Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений





Скачать 480.74 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений
страница1/3
Дата публикации20.09.2013
Размер480.74 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Информатика > Методическая разработка
  1   2   3
Шишкина Марина Евгеньевна

Методическая разработка

«Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
для дошкольных учреждений

общеразвивающего вида

Пояснительная записка
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая предъявляет соответственно и новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных, а расширению их возможностей, интеграции.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в различных аспектах. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимосвязи и взаимодополняемости которая, ведет к количественным и качественным изменениям.

Средства обучения- это те материалы, с помощью которых педагог осуществляет свое обучающее воздействие на детей. К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые, используются при решении педагогических задач.

Известно, что социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. С развитием науки, совершенствованием технических средств, объемом информации, информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, поэтому все более популярным становится использование в обучении современных технических средств- интерактивной доски. Интерактивная доска - одна из средств ИКТ. Она позволяет не только комментировать материал, но и вводить дополнительную информацию посредством электронных маркеров, что немаловажно в работе с дошкольниками. Практика использования интерактивной доски в образовательном процессе показывает, что это инструментальное техническое средство предоставляет «уникальную возможность за счет сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности повысить эффективность урока, познавательную активность школьников, мотивацию педагогов к повышению уровня педагогического мастерства»

Интеграция традиционных и современных средств обучения, в частности, использование в образовательном процессе интерактивной доски, это не дань моде, а реалии тех тенденций, происходящих в современном обществе. Оценка новых и необычных средств у педагогов, достаточно неоднозначна: от восторженных и безаппеляционных заявлений об идеальности использования в любом возрасте, в любом виде деятельности, до полного отрицания, как не приносящих высокой результативности, бесполезности, а то и вовсе недопустимости в образовательный процесс.

Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Стоит напомнить, что Концепция программированного обучения разрабатывалась еще в 60-е годы прошлого века. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в процесс обучения дошкольников. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности внедрения и использования новых средств в практическую деятельность. Что такое интерактивная доска ? Интерактивная доска –это элемент системы, который состоит из собственно доски, компьютера и мультимедийного проектора. Такая система позволяет включить в образовательный процесс простую школьную доску с возможностями самых современных компьютерных технологий, управлять которой можно пальцами или стикером. На интерактивной доске можно работать так же, как с дисплеем компьютера, не ней можно писать или рисовать как на обычной, поверх любых приложений. Для этого достаточно взять маркер из лотка. Вместе с детьми можно придумать мультфильм и тут же увидеть результат задумки. Интерактивная доска обладает разными возможностями, все зависит от желания и творчества самого педагога.

Наше дошкольное учреждение № 1266 СВОУО является учреждением компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Именно по программе поддержки таких детей мы получили для работы интерактивные доски, поэтому возник вопрос о возможностях их использования в детском саду. Появление в нашем дошкольном учреждении интерактивной доски позволило достичь нового педагогического эффекта. На ряду с традиционными средствами обучения в своей работе мы используем и современные средства обучения- ИКТ, которые дают возможность для интенсификации образовательного процесса и обеспечивают: незамедлительную связь, визуализацию информации, компактность хранения, мобильность, возможность оперативного внесения изменений и дополнений(например: функция умное перо),осуществлять контроль знаний. Материал дается небольшими фрагментами в сюжетной, занимательной форме.

Свою работу мы начали с внедрения ИКТ в ознакомлении дошкольников с социальным миром. Область нашего интереса- мир профессий. Еще Р.И.Жуковская считала, с малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям с значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде. При этом важно акцентировать внимание детей на таких видах труда, которые дают возможность показать главное в содержании и способах трудовой деятельности людей, не требуя значительного расширения круга детских представлений. Знакомя детей с трудом взрослых, необходимо говорить и о самом труженике. Практика показывает, что если дошкольнику специально не рассказывают о человеке - труженике, он самостоятельно, наблюдая за трудом, не извлекает необходимую информацию. Воспитание положительного отношения к трудящемуся формирует моральные и нравственные представления дошкольника, его идеалы. При этом педагогу важно обращать внимание воспитанников на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброту, отзывчивость, жизнерадостность. Вызвав и поддержав у ребенка интерес к человеку-труженику, мы создадим хорошую эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду.

Согласно концепции социального развития С.А . Козловой, показателем социализированности личности является ее обращенность на других людей и на себя. Через обращенность на другого человека происходит самоутверждение, развивается самосознание и самооценка. Оценивая свои возможности, человек учиться самореализовываться для того, чтобы успешно жить среди других и эффективно развиваться как личность творческая, уникальная. Ориентация на личность взрослого предусматривает наличие какого-либо предмета, морального и нравственного эталона, образца для подражания. Формируясь под влиянием общественного мнения, определяясь идеологией того или иного исторического периода, каждая эпоха создает свой идеальный образ, в котором воплощаются наиболее ценные и значимые черты человека.

Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном ее использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие. Поэтому важно в самом начале дать пример для подражания. Таким примером может стать работник какой-нибудь конкретной профессии. Дети старшего дошкольного возраста интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы.

К сожалению, за последние годы у детей значительно упал интерес к человеку-труженнику, как к творческой, созидающей личности. Высокие профессиональные качества как ценностные ориентиры уступают место потребительству и материальному благополучию. Поэтому мы поставили перед собой задачу:

-развивать у ребенка интерес к многообразию профессий, ориентировать его на выбор профессии в соответствии со своими интересами. Важно показать необходимость такого выбора как средства в будущем, возможности приносить радость и пользу другим.

С 2008 года наше учреждение находится в сетевом взаимодействии с ресурсным центром «Воспитание ценностных ориентиров» пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» под руководством С.А. Козловой. В рамках проекта мы разработали серию занятий, посвященных таким профессиям, как военнослужащий, геолог, артист и др., серию занятий по ознакомлению с устным народным творчеством. Целью нашей работы являлось развитие познавательного интереса к миру профессий, демонстрация эволюции профессий в зависимости от удовлетворения потребностей человека. Занятия разработаны с использованием интерактивной доски и мультимедийного комплекса на основе сюжетной линии в интеграции с традиционными средствами: занимательными заданиями, включением во взаимодействие присутствующих взрослых, сменой различных видов деятельности и тд.

С сентября 2010 года на базе нашего учреждения была открыта городская экспериментальная площадка «ИКТ в системе дошкольного образования» под руководством С.В. Кожокарь. В экспериментальном режиме нами были разработаны конспекты познавательных занятий, игр-путешествий и интерактивных сказок ; сценарии праздников, досугов и развлечений с использованием интерактивной доски:«Урок в школе дорожных наук», «Вовка Торопыжкин в Стране невыученных дорожных знаков», «О спорт, ты- мир!» и др. Материал прошел апробацию на различных международных, городских, окружных мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства.

Мы понимаем, что с помощью интерактивной доски достаточно трудно развивать продуктивное мышление, но она способствует развитию образного мышления, нельзя тренировать ЗУН, развивать эмоциональную сферу. Знания, переданные только через технические средства, являются формализованными, возникает дефицит общения и эмоциональности.

Наш опыт работы в режиме эксперимента показал, что разумное сочетание традиционных и современных средств позволяет сделать обучение более ярким, увлекательным не только для дошкольников, но и творческих педагогов. А именно :

-осуществить индивидуальный подход к ребенку и дифференцировать процесс обучения;

-контролировать выполнение задания с диагностикой ошибок и обратной связью;

-обеспечить самоконтроль и коррекцию познавательной деятельности;

-моделировать, имитировать процессы, явления;

-повысить интерес к процессу обучения, используя игровые занимательные ситуации и тд.

Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование интерактивной доски позволит модернизировать УВП, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность. Интеграция традиционных и современных средств обучения в ознакомлении дошкольников с профессиями даст возможность понять детям, что ненужных профессий не существует, а выбор профессии это ответственное дело, от которого зависит многое в жизни. И не важно, кем в будущем станут наши воспитанники, главное, чтобы они стали мастерами своего дела.

Северо-Восточное окружное управление образования

г. Москва

Конспект

интегрированного занятия для детей

старшего дошкольного возраста

Тема:

«Есть такая профессия - Родину защищать!»

Старший воспитатель ГБОУ д/с № 1266

Шишкина М.Е
«Есть такая профессия - Родину защищать»
Цель: Использование ИКТ в ознакомление дошкольников с социальной действительностью.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

закрепить знания детей об эволюции профессии военнослужащий, родах войск, учить работать на интерактивной доске, формировать представления детей об особенностях воинской службы, пополнить и активизировать словарный запас.

Воспитательные задачи:

- учить согласовывать свою деятельность с другими детьми, воспитывать доброжелательные взаимоотношения, воспитывать чувство гордости за свою армию, чувства уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них, воспитывать у детей интерес к истории страны.

Развивающие задачи:

-развивать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, логическое мышление, формировать познавательный интерес.

Оборудование: интерактивная доска, проекторы, мультимедийный экран, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, конверты с заданием, ткань белая 30Х30, нитки, счетные палочки, атрибуты для игры.

Подготовительная работа: участие в межмузейном семейном проекте « Игра в прятки или в поисках музейных невидимок»(музей «Бородинская панорама»,музей истории танка Т-34»), подготовка выставки « Есть такая профессия- Родину защищать», Чтение художественной литературы, изготовление поделок на занятиях по ручному труду, встречи с представителями профессии.
ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята мы с вами говорили на занятиях о людях разных профессий. Профессий очень много- тысячи! Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особенно ценят и уважают. Один день в году считается для таких профессий праздником.

-Вспомните, какие профессиональные праздники вы знаете?

Ответ детей: День милиции, День учителя и тд.

Воспитатель: Все профессии нужны, все профессии важны. Но сегодня ,наше занятие будет посвящено одной самой героической, уважаемой и нужной. Профессии - военнослужащий. Ребята, кто такой военнослужащий?

Ответ детей: человек, состоящий на службе в армии и тд.

Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать военнослужащий?

Ответ детей: мужественный , смелый, умный и тд.

Сюрпризный момент: Видеописьмо из армии

Воспитатель: Ребята, у нас есть видеописьмо из армии. Давайте посмотрим?

видеописьмо

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? Тогда занимайте места.Готовы? Тогда вызываем Любознайку.

На экране мальчик Любознайка рассказывает о создании армии.

Игра-путешествие " Машина времени" ИКТ .

Воспитатель: Подойди к столу с подсказками и найди нужную нам букву. (Ребята, правильно Варя выбрала букву?) Мы нашли с вами только одну букву, но где искать другие? Я не знаю! Нам нужна помощь. Давайте пошлем письмо Мудрой Сове. Пока мы ждем ответа, предлагаю поиграть.

Я буду командующим армии, в которой будут танкисты, летчики, моряки. Командиров я назначу, а все другие ребята наденут специальный опознавательный знак войск, который достанут из ящика.
Дети делятся на группы по опознавательным знакам : танкисты, летчики, моряки.
Воспитатель: Все готовы? Тогда займите свои места, посмотрев на опознавательные знаки.

Ребята, вы сказали, что военный должен быть внимательным. Давайте проверим, а вы внимательные? Я вам покажу символы вашей команды, вы должны запомнить и выложить по памяти всей командой из счетных палочек (самолет, танк, корабль)

Работа на интерактивной доске.

- У меня для вас есть пакеты с секретным заданием. У каждой команды свое задание, о котором вы нам потом расскажете. Открывайте конверты, внимательно рассмотрите и выполняете все вместе. " Один в поле - не воин"

Задания: лабиринты

Самостоятельная деятельность за столами.

-Выполнили задание? Выходите к доске, расскажите о нем, а мы проверим, правильно ли оно выполнено.

Проверка задания на интерактивной доске.

Воспитатель: Военный должен быть сильным и крепким.

Физкультминутка. «Мы шагаем на парад»

Воспитатель: Есть у меня еще одна игра. Называется " Найди лишнее" Поиграем?

Десантник, моряк, танкист, пограничник, тракторист.

танк, самолет, автобус, вертолет.

рядовой, летчик, генерал, лейтенант.

Воспитатель: Ребята, перед вами великие воины и полководцы. Посмотрите внимательно и назовите кто это? Сначала вы называете, а затем подходите и нажав на картинку проверите свой ответ.

Ребята, нам пришел ответ от Мудрой Совы.

Интерактивная доска (слово ИГРА)

Ребята, у нас только две буквы и сложить слово пока не сможем.

Сюрпризный момент «Космонавты»

Воспитатель: Найдите нужную букву. Давайте посмотрим, какое слово можно выложите на магнитной доске.

Работа на магнитной доске.

Слово МИР.

Воспитатель: Да, ребята, военные, как и все люди, мечтают о мире. Что является символом мира? Ребята, какой праздник мы отмечали 4 ноября мы отмечали ? 7 ноября состоялся праздничный парад на Красной площади, 18 ноября будет отмечаться День артиллерии и ракетных войск ,а в мае мы будем праздновать 65- годовщину Победы в ВОВ. На праздник принято готовить подарки. Пройдите на свои месте. Мы сделаем голубей и подарим нашим гостям, как символ мира.

Видеопрезентация в память о защитниках Отечества.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас в гостях, выпускник нашего детского сада, Степан Максимов. Степа курсант кадетского корпуса. Мы гордимся тем, что он выбрал профессию военнослужащего.

Степе только предстоит встать на защиту нашей Родины. А у нас сегодня в гостях ветеран ВОВ Васильева Тамара Алексеевна .Давайте все вместе скажем большое спасибо за то, что мы живем в мире и подарим альбом с рисунками, который мы приготовили.

Степа, для тебя у нас тоже подарок. Есть поговорка"Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом" Мы тебе желаем, чтобы твои желания исполнились и дарим на память книгу «О русских полководцах.»Мы приглашаем наших гостей в группу, где вы сможете задать им свои вопросы.

Северо-Восточное окружное управление образования

г. Москва

Конспект

интерактивной сказки – игры занятия для детей

старшего дошкольного возраста

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconГендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Активизация словаря: одежда для мальчиков: рубашка, брюки, носки, ботинки; одежда для девочек: платье, бант, туфли
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология «учение через обучение» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconКонспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-го класса
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconМетодическая разработка Тема: «Интернет зависимость или вред от социальных сетей»
Классный час по профилактике Интернет-зависимости среди детей старшего подросткового возраста
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconВыступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город...
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconФормирование художественного творчества и ручной умелости у детей...
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №2 «Экзантемы у новорожденных, детей грудного, младшего и старшего возраста. Дифференциальная диагностика аллергических и инфекционных...
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconМетодическая разработка конспекта на межмуниципальный семинар «Духовно-нравственное...
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconНод по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Углубить знания детей о цирке, о животных, их повадках, вызывая интерес и желание посетить цирковое представление
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участники проекта: дети младшего, старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители дошкольных групп, старший воспитатель, заведующий,...
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconАналитическая записка
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconМетодическая разработка урока развития речи в 5 классе
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка...
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconПротокол от 30. 05. 2013 №6 Заведующий мбдоу
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Методическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» для дошкольных учреждений iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск