Уроке русского языка. Задачи





Скачать 45.33 Kb.
НазваниеУроке русского языка. Задачи
Дата публикации12.07.2014
Размер45.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе (программа «Школа 2100»).


Учитель Казаченко С.А.
В данной методической разработке представлен урок – проблематизация по типу подготовленной письменной дискуссии» по теме: «Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом и».
Цель: Познакомить детей с одним из видов письменной дискуссии на уроке русского языка.

Задачи: 1.Учебные: познакомить с постановкой запятой в предложении с повторяющимся союзом и.

2.Образовательные: развить умение слушать себя и других, обучение умению фиксировать свою точку зрения, развить умение обсуждать имеющиеся версии.

Предыстория: Это второй урок по теме: «Однородные члены предложения». Целью первого было: сформировать представление детей об однородных членах предложения и о постановке запятой в таких предложениях. Минут за 10- 15 до конца урока учитель раздаёт листы и предлагает задание:

-Ребята, ваша задача расставить запятые в предложениях так, как вы считаете нужным, и объяснить, почему вы поставили запятую именно в этом месте. «Ловушки» здесь нет: запятая обязательно должна быть в одном из предложений.

Лист с заданием:

Предложение Объяснение


1.Мороз щиплет уши и лицо. ……………………
2.Мороз щиплет и уши и лицо. ……………………
Эти листочки учитель собирает, читает и группирует детские версии, готовясь к следующему уроку.

На следующий день перед уроком на доске фиксируется задание и все версии учеников

(в порядке от неправильной к правильной).

Мороз щиплет уши и лицо.

1.Надо ставить запятую, т.к. лучше звучит.

2.Всё нормально без запятой.

3.Ставить запятую, т.к. идёт перечисление.

4.Не нужно ставить запятую, т.к. стоит союз и.

Мороз щиплет и уши и лицо.

1.Не надо ставить запятую, т. к. нет перечисления.

2.Не надо, т.к. тоже союз и.

3.Не надо ставить запятую, т. к. союз и повторяется.

4.Надо ставить запятую, т.к. союз и повторяется.

Ход урока


Урок начинается с напоминания пунктуационной задачи, поставленной на прошлом уроке. Дальше начинается обсуждение версий по первому предложению: «Мороз щиплет уши и лицо».

У: Итак, ребята, первая версия: «Надо ставить запятую, т. к. лучше звучит». Что значит «лучше звучит»?

Д: Интереснее, красивее.

У: А как это доказать? (дети затрудняются)

У: А для меня, например, лучше звучит без запятой (некоторые дети того же мнения).

Д: Кому-то лучше звучит с запятой, а кому-то без, поэтому это мнение без доказательств.

У: Значит, подходит нам эта версия или нет?

Д: Нет.

Учитель вычёркивает эту версию.

У: Вторая версия: « Всё нормально без запятой». Что здесь можете сказать?

Д: Это то же, что и первая, она нам не подходит (вычёркиваем).

У: Переходим к третьей версии: «Ставить запятую, т. к. идёт перечисление». Ребята, есть здесь перечисление? (Да ) В каких предложениях есть интонация перечисления?

Д: В предложениях с однородными членами.

У: Какие признаки у однородных членов предложения?

Д: 1.Относятся к одному слову в предложении.

2.Отвечают на один вопрос.

3.Обычно бывают одной части речи.

У: Есть ли в предложении однородные члены предложения? Докажите.

Д: Есть, «лицо и уши», щиплет что?- лицо, что?- уши.

У: Ребята, так нужно ли между ними ставить запятую?

Д: Нет, т.к. между ними стоит союз и.

У: И у нас осталась последняя версия, к которой мы пришли, обсуждая третью версию: «Не нужно ставить запятую, т. к. стоит союз и». Итак, ребята, если между двумя однородными членами предложения стоит одиночный союз и, то запятая не ставится. Зафиксируйте себе в тетрадь схему.

У: Ребята, у нас есть ещё одно предложение: «Мороз щиплет и уши и лицо», и ваши версии к нему. Начнём с первой: «Не надо ставить запятую, т. к. нет перечисления». Подходит она?

Д: Нет, т. к. уже в первом предложении доказали, что перечисление есть, т. к. есть однородные члены предложения.

У: Вторая версия: «Не надо, т. к. тоже стоит союз и». Ребята, сравните предложения – здесь тоже союз и? (сравнивают с первым предложением)

Д: Да, только их здесь два.

У: Так значит, одинаковые предложения?

Д: Нет, потому что здесь союз и не один раз, а повторяется.

У: Значит нужно ставить запятую или нет? (дети затрудняются ответить)

У: Ребята, у нас на этот вопрос два варианта ответов – третья и четвёртая версии: «Не надо ставить запятую, т. к. союз и повторяется» и «Надо ставить запятую, т. к. союз и повторяется». Какая из этих версий верная? Дети пытаются угадать.

У: Попробуем прочитать оба предложения. Одинаковая ли интонация? (дети читают)

У: В первом предложении голос плавно понижается к концу предложения. А во втором предложении повышается над каждым словом – «и лицо», «и уши».

У: Ребята, мы ещё этого не знаем, поэтому я сама скажу вам новое правило: «Если в предложениях с однородными членами, союз и повторяющийся, запятая СТАВИТСЯ» (возгласы удивления, радости). Зафиксируйте себе схему в тетрадь.

Д: А если в таком предложении будет повторяться союз а, ставится запятая?
У: В следующий раз мы вернёмся к этому вопросу. Но если кому интересно, можете порассуждать об этом самостоятельно.

После этого раздаются индивидуальные листочки с прошлого урока (с версиями детей)

У: Итак, ребята, сейчас вы на обратной стороне листа напишете своё мнение об этом уроке. Для этого я на доске написала предложения, ваша задача закончить их.

1.Что я сегодня понял(а), узнал(а) на уроке…

2.Моя версия правильная (неправильная) – объяснить.

3.Мне понравилось (не понравилось)…
После того как дети записали предложения, можно заслушать несколько рефлексивных суждений желающих детей.


ПРИЛОЖЕНИЕ (пример индивидуального листа)

Предложение

Объяснение

Рефлексия в конце урока

Мороз щипал уши и лицо.

Мороз щипал и уши и лицо.

Уля Р.Я считаю, что здесь запятую ставить не надо, потому что здесь всё нормально без неё.

Я думаю, что здесь запятая нужна, потому что здесь перечисление с союзом и.



1.Я поняла, что однородные члены предложения можно узнать по 3 признакам: одинаковая часть речи, относится к одному слову в предложении, отвечают на один вопрос.


2.В первом случае моя версия была неправильна, а во втором – правильна, потому что там было перечисление с союзом и.

3.Мне понравилось так заниматься, потому что очень интересно.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроке русского языка. Задачи iconЛингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе....
В любой системе обучения школь­ное преподавание русского языка пре­следует три главные цели
Уроке русского языка. Задачи iconЗадачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь...
Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального...
Уроке русского языка. Задачи iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Уроке русского языка. Задачи iconТема: «освоение новых знаний с применением системно-деятельностной...
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Уроке русского языка. Задачи iconКонспект открытого урока русского языка в 8 классе
Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая...
Уроке русского языка. Задачи iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Уроке русского языка. Задачи iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Уроке русского языка. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вот урок русского языка. Чему вас учат на этом уроке? (грамотно писать, применяя правила). Как вы постигаете правила русского языка?...
Уроке русского языка. Задачи iconЭлективный курс «Тайны слова. Лексика и фразеология русского языка»...
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии,...
Уроке русского языка. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одна из главных задач преподавания русского языка здоровьесберегающие технологии (создание психологического микроклимата на уроке,...
Уроке русского языка. Задачи iconУрок русского языка, на котором учителя исправляли правильно-написанные...
Для учителей был подготовлен большой праздник, праздник хорошего настроения. Ведущие поздравили учителей
Уроке русского языка. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели преподавания русского языка в школе изучение русского языка и обучение русской речи, предполагающее и её совершенство. Эти цели...
Уроке русского языка. Задачи iconИнтернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка
Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)
Уроке русского языка. Задачи iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Уроке русского языка. Задачи iconВведение I. Аппендицит у детей
...
Уроке русского языка. Задачи iconМетодика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск