Программа курса «Литература Вологодской области»





Скачать 138.86 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Литература Вологодской области»
Дата публикации14.07.2014
Размер138.86 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса

  1. c:\users\user\scan0001.jpgПояснительная записка

Программа курса «Литература Вологодской области» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе, на основе программы «Литература Вологодской области» (составители С.Ю. Баранов, И.В. Мовнар; науч. ред. С.Ю. Баранов. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона.

Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона.

Цель изучения курса: Воспитание любви к малой родине и ответственности за её судьбу, чувства гордости её историей и культурой.

Включение этого курса в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в её ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Изучение этих произведений будет способствовать интеграции школьников в культурное пространство Вологодчины, укреплению духовных и социальных связей с ней.

Преподавание литературы родного края имеет в Вологодской области давнюю и богатую традицию. Творчество отдельных писателей, эту литературу представляющих, входит в федеральные программы. К литературе Вологодского края школьники приобщаются и на уроках внеклассного чтения. Проблематике, с ней связанной, посвящаются факультативные и специальные курсы, внеклассные мероприятия, занятия кружков. В некоторых образовательных учреждениях области ведётся работа по литературному краеведению.

Вместе с тем ощущается потребность в единой для всего образовательного пространства области основе изучения литературы Вологодского края. Такая основа должна быть административно санкционированной, чётко структурированной, филологически обоснованной и методически обеспеченной. В соответствии с региональным базисным планом в образовательных учреждениях области продолжается обязательное преподавание учебного предмета «Литература Вологодского края и в 9 классе (17 часов).

Настоящая программа призвана обеспечить реализацию установок стандарта. Помимо основных целей регионального компонента, программа ориентирована на решение специфических задач, определяемых содержанием и образовательными возможностями учебного предмета. Эти задачи перечислены в стандарте.

Непременным условием успешной работы является постановка преподавания литературы Вологодского края на прочную филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную. На данный учебный предмет распространяются положения, зафиксированные в федеральном стандарте основного общего образования по литературе (разделы «Требования к уровню подготовки», «Основные историко-литературные сведения», «Основные теоретико-литературные понятия», «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений»). На уроках литературы Вологодского края действуют те же методические принципы, что и при изучении курса «Литература» по федеральному базисному плану.

В программу включены авторы и произведения, отобранные с учётом принципа культурной репрезентативности, художественной состоятельности, воспитательной эффективности, а также особенностей восприятия учащихся 9 класса. Для изучения предлагается материал, представляющий разные стадии и эпохи истории художественной словесности. При этом задача воссоздания единой, хронологически последовательной истории литературы Вологодского края в программе не ставится. Согласно Федеральному стандарту, изучение словесности на историко-литературной основе начинается с 9 класса, при переходе к среднему (полному) общему образованию.

В процессе изучения программного материала необходимо уделять внимание установлению теоретических, тематических, ассоциативных связей с основным курсом литературы.

Региональный учебный план допускает два варианта преподавания предмета:

- как самостоятельный курс (распределение часов еженедельное в течение полугодия или раз в две недели в течение года;

- как модуль соответствующего учебного предмета федерального компонента.

Внедрение настоящей программы в учебный процесс не отменяет других форм работы по предмету (внеклассное чтение, факультативные и элективные курсы, кружки, культурно-массовые мероприятия). Особую значимость эти формы приобретают в 6,7,10 и 11 классах, где изучение литературы Вологодского края базисным планом не предусмотрено.


  1. Учебно-тематический план





п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

К.Н. Батюшков. Стихотворения

3 часа

2

П.В. Засодимский «Перед потухшим камельком»

2 часа

3

Великая Отечественная война в истории Вологодского края. В.П. Астафьев «Звёзды и ёлочки».

1 час

4

В.И. Белов «Мальчики».

1 час

5

Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях вологодских поэтов.

2 часа

6

В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши»

3 часа

7

Тема родного дома и малой родины в творчестве поэтов-вологжан

1 час

8

Н.М. Рубцов. Стихотворения

1 час

9

Тема родного дома и малой родины в творчестве писателей-вологжан. В.И. Белов «За тремя волоками»

1 час

10

А.Я. Яшин «В гостях у сына»

1 час

11

В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»

  1. час



  1. Содержание программы учебного курса


К.Н. Батюшков – выдающийся поэт начала 19 века. Основные вехи его жизни и творчества, роль в истории русской литературы, влияние на становление таланта А.С. Пушкина. Памятные места Вологодчины, связанные с именем К. Батюшкова. Стихотворение «Беседка муз»: противопоставление скромного усадебного быта и занятий искусством – богатству, знатности и славе. Стихотворение «К Дашкову»: картины бедствий войны и патриотический подъём, вызванный ими в душе лирического героя. «Песнь Гарадьда Смелого» - поэтическая обработка исторического сюжета. В.Г. Белинский о К. Батюшкове, образ Батюшкова в произведениях русских поэтов. Стихотворение А. Романова «К. Батюшков в Париже».

П.В. Засодимский «Перед потухшим камельком». П. Засодимский – писатель-демократ, продолжатель традиций критического реализма в литературе. Идейная направленность рассказа «Перед потухшим камельком», обличение в нём буржуазного эгоизма, проявление авторской позиции. Своеобразие построения рассказа, образный смысл заглавия. Драматизм судьбы Леночки Неведовой. Оценка рассказа Л. Толстым.

Тема Великой Отечественной войны в истории Вологодского края. Поэты и писатели – участники войны. Мемориальное и нравственное значение литературы о войне. Нравственные уроки произведений. В.П. Астафьев «Звёзды и ёлочки». В.И. Белов «Мальчики». Образная система, проблематика произведений. С.С. Орлов «Поутру, по огненному знаку…» - лаконичное изображение суровых фронтовых будней; «Его зарыли в шар земной…» - монументальный образ солдата-победителя. А.Я. Яшин «Не умру…» - переживание солдатом чувства воинского долга в образах родного края; «Назови меня именем светлым…» - включение любовной тематики в описание войны. В.В. Коротаев «Матери рождают не солдат…» - мирное предназначение человека. С.С. Орлов (в соавторстве с М.А. Дудиным) «Жаворонок». Киносценарий как литературный жанр, «кинобаллада». Воплощение в образах Ивана, Алёши и Петра черт идеала русского солдата. Эмоционально-смысловая нагрузка образа жаворонка.

В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши». Сведения о писателе. Острота нравственной проблематики его произведений. Дюшка Тягунов - главный герой повести. Становление личности подростка, открытие героем окружающего мира, активность жизненной позиции. Тема первой любви, роль пушкинских мотивов в развитии этой темы. Фильм режиссёра Л. Аронова по повести.

Огонь родного очага. Тема родного дома и малой родины в творчестве поэтов и писателей Вологодского края. Социальная и нравственная значимость этой темы. Н.А. Клюев «Рожество избы» - поэтический образ строящегося крестьянского дома. И.В. Северянин «Сияет даль» – тесная связь темы детства с темой духовной родины. А.А. Ганин «Покос» - поэзия крестьянского труда. Н.М. Рубцов «Тихая моя родина…», «Берёзы», «Жар-птица» и т.д. – «тихая» поэзия автора, поиск смысла жизни лирическим героем, народная мудрость. О.А. Фокина «Храни огонь родного очага…» - стихотворение-завет. Ю.М. Леднев «Изба отца» - тема памяти и родительского дома. В.И. Белов «За тремя волоками» Сельские и городские жители в изображении писателя. Типичность образов персонажей, проблема вымирания малых деревень. Чувство дома, роль описаний природы в передаче чувств героя. А.Я. Яшин «В гостях у сына». Социальная и нравственная острота поставленных проблем, связь с малой родиной, чувство родного дома. В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» - рассказ-воспоминание о детстве и главных человеческих ценностях. Тема тоски по родине. Образ «таинственного человека» Васи-поляка, влияние музыки на него, роль описаний природы в рассказе.



  1. Календарно-тематическое планирование




п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Теория литературы

Развитие речи

Метапредметные связи, краеведение

1

«Что за чудотворец этот Батюшков!» (Жизненный и творческий путь поэта)

1 час

Составление тезисного плана лекции учителя, эвристическая беседа. Выразительное чтение стих-ний

Жизненный путь, творческий путь, жанры лирики

Аргументация своей точки зрения, выразительное чтение стихот-ворений

Подготовка заочной экскурсии «Памятные места Вологодского края, связанные с именем К.Н. Батюшкова»

2

В художественном мире стихотворения К.Н. Батюшкова «Беседка муз»

1 час

Аналитическая беседа, самостоятельный анализ стихотворения

Жанры лирики, романтизм, романтическое двоемирие, лирический герой

Выразительное чтение, словарная работа, письменный ответ на вопрос

Подготовка заочной экскурсии «Батюшков и литераторы-современники»

3

«Любить отечество должно…» (Патриотические мотивы в сти-х К.Н. Батюшкова «К Дашкову», «Переход через Рейн»; исторический колорит в «Песне Гаральда Смелого»)

1 час

Аналитическая беседа, устный ответ на вопрос «Особенности звучания исторической темы в поэзии Батюшкова

Послание, исторический сюжет, романтизм, лирический герой, рефрен

Словарная работа, выразительное чтение, подготовка доклада

Связь литературных произведений с историческим временем, представления об историческом контексте

4

П.В. Засодимский. Краткие сведения о писателе. Герои и проблематика рассказа «Перед потухшим камельком»

1 час

Комментированное чтение, характеристика образа-персонажа

Критический реализм, идейная направленность

Словарная работа, устная характеристика образа-персонажа

Подготовка сообщения «П. Засодимский и его время»

5

Авторская позиция в рассказе П.В. Засодимского «Перед потухшим камельком»

1 час

Эвристическая беседа, цитаты для ответа на вопрос «Как вы понимаете смысл заглавия?»

Авторская позиция, идейная направленность, смысл заглавия

Выборочный пересказ, письменный ответ на вопрос

Индивидуальное задание: сопоставительный анализ повести А. Пушкина и рассказа П. Засодимского

6

Великая Отечественная война в истории Вологодского края, судьбах и творчестве писателей. В.П. Астафьев «Звёзды и ёлочки».

1 час

Тезисный план лекции, сообщения учащихся, вопросы по сообщениям

Тема великой Отечественной войны, гуманизм, патриотизм

Развёрнутый рассказ о литературных героях

Сбор материалов для презентации «Великая Отечественная война в истории и культуре Вологодского края»

7

Тема Великой Отечественной войны в прозе вологодских писателей. Нравственные уроки произведений. В.И. Белов «Мальчики».

1 час

Участие в обсуждении нового материала, устные ответы на проблемный вопрос

Характеристика образа-персонажа, нравственная проблематика

Участие в литературной беседе, построение устного монологического ответа

Сбор материалов для презентации «Великая Отечественная война в истории и культуре Вологодского края»

8

Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях вологодских поэтов. Нравственные уроки произведений. (С.С. Орлов, А.Я. Яшин, В.В. Коротаев и другие)

1 час

Выразительное чтение стихотворений, сообщения учащихся по теме урока

Лирический герой, жанровое многообразие военной лирики и прозы, поэтический язык

Выразительное чтение, участие в литературной беседе

Сбор материалов для презентации «Великая Отечественная война в истории и культуре Вологодского края»

9

Идейно-художественное своеобразие произведения С.С. Орлова (в соавторстве с М.А. Дудиным) «Жаворонок»

1 час

Развёрнутый рассказ о литературных героях, устное словесное рисование

Киносценарий как литературный жанр, композиция, ключевые эпизоды

Устное словесное рисование, сопоставление произведения и его интерпретации

Литература и киноискусство(фильм режиссёров Н. Курихина и Л. Менакера по произведению С. Орлова «Жаворонок»

10

В.Ф. Тендряков. Краткие сведения о писателе. Комментированное чтение повести «Весенние перевёртыши»

1 час

Эвристическая беседа, тезисный план лекции учителя

Повесть, нравственная проблематика, образ-персонаж

Комментированное чтение, составление вопросов к произведению

Литература и киноискусство (фильм режиссёра Л. Аронова по повести В. Тендрякова)

11

В.Ф. Тендряков. Комментированное чтение повести «Весенние перевёртыши». Нравственная проблематика повести. Образ Дюшки Тягунова

1 час

Эвристическая беседа, характеристика образа по плану

Способы создания образа-персонажа, проблематика повести

Словарная работа, участие в обсуждении повести по вопросам учителя и учащихся

Литература и киноискусство (фильм режиссёра Л. Аронова по повести В. Тендрякова

12

Тема первой любви в повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевёртыши». Роль пушкинских мотивов в раскрытии темы

1 час

Участие в литературной беседе, анализ эпизода повести

Повесть, нравственная проблематика

Выразительное чтение, участие в доскуссии

Сообщение «Роль пушкинских мотивов в раскрытии темы первой любви по повести В. Тендрякова»

13

Устный журнал «Храни огонь родного очага…» (Тема родного дома и малой родины в творчестве поэтов-вологжан: Н. Клюев, И. Северянин, А. Ганин, О. Фокина, Ю. Леднев и другие)

1 час

Составление цитатного плана устного журнала, выразительное чтение стихотворений

Своеобразие поэтического языка, лирический герой

Выразительное чтение, устные ответы на вопросы, участие в литературной беседе

Произведения поэтов-вологжан в музыке

14

«Россия, Русь! Храни себя, храни!..». «Тихая» лирика Н.М. Рубцова




Участие в беседе по вопросам учителя и учащихся

Лирический герой, поэтический язык, образ

Выразительное чтение, средства выразительности

Стихотворения Н. Рубцова в музыке

15

Тема родного дома и малой родины в творчестве писателей-вологжан. Социальная и нравственная проблематика произведения В.И. Белова «За тремя волоками»

1 час

Рассказы о жизненном и творческом пути писателя, комментированное чтение

Социальная и нравственная проблематика, роль описаний природы

Построение устных монологических высказываний, ответов на вопросы

Подготовка заочной экскурсии «Тема деревни в творчестве художников-вологжан»

16

Социальная и нравственная проблематика произведения А.Я. Яшина «В гостях у сына»

1 час

Составление вопросов к произведению, беседа по рассказу

Типичность образов-персонажей, авторское отношение

Построение устных монологических высказываний, ответов на вопросы

Подготовка заочной экскурсии «Тема деревни, родины в творчестве художников-вологжан»

17

«Далёкая и близкая сказка» В.П. Астафьева. Комментированное чтение и обсуждение рассказа.

1 час

Эвристическая беседа, написание сочинения-рассуждения

Рассказ-воспоминание, образ-персонаж, смысл заглавия

Написание сочинения-рассуждения «Нравственные уроки рассказа В. Астафьева

Подготовка заочной экскурсии «Тема деревни и природы в творчестве художников-вологжан»



  1. Литература




  1. Литература Вологодского края. – 7- 8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Сост. С.Ю. Баранов. – Вологда: Учебная литература, 2012.

  2. Программы «Литература Вологодской области» / Сост. С.Ю. Баранов, И.В. Мовнар; науч. ред. С.Ю. Баранов. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

  3. Хрестоматия по русской литературе. Т.2 / Сост. И.В. Потапчук. – Тула: Автограф, 1999.

  4. Художественные произведения по программе курса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Литература Вологодской области» iconРабочая программа по факультативу «Экология Вологодской области». Составлена учителем
«Экология Вологодской области» для 7 класса разработана на основе программы «Экология Вологодской области» Вологда, виро, 2008г....
Программа курса «Литература Вологодской области» iconРабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая...
Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconМетодические рекомендации оформления и предоставления работ на соискание
Вологодской области по науке и технике, государственной молодежной премии по науке и технике Вологодской области (далее – государственная...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconПриказ
Российской Федерации», распоряжением Губернатора Вологодской области от 6 февраля 2014 года №239-р «Об организации проведения тестирования...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconПрограмма развития бюджетного образовательного учреждения начального...
Конкурс государственных и муниципальных образовательных учреждений вологоДской области, внедряющих инновационные обраЗовательные...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconРабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на...
Программы «Экология Вологодской области» Авторы – составители Н. Л. Болотова, Е. Ю. Бахтенко, А. А. Калычева,А. А. Шабунов, Вологда,...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconДоклад о результатах деятельности бюджетного образовательного учреждения...
Учредителем бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Вологодской области "Сокольский педагогический...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconДепартамент образования Вологодской области
Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconПояснительная записка к учебному плану на 2013 2014 учебный год
Вологодской области для специальных (коррекционных) образовательных школ (классов) VIII вида (Приказ Департамента образования Вологодской...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приветствие от Вологодской региональной общественной организации «Клуб «Учитель года Вологодской области»
Программа курса «Литература Вологодской области» icon"Каждый труд благослови, удача! " : тема труда на уроках русского языка и литературы
Вы послушайте, послушайте, друзья!" [Текст] : сборник поэтических работ учащихся Вологодской области / ред. Н. А. Никитина. Вологда...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconПравила приёма обучающихся в Бюджетное общеобразовательное учреждение...
Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 15 февраля 2012 года №107 (зарегистрирован Минюстом России 25....
Программа курса «Литература Вологодской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рф (Приказ Министерства образования РФ №29/2065-п от 10. 04. 2002 г.), регионального Базисного учебного плана Вологодской области...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconСтратегия развития агропромышленного комплекса и потребительского...
Анализ ситуации и оценка состояния агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области
Программа курса «Литература Вологодской области» iconПоложение о кадровом резерве управления государственной инспекции...
Ожение в соответствии со статьями 22 и 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-фз «О государственной гражданской службе Российской...
Программа курса «Литература Вологодской области» iconПрограмма элективного курса основы лесоводства 2012 г. Программа...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск