – тот, кто ворует, совершает кражи.

2. Устаревшее слово – преступник, злодей.

7. Есть ли для Юрки разница в значении этого слова?

 4. Самоконструкция ( индивидуальное решение поставленной задачи)

    1. Попробуйте сами поразмышлять ,

как бы каждый из вас поступил в сложившейся ситуации?

Для этого поставьте себя на место учителя и Юрки.

5. Социализация ( Оглашение своих исследований, дополнения). Выступления перед классом.

Составьте кластер Что повлияло на судьбу Юрки Гурова?

(Приложение 1)

Учитель: Я хочу предложить вам небольшую исследовательскую работу. Понаблюдайте над особенностями стиля автора.
Ученики:




  • Мы понаблюдали над особенностями стиля рассказа «Рукавичка». Язык его выразительный, эмоциальный. В начале рассказа автор использует эпитеты: жизнь «новую, яркую, возвышенную», «заливистый» звонок, которые настраивают на положительные эмоции, но постепенно тон повествования меняется, и в финале появляется набор слов, рисующих контрастную картину: укор, чувство вины, заныло, боль.


  • Очень много сравнительных оборотов, которые помогают более точному восприятию описываемого
    («точно древесные кольца», «как стайка взъерошенных воробьёв» и т.д.).

  • Диалектные слова «пилькаем», «капом» дают возможность понять язык той местности, откуда герои А. Костюнина.

  • Представляется интересным использование эпиграфа из Евангелия от Матфея и на философскую тему. Это побуждает к глубоким философским размышлениям.

Учитель: Контраст, заложенный в названии и эпиграфе, Костюнин сделал основным приемом повествования.

В “Рукавичке” практически повторены евангельские события, и грешными в очередной раз оказались все. “Праведников” практически вывернули наизнанку, раздели, их встретила тяжкими испытаниями новая эпоха. Они формально правы – они наказывают воров, грешников, прощать коих совсем не обязаны. Главный герой трижды совершает грех: именно у него находят пропажу; он становится вором; он сам обрывает свою жизнь. Трижды грешник оказывается вдруг, сам того не подозревая, оправданным Иудой.

Иисус нуждался в этом ученике больше, чем последний в Учителе, потому что без предательства, без брошенной тени трагедия, разыгравшаяся в Иудее эпохи Тиберия, не была бы столь драматична. Все кругом – равнодушны и автоматически правы, потому что неправый уже выбран; только одного рассказчика мучает сомнение, и он тоже автоматически становится раскаявшимся грешником.

Вообще, “Рукавичка” – самая пронзительная история из всех, что населяют книгу “В купели белой ночи”.

Каково ваше ощущение? Что чувствуете вы?

что мы невольно ощутили себя тем беззащитным, голодным и раздетым посреди класса мальчиком, почувствовали его унижение, как его нервы напрягаются, как берёт он руками верёвку и делает последний шаг, пробуждающий совесть виновных.

Какой нравственный урок извлекаем мы из рассказа? как понимает смысл библейских слов в конце рассказа?

Притча

Ученик: Человек должен быть человеком в любое время, в какое он живёт, - вот основная мысль этого рассказа. Не зря вставлены библейские мотивы в конце этого произведения: “…На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии”. Нужно было всё простить этому мальчику Юрке Гурову, ведь он сам немногословно просит этого прощения. Показательно то, что герой, став взрослым, осознает это и просит прощения сам у своего бывшего одноклассника:

“Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушать эту боль я почему-то не хочу

- А у вас не заныло сердце?

Учитель:

- Вернемся к тем заповедям, которые были представлены в начале презентации.

Определим, которая из них определяет смысл рассказа “Рукавичка”?

Душа моя – веди меня.

Учитель: К какому выводу вы пришли, прочитав рассказы А Костюнина?
Ученики: Произведения А.Костюнина написаны и для взрослых, и для подростков. Их надо читать, чтобы избавляться от зла в человеческих душах.

Промежуточная рефлексия, самокоррекция, выстраивание новых проблем.

1. К чему пришёл герой в конце рассказа?

2. Что повлияло на такой финал?

( Слова Костюнина, обсуждение)

Жизнь коротка, но мы вправе выбирать,

На что потратить данное время. На что обменять

Каждый час. Каждый подаренный день.

А. Костюнин

3. Сформулируйте проблему, поднятую автором в рассказе.

Как , на ваш взгляд, меняется духовная и нравственная составляющая героя на протяжении рассказа?

4.Почему Юрка Гуров сломался?

5.Могла бы Юркина жизнь сложиться по – другому?

6.В чём смысл названия рассказа? Так ли он безобиден, как казался до чтения?

4. Есть ли другие варианты заглавия? Обоснуйте свой выбор.

11. Создание индивидуального творческого продукта. Использование приёма

« Ладонь ответов»

IV.Подведение итогов

Учитель: Подводя итоги наших размышлений, хочу привести слова К. И. Пирогова: «Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы». Думаю, они в полной мере относятся к книге А.Костюнина

- Итак, ребята, мы прочитали с вами рассказ Александра Викторовича Костюнина.

- Чему сегодня мы научились?

(Мы научились быть сострадательными, не оставаться равнодушными всему, что происходит вокруг нас, уметь защищать слабых)

Учитель: Сегодня в нашем мире, где в полную силу денежные отношения вытеснили другие, много зла, люди утратили способность бескорыстно помогать друг другу, быть добрыми и отзывчивыми. Рассказы А.В.Костюнина помогают нам стать добрыми; быть рядом, когда нужна помощь; быть справедливыми и умению прощать.

12. Рефлексия.

1. Почему автор, не так часто вспоминающий школу, как вчера помнит историю с Юркой Гуровым?

2. Какой вопрос вы задали бы автору рассказа?

3. Какой вопрос вы задали бы себе после работы над рассказом?

13. Итог урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Хочется закончить наш урок словами автора из «Смысла жизни» «… каждый человек, помимо воли, размышляет о своей Жизни и Смерти, о Добре и Зле, о Любви и Ненависти. От этих мыслей никуда не спрятаться…

Пробегая по чужой судьбе, давайте задумаемся о своей. ..»

Не забывайте золотое правило из Библии «Поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы поступали с вами». Я уверена, обратившись к творчеству Александра Костюнина, вы открыли для себя целый мир. Будучи человеком неординарным, Костюнин сумел своим творчеством разбередить души. Я и сама так захвачена его рассказом , что предлагаю вам ненадолго расстаться с писателем и в ближайшее время познакомиться с другими его произведениями.
Рассказ наглядно показывает, что в мире существует много зла. Оно существовало всегда. Это извечная борьба добра и зла, алчности и бескорыстия, жестокости и милосердия. Но выбор всегда за человеком. Как поступить в сложившейся ситуации каждый решает сам. Но есть вечные ценности, пренебрегать которыми никак нельзя.

14. Домашнее задание: написать отзыв по рассказу «Рукавичка»

ПРИЛОЖЕНИЕ1

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КЛАСТЕРА

Что повлияло на судьбу Юрки Гурова?

причины (основные понятия темы) факты (суть понятий)

Вывод

(ответ на вопрос)

Проблемный вопрос

(вопрос темы)
1. Роковая неудача

2. Презрение

3. Безразличие

4. Трагедия судьбы

5. Случай

6. Общество

7. Близкие

8. Отказ от борьбы

Где грань дозволенного?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск