МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка - детский сад № 22»
| Утверждена на заседании педагогического Совета МБДОУ Детский сад №22
Протокол № ___ от ___________ 2012 г.
Заведующая МБДОУ Детский сад № 22»
Л.А.Байбина
|
Дополнительная образовательная программа
художественной студии «Радуга»
на 2012/2013 учебный год,
для детей в возрасте от 3 до 7 лет
программа рассчитана на 2 года обучения
Автор программы: воспитатель
изодеятельности высшей квалификационной категории
Л.Н.Сытова
Великие Луки 2012г. Пояснительная записка.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Творчество это реальное развитие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Развитие творчества – это один из “мостиков”, ведущих к развитию художественных способностей.
В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку. Но развиваем ли мы увиденные нами творческие способности и задатки у таких детей? Ведь наша основная задача – дать детям знания, умения и навыки рисования. При таком подходе внимание ребенка сосредоточено на технике, а чувства, эмоции представляются второстепенными. Но есть и другой взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.
Приобщая детей к искусству, нужно использовать разные техники рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Цель программы: Формировать у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира, как эстетических объектов.
Познакомить с разными жанрами живописи.
Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту. Формировать эстетический вкус.
Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Обогащение индивидуального художественно – эстетического опыта.
Создание условий для многоаспектной увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я» - концепции творца».
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского творчества.
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ДОУ:
принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и корректировка занятий с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
принцип эстетики предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Методы эстетического воспитания:
метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);
метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
метод разнообразной художественной практики;
метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
метод эвристических и поисковых ситуаций.
Условия, необходимые для эффективного художественного развития детей:
формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
создание развивающей среды для непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Курс занятий по программе рассчитан на 2 раза в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, в группах из 8 человек. Продолжительность занятий в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.2660-10.
Ожидаемый результат:
1.Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
2.Расширение и обогащение художественного опыта.
3.Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
4.Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).
5.Формирование навыков трудовой деятельности
Общие показатели развития детского творчества:
Эстетическая компетентность;
Творческая активность;
Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»);
Креативность;
Произвольность и свобода поведения;
Инициативность;
Самостоятельность и ответственность;
Способность к самооценке.
Комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
осмысленное «чтение» - распределение и опредмечивание – художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии;
интерпретация формы и содержания, заключенного в художественную форму;
творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной выразительности;
самостоятельное созидание художественных образов в изобразительной деятельности;
проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
Перспективное планирование занятий изостудии «Радуга»
с детьми 3-5 летнего возраста:
Задачи занятий:
Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры.
Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке. Учить «входить в образ».
Организовать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представления детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золой листопад», «листочки танцуют, «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжелые тучи», «Веселыей дождик», «Грустный дождь», «Кошка улыбается», «Воробьи купаются в луже» и т.д.).
Создание условий для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
Вызывать у детей интерес к творчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций «грибная полянка», «Птички в гнездышках», «Зеленый лужок», «Праздничный букет», «Праздничная елочка».
В лепке:
Показать детям разнообразие пластических материалов: глина, соленое тесто, сдобное тесто, влажный песок, снег, жевательная резинка, бумажная масса. Познакомить с их свойствами: пластичность, вязкоть, вес, цельность массы, возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
- видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;
- синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук, соизмерять нажим ладонями на комок теста, глины;
- создавать простейшие формы: шар, цилиндр и видоизменять их, преобразовывать в иные формы: шар сплющивать в диск, замыкать в кольцо, создавая при этом выразительные образы: мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, бублики и т.д.
- учить лепить пальцами, соединяя детали, не прижимая, а тщательно примазывая их друг к друг, защипывая край формы, вытягивая или оттягивая небольшое количество пластичного материала для формирования деталей: хвостиков, крылышек, клювиков.
В рисовании:
Развивать восприятие детей, формировать представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:
- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными и живописными средствами.
- продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью: аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы.
- учить создавать одноцветные и выразительные образы.
- переводить от рисования-подражания к самостоятельному творчеству. Сентябрь
1 неделя.
Лепка: «Мой веселый звонкий мяч» - предметная.
Рисование: «Мой веселый звонкий мяч».
2 неделя.
Лепка: «Шарики воздушные».
Рисование: «Шарики воздушные».
3 неделя.
Лепка: «Ягодки на тарелочке».
Рисование: «Ягодки за ягодкой» (на кустиках).
4 неделя.
Лепка: «Яблочко с листочком».
Рисование: «Яблочко с листочком и червячком». Октябрь
1 неделя.
Лепка: «Красивый цветок» - декоративная.
Рисование: «Клумба с цветами».
2 неделя.
Лепка: «Мышка» из соленого теста.
Рисование: «Мышка и репка».
3 неделя.
Лепка: «Грибы на пенечке».
Рисование: «Падают, падают листья».
4 неделя.
Лепка: «Грибная полянка» - коллективная.
Рисование: «Гриб на ножке». Ноябрь
1 неделя.
Лепка: «Листик желтый».
Рисование: «Нарисуем часики».
2 неделя.
Лепка: «Сороконожка».
Рисование: «Светлячок» - по мотивам стихотворения.
3 неделя.
Лепка: «Чесночек» - соленое тесто.
Рисование: «Полосатые полотенца для лесных зверюшек».
4 неделя.
Лепка: «Деревце».
Рисование: «Осенние деревья». Декабрь
1 неделя.
Лепка: «Игрушки на елку».
Рисование: «Волшебные снежинки».
2 неделя.
Лепка: «Праздничная елочка».
Рисование: «Елочка».
3 неделя.
Лепка: «Звезда на елочку».
Рисование: «Вьюга-завируха».
4 неделя.
Лепка: «Елочные игрушки» - рельефная.
Рисование: «Новый год» - по замысу. Январь
1 неделя.
Лепка: «Я пеку, пеку, пеку…».
Рисование: «Бублики-баранки».
2 неделя.
Лепка: «Колобок на окошке».
Рисование: «Колобок катится по дорожке».
3 неделя.
Лепка: «Рамочка для фото».
Рисование: «Рисуем ручками» (перчатка). Февраль
1 неделя.
Лепка: «Баю-бай, засыпай».
Рисование: «Рисуем ручками» (лебедь).
2 неделя.
Лепка: «Жар-птица» (украшение птички).
Рисование: «Лоскутное одеяло».
3 неделя.
Лепка: «Рыбка, рыбка улыбнись».
Рисование: «Рыбка золотая» (ватными палочками).
4 неделя.
Лепка: «Барельеф» - подарок папе.
Рисование: «Открытка для папы». Март
1 неделя.
Лепка: «Цветок для мамочки».
Рисование: «Подарю я мамочке цветок».
2 неделя.
Лепка: «Веселая неваляшка».
Рисование: «Неваляшка танцует».
3 неделя.
Лепка: «Ходит в небе солнышко».
Рисование: «Солнышко, раскидай колечки».
4 неделя.
Лепка: «Сосульки-воображульки».
Рисование: «Сосульки-плаксы». Апрель
1 неделя.
Лепка: «Мостик через речку».
Рисование: «Плывет, плывет кораблик».
2 неделя.
Лепка: «Птички в гнездышках».
Рисование: «Почки и листочки».
3 неделя.
Лепка: «Уточка».
Рисование: «Божья коровка».
4 неделя.
Лепка: «Флажок».
Рисование: «Флажки висят на нитке». Май
1 неделя.
Лепка: «Цыпленок» - рельефная.
Рисование: «Цыплята и одуванчики».
2 неделя.
Лепка: «Пчелка».
Рисование: «Носит одуванчик желтый сарафанчик».
3 неделя.
Лепка: «Экспериментирование с пластическими материалами».
Рисование: «Весенний листок» (самостоятельный выбор материалов для творчества).
4 неделя.
Лепка: «Лебеди на озере» - коллективная.
Рисование: «На озере». Перспективное планирование занятий изостудии «Радуга»
с детьми 5-7 летнего возраста: Задачи:
Знакомство с эскизом, как этапом планирование работы.
Создание пластических образов по замыслу с передачей особенностей внешнего вида любимых игрушек и своего к ним отношения.
Поиск способов лепки миниатюрных игрушек и вариантов преобразования спичечного коробка в колыбельку.
Знакомство со спецификой реалистического рисования комнатных растений с натуры, развитие восприятия.
Создание образов бытовых предметов в детской дизайнерской деятельности по мотивам декоративно – прикладного искусства.
Освоение оригинального способа лепка посуды из столбиков, замыкающихся в кольца.
Создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувство ритма и композиции.
Создание творческой композиции.
Создание оригинальных образов.
Познакомить детей с витражной живописью, с техникой наложения краски. Воспитать интерес к этому виду искусства.
Показать и научить детей правильно пользоваться витражными красками. Воспитывать в детях отзывчивость к красоте витражной живописи.
Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности.
Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».
Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм и др.)
Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знаком художественной техники.
Создание образа «чуда – дерева» (рельеф или объём), развитие творческого воображения.
Оформление книжек – самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой её оформления.
Знакомство с портретным жанром и освоение рисования парного портрета в профиль, отражение особенностей внешнего вида, характера и настроение конкретных людей.
Ознакомление с искусством миниатюры на яйце. Освоение техники декоративного рисования на объёмной форме.
Формирование любознательности, наблюдательности. познакомить детей с техникой рисования – батиком, разными способами создания рисунка на ткани.
Познакомить детей с техникой узелкового батика; закрепить умение самостоятельно выбирать цвета и составлять оттенки учить аккуратности в работе.
Продолжать знакомить детей с узелковой техникой батика; научить правильно скручивать и завязывать ткань. Развивать наблюдательность и чувство прекрасного.
Познакомить с русским народным костюмом и головным убором; развивать фантазию и воображение.
Развивать наблюдательность; продолжать учить выполнять цветы в технике пластилиновой живописи в перспективе; вдали и вблизи; формировать навыки пространственного восприятия.
Сентябрь
1 неделя.
Рисование: Рисование с натуры «Друг детства».
Лепка: «Любимые игрушки».
2 неделя.
Рисование: «Веселые портреты» - бумажная пластика.
Лепка: «Посмотри в свое окно» - коллективная работа для оформления интерьера.
3 неделя.
Рисование: «Как мы были маленькими» - рисование на ткани.
Лепка: «Комнатное растение - кактус» - рельефная.
4 неделя.
Рисование: «Комнатное растение».
Лепка: «Светильник» - рельефная. Октябрь
1 неделя.
Рисование: «Вечерний свет в окошке».
Лепка: «Миниатюра в спичечном коробке и колыбельная»
2 неделя.
Рисование: «Что-то рядом с нами растет?».
Лепка: «Комнатный цветок с окошка» - по выбору детей.
3 неделя.
Рисование: «Золотая осень».
Лепка: «Такие разные часы».
4 неделя.
Рисование: «Фрукты» - мелками.
Лепка: «Рамка для фото». Ноябрь
1 неделя.
Рисование: «Красивая скатерть».
Лепка: «Ой, какой у нас лучок, еще лучше чесночок» - рельефная.
2 неделя.
Рисование: «Жираф заболел» (шарф, воротник).
Лепка: «Камин с огоньком».
3 неделя.
Рисование: «Башмак в луже» - силуэтное рисование.
Лепка: «Копилка с монетками».
4 неделя.
Рисование: «Перчатки для котяток» - фломастерами.
Лепка: «Кактусы зацвели» - сюжетная. Декабрь
1 неделя.
Рисование: «Красивые салфетки для кафе».
Лепка: «Красивая посуда для кафе».
2 неделя.
Рисование: Знакомство с витражной живописью.
Лепка: «Розы для мамочки».
3 неделя.
Рисование: «Витражная живопись».
Лепка: «Узор на квадрате» - из цветного соленого теста.
4 неделя.
Рисование: «Сделаем красивую картинку» - витражная .
Лепка: «Елочка». Январь
1 неделя.
Рисование: «Дед Мороз» - солью.
Лепка: «Новогодние игрушки».
2 неделя.
Рисование: «Зимние напевы» - набрызги.
Лепка: «Дед Мороз».
3 неделя.
Рисование: «Рисование музыки».
Лепка: «Новогодняя елка».
4 неделя.
Рисование: «Фантастические цветы» - по замыслу.
Лепка: «Чудо-дерево» - коллективная. Февраль
1 неделя.
Рисование: знакомство с книжной графикой «Оформление книжки-самоделки».
Лепка: «Рыбка».
2 неделя.
Рисование: «Мамочка моя».
Лепка: «Цветы для мамы».
3 неделя.
Рисование: «Мамочка моя».
Лепка: «Медуза и звезда».
4 неделя.
Рисование: «Рыбка».
Лепка: «Осьминог». Март
1 неделя.
Рисование: «Мы с мамой улыбаемся» - потрет.
Рисование: «Моя воспитательница».
2 неделя.
Рисование: «Обитатели моря».
Лепка: «Морской конек».
3 неделя.
Рисование: «Сладкий натюрморт».
Лепка: «Печем печенье мамочке».
4 неделя.
Рисование: «Чудо-писанки».
Лепка: «Ангел». Апрель
1 неделя.
Рисование: «Березка» - рисование на ткани.
Лепка: «Мышонок» - сказочный персонаж.
2 неделя.
Рисование: «Путешествие в страну творчества «Волшебный узелок и волшебная ниточка» - узелковый батик.
Лепка: «Пчелка - Майя».
3 неделя.
Рисование: «Сказочный узор» узелковый батик.
Лепка: «Лисонька» - сказочный персонаж.
4 неделя.
Рисование: «Сказочный дым».
Лепка: «Бабочка-красавица». Май
1 неделя.
Рисование: «Пир на весь мир» - декоративное.
Лепка: «Три поросенка с друзьями».
2 неделя.
Рисование: «Чудо-дерево».
Лепка: «Чудо-дерево» тестопластика, коллективная.
3 неделя.
Рисование: «Перо Жар-птицы».
Лепка: «Кузнечик».
4 неделя.
Рисование: «Путаница-перепутаница» - фантастическая.
Лепка: «Радуга-дуга». Формы подведения итогов реализации программы
Коллективные тематические выставки работ детей,
Персональные выставки детей,
Открытые занятия,
Коллективные занятия «Вместе с мамой».
Участие в конкурсах.
Список использованной литературы:
Андерленд – Дюбюиссон М. «Мозаика». – М.: РОСМЕН.
Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». – М.:Айрис-пресс, 2010. – 128с.
Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
Дуброская Н.В. «Энциклопедия поделок.1000 идей на каждый день». – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2012. – 152.
Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
Коротеева Е. «Веселые друзья – фантики» аппликация из фантиков. Практическое руководство для детей. – м.: Издательство «Никола-Пресс», 2009., 80с.
Коротеева Е. «Озорные подружки – нитки». – М.: Издательство «Никола-Пресс», 2009., 80с.
Куревина О.А. Синтез искусств.– М.: Баласс, 2008.
Курочкина Л., Шур Т., Ургант А. «Забавные фигурки из гофрокартона». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. 96с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2—7 лет «Цветные ладошки».— М.: Карпуз- Дидактика, 2007.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. — М.:Карапуз-Дидактика, 2007.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: 4-7 лет. — М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
Пицык А.А. «Игрушки из соленого теста». – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 64с.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 204. – 96с.
Хананова И. «Соленое тесто».- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 104с
|