Начальная общеобразовательная школа №9





НазваниеНачальная общеобразовательная школа №9
страница1/8
Дата публикации12.07.2014
Размер1.38 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

начальная общеобразовательная школа № 9

Привокзального района города Тулы.

Обобщение опыта работы
по литературному образованию и

расширению читательского кругозора младших школьников

учителя начальных классов

Шубиной Ирины Викторовны

Тула, 2014г.


В Стандарте начального общего образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения отмечается, что одной из целей изучения литературного чтения в начальной школе является «воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы».

В обязательный минимум содержания основных образовательных программ включено «умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг». Выпускники начальной школы должны «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях)».

Чтение-это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: "Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга". Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Чтение – одна из основ общей культуры растущего человека, его умственного и духовного развития. Чтение - одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Без достаточно высокого уровня сформированности данной компетенции невозможно дальнейшее качественное обучение. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Начальная школа первая начинает реализовывать общую основную цель обучения - формирование личности учащегося.

Педагоги хорошо знают, что несформированность навыков чтения в начальной школе приводит в дальнейшем к неуспеваемости ребёнка, это первые шаги к незнанию, шаги к тому, что учёба становится наказанием. Ребёнок психологически становится ограниченным в активной познавательной деятельности, перестает мыслить, ограничивает своё развитие, равнодушен к книге. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

На протяжении уже многих лет учителя с тревогой наблюдают, что книга перестает интересовать детей. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы.
Работа над словом начинается еще в период обучения грамоте. Активный словарь у обучающихся невелик. Дети не понимают самых простых слов. Причиной этого является отсутствие навыка вникать в смысл слова, у них нет образа за словом. А в текстах встречаются малознакомые и редко употребляемые слова. «Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса», - говорил К.Д.Ушинский.

Смысловая сторона навыка чтения включает понимание прочитанного (сознательность) и выразительность произнесения текста. Выразительность — чтение с соблюдением грамматических и логических пауз, с выделением логических ударений, с изменением темпа и ритма в зависимости от смысла читаемого. Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа содержания произведения. Работе над выразительным чтением предшествует тщательный анализ художественного произведения, а потому ее лучше проводить на заключительном этапе урока, когда уже завершен анализ формы и содержания произведения.

К смысловой стороне навыка чтения относится сознательность чтения. Сознательность чтения обусловлена многими факторами — пониманием младшими школьниками содержания читаемого текста, его образов и роли использованных художественных средств, а также правильным собственным отношением ученика к изображаемому автором событию или явлению. Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся уже овладели техникой чтения, и сам процесс не вызывает у них затруднений и протекает довольно быстро. Для того чтобы текст был воспринят сознательно, проводится анализ его содержания и художественных средств изображения в ходе читательской деятельности.

Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Мотивированное чтение позволяет формировать существенную характеристику навыка чтения: осознанность, то есть умение извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей.
Развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов, признается важным моментом подготовительного этапа работы с произведением в технологии работы с текстом Р. Н. и Е. В. Бунеевых .
Структура урока по технологии работы с текстом Р.Н. и Е.В.Бунеевых.
IВведение нового структурного этапа урока литературного чтения- мобили-зующего, назначение которого заключается в мобилизации в самом начале урока важнейших психических процессов детей (внимания, памяти, мышления), в создании у учащихся установки на активное и заинтересованное участие в учебном процессе, в интенсивном развитии логичной, доказательной устной речи младших школьников, в повторении, закреплении и расширении их литературоведческих знаний, в подготовке учащихся к самостоятельному прогнозированию и формулированию ими темы урока. Мобилизующий этап проводится сразу после организационного момента. Его длительность – 1-3 минуты. Предлагаемые упражнения объединены в три группы

Задания первой группы направлены на развитие наглядно - действенного мышления и речи.

Они применяются на уроках литературного чтения в I классе. Упражнения этой группы предусматривают перестановку учебного материала на доске, т.е. осуществление с ним реальных действий. В качестве материала для таких упражнений используются:

1. написанные на карточках фамилии авторов;

2. написанные на карточках литературные термины;

3. графические модели различных эмоций и чувств:

радость;

злость;

грусть и др.

4. геометрические модели литературных жанров:

рассказ;

пословица;

стихотворение;

загадка;

сказка;

басня;

5. цветные геометрические модели жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения:

коричневый — о животных;

желтый — о детях;

зеленый — о природе;

красный — о Родине;

голубой — о приключениях, о фантастике;

например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).

Вторую группу составляют упражнения, направленные на совершенствование нагляднообразного мышления и речевое развитие учащихся. Они используются на мобилизующем этапе в первом полугодии II класса. Выполняя задания этой группы, школьники мысленно совершают действия с учебным материалом, не меняя его положения на доске: представляют перемещения условного героя — зайчика по игровому полю, состоящему из восьми домиков. Изображения домиков содержат жанровые или жанрово - тематические модели, модели эмоций и чувств, фамилии поэтов и писателей, литературные термины и др. Зайчик ходит из домика в домик по принципу шахматного коня, за один ход он делает прыжок через два домика наискось. Он может двигаться по ходу часовой стрелки и против него.

Третья группа упражнений направлена на развитие словесно - логического мышления и речи учащихся. Задания этой группы вводятся во втором полугодии II класса и используются в последующий период обучения в начальной школе. Они представляют собой специально составленные тексты с литературным материалом, предусматривают задания на осуществление логической операции — построение умозаключения на основе сопоставления суждений по поводу двух, трех или четырех объектов.
II. Возможность активно и осознанно участвовать в планировании, организации и проведении урока предоставляется школьникам на этапе формулирования его темы и цели. Это осуществляется с помощью определенных упражнений, которые предполагают ту или иную долю самостоятельности школьников, уже в начале урока заинтересовывают детей предстоящей учебной работой с новым произведением, пробуждают их положительные эмоции, заставляют творчески и нестандартно мыслить.

Например, на уроке литературного чтения во 2 классе по ознакомлению с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок» данный этап был проведен следующим образом. Фамилию автора дети определили самостоятельно, выделив ее из предложенного ряда по двум признакам одновременно: С. Есенин, Л. Толстой, Б. Заходер. Сопоставив фамилии, ребята сделали вывод, что на уроке они познакомятся с произведением Льва Толстого, так как, во-первых, это фамилия писателя, а остальные – фамилии поэтов; во-вторых, фамилия Толстой состоит из двух слогов, другие – из трех. Название произведения Льва Николаевича Толстого учащиеся определили, мысленно исключив повторяющиеся буквы из цепочки: ВПМДРЧЫДЖОМВКЧ («Прыжок»). Предопределение учащимися цели (образовательной) на рассматриваемом уроке происходило с помощью записанных на доске опорных фраз: 1) расширить знания о … и … … … …; 2) познакомиться с … … «…»; 3) учиться …, … читать … … «…», отвечать на … . Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, школьники сформулировали цель: «Расширить знания о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого; познакомиться с произведением Толстого «Прыжок»; учиться правильно, выразительно читать произведение Толстого «Прыжок», отвечать на вопросы». Участие ученика в формулировании темы и цели урока приводит к предопределению, пониманию и осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, обеспечивает его «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний, мобилизует умственную активность школьника, а также развивает интеллектуальные качества ребенка: связную, логичную, доказательную речь, различные виды мышления, внимание, память, наблюдательность и т.д.

Для определения школьниками двух составляющих темы урока литературного чтения (фамилии, имени, отчества автора нового произведения и его названия) используются специальные приемы, которые способствуют закреплению и обогащению литературоведческих знаний учащихся, совершенствуют навык чтения, повышают речевую активность учеников, развивают внимание, память, мышление, заинтересовывают детей предстоящей учебной работой с новым произведением, пробуждают положительные эмоции.

Приемы определения учащимися автора и названия нового произведения можно распределить на несколько групп, каждая из которых имеет свою отличительную особенность:

Приемы первой группы предусматривают работу с буквами:

*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.

Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая.

(Житков)

*Прочтение фамилии (имени, отчества:) автора по правилу хода шахматного коня.




о










р




с

в




к




и




у




(Суриков)

в




а

И

н




м

Х




а




р

а

о




и




с







ч

и







в

н

л







и

и







(Даниил Иванович Хармс)

*Исключение иностранных букв:

QАНRГSЛWИЧFАGНNИНL ПVАZВJЛЯ

(«Англичанин Павля»)

Приёмы второй группы – с символами, шифрами, схемами:

О И М Р Ц

(Мориц)

Б И А Н К И

Ж И Т К О В

(Бажов)

*Чтение имени автора с зашифрованными буквами:

1ИК2ЛАЙ (Николай

1ИК2ЛАЕ2ИЧ Николаевич

12С23 Носов)

Приемы третьей группы предполагают антиципацию отрезков слов или целых слов;

Антиципация гласных.

*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные.

«ПРНЦСС Н ГРШН»

(«Принцесса на горошине»)

2. Антиципация согласных.

*В данном упражнении слова предопределяются аналогичным образом, но по согласным:

Е Е И Е У Ы А Ы

(«Бременские музыканты»)

3. Антиципация конечных букв слов.

Например:

Беж… тропин… с бугорк…

(«Бежит тропинка с бугорка...»)

4. Антиципация отдельных частей словосочетания или предложения.

Михаил Михайлович...

(Пришвин)

«Миллион и ... день каникул»

(«Миллион и один день каникул»)

Приемы данной группы имеют большое значение для становления беглого, правильного, сознательного чтения, для повышения общеязыковой культуры и грамотности. Антиципирование отдельных единиц мобилизует интеллектуальные качества личности, делает процесс мышления продуктивным и творческим.

Приемы четвертой группы – сравнительный анализ каких-либо единиц; анализ каких-либо исходных единиц.

1. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.

*На доске записываются три - четыре фамилии:

Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки

(Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)

2. Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам одновременно.

*На доске пишутся фамилии, например:

И.А. Крылов, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский

(Крылов – баснописец)

Приёмы пятой группы предусматривают выполнение разного вида логических операций.

*Определение названия произведения путем продолжения цепочки:

З В Л

(времена года)

продолжите цепочку и определите название произведения

(Осень).

Приёмы шестой группы – составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.

*В названии произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка одно слово.

Первая часть этого слова является приставкой в слове приуральский.

Вторая часть — буква в русском языке всегда ударная.

Последняя часть — слово мышь, написанное с грубой орфографической ошибкой.

(«Приёмыш»)

Приемы седьмой группы требуют привлечения лингвистических знаний.

*По разбросанным по доске морфемам слов ученики определяют часть темы урока:

уч пол иц ы ие ов скрип

(«Скрипучие половицы»)

III. Обязательным элементом подготовительного этапа работы с произведением на уроке литературного чтения является словарная работа, которую тоже можно осуществлять на основе антиципации. На уроках литературного чтения, проводимых средствами субъективизации, учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения без его предварительного прочтения с помощью специально разработанных приемов. Лексическое значение нового слова первоначально формулируют тоже младшие школьники, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция. Такой подход к проведению словарной работы на уроке литературного чтения делает ее более продуктивной, оживляет учебный процесс, усиливает развивающую направленность урока, повышает интерес детей к изучаемому предмету.

Антиципация на этапе словарной работы осуществляется с помощью специально разработанных приемов, которые объединены в пять групп в зависимости от способа «шифрования» слова:

  • в приемах первой группы обычная запись слова осложняется ее «зашумлением» линиями, штрихами, пересекающими буквы, наложением одного слова на другое и т.д.;

  • приемы второй группы представляют слова с отсутствием букв или их частей;

  • в основе приемов третьей группы лежат различные операции с буквами для составления трудного слова;

  • приемы четвертой группы направлены на работу с символами, шифрами, кодами;

  • пятой – связывают новое слово с изучаемым материалом по русскому языку.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Начальная общеобразовательная школа №9 iconДоклад мбоу «Верховажская начальная общеобразовательная школа»
Публичный доклад мбоу «Верховажская начальная общеобразовательная школа» за 2011-2012 учебный год
Начальная общеобразовательная школа №9 iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса учителя высшей категории
Филиал мбоу «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района рт «Малокайбицкая начальная общеобразовательная...
Начальная общеобразовательная школа №9 iconФункциональные обязанности по охране труда работников мбоу «Намская...
Мбоу «Намская начальная общеобразовательная школа мо «Намский улус» рс(Я)», утвержденные на основании
Начальная общеобразовательная школа №9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гыжегская начальная общеобразовательная школа (далее – Школа) является обособленным подразделением муниципального бюджетного образовательного...
Начальная общеобразовательная школа №9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Казанская начальная общеобразовательная школа – филиал мбоу- средняя общеобразовательная школа с. Ново-Кусково Асиновского района...
Начальная общеобразовательная школа №9 iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Мбоу «Михневская начальная общеобразовательная школа» Ступинского района московской области
Начальная общеобразовательная школа №9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель мо директор мбоу «Саврушская начальная мбоу «Саврушская начальная общеобразовательная школа»
Начальная общеобразовательная школа №9 iconОтчет о результатах самообследования Муниципального образовательного...
Муниципального образовательного учреждения Дубовского района «Дубовская начальная общеобразовательная школа №1»
Начальная общеобразовательная школа №9 iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сунтарская начальная общеобразовательная школа...
Начальная общеобразовательная школа №9 iconНачальная школа Авторы-разработчики программы
Боу г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов»
Начальная общеобразовательная школа №9 iconРабочая программа По музыке умк «Начальная школа XXI века»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Газопроводская средняя общеобразовательная школа
Начальная общеобразовательная школа №9 iconРабочая программа по технологии, 4 класс Ступень: начальная школа
«Верх-Марушинская основная общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края
Начальная общеобразовательная школа №9 iconРабочая программа «Литературное чтение» для 1 класса умк «Перспективная начальная школа»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коневская средняя общеобразовательная школа
Начальная общеобразовательная школа №9 iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе по умк «Перспективная начальная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «большеелховская средняя общеобразовательная школа» лямбирского муниципального района...
Начальная общеобразовательная школа №9 iconРабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на...
«Средняя общеобразовательная школа №3 муниципального образования город Ноябрьск»
Начальная общеобразовательная школа №9 iconАнализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику...
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №7


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск