Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования





Скачать 161.75 Kb.
НазваниеРабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования
Дата публикации08.09.2014
Размер161.75 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа

ПРИНЯТОреквизиты рабочая программа

Педагогическим советом

МБОУ «Никольская ООШ

им.Н.М.Рубцова»

Протокол от 29.08.2013 года

№1



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

УВР

МБОУ «Никольская ООШ

Им.Н.М.Рубцова»

_________(Н.А.Воронина)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Никольская ООШ

им.Н.М.Рубцова»

__________(Ю.А.Шадрина)

Приказ от 29.08.13 г №150


Рабочая программа
«Экология Вологодской области»
7 класс
Зязина С.Н., учитель биологии, 1 квалификационная категория

2013-2014 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе

  • Регионального компонента государственного стандарта содержания образования

  • Программы «Экология Вологодской области» Авторы – составители Н.Л.Болотова, Е.Ю. Бахтенко, А.А. Калычева,А.А.Шабунов, - Вологда, 2008

Цель предмета: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействия живого и среды на конкретных примерах своего региона.

Задачи предмета:

  • освоение определенного объема понятийного аппарата экологии и фактологического материала;

  • изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;

  • формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;

  • развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.

Общая характеристика учебного предмета

Региональный стандарт является механизмом реализации региональной политики в области образования. Он направлен на формирование системных знаний учащихся о культурных, природных и хозяйственных особенностях региона, что наряду с повышением уровня общего образования служит расширению информационной базы при решении воспитания. Структура и содержание стандарта «Экология Вологодской области» подчинены идее формирования представления о качественном своеобразии региона, которое проявляется в его природной целостности. Дидактическая цель достигается параллельным изучением многообразия объектов природы, а также характера и результатов взаимодействия общества и природы в регионе.

Предмет «Экология Вологодской области» основывается на формировании представлений о своеобразии региона. По содержанию он органично связан с такими информационными областями как «Природа края», «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы взаимодействия общества и природы в регионе. Часть знаний о природе области дается в «Географии Вологодской области», но там акцент делается на особенности природных условий, ресурсов, территориальной организации хозяйства.

Концепция курса «Экология Вологодской области» основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой. Поэтому в данной программе даются основы классической экологии, социальной экологии и природопользования при анализе региональных материалов.

К общим методологическим основам учебного предмета «Экология Вологодской области» относятся:

1.Краеведческий подход.

2.Мировозренческая направленность курса.

3.Синтетический характер курса

4.Интегральный принцип преподавания.

Ведущая воспитательная идея – это формирование на основе знаний о структуре и функционировании природных систем биоцентрической позиции мировоззрения нового поколения, согласно которому человек рассматривается как один из миллионов видов, входящих в состав биосферы.

Реализация курса направлена на расширение практического приложения знаний об окружающем мире к решению региональных проблем. Основой для формирования знаний и экологического сознания является причинное объяснение механизмов явлений. При этом основными объектами изучения причинно-следственных связей живого со средой служат биологические системы уровня особи, популяции и сообщества.
Описание места учебного предмета в учебном плане

По учебному плану ОУ в части регионального компонента на изучение предмета в 7 классе отводится 17 часов (1 час в неделю в 1 полугодии).
Учебник: Н.Л. Болотова, А.А. Шабунов Экология Вологодской области. Вологда. 2012.
Предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета учащиеся научатся следующему:

-Называть: широко распространенные виды; редкие виды; биотопы; сообщества; экологические факторы.

-Приводить примеры: природных и искусственных сообществ; приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространенных видов растений и животных своего региона; направлений хозяйственной деятельности, вызывающих изменения природной среды.

-Характеризовать: среды обитания организмов; экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества; приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах; особенности природной среды, влияющие на здоровье людей; источники заболеваний, находящиеся в природной среде; профилактические мероприятия, защищающие от заболеваний.

-Обосновывать: взаимосвязь организма и среды; влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности (влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы); взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды; роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия (меры сохранения биоразнообразия).

- Распознавать: наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;

редкие виды флоры и фауны; природные и искусственные сообщества.

- Сравнивать: природные и искусственные сообщества; степень воздействия на природную среду отраслей промышленности и отдельных предприятий в зависимости от природоохранных мер.

-Применять знания: о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

для проведения наблюдений и простейших исследований по определению состояния окружающей среды региона; для характеристики (на элементарном уровне) влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду; для прогнозирования возможных экологических последствий (ситуаций); по профилактике природно-очаговых заболеваний.

-Делать выводы: о необходимости охраны окружающей среды; о тенденциях изменения биоценозов и путях их охраны.

- Наблюдать: сезонные изменения в жизни растений и животных; за состоянием окружающей среды.

- Соблюдать правила: бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; поведения в природе; сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.
Содержание учебного предмета
Введение

Экология как наука. Задачи региональной экологии. Особенности географического положения и формирования основных экологических факторов. Характеристика природных условий и распространение организмов по территории Вологодской области. Из истории природопользования в Вологодской области.

Тема 1. Экологические особенности лесов (3 часа)

Актуализация знаний о структуре растительного сообщества. Коренные леса Вологодской области. Современный облик лесных сообществ. Типы лесов. Основные лесообразующие породы. Действия экологических факторов в лесу. Экологические группы лесных организмов. Развитие и смена лесов. Лес как источник разнообразных ресурсов. Виды хозяйственной деятельности в лесах Вологодской области. Заготовка древесины. Влияние лесозаготовок на изменение экологических условий. Изменение флоры и фауны. Значение лесов в природе (экологические функции леса). Рациональное использование лесных ресурсов. Охрана лесов. Лесоводственные мероприятия по уходу за лесом. Редкие виды лесных сообществ, условия их сохранения.

Тема 2. Экологические особенности водно-болотных угодий (4 часа)

Классификация водных объектов и их разнообразие на территории Вологодской области. Особенности формирования и развития водоемов на территории Вологодской области. Специфика условий водной среды и приспособленность к ним организмов.Разнообразие органической жизни в водной среде, экологические группы водных организмов. Особенности флоры и фауны водных экосистем Вологодской области. Развитие водных экосистем. Водосбор и роль болот. Водно-болотные угодья как функциональная система. Площадь болот, их количество и распространение на территории Вологодской области. Типология болот. Специфические условия болот. Особенности флоры и фауны. Роль болот в природе края. Народно-хозяйственное значение болот. Антропогенное воздействие на болота. Пожары на торфяниках. Охрана болот. Правила безопасного поведения на болотах. Водные ресурсы Вологодской области. Использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности. Последствия разнообразной антропогенной деятельности для водных экосистем. Водопотребление (по видам хозяйственной деятельности на одного человека). Факторы, определяющие качество воды. Сохранение чистоты воды. Основные мероприятия по рациональному водопользованию. Направления деятельности по охране водных ресурсов.

Тема 3. Экологические особенности открытых пространств

Формирование лугов. Площади лугов. Типы лугов. Экологические факторы. Особенности воздействия экологических факторов на обитателей открытых пространств. Флора и фауна лугов. Динамика флоры и фауны.

Площади сельскохозяйственных угодий В Вологодской области, их сокращение и причины. Агроценозы, их разнообразие. Отличие агроценозов от природных биоценозов. Современные направления в сельскохозяйственной практике. Агроэкосистемы. Способы повышения продуктивности агроценозов. Влияние агроценозов на окружающую среду. Животноводство как экологический фактор.Народно-хозяйственное значение лугов. Изменение площади лугов. Причины перерождения лугов. Меры по улучшению лугов. Охрана пастбищ.

Тема 4. Экологические особенности населенных пунктов

Населенный пункт как специфическая экосистема. История формирования сети сельских населенных пунктов в Вологодской области. Специфика действия экологических факторов в разных населенных пунктах. Особенности растительного и животного мира населенных пунктов. Синантропные организмы.

Урбанизация. Урбанистическая система. Общая площадь, занятая городами на территории Вологодской области. Функциональные зоны города. Характерные особенности урбанизированной среды. Особенности экологических условий в городе. Микроклимат городской среды. Растения и животные городов. Формирование городских биоценозов. Охрана и улучшение городской среды.

Тема 5. Здоровье и природопользование

Определение понятия «здоровье человека» и его формы – индивидуальное и популяционное. Специфика среды обитания человека (экологические факторы, действующие на человека). Влияние природных факторов на здоровье человека. Общая характеристика здоровья населения Вологодской области. Зависимость здоровья человека от влияния природной среды.Природно-очаговые заболевания. Загрязнение природной среды. Источники загрязнения. Основные типы загрязнения окружающей среды (физическое, химическое, биологическое). Воздействие на здоровье человека атмосферных загрязнений. Воздействие загрязнения водной среды на здоровье людей. Качество продуктов питания.

Заключение

Особенности хозяйственной деятельности на территории Вологодской области. Основные негативные процессы в природных системах. Уровень трансформации и оценка состояния окружающей среды на территории Вологодской области. Проблема устойчивого использования биологических ресурсов и сохранения биоразнообразия.
Календарно – тематическое планирование.




Тема урока

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Универсальные учебные действия

Вид контроля

Дата




Введение (1 час)



















1

1.Специфика природных условий и распространения организмов по территории Вологодской области.

Вводный урок

Лекция

Работа с дополнительным материалом

Экология как наука. Задачи региональной экологии. Особенности географического положения и формирования основных экологических факторов. Характеристика природных условий и распространение организмов по территории Вологодской области. Из истории природопользования в Вологодской области.




Фронтальный

1-я неделя сентября




Тема 1. Экологические особенности лесов

(3 часа)



















2

1.Лесные экосистемы Вологодской области.

Комбиниро

ванный

Беседа

Актуализация знаний о структуре растительного сообщества. Коренные леса Вологодской области. Современный облик лесных сообществ. Типы лесов. Основные лесообразующие породы. Действия экологических факторов в лесу. Экологические группы лесных организмов. Развитие и смена лесов.




Индивиду

альный

3-я неделя сентября

3

2.Лес как объект хозяйственной деятельности.

Комбиниро

ванный

Презентация

Лес как источник разнообразных ресурсов. Виды хозяйственной деятельности в лесах Вологодской области. Заготовка древесины. Влияние лесозаготовок на изменение экологических условий. Изменение флоры и фауны.




Индивиду

альный

1-я неделя октября

4

3.Охрана лесов и перспективы рационального природопользования.

Комбиниро

ванный

Проверочная работа

Значение лесов в природе (экологические функции леса). Рациональное использование лесных ресурсов. Охрана лесов. Лесоводственные мероприятия по уходу за лесом. Редкие виды лесных сообществ, условия их сохранения.




Тематический

3-я неделя октября




Тема 2. Экологические особенности водно-болотных угодий

(4 часа)



















5

1.Водные экосистемы Вологодской области.

Комбиниро

ванный

Подготовка сообщений

Классификация водных объектов и их разнообразие на территории Вологодской области. Особенности формирования и развития водоемов на территории Вологодской области. Специфика условий водной среды и приспособленность к ним организмов.Разнообразие органической жизни в водной среде, экологические группы водных организмов. Особенности флоры и фауны водных экосистем Вологодской области. Развитие водных экосистем.




Индивиду

альный

2-я неделя ноября

6

2.Болота как уникальные экосистемы.

Комбиниро

ванный

Презентация

Водосбор и роль болот. Водно-болотные угодья как функциональная система. Площадь болот, их количество и распространение на территории Вологодской области. Типология болот. Специфические условия болот. Особенности флоры и фауны. Роль болот в природе края. Народно-хозяйственное значение болот. Антропогенное воздействие на болота. Пожары на торфяниках. Охрана болот. Правила безопасного поведения на болотах




Фронтальный

4-я неделя ноября

7

3.Водные экосистемы как объекты хозяйственной деятельности.

Комбиниро

ванный

Поисковая деятельность

Водные ресурсы Вологодской области. Использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности. Последствия разнообразной антропогенной деятельности для водных экосистем.




Поурочный

2-я неделя декабря

8

4.Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Комбиниро

ванный

Подготовка сообщений

Водопотребление (по видам хозяйственной деятельности на одного человека). Факторы, определяющие качество воды. Сохранение чистоты воды. Основные мероприятия по рациональному водопользованию. Направления деятельности по охране водных ресурсов.




Индивиду

альный

4-я неделя декабря




Тема 3. Экологические особенности открытых пространств (3 часа)



















9

1.Экосистемы лугов на территории Вологодской области.

Комбиниро

ванный

Самостоятельная работа с учебником

Формирование лугов. Площади лугов. Типы лугов. Экологические факторы. Особенности воздействия экологических факторов на обитателей открытых пространств. Флора и фауна лугов. Динамика флоры и фауны.




Поурочный

3-я неделя января

10

2.Сельскохозяйственная экология.

Комбиниро

ванный

Лекция

Площади сельскохозяйственных угодий В Вологодской области, их сокращение и причины. Агроценозы, их разнообразие. Отличие агроценозов от природных биоценозов. Современные направления в сельскохозяйственной практике. Агроэкосистемы. Способы повышения продуктивности агроценозов. Влияние агроценозов на окружающую среду. Животноводство как экологический фактор.




Фронтальный

1-я неделя февраля

11

3.Рациональное использование и охрана лугов.

Комбиниро

ванный

Выступления учащихся

Народно-хозяйственное значение лугов. Изменение площади лугов. Причины перерождения лугов. Меры по улучшению лугов. Охрана пастбищ.




Индивиду

альный

3-я неделя февраля




Тема 4. Экологические особенности населенных пунктов

(3 часа)



















12

1.Населенный пункт как специфическая экосистема.

Комбиниро

ванный

Беседа

Населенный пункт как специфическая экосистема. История формирования сети сельских населенных пунктов в Вологодской области. Специфика действия экологических факторов в разных населенных пунктах. Особенности растительного и животного мира населенных пунктов. Синантропные организмы.




Фронтальный

1-я неделя марта

13

2.Особенности экосистем урбанизированных территорий.

Комбиниро

ванный

Работа в группах

Урбанизация. Урбанистическая система. Общая площадь, занятая городами на территории Вологодской области. Функциональные зоны города. Характерные особенности урбанизированной среды. Особенности экологических условий в городе. Микроклимат городской среды.




Поурочный

3-я неделя марта

14

3.Состояние окружающей среды в населенных пунктах.

Комбиниро

ванный

Исследовательская деятельность

Растения и животные городов. Формирование городских биоценозов. Охрана и улучшение городской среды.




Поурочный

2-я неделя апреля




Тема 5. Здоровье и природопользование

(2 часа)



















15

1.Природная среда и здоровье человека.

Комбиниро

ванный

Подготовка сообщений

Определение понятия «здоровье человека» и его формы – индивидуальное и популяционное. Специфика среды обитания человека (экологические факторы, действующие на человека). Влияние природных факторов на здоровье человека. Общая характеристика здоровья населения Вологодской области. Зависимость здоровья человека от влияния природной среды.




Индивиду

альный

4-я неделя апреля

16

2.Влияние изменения окружающей среды на здоровье человека.

Комбиниро

ванный

Презентация

Природно-очаговые заболевания. Загрязнение природной среды. Источники загрязнения. Основные типы загрязнения окружающей среды (физическое, химическое, биологическое). Воздействие на здоровье человека атмосферных загрязнений. Воздействие загрязнения водной среды на здоровье людей. Качество продуктов питания.




Фронтальный

2-я неделя мая




Заключение (1 час)



















17

1.Экологическое состояние окружающей среды Вологодской области.

Комбиниро

ванный

Обобщение и систематизация знаний

Особенности хозяйственной деятельности на территории Вологодской области. Основные негативные процессы в природных системах. Уровень трансформации и оценка состояния окружающей среды на территории Вологодской области. Проблема устойчивого использования биологических ресурсов и сохранения биоразнообразия.




Тематический

4-я неделя мая


Материально – техническое обеспечение:

1.Когда шагаешь по траве. В.Пальман. М: Детская литература, 1991.

2.Проект дендропарка. Эколого – экономическая игра деловая игра. Вологда, 1997.

3.Книга для чтения по географии Вологодской области. С.Н.Праслова. Вологда, 1993.

4.Как учить экологии. И.Т.Суравегина, В.М.Сенкевич. М: Просвещение, 1995.

5.Берегите эти земли, эти воды. М: знание, 1988.

6. Планета Земля в опасности. Л.Дотто. М:Мир, 1988.

7.Заповедники европейской части РФ. М: Мысль, 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена...
В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconОбщие сведения о программе MyTest
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconУчебник по предмету 9 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности 10-11
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconДемонстрационный вариант теста в 2012-2013 учебном году
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconТест 1 Банк выкупает у физических лиц собственные доли в уставном...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconРабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая...
Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconРабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного...
«Основная общеобразовательная школа с. Арбузовка Ивантеевского района Саратовской области»
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной...
А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconПрограмма по природоведению составлена на основе примерных программ...
А. А. Плешакова, Н. И. Сонин, Природоведение, 5 класс, М.: «Дрофа», 2007г. Национально – регионального компонента государственного...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconПримерная рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья»
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании»
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании»
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconПояснительная записка рабочая программа по информатике и икт среднего...
Регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего,...
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта содержания образования iconСодержани е
Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск