Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы





НазваниеУрок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы
Дата публикации09.08.2013
Размер65.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:
«ФОНЕТИКА. ГРАФИКА».
УРОК-ИГРА.

5 класс.

Чижикова Е.А.

учитель русского и литературы

МОУ Тюковской ООШ.

2008г.

ТИП УРОКА: урок-игра «Путешествие в Школу Дорожных наук».
ЦЕЛЬ: 1. Повторить и обобщить изученный материал по теме «Фонетика. Графика».
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Прививать любовь к русскому языку через игру.
4.В игровой форме повторить правила дорожного движения.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: карта-схема города, на которой изображена школо дорожных наук, светофор.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ:

Фронтальный опрос, работа с тестами, игра.

Оргмомент.

  1. Основное содержание урока.

Сегодня, ребята, весь урок мы с вами будем…играть. Играя, мы с вами повторим и закрепим изученный раздел.

-А с каким разделом науки о языке мы работали? /фонетика/ А что изучает фонетика?/звуки и позиционные чередования/

Итак:

- В некотором царстве, некотором государстве есть волшебная Школа Дорожных наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся туда. Как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет пре­одолеть. Только тогда мы достигнем цели.

Представьте себе, что мы из школьного класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером беспре­рывным потоком движутся трамваи, троллейбусы, автомобили. Чёткая работа транспорта и безопас­ность движения зависят и от водителей, и от пеше­ходов. Поэтому правила дорожного движения дол­жны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе Дорожных наук.

Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подъедем. Вот и остановка. Вспомните, друзья, как нужно вести себя на остановке. А какие слова по­надобятся, чтобы потом рассказать об этом?

Словарный диктант с самопроверкой (слова записаны на доске): транспорт, трамвай, троллейбус, автобус, метро, такси, сзади, авто­мобиль, машина, шоссе, тротуар, пассажир, регу­лировщик, площадка, спереди.

— Вот к остановке подъехали автобус, трол­лейбус и трамвай. Ребята, как вы будете заходить? Через какие двери?

В классе три ряда. Значит, ученики первого ряда садятся в автобус, второго — в троллейбус, третьего — в трамвай.

Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Шко­лы Дорожных наук. Могу с уверенностью сказать, что это будут те, кто лучше знает правила дорожно­го движения... и русского языка. Пожалуйста, за-

нимайте места. Чтобы ехать было веселее, давайте поиграем. Отвечать можно хором.

А поиграем мы в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Я задаю вам вопрос, а вы хором отвечаете:

1.Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

-Это я, это я, это все мои друзья!

2.Кто из вас идет вперед только там, где переход?

Это я, это я, это все мои друзья!

3. Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

4.Знает кто, что красный свет- это значит, хода нет?

-Это я, это я, это все мои друзья?

А теперь запишите слово: переход. В какой позиции находится согласный на конце слова? Поставьте этот согласный в сильную позицию. Какое фонетическое явление произошло в этом слове? Разберите это слово по составу.

Запишите слово друзья в транскрипции. Что такое транскрипция?

-Немножко поиграли и не заметили, как мы остановились возле белых полос, нарисованных на асфальте. Что это за полосы?

- Верно переход. Верно «зебра». Вспомнить правила перехода нам поможет игра «Допиши словечко». Перепишите четверостишие, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

П…шеход п..шеход!

Помни ты про перехо…!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай что только перехо…

От м..ш(и,ы)н тебя …./спасет/!

-Объясните знаки препинания, сделайте пунктуационный разбор последнего предложения. Объясните орфограммы.

А следующие стихотворения будем заканчивать устно:

Чтобы я тебя повёз,

Мне не нужен овёс.

Напои меня бензином,

На копыта дай резину.

Поднимая всюду пыль,

Побежит…./автомобиль/
На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо.

У меня мотора нет.

Я зовусь…./велосипед/
Кто далёко живет,

Тот пешком не пойдет.

Наш приятель тут как тут.

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись! Не зевай!

Отправляется…./трамвай/
Смело в небе пролетает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что же это? …./самолет/

Мы едем дальше. Вот на пути-светофор. Пока он глядит красным глазом, послушайте стихотворение А.Северина «Три чудесных цвета»:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь-

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик- светофор,

Мы три родные брат.

Мы светим с давних пор

И взрослым и ребятам.

Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Самый строгий- красный свет.

Если он горит:

Стой! Дороги дальше нет.

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай наш совет:

Жди! Увидишь скоро желтый

В середине свет.

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди,

Скажет он:

-Препятствий нет,

Смело в путь иди!

Коль выполнишь без спора

Сигналы светофора,

Домой и в школу попадешь,

Конечно, очень скоро!

-Красный свет продолжает гореть. Чтобы зажегся зеленый, нужно каждому составить предложение со словом светофор. Запишите свои предложения, выделите в них грамматическую основу. Охарактеризуйте звуковой состав слова светофор.

- После выполнения этого задания вперед вырвался троллейбус: у его пассажиров предложения оказались более интересными.

А теперь посмотрите в окошки. Как много людей на улицах. Все спешат по своим делам. И каждый соблюдает определенные правила. Идут только по тротуару. Только по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил, где ему вздумается:
Идёт по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

  • На светофоре красный свет,
    Для перехода нет пути,
    Сейчас никак нельзя идти!


  • Мне наплевать на красный свет!
    Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идёт

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

Где захочу, там перейду!
Шофер, гляди во все глаза:
Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза;

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофёр:

Мне наплевать на светофор!
И как попало ездить стал?

Ушёл бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал, как хотел?

Ходил бы каждый, как умел?

Да там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

(О. Бедарев «Если бы...»)

Ребята, посмотрите, кто нас встречает у Школы Дорожных наук-это дорожная азбука. А что она нам расскажет, давайте послушаем ( читается стихотворение).

-Ребята, а каким приёмом воспользовался автор, чтобы сочинить это стихотворение? (звукопись)

-А что изучает графика? А каллиграфия?

— Но вот, ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы Дорожных наук. («Школу» можно изобразить в виде рисунка на доске или стенгазеты с правилами дорожного движения). Но игра ещё не окончена. Сейчас вы сдадите экза­мен, выполнив самостоятельную работу по задани­ям на карточках:

Выполняется тест.

Итак, чем же мы занимались на уроке? (подводятся итоги).

Д/З:

  • Придумайте небольшой рассказ на одну из тем: «Знать и выполнять правила дорожного дви­жения должны взрослые и дети», «Когда пере­
    ходишь улицу, следи за сигналами светофора», «Выбирай самую безопасную дорогу в школу».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconКалендарно-тематическое планирование. 5 Класс учитель : Ларина Т. В
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного...
Целью семинара является обсуждение и проработка лучших мировых практик и современных моделей реализации проектного подхода в инженерном...
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев....
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconБарановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы...
Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, мхк) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни...
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок по теме: «Запятая», 5 класс. (русский язык и математика) Эпиграфы урока
Этот урок мы проводили в прошлом году на районном семинаре учителей русского языка и литературы, где я была гостем. А теперь на нашей...
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола»
Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы...
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок русского языка по теме «Словообразование глаголов»
Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского...
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального...
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок деловая игра по теме: "Площади плоских фигур". 8-й класс
Учитель: Засимова Татьяна Николаевна, моу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Климовск
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е. А. учитель русского и литературы iconКол-во уроков
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск