Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К





Скачать 380.12 Kb.
НазваниеПрограмма коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К
страница1/4
Дата публикации22.07.2014
Размер380.12 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Астрономия > Программа
  1   2   3   4


Голубева Н.В., Каменева Т.Е. «Серебряный колокольчик» программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования).

Консультант: Волкова В.К.

Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук
Рецензент: Гребенкина Н.В.

кандидат педагогических наук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами здоровья и является одной из составляющих комплекса лечебной педагогики*1 в условиях детского специализированного учреждения. В ней рассматривается новый подход к проблеме оздоровления детей средствами музыки, в частности, детского оркестрового музицирования.

Актуальность программы обусловлена, во-первых, возможностью предоставления ребенку соответствующих условий для удовлетворения разнообразных интересов, склонностей, развития творческих способностей. Во-вторых, решением поставленной Министерством образования Российской Федерации задачи необходимости установления преемственности содержания дошкольного и школьного образования (в связи с подготовкой перехода школы на 12-летнее обучение). Отмечено, что в настоящее время создалась неправомерная диспропорция, выраженная в преобладании познавательного развития над художественно-эстетическим, социально-личностным и физическим.

1Здесь и далее означает см. словарь специальных терминов на стр.

1

Игра на музыкальных инструментах представляет собой действенное психокоррекционное средство, направленное на стабилизацию эмоционального состояния, нормализацию нарушенного биоритма, мелкой моторики, коммуникативных способностей и др.

В групповой игре на музыкальных и ритмических инструментах реализуются творческие возможности каждого ребенка, независимо от уровня общего развития, музыкальных способностей, характера заболевания.

Элементарному музицированию по своей эмоциональности, богатству фантазии, творческому многообразию, выбору инструментов нет равноценной замены. Успехи ребенка в области элементарной инструментальной импровизации обусловливаются соответствующим выбором инструментов с учетом индивидуальных, психических и соматических возможностей каждого. Вместе с тем, неудачно подобранный музыкальный материал, не трогающий душу, не способствующий развитию детской фантазии, а также завышенная сложность и т.п., могут привести ребенка к неуспеху, занижению самооценки. Поэтому подбор материала требует от педагога эрудиции, художественного вкуса, интеллекта и тонкого педагогического чутья.

Детям, имеющим особенности развития (речевые и поведенческие нарушения, двигательную ограниченность, личностные проблемы, хронические заболевания и др.), коллективное музицирование помогает стабилизировать положительный эмоциональный фон, преодолеть в себе комплексы, неуверенность, приобрести социальный опыт, реализовать свои творческие возможности. Через использование фольклорного репертуара, небольших пьес современных авторов у ребенка развивается нравственный и духовный потенциал, художественный вкус.

В настоящее время накоплена достаточно большая информация о лечебно-воспитательных возможностях и опыте применения инструментальной игры в лечении заикания и других речевых нарушений у детей. Каждая, даже самая простая, манипуляция с каким-либо из инструментов Орфа непосредственно стимулирует область точной моторики и импульсы реакции переносятся на моторику органов речи. Возможность стимулировать коррекционную работу зависит, прежде всего, от «режиссуры» педагога, а также от мотивационной направленности «разыгрывания» речи с помощью инструментальной игры (ритмическая декламация, рассказ, сценка, диалог и т.д.).

Ребенку дошкольного возраста свойственно увлечение ярким, необычным, каковым и является детский инструментарий К. Орфа.

2

Различные по размеру, форме, звучанию инструменты - штабшпили (металлофоны, ксилофоны, глекеншпили*), треугольники, коробочки, рубеля, бубенчики и др. без какой-либо дополнительной мотивации со стороны взрослого привлекают к себе детей. При наличии детского Орф-оркестра, набора русских народных инструментов, а также педагога, владеющего методом элементарного музицирования, может быть успешно решена проблема оздоровления ребенка.

В свете лечебной педагогики коллективное музици-
рование является еще и фактором предупреждения
различных отклонений развития ребенка:
психологи-
ческих, двигательных, эмоциональных,
коммуникативных и др. Для определенной части детей
инструментальная игра является средством вовлечения в
посильную деятельность, а для кого-то - одной из воз-
можностей яркого проявления и дальнейшего развития
индивидуальных способностей.

Знакомство с научной, специальной литературой, с опубликованными пособиями по обучению игре на детских музыкальных инструментах

(Н.Г. Кононова, С. Бублей, Н.А. Ветлугина, Е. Туманян, Л.Р. Меркулова и др.) не дало основания судить о сколь-либо серьезном, глубоком внимании к детской инструментальной игре, как педагогическому средству, способствующему не только развитию эстетического, художественного вкуса, творческих способностей, но и как к коррекционно-развивающему, оздоравливающему методу. В настоящее время нами не выявлено подобных программ. Встречаются отдельные методические рекомендации, составительские сборники с музыкальным материалом, публикации из опыта работы. Таким образом, данная программа является востребованной.

«Серебряный колокольчик» используется в комплексе медико-психолого-педагогической реабилитации и предлагает оздоровительную работу в форме музицирования на детских музыкальных инструментах (Орф-оркестр) с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В рамках данной программы отражена преемственность в использовании музыкально-педагогической концепции К. Орфа, метода элементарного музицирования Л.В. Виноградова, приемов народной педагогики. Ведущими принципами в организации детской инструментальной игры явились:

креативность - сотворчество взрослого и ребенка, уважение личности ребенка, предоставление ему права выбора, форм самореализации; развитие чувства собственного достоинства;

3

синкретичность - синтез музыки, движения, слова, где каждый имеет возможность реализовать себя по способностям, возможностям, здоровью;

оздоровление - реализация лечебно-оздоровительного действия через обращение к формам народного музицирования: вокального, инструментального; формирование здоровьесберегающей мотивации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для коррекции развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и является одним из средств художественно-эстетического, и интеллектуального развития. Художественное самовыражение детей в форме коллективного музицирования может рассматриваться как значимый психотерапевтический и психокоррекционный фактор, помогающий восстановить эмоциональное равновесие, свести к минимуму или устранить имеющиеся нарушения развития.

Программа имеет объяснительную записку с обоснованием актуальности, связанной с расширением художественно-эстетических технологий в комплексе лечебной педагогики. Содержание разработано в соответствии с педагогической концепцией К. Орфа - креативностью, синкретичностью и отражает потребность реабилитационных и оздоровительных учреждений в обновлении содержания музыкального воспитания и образования. Программа может применяться в учреждениях аналогичного профиля, детских домах творчества, музыкальных студиях и кружках в общеобразовательных школах (начальная ступень), учреждениях дополнительного образования.

При определении целей и задач мы руководствовались двумя подходами. Первый - практические шаги, направленные на оздоровление и коррекцию развития ребенка. Второй подход - развитие музыкальных способностей и эмоционально-образного восприятия. Цели и задачи занятий (уроков) дополняются и корректируются педагогом, исходя из запросов психолога, логопеда, врача, родителей. Преследуя цель развития и оздоровления ребенка, программа представляет собой четкую последовательность педагогических действий, направленных на обучение детей игре на музыкальных инструментах. Отмечена преемственность в методах и принципах организации инструментальной игры детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Важным обстоятельством является то, что предметы игровой деятельности (музыкальные инструменты, различный дидактический

материал) являются для ребенка важными «партнерами» коммуникации и позволяют ему теснее, эффективнее установить контакт с педагогом и сверстниками. При обучении игре на музыкальных инструментах комплексно используются и другие виды детской музыкальной деятельности - восприятие, пение, движение под музыку. Широкая тематика курса, от игр со звуком - до игр с движениями, способствует реализации поставленных задач. Практический материал содержит инструментальные, двигательные, песенные упражнения и игры, способствующие развитию музыкальных способностей, ансамблевого чувства, мелкой моторики, координации движений, коммуникативных способностей и т.д.

Эффективность программы будет оцениваться по социально-педагогическому критерию, а также критериям эмоционального и общедвигательного развития, успешности музыкальной деятельности. Диагностический комплекс, разработанный Н.В. Голубевой, позволит проследить динамику развития ребенка, которая в дальнейшем должна быть подтверждена удовлетворительной адаптацией, улучшением эмоционального состояния, развитием моторных функций, успехами в музыкальной деятельности.

В разделе «Предполагаемые результаты работы по программе» прогнозируются конечные результаты по всем критериям. Для их эффективного достижения предложен перечень материально-технического и методического обеспечения.

Для удобства использования программы специалистами, незнакомыми с методом элементарного музицирования, введен словарь специальных терминов, позволяющий лучше понять и на практике применять этот метод. Кроме этого, список литературы позволит расширить специальные знания по названной проблеме и поможет применять их в работе.

Цель программы:

Оптимизировать процесс комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации путем формирования положительных эмоций, создания благоприятных условий для творческого, личностного развития ребенка средствами музыки (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), построения преемственности в подходах, программах дошкольного образования и начальной школы.

Задачи программы:

- достижение оздоровительного эффекта педагогическими методами и приемами обучения детей игре на музыкальных инструментах;

- коррекция нарушений со стороны нервной системы, речи, органов дыхания; 5

- развитие в рамках оркестрового музицирования эмоционально-образного восприятия, моторной сферы, музыкальных способностей; - обучение разнообразным приемам игры на мелодических (металлофоны, ксилофоны, блокфлейта, цимбалы и др.) и ритмических инструментах (ложки, трещотка, рубель, реко-реко, блоктроммель и др.).

Основными критериями отбора инструментов для коллективного музицирования являются: чистый благозвучный строй, простота, доступность и удобство в обращении с инструментами. В качестве основного музыкального материала используется детский российский и зарубежный фольклор, элементарные стихотворные и песенные тексты, современные ритмы и мелодии, близкие мировосприятию ребенка. Музицирование основано на мелодическом варьировании 2-х - 3-х звуков, пентатоническом ряду, остинато, простейших бурдонах,* что в целом, в состоянии освоить любой ребенок.

Педагогическая эффективность занятий заключается в укреплении адаптивных свойств организма ребенка, в развитии творческого потенциала. Эффективность программы будет оцениваться по положительным данным диагностики, педагогическим наблюдениям, при сопоставлении с данными психолога.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

процесса

Реализации поставленных задач будут способствовать следующие формы и методы:

Формы - коллективная (6-10 чел.), подгрупповая (2-4 чел.) и индивидуальная, предполагающая сольное исполнение.

Наглядные методы - наблюдение, применение ритмических и графических таблиц, карт настроения и др.

Практические: игровой метод, как ведущий в овладении приемами инструментальной игры (касание, удар, скольжение, встряхивание); упражнение - дидактическая форма, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных и оздоровительных задач в освоении коллективной и индивидуальной игры (развитие координации движений, ансамблевого чувства, понимание дирижерского жеста, одновременного начала и окончания исполнения, умение слушать и слышать, выделять, запоминать и т.д.); моделирование - процесс создания элементарных ритмических, мелодических, графических, звуковых моделей в групповом и индивидуальном решении.

Словесные методы: рассказ, беседа - направлены на коррекцию и совершенствование умственно-речевых умений детей.

Приемы - мышечная релаксация, двигательное расслабление, психогимнастика, элементы музыкотерапии.

Формы организации - 2 урока в неделю (младший школьный возраст); выступление оркестрантов друг перед другом, сверстниками из своей и других групп, классов, перед родителями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМ
Знакомство с инструментами: шумовыми (шеркунки, свистульки), ритмическими (клавесы, бубны, барабаны, ложки, треугольник, трещотка, тарелка, колокольчик, погремушки, кастаньеты), мелодическими (дудочка, блокфлейта, штабшпили - металлофон, ксилофон); упражнения и игры, направленные на активное освоение детских музыкальных инструментов, участие детей в создании элементарной музыки, расширение сферы моторных действий, совершенствование речи, дыхания, коммуникативных навыков.

Репертуар: «Дождик» р.н., мод. С. Черноскутовой, «Что под платком?», «Игра с инструментами», «Зеркальное отражение», «Концерт», «Спящий бубен», «Слушай и беги», «Тихо и громко» Д.Бин, А. Оулдфилд, «Игра с инструментами» («Волшебная дудочка»).

Игры со звуком (В. Келлер), направленные на самостоятельный поиск звукоизвлечений, освоение ритмических и звуковых партитур: упражнения и игры, направленные на развитие тембрового слуха, сенсорное развитие, музыкальное творчество.

Репертуар: «Кто-то в домике живет», «Утренние звуки» сл. Э. Фарджен, «Звездное небо», «Зимние забавы» мод. Т.Тютюнниковой , «Звуковая мозаика», «Угадай, откуда звук» И. Бурсов.

Использование звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы): подготовительная фаза к инструментальной игре на инструментах Орф-оркестра. Эффективный вид творческой деятельности, выраженный в различных ритмических и звуковых модификациях. Их использование позволяет развивать акустическую, ритмическую, моторную, тактильную и визуальную восприимчивость. При чередовании состояний напряжения и расслабления при «телесной игре» поддерживается психическая и соматическая стабильность (3. Матейова).*

Репертуар: «Ладушки», «Три-та-та» р.н.м. (С. Черноскутова «Народный календарь и дети»), «Дождик с ладошками» югосл. нар.мел, «Всяк играет и поет», «Эхо» С.Сломивица, «Хлоп,хлоп», «Раз, два, три, ну-ка, повтори» мод. Т.Тютюнниковой.

  • Развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства - игры-импровизации с пением, звучащими жестами, инструментами.

  • Игра на 1-3-х звуках; освоение бурдонов, остинато в качестве сопровождения на штабшпилях: инструментальные мелодические и ритмические модели, способствующие формированию элементарных навыков музицирования на Орф-инструментах.

Репертуар: «Дождик» р.н., «Сорока» р.н., «Зайчик» р.н., «Два кота» р.н., упр. «Совершенно непонятно», «Осенняя гамма», «Три пингвина» сл. А.Милна, «Аннушка» чеш.нар. танец, «Осинка», «Пляшут зайцы», «Веселые мыши» сл. В.Друза, «Луноход» муз. А.Перцовской мод. Т.Тютюнниковой.

Пальчиковые игры и игры с клавесами: речевые, песенные модели (от образа, созданного пальцами - к ролевой игре - драматизации), развивающие координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление.

Репертуар: «Одевание пальчиков», «Дружные пальчики», «Гости», «Вьюги», «Зима», мод. И. Сафаровой, «Игры с клавесами» X. Мауте, «Птички», «Домик», «Паучок», «Хоровод» мод. М. Пинской, «Марьино окошко» мод. Н.Голубевой.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучать детей владению интонационными возможностями голоса в рамках элементарного музицирования, в триединстве музыки – движения...
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Годовой календарный учебный график муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного...
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconАнализ деятельности детского сада учреждения информационная справка...
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconГодовой календарный учебный график Муниципального образовательного...
Годовой календарный учебный график Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconАнализ деятельности мбоу для детей дошкольного и младшего школьного...
Мбоу для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Октябрьская начальная школа – детский сад»
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconДоклад «О состоянии и перспективах работы Прогимназии №131 в 2008 2009 годах»
Прогимназия №131, Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (детский начальная...
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconПриказ №01-10/77 от 24. 01. 2009г. Одобрено трудовым коллективом...
Моку для детей дошкольного и младшего школьного возраста Савинской начальной школы- детского сада д. Каравайково Лузского района
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconГодовой календарный учебный график
Муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста городского округа Саранск...
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconПубличный доклад
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом, типом и видом образовательного учреждения Муниципальное...
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconКонспект доминантного занятия по обучению детей игре на детских музыкальных...
Познакомить детей с новым музыкальным инструментом — скрипкой. Учить определять тембр музыкальных инструментов, подбирать их для...
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Внедрение в учебно-воспитательный процесс новейших развивающих педагогических форм обучения, направленных на активную творческую...
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconУчебно-методический комплекс для студентов рабочая программа дисциплины...
Содержание: умк по дисциплине «Психология детей младшего школьного возраста» для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое...
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Проблемно-ориентированный анализ результатов деятельности 10 образовательной системы школы
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Николашкинская начальная школа –...
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К iconРазвитие интонации у детей младшего школьного возраста в классе сольного пения
Теоретический анализ развития интонации и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Консультант: Волкова В. К icon№952 от 23. 01. 2009года – имеет право осуществления образовательной...
Полное наименование учреждения в соответствии с уставом: Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск