Скачать 110.81 Kb.
|
Библиотечный урок, посвященный 100-ю со дня рождения С.В. Михалкова «Все начинается с детства» Февраль 2013 Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова Задачи:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ЭОР- презентация «Все начинается с детства» Ход урока: I Вступительное слово учителя. Ребята, 13 марта исполняется 100 лет со дня рождения замечательного детского поэта С.В. Михалкова. Знакомы ли вы с его произведениями? Какими? Нравятся ли вам его стихи? Чем? В своих стихах поэт С. Михалков интересно и весело рассказывает о важных и серьезных вещах, говорит как равный с детьми, принимая все обиды и радости. Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивиться – какое сияние встаёт над тихой землёй. Увидеть летящий самолёт и удивиться – как вытягивается в небе серебряная стрелка. Дети удивляются и радуются больше всех, это понятно – подрастая, мы узнаём огромный, неожиданный мир. Помогает нам в этом прекрасный поэт Сергей Владимирович Михалков. Стих у него то задушевный, то озорной, неотразимо певуч и лиричен, и в этом его главная сила. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в поэтический мир С. Михалкова и сделаем очень важные открытия: поэзия Михалкова - это не только стихи для детей, оказывается, его перу принадлежат и очень серьезные произведения. Какие? Сегодня мы об этом узнаем. Начнем мы наше путешествие со знакомства с биографией поэта. II Знакомство с биографией поэта. Сергей Владимирович Михалков, классик отечественной детской литературы, государственный и общественный деятель, родился 13 марта 1913 года в Москве. Способности к поэзии у будущего писателя проявились уже в девять лет. В 1927 году семья переезжает в город Пятигорск Ставропольского края, где Сергей закончил среднюю школу. Впоследствии, С.В.Михалкову было присвоено звание почётного гражданина этого города. В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) публикуется первое стихотворение Сергея Михалкова - «Дорога». В 1930 году С. Михалков возвращается в Москву. Он работает на Москворецкой ткацкой фабрике, затем в геологоразведочной экспедиции. А в 1933 году молодой поэт становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», а затем и членом Московского союза писателей. Его стихи появляются в популярных журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда», «Известия»,«Правда». В 1935 году в журнале «Пионер» было опубликовано самое известное и любимое произведение многих поколений детей – поэма «Дядя Степа». В Москве есть даже памятник этому литературному герою (в Слесарном переулке, перед зданием Управления ГИБДД Московской области). С 1935 по 1937 годы Сергей Владимирович учился в Литературном институте им. Горького и продолжал печатать свои стихи в журналах «Пионер» и «Огонек». Если «Дядю Степу» к печати рекомендовал знаменитый детский писатель Самуил Маршак, то басни Сергей Михалков начал писать по совету другого известного русского писателя Алексея Толстого (автор повести-сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Всего им было написано более 200 басен, многие строки из которых стали "крылатыми" («А сало русское едят!» и др.). В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он прошел нелегкими дорогами войны, вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Во фронтовых газетах «Во славу Родины» и «Сталинский сокол» печатались его стихи и рассказы, очерки и заметки, басни и даже юморески о фронтовой жизни солдат. По его сценариям были сняты фильмы "Фронтовые подруги (1941), "Бой под Соколом" (1942), Боевой киносборник №12 (1942). В первый же год войны у Сергея Михалкова родились такие строки: - Но никогда такой народ, Как русский наш народ, Не упадет и не умрет И в рабство не пойдет! Сергей Владимирович был награждён боевыми орденами и медалями: орденами Красного Знамени (1945) и Красной Звезды (1943), орденом Отечественной войны I степени (1985), медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За взятие Берлина», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». Если в годы войны С.В.Михалков чаще писал взрослым о детях, то после войны писатель возвращается в детскую литературу и работает в разных жанрах: создаёт пьесы для детских театров («Веселое сновидение или Смех и слезы» (1945), «Я хочу домой» (1948) и др.), сценарии для мультфильмов («Козлёнок» (1961), «Дядя Стёпа — милиционер» (1964), «Шёл трамвай десятый номер» (1974), «Праздник непослушания» (1977) и др.), пишет стихи, которые становятся чрезвычайно популярными не только в нашей стране, но и за рубежом. Общий тираж его книг, изданных в мире на разных языках, превысил пятьсот миллионов экземпляров. Сергея Михалкова по праву считается классиком детской литературы. В последующие годы по сценариям С.В. Михалкова снимались художественные фильмы для взрослых и детей («Новые похождения Кота в Сапогах» (1958), «Три плюс два» (1963), «Большое космическое путешествие» (1974), «Пена» (1979) и др.), в театрах шли постановки по его пьесам (спектакль «Сомбреро» (1957) в Центральном детском театре (ныне Молодёжный театр) в Москве собирал зал тысячу шестьсот раз (!), а спектакль по пьесе «Балалайкин и Кo» в театре «Современник» более 30 лет (1973-1990; 2001-2013) идёт при полном аншлаге). Жизнь писателя всегда была наполнена как творческой деятельностью, так и общественной. В 1956 году С.В.Михалков стал редактором популярного детского журнала «Веселые картинки». В 1962 году С.В. Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль» и затем, более сорока лет, был его бессменным главным редактором. Сорок лет Сергей Владимирович Михалков возглавлял Совет по детской книге России (RBBY), созданный по его инициативе в качестве национальной секции России в Международном Совете по детской книге (IBBY). На протяжении многих лет Сергей Владимирович был членом Комиссии по присуждению Сталинских (1949), а потом Ленинских и Государственных премий в области литературы и искусства при Совете Министров СССР (1976), с 1988 года – членом комиссии по Государственным премиям РСФСР. С 1997 года С.В. Михалков входил в состав Комиссии при президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства. Также он был членом Коллегии Министерства культуры СССР, академиком Российской Академии образования, возглавлял Московскую писательскую организацию (1965-1970), был председателем правления Союза писателей РСФСР и секретарём правления Союза писателей СССР (1970-1992), председателем исполкома Международного сообщества писательских Союзов. Многолетний труд Сергея Владимировича Михалкова отмечен высокими правительственными наградами Советского Союза, Российской Федерации, престижными званиями, дипломами, премиями, именными медалями отечественных, зарубежных и международных организаций. Сергей Владимирович – Герой Социалистического труда (1973), лауреат Ленинской премии за стихи для детей младшего возраста (1970), был награждён четырьмя орденами Ленина (1939, 1963, 1973, 1983), орденом Святого апостола Андрея Первозванного (2008), орденами и медалями зарубежных стран. С.В. Михалков - автор текста гимнов Советского Союза и гимна России, автор эпитафии на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Он почти восемь десятилетий ярко и самоотверженно служил российской многонациональной литературе и культуре. III Стихи С. Михалкова для детей
Конечно же, это стихотворение «Дядя Степа». Просто, весело, увлекательно рассказывает поэт в своём “Дяде Стёпе” о мужестве и благородстве людей. Это сказка – быль. Сергей Михалков написал много книг про Дядю Стёпу. Дядя Стёпа – моряк, милиционер, отец космонавта, заслуженный ветеран. Дядю Стёпу знают взрослые и дети во всём мире. Чтение отрывков из стихотворения. В этом детском стихотворении поэт создал положительный, идеальный образ милиционера (полицейского). Какими же качествами обладает дядя Степа? Чему мы можем у него поучиться?
(Чтение стихотворения «Грипп») Как вы думаете, какое лучшее средство от всех болезней?
Какие чувства испытывает герой стихотворения в конце? Почему? Чего же никогда нельзя делать?
Кого называет автор мимозой, почему?
Чему учит это стихотворение? Часто ли случаются у нас такие «прогулки»? 6. Слышали ли вы выражение – Фома неверующий? С.Михалков тоже его знал и ему пришла блестящая мысль написать стихотворение про мальчика Фому . а что с ним произошло, вы сейчас увидите. (Инсценировка стихотворения «Фома») Каким не нужно быть? За что автор осуждает Фому? 7. Михалков пишет не только веселые стихи, читая которые мы смеемся, но и грустные. Грусть – светлое чувство, его не нужно стыдиться, тем более, что жизнь дарит нам не только счастливые дни и годы, но и сталкивает с серьезными проблемами. (Чтение стихотворения «Старый клоун») Чему можно поучиться у клоуна? Это стихотворение написано о счастливом человеке. Да, он умирает. Но он не сломлен духовно, он горд, потому что честно прожил свою жизнь, которую отдал любимому делу – искусству. IV С. Михалков – баснописец Басня славится моралью Не ленись, запоминай, Всё чему она научит Ты себе на ус мотай. Чтение и инсценировка басен Михалкова. 1 «Муха и пчела» (инсценировка басни) За что осуждает автор муху? Каких людей автор сравнивает с пчелой и мухой? 2 Чтение басни «Любитель книг» Действительно ли герой басни является любителем книг, чтения? Чем привлекают его книги? Какова мораль этой басни? 3 Инсценировка басни «Чужая беда» Чему учит эта басня? Какова ее мораль? 4 Инсценировка басни «Ромашка и Роза» Какова мораль этой басни? На чьей стороне наши симпатии? Встречаются ли рядом с нами такие «розы»? 5 Инсценировка басни «Грибы» Чему учит эта басня? 6 Чтение басни «Когда везет» Какова мораль этой басни? V Викторина «А что у вас?»
Говорит: А где………… (компот)
Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой ……….. (качал)
Мы приехали на речку Воскресенье провести А свободного местечка Возле речки не найти. Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате? Кто лежит на трех подушках Перед столиком с едой И, одевшись еле-еле, Не убрав своей постели Осторожно моет руки Кипяченою водой? («Про Мимозу») Сто машин стоят, гудят – С места тронуться хотят. Три, четыре, пять минут Им проезда не дают. («Дядя Степа – милиционер») 12 Говорят – Что ни пожелается – Все всегда произойдет, Все всегда сбывается. Когда это бывает? (Под Новый год) 13 Я сегодня сбилась с ног, У меня пропал … Кто пропал у девочки? (щенок) 14 У меня печальный вид… Что болит у героя стихотворения? (голова) 15 Слова Гимна России написаны С.Михалковым. кто стал автором музыки? VI Подведение итогов Талант Сергея Михалкова состоит в удивительной способности перевоплощаться в ребёнка. Поэт всегда вместе со своими маленькими героями. Он погружается в ребячью жизнь, участвует во всех детских затеях. Более 60 лет работал С.В.Михалков в литературе. За это время созданы десятки книг стихов, прозы, статей. Они часто переиздаются, потому что есть острая потребность в них. Ведь этот замечательный человек прекрасно знал характер человека, он умел говорить на равных и с самыми маленькими, и со взрослыми. И недаром он награжден польским орденом Улыбки – единственный в мире международной наградой, которую присуждают дети. Но главная награда – это любовь к писателю его друзей, многомиллионной армии читателей его книг.
С.В. Михалков Так пусть и для нас каждая книга становится праздником. А чтобы этот праздник состоялся, что должны делать мы? Наше сегодняшнее мероприятие завершается, но не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым и с его книгами, которые согреты его добром, юмором. В заключении послушайте стихотворение С. Михалкова «С нами смех!» пусть это стихотворение станет для вас жизненным девизом. |
Тюнина Людмила Анатольевна Цели урока: познакомить с биографией В. А. Осеевой и её произведением; развивать устную речь учащихся, навыки пересказа; отрабатывать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели : продолжать работу по рассказу; развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям; развивать логическое мышление, память... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л. Пантелеева. Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного... | План-конспект Открытого занятия Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | ||
Тема: Обед для куклы. Яичница с зелёным луком. Булка Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | Конспекты занятий сентябрь занятие 1 Огонь — друг или враг? Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | ||
Тема: «Лес словно терем расписной, лиловый, золотой багряный…» Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | Электронный сборник методических материалов «Рождество Христово» История создания Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | ||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр... Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством в b. Бианки; совершенствовать навыки чтения; расширять знания о природе, о взаимосвязи... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель. Развивать навык осознанного выразительного чтения; отработать умение выразительного пересказа текста, развивать навык чтения... | ||
Конспект урока по внеклассному чтению в 3 классе тема урока: Е. Шварц... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вовать пониманию учащимися текста лирического произведения; формировать основы читательской деятельности (умение работать с поэтическим... | ||
Конспект урока Литературное чтение 4 класс Тема: Страна детства.... Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Лондон»; развивать навыки чтения; развивать навыки диалогической речи; развивать навыки монологической речи; развивать познавательный... |