Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста





НазваниеНародные традиции в воспитании детей дошкольного возраста
страница1/5
Дата публикации23.06.2014
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
c:\users\user\desktop\газета\обложка.png

c:\users\user\desktop\документация\картинки\оформление\88.jpg

Уважаемые родители, педагоги!

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим…


Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов,   более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия - многонациональное государство. Перед нами  взрослыми  стоит  задача - познакомить  детей  с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом  расширить    их представлений о культуре русского народа;  формировать  у детей интерес к истории и народному творчеству;  развивать  эстетическое и нравственное восприятие мира; дать  детям  представление об устройстве  дома на Руси, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре,  о  русской национальной кухне. Каждый человек должен знать свою родословную, поэтому нам следует познакомить детей с тем, что такое генеологическое древо и как оно оформляется. Обязанность педагогов и родителей стоит в том, чтобы воспитать хорошего гражданина нашей Родины, который будет ее любить, беречь и защищать.
С уважением главный редактор

Т.А. Кыштымова

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Ифтоди В.И. Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста…………….4

  2. Синагулова А.С. Русские традиции и обряды………………………………………………...7

  3. Хавалкина Л.Л. Русский фольклор……………………………………………………………11

  4. Петрова Т.Ф. Игры народов мира……………………………………………………………..15

  5. Пивненко А.Г. Культура народа ханты……………………………………………………….18

  6. Андрощук С.Н. Народный танец………………………………………………………………20

  7. Шехова Р.Р. Сказки народов мира…………………………………………………………….22

  8. Кузнецова Н.И. Почему нужно уважать чужие ценности…………………………………..24

  9. Бутаева Т.А. Национальные различия………………………………………………………..26




НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение» не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, чтобы этого не произошло? Может оградить от сложностей окружающего мира, создать «мягкую» среду? Или, наоборот, пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось закалятся?

   Но, выход есть, он другой. Он состоит в том, чтобы с самого раннего детства научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т.е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос только в том, какими методами воспитывать духовность и нравственность. Многие наши известные педагоги, психологи, авторы многих методических пособий, такие как Скорлупова О.А., Князева О.Л., Маханева М.Д., Усова А.П., Тихеева, Кокуева Л.В., Доломанова Н.Н. и многие другие считают, что духовность и нравственность воспитывать необходимо через русские народные традиции, на материале истории нашего народа.

Цель такого воспитания - развитие нравственных качеств личности.

 Основные задачи - формирование духовно-нравственных чувств сопричастности к культурному наследию нашего народа.

 Какие же основные формы этой работы? К ним нужно отнести:

  • оформление в детском саду мини-музея (это наша русская изба - красна);

  • оформление детских выставок (детское творчество по мотивам народно-прикладного искусства очень ценно в воспитании нравственности, так как дети выражают своё отношение к культурному наследию).

Ведь всем известно, что детское творчество - главное средство и движущая сила развития личности.

  Также, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках  кратко и очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

illyustracii k skazkam 1 иллюстрации к сказкам и мультфильмам

   Следующая форма приобщения детей к культурному наследию - это праздники и праздничные посиделки. В такие праздники как «8 марта» и др. можно включать элементы народных песен, хороводы, частушки и т.п. В праздничные посиделки обязательно включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей, ребёнка со сверстником, решается задача создания эмоционального комфорта. Основная цель праздничных посиделок - это подготовка к празднику. На них разучиваются песни, хороводы, игры, изготавливаются совместно открытки-приглашения, подарки-сюрпризы. Важно, чтобы на посиделках был игровой персонаж: бабушка, дедушка, добрый молодец, девица - красавица или другие. Кроме того, ряженье участников посиделок повышает эмоциональный тонус детей.

  После праздников организуются итоговые беседы. Дети должны настоящий праздник сравнить с прошедшим, найти сходства и различия, особенно, если это праздники по народному календарю или обрядовые как «Масленица». Важно учить детей рассуждать, почему праздник отмечают в данное время, устанавливать зависимость народного праздника от сезонных изменений. Познавательные беседы развивают мышление детей, осмысленное восприятие событий. Всё это способствует нравственно-эстетическому воспитанию, а также развитию духовности ребёнка через культурное наследие нашего народа.
http://www.r-gorod.ru/wp-content/uploads/2011/03/maclenica.jpg

http://tsimonenko.ru/troica/images3/troica4.gif
  Следующая форма - посещение музеев, в данном случае историко - художественного или музея Янтаря, художественную Галерею и др. Такие экскурсии  являются  средством  развития  чувственного  восприятия современных предметов и старины, нравственного отношения к ним. Дети осознают понятия - «прошлое», «настоящее», «время». Кроме того, дети смогут приобщаться к таланту и мастерству предков, при этом воспитывается бережное отношение ко всему, что создавали и создают эти мастера.

  Мы должны помочь ребёнку осознать смысл и значение духовной и исторической ценности музейных экспонатов. В этой работе важна подготовка к посещению музеев, в какой форме будут изучаться экспонаты, продумываются задачи, как лучше подготовить детей к посещению. Лучше всего в этом поможет рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, познавательные беседы с детьми. После посещения музея, нужно создать условия для творческой деятельности, чтобы дети смогли из разных материалов изготовить понравившиеся предметы, отобразить в рисунках свои впечатления. Экскурсии в музей - это средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса, познавательной активности.


http://www.maaam.ru/upload/blogs/ec2589692573554521d2a9e0d7d86760.jpg.jpg
Целевые прогулки и экскурсии по улицам города способствуют тому, что ребёнок получает яркие представления о наблюдаемых объектах. Например, рассказывая о культурных сооружениях, необходимо представлять их как памятники, обращать внимание на купола, башни, украшения, мозаику и т.п.

Важны также объекты старинные и современные для сравнения. Если нет возможности рассмотреть объекты древнего города, можно использовать иллюстрации, фотографии, гравюры. Обязательно в беседе нужно уточнить знания детей об использовании в наше время традиций народного зодчества. Тогда дети научатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.
http://wiki.mininuniver.ru/images/thumb/e/eb/%d0%a0%d1%8b%d1%81%d0%b5%d0%b2_%d0%b8_%d0%92%d0%b4%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%bd.jpg/350px-%d0%a0%d1%8b%d1%81%d0%b5%d0%b2_%d0%b8_%d0%92%d0%b4%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%bd.jpghttp://t2.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcsobx2gbifpi4g56q2x74assb8rcc1z7cmqgnpuekvr5yi6nhpxda

В заключение хочется отметить немаловажную особенность, которая также связывает ребёнка с первых лет жизни - это язык своего народа, который ребёнок усваивает через народные песни, музыку, игры, народные игрушки, впечатления природы родного края, быт и обычаи людей. Через родную песню, сказку, игру, устно-словесное творчество, овладевая родным языком, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа.

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», говорил К.Д. Ушинский.
http://game-game-game.ru/uploads/images/7/a/4/4/1/5511cbbf7e.jpg
http://www.rosizo.ru/upload/iblock/a7c/a7c207988ae64c96e78413130cf1eebc.jpg

В.И. Ифтоди, воспитатель

Русские традиции и обряды

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Традиции народа – это, то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, традиции, а также обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.http://www.artcontext.info/components/com_joomgallery/img_pictures/__16/__52/kustodiev_25_20130227_1381231153.jpg

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла.

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.
Масленица

Конец февраля – начало марта. В Центральной России еще зима. Даже в солнечные дни еще по-зимнему холодно и именно в эти дни проходит в русских городах и деревнях веселый праздник – Масленица.

Прихода весны в России всегда ждали с большим нетерпением и радовались солнцу, теплу после холодной и долгой русской зимы. К этому празднику долго готовились: мыли полы, убирали комнаты, сжигали мусор. Во время праздника устраивали веселые игры, катались с гор, ходили в гости и, конечно, пекли блины. Почему именно блины? Потому что блин – круглый и румяный – по своей форме похож на солнце.http://viknaodessa.od.ua/photos/krepost/694.jpg

На празднике были популярны различные игры, соревнования, конкурсы и викторины. Вопросы задавали и серьезные, и шуточные. Кто отвечал на все вопросы, тот получал в награду приз: знаменитый тульский самовар или – живого петуха.

Масленицу праздновали семь дней. Масленицей называлось и чучело, которое делали из соломы, наряжали и возили с песнями на санях в первый день праздника. В последний день праздника соломенную Масленицу сжигали на костре.
Иван Купала

Иван Купала празднуется в ночь на 24 июня, накануне Рождества Иоанна Крестителя. Происхождение слова Купала до сих пор не вполне ясно. Скорее всего, оно является производным от глагола купать, так как в этот день был распространен обычай купаться или обливаться водой. Купалой называли также чучело, которое участвовало вместе с молодежью в празднике, после чего его топили или сжигали.http://img-fotki.yandex.ru/get/5304/santaoka.12/0_74316_23dec433_xl

Отличительной особенностью купальской обрядности было возжигание костров, вокруг которых с пением протяжных купальских песен водили хороводы. Весьма распространенный, хотя и не безопасный смысл: от высоты прыжка зависела высота хлебов; кроме того, высота прыжка обеспечивала удачу в будущем.

Собранным в купальскую ночь травам приписывалась целительная сила. Сбором волшебных трав занимались не только колдуны и ворожеи, но и обычные люди. Это считалось делом крайне опасным, так как в купальскую ночь нечистая сила, всякая лесная нечисть ведет себя активно и всячески вредит человеку.

Больше всего легенд, приуроченных к купальской ночи, связано с папоротником, который, как считалось, цветет только одно мгновенье и именно в эту ночь. Человеку, решившему пойти на поиск цветка папоротника, приходилось пережить многие ужасы и страхи, но зато тот, кому удавалось заполучить цветок, становился богатым и удачливым.

Иван Купала, приуроченный к дням летнего солнцестояния, был последним большим праздником, связанным с ростом и расцветанием растительности. После него начиналась летняя страда, и даты, которые отмечались народом в этот период, посвящались уже теперь новому урожаю.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconИли задание
Общая теория и современные технологии физического воспитания, Физическая культура детей раннего и дошкольного возраста, Физическая...
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология «учение через обучение» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconГодовой план работы на 2013-2014 учебный год Составила
Использование инновационных педагогических технологий в рамках Стратегии развития образования рт в полноценном воспитании детей дошкольного...
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconМетодическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств...
Учебно-тематические планы семинарских занятий (3-й семестр) с. 17-22
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconГендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Активизация словаря: одежда для мальчиков: рубашка, брюки, носки, ботинки; одежда для девочек: платье, бант, туфли
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста icon«реализация гендерного подхода в воспитании, развитии и обучении...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconПреодоление нарушений звукопроизношния у детей
Об утверждении Положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную...
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconТеоретические аспекты развития памяти у детей дошкольного возраста
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста icon«Реализация здоровьесберегающих технологий посредством экологического...
Нижегородской области. Знакомство с системой всеобщего комплексного экологического образования начинается с дошкольного возраста...
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconПрограмма коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах...
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами здоровья и является одной из составляющих...
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Подсолнушек»является звеном муниципальной системы образования Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, обеспечивающим...
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconЗначение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического...
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У детей младшего возраста упражнения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей – преобладает слово или слово сочетается...
Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск