Скачать 138.86 Kb.
|
Программа курса «Литература Вологодской области» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе, на основе программы «Литература Вологодской области» (составители С.Ю. Баранов, И.В. Мовнар; науч. ред. С.Ю. Баранов. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона. Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона. Цель изучения курса: Воспитание любви к малой родине и ответственности за её судьбу, чувства гордости её историей и культурой. Включение этого курса в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в её ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Изучение этих произведений будет способствовать интеграции школьников в культурное пространство Вологодчины, укреплению духовных и социальных связей с ней. Преподавание литературы родного края имеет в Вологодской области давнюю и богатую традицию. Творчество отдельных писателей, эту литературу представляющих, входит в федеральные программы. К литературе Вологодского края школьники приобщаются и на уроках внеклассного чтения. Проблематике, с ней связанной, посвящаются факультативные и специальные курсы, внеклассные мероприятия, занятия кружков. В некоторых образовательных учреждениях области ведётся работа по литературному краеведению. Вместе с тем ощущается потребность в единой для всего образовательного пространства области основе изучения литературы Вологодского края. Такая основа должна быть административно санкционированной, чётко структурированной, филологически обоснованной и методически обеспеченной. В соответствии с региональным базисным планом в образовательных учреждениях области продолжается обязательное преподавание учебного предмета «Литература Вологодского края и в 9 классе (17 часов). Настоящая программа призвана обеспечить реализацию установок стандарта. Помимо основных целей регионального компонента, программа ориентирована на решение специфических задач, определяемых содержанием и образовательными возможностями учебного предмета. Эти задачи перечислены в стандарте. Непременным условием успешной работы является постановка преподавания литературы Вологодского края на прочную филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную. На данный учебный предмет распространяются положения, зафиксированные в федеральном стандарте основного общего образования по литературе (разделы «Требования к уровню подготовки», «Основные историко-литературные сведения», «Основные теоретико-литературные понятия», «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений»). На уроках литературы Вологодского края действуют те же методические принципы, что и при изучении курса «Литература» по федеральному базисному плану. В программу включены авторы и произведения, отобранные с учётом принципа культурной репрезентативности, художественной состоятельности, воспитательной эффективности, а также особенностей восприятия учащихся 9 класса. Для изучения предлагается материал, представляющий разные стадии и эпохи истории художественной словесности. При этом задача воссоздания единой, хронологически последовательной истории литературы Вологодского края в программе не ставится. Согласно Федеральному стандарту, изучение словесности на историко-литературной основе начинается с 9 класса, при переходе к среднему (полному) общему образованию. В процессе изучения программного материала необходимо уделять внимание установлению теоретических, тематических, ассоциативных связей с основным курсом литературы. Региональный учебный план допускает два варианта преподавания предмета: - как самостоятельный курс (распределение часов еженедельное в течение полугодия или раз в две недели в течение года; - как модуль соответствующего учебного предмета федерального компонента. Внедрение настоящей программы в учебный процесс не отменяет других форм работы по предмету (внеклассное чтение, факультативные и элективные курсы, кружки, культурно-массовые мероприятия). Особую значимость эти формы приобретают в 6,7,10 и 11 классах, где изучение литературы Вологодского края базисным планом не предусмотрено.
К.Н. Батюшков – выдающийся поэт начала 19 века. Основные вехи его жизни и творчества, роль в истории русской литературы, влияние на становление таланта А.С. Пушкина. Памятные места Вологодчины, связанные с именем К. Батюшкова. Стихотворение «Беседка муз»: противопоставление скромного усадебного быта и занятий искусством – богатству, знатности и славе. Стихотворение «К Дашкову»: картины бедствий войны и патриотический подъём, вызванный ими в душе лирического героя. «Песнь Гарадьда Смелого» - поэтическая обработка исторического сюжета. В.Г. Белинский о К. Батюшкове, образ Батюшкова в произведениях русских поэтов. Стихотворение А. Романова «К. Батюшков в Париже». П.В. Засодимский «Перед потухшим камельком». П. Засодимский – писатель-демократ, продолжатель традиций критического реализма в литературе. Идейная направленность рассказа «Перед потухшим камельком», обличение в нём буржуазного эгоизма, проявление авторской позиции. Своеобразие построения рассказа, образный смысл заглавия. Драматизм судьбы Леночки Неведовой. Оценка рассказа Л. Толстым. Тема Великой Отечественной войны в истории Вологодского края. Поэты и писатели – участники войны. Мемориальное и нравственное значение литературы о войне. Нравственные уроки произведений. В.П. Астафьев «Звёзды и ёлочки». В.И. Белов «Мальчики». Образная система, проблематика произведений. С.С. Орлов «Поутру, по огненному знаку…» - лаконичное изображение суровых фронтовых будней; «Его зарыли в шар земной…» - монументальный образ солдата-победителя. А.Я. Яшин «Не умру…» - переживание солдатом чувства воинского долга в образах родного края; «Назови меня именем светлым…» - включение любовной тематики в описание войны. В.В. Коротаев «Матери рождают не солдат…» - мирное предназначение человека. С.С. Орлов (в соавторстве с М.А. Дудиным) «Жаворонок». Киносценарий как литературный жанр, «кинобаллада». Воплощение в образах Ивана, Алёши и Петра черт идеала русского солдата. Эмоционально-смысловая нагрузка образа жаворонка. В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши». Сведения о писателе. Острота нравственной проблематики его произведений. Дюшка Тягунов - главный герой повести. Становление личности подростка, открытие героем окружающего мира, активность жизненной позиции. Тема первой любви, роль пушкинских мотивов в развитии этой темы. Фильм режиссёра Л. Аронова по повести. Огонь родного очага. Тема родного дома и малой родины в творчестве поэтов и писателей Вологодского края. Социальная и нравственная значимость этой темы. Н.А. Клюев «Рожество избы» - поэтический образ строящегося крестьянского дома. И.В. Северянин «Сияет даль» – тесная связь темы детства с темой духовной родины. А.А. Ганин «Покос» - поэзия крестьянского труда. Н.М. Рубцов «Тихая моя родина…», «Берёзы», «Жар-птица» и т.д. – «тихая» поэзия автора, поиск смысла жизни лирическим героем, народная мудрость. О.А. Фокина «Храни огонь родного очага…» - стихотворение-завет. Ю.М. Леднев «Изба отца» - тема памяти и родительского дома. В.И. Белов «За тремя волоками» Сельские и городские жители в изображении писателя. Типичность образов персонажей, проблема вымирания малых деревень. Чувство дома, роль описаний природы в передаче чувств героя. А.Я. Яшин «В гостях у сына». Социальная и нравственная острота поставленных проблем, связь с малой родиной, чувство родного дома. В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» - рассказ-воспоминание о детстве и главных человеческих ценностях. Тема тоски по родине. Образ «таинственного человека» Васи-поляка, влияние музыки на него, роль описаний природы в рассказе.
|
Рабочая программа по факультативу «Экология Вологодской области». Составлена учителем «Экология Вологодской области» для 7 класса разработана на основе программы «Экология Вологодской области» Вологда, виро, 2008г.... | Рабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая... Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»... | ||
Методические рекомендации оформления и предоставления работ на соискание Вологодской области по науке и технике, государственной молодежной премии по науке и технике Вологодской области (далее – государственная... | Приказ Российской Федерации», распоряжением Губернатора Вологодской области от 6 февраля 2014 года №239-р «Об организации проведения тестирования... | ||
Программа развития бюджетного образовательного учреждения начального... Конкурс государственных и муниципальных образовательных учреждений вологоДской области, внедряющих инновационные обраЗовательные... | Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на... Программы «Экология Вологодской области» Авторы – составители Н. Л. Болотова, Е. Ю. Бахтенко, А. А. Калычева,А. А. Шабунов, Вологда,... | ||
Доклад о результатах деятельности бюджетного образовательного учреждения... Учредителем бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Вологодской области "Сокольский педагогический... | Департамент образования Вологодской области Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Пояснительная записка к учебному плану на 2013 2014 учебный год Вологодской области для специальных (коррекционных) образовательных школ (классов) VIII вида (Приказ Департамента образования Вологодской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приветствие от Вологодской региональной общественной организации «Клуб «Учитель года Вологодской области» | ||
"Каждый труд благослови, удача! " : тема труда на уроках русского языка и литературы Вы послушайте, послушайте, друзья!" [Текст] : сборник поэтических работ учащихся Вологодской области / ред. Н. А. Никитина. Вологда... | Правила приёма обучающихся в Бюджетное общеобразовательное учреждение... Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 15 февраля 2012 года №107 (зарегистрирован Минюстом России 25.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рф (Приказ Министерства образования РФ №29/2065-п от 10. 04. 2002 г.), регионального Базисного учебного плана Вологодской области... | Стратегия развития агропромышленного комплекса и потребительского... Анализ ситуации и оценка состояния агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области | ||
Положение о кадровом резерве управления государственной инспекции... Ожение в соответствии со статьями 22 и 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-фз «О государственной гражданской службе Российской... | Программа элективного курса основы лесоводства 2012 г. Программа... ... |