Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Цели урока:1. Повторение и систематизация знаний по разделу « Фонетика. Орфоэпия. Графика».
2. Углубить представление о фонетическом разборе слова.
Методическое обоснование: анализ отдельных звуков, слов; транскрибирование фраз, проведение устного и письменного фонетического и орфоэпического разбора, сопоставление звуков и букв.
Ход урока
Оргмомент.
2. Сообщение темы урока.
3.Речевая разминка:
Жук жужжал (слайд№1)
в густой осоке,
Вол л..жал
на со..нцепеке.
Жук жужжал,
жужжал, жужжал.
Вол л..жал,
л..жал, л..жал
А потом спр..сил:
-Ск..жите,
Для чего вы так
жужжите?
Объ..сните,
милый жук?
Что
д..ет нам
этот звук?
Учитель.
Выразительно прочитайте стихотворение Б. Заходера. Вставьте пропущенные буквы, объясните их. С точки зрения пунктуации чем осложнено это предложение? ( однородные сказуемые, обращение...)
Перепишите стихотворение в тетрадь, графически объясняя пропущенные буквы.
-Какой звонкий согласный звук помогает поэту воспроизвести жужжание жука? называется этот поэтический прием?
(Сведения для учителя).
Звукопись- искусная фонетическая организация речи, которая достигается подбором слов близкого звучания, сочетанием звуков, употреблением слов,которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Повторятся могут как гласные, так и согласные. Повторение гласных создает напевность. Это широко используется народных песнях, пословицах, скороговорках. Например:
Сеня в сени сено нес- (слайд №2,гласные выделены)
Щекотало щеки, нос.
Аллитерация( «собуквие»)-повторение одинаковых или сходных согласных.
Еще в полях белеет снег,(слайд №3, согласные выделены)
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Ф.Тютчев
Ассонанс( «созвучие»)-повтор гласных.
Мело ,мело по всей земле(слайд№4)
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Б.Пастернак
4.Повторение пройденного материала.
1)Учитель.
- Вспомним, что такое фонетика? Что изучает? Чем отличаются звуки и буквы? Какие бывают звуки?
2)Закончи предложения:
Фонетика-это раздел науки о языке, который изучает…(слайд№5)
Звуки мы… и …, а буквы… .
По способу образования звуки бывают… и … .
Непарных звуков( сонорных)- 9:
Непарных глухих звуков-4:
Транскрипция-это…
3).
-Какие фонетические законы, порождающие проблему сомнительных согласных вы знаете?
Задание.
Закончи предложение: (слайд№6)
Первый- закон оглушения, который состоит в том, что парные звонкие согласные в позиции перед глухими или на конце слова подвергаются…
Например: книжка(кни..ка), снег(сне..).
Второй закон озвончения, который состоит в том, что парные глухие согласные в позиции перед парными звонкими подвергаются…
Например: Сделать(..делать), косьба(ко..ьба).
(По возможности дети сами приводят примеры ).
4)Учитель.
Задание.
-Запиши данные с выборочной транскрипцией слова, проверяя сомнительную согласную, которая подверглась озвончению или оглушению: (слайд№7)
Образец: (з)дувать –сдувать -нет приставки «з»; стол(п)- столбы
(З)дача-
Зу(п)-
Моло(д)ьба-
Сма(с)ка-
Учитель.
-В чем заключается двойная роль букв Е,Е,Ю,Я? (слайд№8)
Два звука: ЙЭ,ЙО,ЙУ,ЙА-эти гласные обозначают в позициях:
-после……………………………………….. .Например:……………………………. .
-после………………………………………. . Например:……………………………. .
-в начале…………………………………. . Например……………………………… .
Учитель.
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
Задача.
Напишите транскрипцию следующих слов и определите количество букв и звуков:
ЯРКИЙ, ЕЖ,СМЕЕТСЯ, ВЬЮГА, ПОДЪЕМНИК, ПОЕТ.
5)Учитель.
-А теперь мы с вами повторим раздел « Орфоэпия» Что изучает этот раздел?
( Это раздел науки русского языка, изучающий нормы произношения и ударения).
Мы в своей речи допускаем очень много орфоэпических ошибок.
Вот послушайте:
Бежит, подбрасывая груз,
,
За автобусом автобус.
С.Маршак
Запишите в тетрадь только то слово ,в произношении которого неверно выделен ударный слог.
АВТОБУС
-От соблюдения норм ударения и произношения зависит культура нашей речи. Куда нужно обращаться при затруднении? Нормы произношения и ударения найдем в орфоэпическом словаре (показать).
В кабинете директора раздался звонок. Он снял трубку.
,
-Вам звонит учительница.
-Не верю, -сказал директор и положил трубку.
-Почему? Куда мы должны обратиться в затруднительной ситуации? (К орфоэпическому словарю).
Задание.
Прочитайте вполголоса слова согласно орфоэпическим нормам , не бойтесь ошибиться, у нас есть словарь:(слайд№9)
ЧТО,ЧТОБЫ,
КОНЕЧНО,СКВОРЕЧНИК,ТЕННИС,СВИТЕР.
Проверьте себя: ШТО,ШТОБЫ,КОНЕШНО,СКВОРЕШНИК;ТЭНИС,СВИТЭР
Запишите эти слова в тетрадь, а рядом как они произносятся.
6)Учитель.
-Что такое графика?
(От греч. «графо»-пишу. Графика-наука, которая изучает способы обозначения звуков буквами).
-Что такое АЛФАВИТ?
(Это перечень названия букв, расположенных в определенном порядке. Этот порядок мы должны хорошо знать).
-Какое отношение имеет алфавит к орфоэпическому словарю?
(Слова располагаются в алфавитном порядке).
-А еще где нам требуется знание алфавита?
(В классном журнале слова располагаются в алфавитном порядке , в библиотеке книги и т.д.).
-Ну а теперь мы с вами обратимся к фонетическому разбору слов СМЕЯТЬСЯ, СЧАСТЬЕ(записать в тетрадь).
Учитель.
Задание.
Вопрос-ответ.
Кто быстрее?
Что означает ФОНЕ?
Как называется надстрочный знак в виде запятой, обозначающий мягкость согласного?
Продолжите предложение:
Меняется звук в слове -меняется …
Сколько букв и звуков в слове ЕЛЬ? Приведите подобные примеры слов.
Расшифруйте фонетическую запись:
, , , , , ,
(ВЛУЧЕЭЛУНЫЛИТИТБАЛШАЙАПТИЦА).
6.Составь слово, взяв:
1)ГЛУХУЮ ПАРУ ЗВУКА ( З);
2)ГЛУХУЮ ПАРУ ЗВУКА ( Д);
3)УДАРНЫЙ ЗВУК ( У);
4)ГЛУХУЮ ПАРУ ЗВУКА ( Г).
7.Каким знаком обозначается долгота звука?
8.Сколько букв в алфавите?
По ходу урока создается словарик слов:
ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОЭПИЯ,
АЛФАВИТ, КОНЕЧНО, СКВОРЕЧНИК, СВИТЕР, АВТОБУС, ЗВОНИТ, АЛЛИТЕРАЦИЯ, ЗВУКОПИСЬ, АССОНАНС( проставить ударение и произношение ).
Учитель.
-Видите, парные звонкие и глухие согласные - разные звуки , с их помощью мы различаем слова их лексическое значение.
-Напишите мини-сочинение на лингвистическую тему « Для чего нужно изучать раздел «Фонетика»( графика или орфоэпия)?
4.Подведение итогов урока.
- Какие понятия из раздела « Фонетика. Орфоэпия. Графика» мы с вами сегодня повторили?.Постарайтесь не делать ошибок в словах, которые мы с вами сегодня записали правильно.
5.Домашнее задание:
1)придумайте 2-3 предложения, употребив в них звукопись(аллитерацию или ассонанс, может быть, шуршащие звуки); можно откуда-нибудь выписать.
2)Повторите пунктуацию при прямой речи и диалоге;
3)подготовьтесь к итоговому тестированию. |