Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30»





НазваниеРабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30»
страница1/3
Дата публикации24.07.2014
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Новая Ивановка

Калининского района Саратовской области»


«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель руководителя МОУ Руководитель МОУ

_________/Т.В.Идолова/ «СОШ с.Новая Ивановка» «СОШ с.Новая Ивановка»

Протокол № 1 от __________/С.О.Ташкинова/ __________/И.В.Реброва/

« 28 » августа 2013г. Протокол № 1 от Приказ № ___________

« 29 » августа 2013г. от « » августа 2013г.

Рабочая программа

Идоловой Татьяны Васильевны,

учителя начальных классов,

высшей квалификационной категории,

по литературному чтению в 3 классе

.
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «_30_» августа 2013г.


2013 -2014 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа курса литературного чтения разработана на основе «Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», примерной программы (2011г.) и авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой (2012г.).

Общая характеристика учебного предмета.

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

- одновременная работа над языком произведения и речью детей;

- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

- различение художественных и научно-популярных произведений;

- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Цели и задачи обучения

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Структура курса.

Читательское пространство в программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу.

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Место предмета в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения в начальной школе выделяется в третьем классе 136 часов (4 часа в неделю, 34учебных недели).

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и расписанием уроков на 2013- 2014 учебный год и рассчитана на 136 часов в год. Учебный материал запланирован в полном объёме.

Ценностные ориентиры содержания.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующее его отношение к другим людям, к Родине.
Результаты обучения учебного курса.

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения

коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе

умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим

сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Содержание курса (136 ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.

Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их

мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события;

выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление

текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по

готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и

зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги- справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к

другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть,

дружба, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды,

стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый

поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) - промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ,

пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в

литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение: работа с информацией

Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист,

оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц. Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Межпредметные связи:

- с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

- с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

- с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

- с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе учителя первой квалификационной...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №108)
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны...
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа Сергеевой Татьяны Евгеньевны учителя начальных...
Сергеевой Татьяны Евгеньевны – учителя начальных классов 1 квалификационной категории
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа по литературе в 11 классе учителя первой квалификационной...
Программы курса. Авторы: В. И. Сахаров, С. А. Зинин. // М.: Ооо «тид «Русское слово – рс 2009; Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская...
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconГатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа группы продленного дня в 3 а классе Хлыстенковой...
Рабочая программа группы продленного дня для 3-го класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чистяковой Ольги Евгеньевны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории на городском семинаре учителей начальных...
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жук Оксаны Львовны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории на городском семинаре учителей начальных классов
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconПетровой Надежды Анатольевны первой квалификационной категории по...
Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации....
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconПетровой Надежды Анатольевны первой квалификационной категории по...
Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, по литературному чтению в 3 классе. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» iconРабочая программа педагога мериновой Нины Егоровны, учителя начальных...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск