Скачать 131.05 Kb.
|
Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения» Учитель русского языка и литературы КСОШ №2 Королёва Нина Васильевна. Цель урока: 1) обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений и приложений; 2) совершенствовать умение находить грамматические условия обособления определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами. Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку. Воспитательная цель: на примере лучших образцов русской литературы воспитывать у учащихся любовь к родному слову и к родной природе. Ход урока.
Записать словосочетания, объяснить правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Ветреная погода, туманный день, вылепленный детьми снеговик , освещённый солнцем, размытый весенними водами, усеянный цветами, овеянные ветром, неезженые дороги, багряный закат, ледяной покров. Дополнительный вопрос: сделайте вывод, когда же в причастиях и прилагательных пишется Н и НН.
Времена года. Так мы назовем наш урок. - В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строчки С. Щипачева: «Весь мир, с листвой, с весенним громом, с нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открылся им»4. Расставьте в этом предложении знаки препинания, объясните их, сделайте синтаксический разбор предложения. - Неповторимый и огромный мир русской словесности открывается нам на каждом уроке. Чтобы свободно в нем ориентироваться, важно знать правила. Повторим теорию. 4. Повторение. Тест №1. 1. Обособленными членами предложения называются 1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию; 2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно; 3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. 2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится 1) перед определяемым словом; 2) после определяемого слова; 3) в любом месте предложения. 3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся 1) перед местоимением; 2) в любом месте предложения; 3) после местоимения. 4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если 1) они распространенные; 2) они имеют добавочное обстоятельственное значение; 3) они согласованные. 5. Приложения с как обособляются, если 1) как можно заменить «в качестве»; 2) как можно заменить так как; 3) всегда. (взаимопроверка) Ключ: 1.2); 2.2); 3.2); 4.2); 5.2). (на доске) 5. Объяснительный диктант. 1) Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег. 2) Ветер шевелил молодые листочки, яркие, душистые и клейкие. 3) Мы, ребятишки, радовались первым весенним проталинам. 4) Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет. 5) Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно. 6) Спокойствием объятый, вновь дремлет юный лес. 7) Днём галки гуляли с грачами на полях, а вечером вместе садились на голые, звеневшие на весеннем ветру деревья. 6. Самостоятельная работа. Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.
6А. Индивидуальная самостоятельная работа. Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях. 1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный). 2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой). 3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний). 7. Работа с текстом. *** Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшиеся в лесу ранней весной. Это по-весеннему барабанит лесной музыкант-дятел, выбравший сухое дерево. Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну. Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка, освобождённая от зимних оков. Стайка клестов - еловиков, весело пересвистывающая, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, весёлые, общительные, всю зиму проводят в еловых лесах. ( По Соколову-Микитову) Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Дополнительные задания: выписать причастия и прилагательные с Н и НН, сделать их морфемный разбор Барабанная, ранней, освобождённой, увешанными. 8. Итоговый тест. 1. Укажите предложение с обособленным определением: 1) Птицы не то спят, не то дремлют. 2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой. 2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое. 1) определение стоит после определяемого слова; 2) определение обособляется всегда. 3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник. 1) определение относится к личному местоимению; 2) определение стоит перед определяемым словом. 4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. 1) определение стоит перед определяемым словом; 2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение. 5. Укажите предложение с обособленным приложением: 1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала. 2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом. 6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая: 1) Он сейчас работает (1) как техник. 2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей. 7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми: 1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге. 2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. 8. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
0 ошибок – «5», 1- 2 ошибки – «4», 3- 4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2». (самопроверка) Ключ: 1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1); 8.1). 9. Домашняя работа. 1. Выпишите из произведений художественной литературы 2-3 примера с обособленными определениями и приложениями на тему весны. 2. Составьте со словосочетаниями из орфографической диктовки предложения с обособленными определениями и приложениями. Тест №1. 1. Обособленными членами предложения называются 1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию; 2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно; 3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. 2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится 1) перед определяемым словом; 2) после определяемого слова; 3) в любом месте предложения. 3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся 1) перед местоимением; 2) в любом месте предложения; 3) после местоимения. 4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если 1) они распространенные; 2) они имеют добавочное обстоятельственное значение; 3) они согласованные. 5. Приложения с как обособляются, если 1) как можно заменить «в качестве»; 2) как можно заменить так как; 3) всегда. Тест №1. 1. Обособленными членами предложения называются 1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию; 2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно; 3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. 2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится 1) перед определяемым словом; 2) после определяемого слова; 3) в любом месте предложения. 3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся 1) перед местоимением; 2) в любом месте предложения; 3) после местоимения. 4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если 1) они распространенные; 2) они имеют добавочное обстоятельственное значение; 3) они согласованные. 5. Приложения с как обособляются, если 1) как можно заменить «в качестве»; 2) как можно заменить так как; 3) всегда. Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.
Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.
Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.
Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.
Текст. (1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. (2)Вот вверху послышалась барабанная трель звонкая радостная. (3)Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди оказавшиеся в лесу ранней весной. (4)Это по-весеннему барабанит лесной музыкант(дятел) выбравший сухое дерево. (5)Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. (6)Так дятлы приветствуют весну. (6) Вот пригретая лучами мартовского солнца свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. (7)И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка освобождённая от зимних оков. (8)Стайка клестов (еловиков) весело пересвистывающихся красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. (9)Лишь немногие знают, что эти птички весёлые общительные всю зиму проводят в еловых лесах. ( По Соколову-Микитову) Текст. (1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. (2)Вот вверху послышалась барабанная трель звонкая радостная. (3)Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди оказавшиеся в лесу ранней весной. (4)Это по-весеннему барабанит лесной музыкант(дятел) выбравший сухое дерево. (5)Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. (6)Так дятлы приветствуют весну. (6) Вот пригретая лучами мартовского солнца свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. (7)И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка освобождённая от зимних оков. (8)Стайка клестов (еловиков) весело пересвистывающихся красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. (9)Лишь немногие знают, что эти птички весёлые общительные всю зиму проводят в еловых лесах. ( По Соколову-Микитову) Текст. (1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. (2)Вот вверху послышалась барабанная трель звонкая радостная. (3)Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди оказавшиеся в лесу ранней весной. (4)Это по-весеннему барабанит лесной музыкант(дятел) выбравший сухое дерево. (5)Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. (6)Так дятлы приветствуют весну. (6) Вот пригретая лучами мартовского солнца свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. (7)И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка освобождённая от зимних оков. (8)Стайка клестов (еловиков) весело пересвистывающихся красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. (9)Лишь немногие знают, что эти птички весёлые общительные всю зиму проводят в еловых лесах. ( По Соколову-Микитову) Итоговый тест. 1. Укажите предложение с обособленным определением: 1) Птицы не то спят, не то дремлют. 2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой. 2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое. 1) определение стоит после определяемого слова; 2) определение обособляется всегда. 3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник. 1) определение относится к личному местоимению; 2) определение стоит перед определяемым словом. 4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. 1) определение стоит перед определяемым словом; 2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение. 5. Укажите предложение с обособленным приложением: 1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала. 2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом. 6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая: 1) Он сейчас работает (1) как техник. 2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей. 7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми: 1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге. 2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. 8. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон. Тест №1. 1. Обособленными членами предложения называются 1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию; 2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно; 3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. 2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится 1) перед определяемым словом; 2) после определяемого слова; 3) в любом месте предложения. 3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся 1) перед местоимением; 2) в любом месте предложения; 3) после местоимения. 4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если 1) они распространенные; 2) они имеют добавочное обстоятельственное значение; 3) они согласованные. 5. Приложения с как обособляются, если 1) как можно заменить «в качестве»; 2) как можно заменить так как; 3) всегда. Текст. (1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. (2)Вот вверху послышалась барабанная трель звонкая радостная. (3)Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди оказавшиеся в лесу ранней весной. (4)Это по-весеннему барабанит лесной музыкант(дятел) выбравший сухое дерево. (5)Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. (6)Так дятлы приветствуют весну. (6) Вот пригретая лучами мартовского солнца свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. (7)И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка освобождённая от зимних оков. (8)Стайка клестов (еловиков) весело пересвистывающихся красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. (9)Лишь немногие знают, что эти птички весёлые общительные всю зиму проводят в еловых лесах. ( По Соколову-Микитову) Итоговый тест. 1. Укажите предложение с обособленным определением: 1) Птицы не то спят, не то дремлют. 2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой. 2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое. 1) определение стоит после определяемого слова; 2) определение обособляется всегда. 3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник. 1) определение относится к личному местоимению; 2) определение стоит перед определяемым словом. 4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. 1) определение стоит перед определяемым словом; 2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение. 5. Укажите предложение с обособленным приложением: 1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала. 2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом. 6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая: 1) Он сейчас работает (1) как техник. 2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей. 7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми: 1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге. 2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. 8. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон. |
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.... | Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи | ||
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь» Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления | Тема: «Обособленные определения и приложения» Оборудование: учебник русского языка 8 класс под ред. М. С. Разумовской, 1с русский язык, «Фраза» электронный тренажер, рабочие тетради... | ||
Урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного» Технологическая карта модульного урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного» | 12. Подготовка к егэ. Обособленные члены предложения Обособленные определения, обстоятельства, приложения. Материал для практической работы | ||
Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей») | Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного... Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности | ||
Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обособленные определения (Подготовка к написанию сочинения по картине В. Маковского «Обряжение невесты» на заключительном занятии... | ||
Урока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе» Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности | Урок в 8 классе по теме «Sport» Цели: обобщение изученного материала по теме «Спорт»; развитие аудитивных, графических и лексических навыков; развитие интереса учащихся... | ||
Презентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем... Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета... | Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах.... | ||
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний... | Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного... Целью семинара является обсуждение и проработка лучших мировых практик и современных моделей реализации проектного подхода в инженерном... |