Скачать 45.33 Kb.
|
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе (программа «Школа 2100»).Учитель Казаченко С.А. В данной методической разработке представлен урок – проблематизация по типу подготовленной письменной дискуссии» по теме: «Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом и». Цель: Познакомить детей с одним из видов письменной дискуссии на уроке русского языка. Задачи: 1.Учебные: познакомить с постановкой запятой в предложении с повторяющимся союзом и. 2.Образовательные: развить умение слушать себя и других, обучение умению фиксировать свою точку зрения, развить умение обсуждать имеющиеся версии. Предыстория: Это второй урок по теме: «Однородные члены предложения». Целью первого было: сформировать представление детей об однородных членах предложения и о постановке запятой в таких предложениях. Минут за 10- 15 до конца урока учитель раздаёт листы и предлагает задание: -Ребята, ваша задача расставить запятые в предложениях так, как вы считаете нужным, и объяснить, почему вы поставили запятую именно в этом месте. «Ловушки» здесь нет: запятая обязательно должна быть в одном из предложений. Лист с заданием: Предложение Объяснение1.Мороз щиплет уши и лицо. …………………… 2.Мороз щиплет и уши и лицо. …………………… Эти листочки учитель собирает, читает и группирует детские версии, готовясь к следующему уроку. На следующий день перед уроком на доске фиксируется задание и все версии учеников (в порядке от неправильной к правильной). Мороз щиплет уши и лицо. 1.Надо ставить запятую, т.к. лучше звучит. 2.Всё нормально без запятой. 3.Ставить запятую, т.к. идёт перечисление. 4.Не нужно ставить запятую, т.к. стоит союз и. Мороз щиплет и уши и лицо. 1.Не надо ставить запятую, т. к. нет перечисления. 2.Не надо, т.к. тоже союз и. 3.Не надо ставить запятую, т. к. союз и повторяется. 4.Надо ставить запятую, т.к. союз и повторяется. Ход урокаУрок начинается с напоминания пунктуационной задачи, поставленной на прошлом уроке. Дальше начинается обсуждение версий по первому предложению: «Мороз щиплет уши и лицо». У: Итак, ребята, первая версия: «Надо ставить запятую, т. к. лучше звучит». Что значит «лучше звучит»? Д: Интереснее, красивее. У: А как это доказать? (дети затрудняются) У: А для меня, например, лучше звучит без запятой (некоторые дети того же мнения). Д: Кому-то лучше звучит с запятой, а кому-то без, поэтому это мнение без доказательств. У: Значит, подходит нам эта версия или нет? Д: Нет. Учитель вычёркивает эту версию. У: Вторая версия: « Всё нормально без запятой». Что здесь можете сказать? Д: Это то же, что и первая, она нам не подходит (вычёркиваем). У: Переходим к третьей версии: «Ставить запятую, т. к. идёт перечисление». Ребята, есть здесь перечисление? (Да ) В каких предложениях есть интонация перечисления? Д: В предложениях с однородными членами. У: Какие признаки у однородных членов предложения? Д: 1.Относятся к одному слову в предложении. 2.Отвечают на один вопрос. 3.Обычно бывают одной части речи. У: Есть ли в предложении однородные члены предложения? Докажите. Д: Есть, «лицо и уши», щиплет что?- лицо, что?- уши. У: Ребята, так нужно ли между ними ставить запятую? Д: Нет, т.к. между ними стоит союз и. У: И у нас осталась последняя версия, к которой мы пришли, обсуждая третью версию: «Не нужно ставить запятую, т. к. стоит союз и». Итак, ребята, если между двумя однородными членами предложения стоит одиночный союз и, то запятая не ставится. Зафиксируйте себе в тетрадь схему. У: Ребята, у нас есть ещё одно предложение: «Мороз щиплет и уши и лицо», и ваши версии к нему. Начнём с первой: «Не надо ставить запятую, т. к. нет перечисления». Подходит она? Д: Нет, т. к. уже в первом предложении доказали, что перечисление есть, т. к. есть однородные члены предложения. У: Вторая версия: «Не надо, т. к. тоже стоит союз и». Ребята, сравните предложения – здесь тоже союз и? (сравнивают с первым предложением) Д: Да, только их здесь два. У: Так значит, одинаковые предложения? Д: Нет, потому что здесь союз и не один раз, а повторяется. У: Значит нужно ставить запятую или нет? (дети затрудняются ответить) У: Ребята, у нас на этот вопрос два варианта ответов – третья и четвёртая версии: «Не надо ставить запятую, т. к. союз и повторяется» и «Надо ставить запятую, т. к. союз и повторяется». Какая из этих версий верная? Дети пытаются угадать. У: Попробуем прочитать оба предложения. Одинаковая ли интонация? (дети читают) У: В первом предложении голос плавно понижается к концу предложения. А во втором предложении повышается над каждым словом – «и лицо», «и уши». У: Ребята, мы ещё этого не знаем, поэтому я сама скажу вам новое правило: «Если в предложениях с однородными членами, союз и повторяющийся, запятая СТАВИТСЯ» (возгласы удивления, радости). Зафиксируйте себе схему в тетрадь. Д: А если в таком предложении будет повторяться союз а, ставится запятая? У: В следующий раз мы вернёмся к этому вопросу. Но если кому интересно, можете порассуждать об этом самостоятельно. После этого раздаются индивидуальные листочки с прошлого урока (с версиями детей) У: Итак, ребята, сейчас вы на обратной стороне листа напишете своё мнение об этом уроке. Для этого я на доске написала предложения, ваша задача закончить их. 1.Что я сегодня понял(а), узнал(а) на уроке… 2.Моя версия правильная (неправильная) – объяснить. 3.Мне понравилось (не понравилось)… После того как дети записали предложения, можно заслушать несколько рефлексивных суждений желающих детей. ПРИЛОЖЕНИЕ (пример индивидуального листа)
|
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе.... В любой системе обучения школьное преподавание русского языка преследует три главные цели | Задачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь... Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального... | ||
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова» Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные... | Тема: «освоение новых знаний с применением системно-деятельностной... Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | ||
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая... | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | ||
Урока. Постановка учебной задачи Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вот урок русского языка. Чему вас учат на этом уроке? (грамотно писать, применяя правила). Как вы постигаете правила русского языка?... | ||
Элективный курс «Тайны слова. Лексика и фразеология русского языка»... Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одна из главных задач преподавания русского языка здоровьесберегающие технологии (создание психологического микроклимата на уроке,... | ||
Урок русского языка, на котором учителя исправляли правильно-написанные... Для учителей был подготовлен большой праздник, праздник хорошего настроения. Ведущие поздравили учителей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели преподавания русского языка в школе изучение русского языка и обучение русской речи, предполагающее и её совершенство. Эти цели... | ||
Интернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) | Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | ||
Введение I. Аппендицит у детей ... | Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи... Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... |