Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22»





Скачать 209.04 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22»
Дата публикации20.10.2013
Размер209.04 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка - детский сад № 22»





Утверждена на заседании педагогического Совета МБДОУ Детский сад №22

Протокол № ___ от ___________ 2012 г.

Заведующая МБДОУ Детский сад № 22»

Л.А.Байбина


Дополнительная образовательная программа

художественной студии «Радуга»

на 2012/2013 учебный год,

для детей в возрасте от 3 до 7 лет

программа рассчитана на 2 года обучения


Автор программы: воспитатель

изодеятельности высшей квалификационной категории

Л.Н.Сытова

Великие Луки 2012г.
Пояснительная записка.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Творчество это реальное развитие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Развитие творчества – это один из “мостиков”, ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку. Но развиваем ли мы увиденные нами творческие способности и задатки у таких детей? Ведь наша основная задача – дать детям знания, умения и навыки рисования. При таком подходе внимание ребенка сосредоточено на технике, а чувства, эмоции представляются второстепенными. Но есть и другой взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

Приобщая детей к искусству, нужно использовать разные техники рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Цель программы: Формировать у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира, как эстетических объектов.

  2. Познакомить с разными жанрами живописи.

  3. Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

  4. Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту. Формировать эстетический вкус.

  5. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.

  6. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

  7. Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

  8. Обогащение индивидуального художественно – эстетического опыта.

  9. Создание условий для многоаспектной увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.

  10. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я» - концепции творца».

  11. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

  12. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.


Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского творчества.

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ДОУ:

  • принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

  • принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

  • принцип развивающего характера художественного образования;

  • принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

  • принцип интереса: построение и корректировка занятий с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.

  • Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  • принцип эстетики предметно-развивающей среды и быта в целом;

  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).


Методы эстетического воспитания:

  • метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

  • метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);

  • метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

  • метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

  • метод разнообразной художественной практики;

  • метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

  • метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

  • метод эвристических и поисковых ситуаций.


Условия, необходимые для эффективного художественного развития детей:

  • формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

  • создание развивающей среды для непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

  • ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Курс занятий по программе рассчитан на 2 раза в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, в группах из 8 человек. Продолжительность занятий в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.2660-10.

Ожидаемый результат:

1.Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

2.Расширение и обогащение художественного опыта.

3.Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

4.Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).

5.Формирование навыков трудовой деятельности

Общие показатели развития детского творчества:

  • Эстетическая компетентность;

  • Творческая активность;

  • Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»);

  • Креативность;

  • Произвольность и свобода поведения;

  • Инициативность;

  • Самостоятельность и ответственность;

  • Способность к самооценке.

Комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):

  • восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

  • осмысленное «чтение» - распределение и опредмечивание – художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии;

  • интерпретация формы и содержания, заключенного в художественную форму;

  • творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной выразительности;

  • самостоятельное созидание художественных образов в изобразительной деятельности;

  • проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);

  • экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.


Перспективное планирование занятий изостудии «Радуга»

с детьми 3-5 летнего возраста:

Задачи занятий:

  1. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры.

  2. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке. Учить «входить в образ».

  3. Организовать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представления детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золой листопад», «листочки танцуют, «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжелые тучи», «Веселыей дождик», «Грустный дождь», «Кошка улыбается», «Воробьи купаются в луже» и т.д.).

  4. Создание условий для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

  5. Вызывать у детей интерес к творчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций «грибная полянка», «Птички в гнездышках», «Зеленый лужок», «Праздничный букет», «Праздничная елочка».

В лепке:

Показать детям разнообразие пластических материалов: глина, соленое тесто, сдобное тесто, влажный песок, снег, жевательная резинка, бумажная масса. Познакомить с их свойствами: пластичность, вязкоть, вес, цельность массы, возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:

- видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

- синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук, соизмерять нажим ладонями на комок теста, глины;

- создавать простейшие формы: шар, цилиндр и видоизменять их, преобразовывать в иные формы: шар сплющивать в диск, замыкать в кольцо, создавая при этом выразительные образы: мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, бублики и т.д.

- учить лепить пальцами, соединяя детали, не прижимая, а тщательно примазывая их друг к друг, защипывая край формы, вытягивая или оттягивая небольшое количество пластичного материала для формирования деталей: хвостиков, крылышек, клювиков.

В рисовании:

Развивать восприятие детей, формировать представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:

- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными и живописными средствами.

- продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью: аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы.

- учить создавать одноцветные и выразительные образы.

- переводить от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
Сентябрь

1 неделя.

Лепка: «Мой веселый звонкий мяч» - предметная.

Рисование: «Мой веселый звонкий мяч».

2 неделя.

Лепка: «Шарики воздушные».

Рисование: «Шарики воздушные».

3 неделя.

Лепка: «Ягодки на тарелочке».

Рисование: «Ягодки за ягодкой» (на кустиках).

4 неделя.

Лепка: «Яблочко с листочком».

Рисование: «Яблочко с листочком и червячком».
Октябрь

1 неделя.

Лепка: «Красивый цветок» - декоративная.

Рисование: «Клумба с цветами».

2 неделя.

Лепка: «Мышка» из соленого теста.

Рисование: «Мышка и репка».

3 неделя.

Лепка: «Грибы на пенечке».

Рисование: «Падают, падают листья».

4 неделя.

Лепка: «Грибная полянка» - коллективная.

Рисование: «Гриб на ножке».
Ноябрь

1 неделя.

Лепка: «Листик желтый».

Рисование: «Нарисуем часики».

2 неделя.

Лепка: «Сороконожка».

Рисование: «Светлячок» - по мотивам стихотворения.

3 неделя.

Лепка: «Чесночек» - соленое тесто.

Рисование: «Полосатые полотенца для лесных зверюшек».

4 неделя.

Лепка: «Деревце».

Рисование: «Осенние деревья».
Декабрь

1 неделя.

Лепка: «Игрушки на елку».

Рисование: «Волшебные снежинки».

2 неделя.

Лепка: «Праздничная елочка».

Рисование: «Елочка».

3 неделя.

Лепка: «Звезда на елочку».

Рисование: «Вьюга-завируха».

4 неделя.

Лепка: «Елочные игрушки» - рельефная.

Рисование: «Новый год» - по замысу.
Январь

1 неделя.

Лепка: «Я пеку, пеку, пеку…».

Рисование: «Бублики-баранки».

2 неделя.

Лепка: «Колобок на окошке».

Рисование: «Колобок катится по дорожке».

3 неделя.

Лепка: «Рамочка для фото».

Рисование: «Рисуем ручками» (перчатка).
Февраль

1 неделя.

Лепка: «Баю-бай, засыпай».

Рисование: «Рисуем ручками» (лебедь).

2 неделя.

Лепка: «Жар-птица» (украшение птички).

Рисование: «Лоскутное одеяло».

3 неделя.

Лепка: «Рыбка, рыбка улыбнись».

Рисование: «Рыбка золотая» (ватными палочками).

4 неделя.

Лепка: «Барельеф» - подарок папе.

Рисование: «Открытка для папы».
Март

1 неделя.

Лепка: «Цветок для мамочки».

Рисование: «Подарю я мамочке цветок».

2 неделя.

Лепка: «Веселая неваляшка».

Рисование: «Неваляшка танцует».

3 неделя.

Лепка: «Ходит в небе солнышко».

Рисование: «Солнышко, раскидай колечки».

4 неделя.

Лепка: «Сосульки-воображульки».

Рисование: «Сосульки-плаксы».
Апрель

1 неделя.

Лепка: «Мостик через речку».

Рисование: «Плывет, плывет кораблик».

2 неделя.

Лепка: «Птички в гнездышках».

Рисование: «Почки и листочки».

3 неделя.

Лепка: «Уточка».

Рисование: «Божья коровка».

4 неделя.

Лепка: «Флажок».

Рисование: «Флажки висят на нитке».
Май

1 неделя.

Лепка: «Цыпленок» - рельефная.

Рисование: «Цыплята и одуванчики».

2 неделя.

Лепка: «Пчелка».

Рисование: «Носит одуванчик желтый сарафанчик».

3 неделя.

Лепка: «Экспериментирование с пластическими материалами».

Рисование: «Весенний листок» (самостоятельный выбор материалов для творчества).

4 неделя.

Лепка: «Лебеди на озере» - коллективная.

Рисование: «На озере».
Перспективное планирование занятий изостудии «Радуга»

с детьми 5-7 летнего возраста:
Задачи:

  1. Знакомство с эскизом, как этапом планирование работы.

  2. Создание пластических образов по замыслу с передачей особенностей внешнего вида любимых игрушек и своего к ним отношения.

  3. Поиск способов лепки миниатюрных игрушек и вариантов преобразования спичечного коробка в колыбельку.

  4. Знакомство со спецификой реалистического рисования комнатных растений с натуры, развитие восприятия.

  5. Создание образов бытовых предметов в детской дизайнерской деятельности по мотивам декоративно – прикладного искусства.

  6. Освоение оригинального способа лепка посуды из столбиков, замыкающихся в кольца.

  7. Создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувство ритма и композиции.

  8. Создание творческой композиции.

  9. Создание оригинальных образов.

  10. Познакомить детей с витражной живописью, с техникой наложения краски. Воспитать интерес к этому виду искусства.

  11. Показать и научить детей правильно пользоваться витражными красками. Воспитывать в детях отзывчивость к красоте витражной живописи.

  12. Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности.

  13. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».

  14. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм и др.)

  15. Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знаком художественной техники.

  16. Создание образа «чуда – дерева» (рельеф или объём), развитие творческого воображения.

  17. Оформление книжек – самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой её оформления.

  18. Знакомство с портретным жанром и освоение рисования парного портрета в профиль, отражение особенностей внешнего вида, характера и настроение конкретных людей.

  19. Ознакомление с искусством миниатюры на яйце. Освоение техники декоративного рисования на объёмной форме.

  20. Формирование любознательности, наблюдательности. познакомить детей с техникой рисования – батиком, разными способами создания рисунка на ткани.

  21. Познакомить детей с техникой узелкового батика; закрепить умение самостоятельно выбирать цвета и составлять оттенки учить аккуратности в работе.

  22. Продолжать знакомить детей с узелковой техникой батика; научить правильно скручивать и завязывать ткань. Развивать наблюдательность и чувство прекрасного.

  23. Познакомить с русским народным костюмом и головным убором; развивать фантазию и воображение.

  24. Развивать наблюдательность; продолжать учить выполнять цветы в технике пластилиновой живописи в перспективе; вдали и вблизи; формировать навыки пространственного восприятия.


Сентябрь

1 неделя.

Рисование: Рисование с натуры «Друг детства».

Лепка: «Любимые игрушки».

2 неделя.

Рисование: «Веселые портреты» - бумажная пластика.

Лепка: «Посмотри в свое окно» - коллективная работа для оформления интерьера.

3 неделя.

Рисование: «Как мы были маленькими» - рисование на ткани.

Лепка: «Комнатное растение - кактус» - рельефная.

4 неделя.

Рисование: «Комнатное растение».

Лепка: «Светильник» - рельефная.
Октябрь

1 неделя.

Рисование: «Вечерний свет в окошке».

Лепка: «Миниатюра в спичечном коробке и колыбельная»

2 неделя.

Рисование: «Что-то рядом с нами растет?».

Лепка: «Комнатный цветок с окошка» - по выбору детей.

3 неделя.

Рисование: «Золотая осень».

Лепка: «Такие разные часы».

4 неделя.

Рисование: «Фрукты» - мелками.

Лепка: «Рамка для фото».
Ноябрь

1 неделя.

Рисование: «Красивая скатерть».

Лепка: «Ой, какой у нас лучок, еще лучше чесночок» - рельефная.

2 неделя.

Рисование: «Жираф заболел» (шарф, воротник).

Лепка: «Камин с огоньком».

3 неделя.

Рисование: «Башмак в луже» - силуэтное рисование.

Лепка: «Копилка с монетками».

4 неделя.

Рисование: «Перчатки для котяток» - фломастерами.

Лепка: «Кактусы зацвели» - сюжетная.
Декабрь

1 неделя.

Рисование: «Красивые салфетки для кафе».

Лепка: «Красивая посуда для кафе».

2 неделя.

Рисование: Знакомство с витражной живописью.

Лепка: «Розы для мамочки».

3 неделя.

Рисование: «Витражная живопись».

Лепка: «Узор на квадрате» - из цветного соленого теста.

4 неделя.

Рисование: «Сделаем красивую картинку» - витражная .

Лепка: «Елочка».
Январь

1 неделя.

Рисование: «Дед Мороз» - солью.

Лепка: «Новогодние игрушки».

2 неделя.

Рисование: «Зимние напевы» - набрызги.

Лепка: «Дед Мороз».

3 неделя.

Рисование: «Рисование музыки».

Лепка: «Новогодняя елка».

4 неделя.

Рисование: «Фантастические цветы» - по замыслу.

Лепка: «Чудо-дерево» - коллективная.
Февраль

1 неделя.

Рисование: знакомство с книжной графикой «Оформление книжки-самоделки».

Лепка: «Рыбка».

2 неделя.

Рисование: «Мамочка моя».

Лепка: «Цветы для мамы».

3 неделя.

Рисование: «Мамочка моя».

Лепка: «Медуза и звезда».

4 неделя.

Рисование: «Рыбка».

Лепка: «Осьминог».
Март

1 неделя.

Рисование: «Мы с мамой улыбаемся» - потрет.

Рисование: «Моя воспитательница».

2 неделя.

Рисование: «Обитатели моря».

Лепка: «Морской конек».

3 неделя.

Рисование: «Сладкий натюрморт».

Лепка: «Печем печенье мамочке».

4 неделя.

Рисование: «Чудо-писанки».

Лепка: «Ангел».
Апрель

1 неделя.

Рисование: «Березка» - рисование на ткани.

Лепка: «Мышонок» - сказочный персонаж.

2 неделя.

Рисование: «Путешествие в страну творчества «Волшебный узелок и волшебная ниточка» - узелковый батик.

Лепка: «Пчелка - Майя».

3 неделя.

Рисование: «Сказочный узор» узелковый батик.

Лепка: «Лисонька» - сказочный персонаж.

4 неделя.

Рисование: «Сказочный дым».

Лепка: «Бабочка-красавица».
Май

1 неделя.

Рисование: «Пир на весь мир» - декоративное.

Лепка: «Три поросенка с друзьями».

2 неделя.

Рисование: «Чудо-дерево».

Лепка: «Чудо-дерево» тестопластика, коллективная.

3 неделя.

Рисование: «Перо Жар-птицы».

Лепка: «Кузнечик».

4 неделя.

Рисование: «Путаница-перепутаница» - фантастическая.

Лепка: «Радуга-дуга».
Формы подведения итогов реализации программы

  • Коллективные тематические выставки работ детей,

  • Персональные выставки детей,

  • Открытые занятия,

  • Коллективные занятия «Вместе с мамой».

  • Участие в конкурсах.




Список использованной литературы:

  • Андерленд – Дюбюиссон М. «Мозаика». – М.: РОСМЕН.

  • Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». – М.:Айрис-пресс, 2010. – 128с.

  • Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.

  • Дуброская Н.В. «Энциклопедия поделок.1000 идей на каждый день». – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2012. – 152.

  • Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  • Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

  • Коротеева Е. «Веселые друзья – фантики» аппликация из фантиков. Практическое руководство для детей. – м.: Издательство «Никола-Пресс», 2009., 80с.

  • Коротеева Е. «Озорные подружки – нитки». – М.: Издательство «Никола-Пресс», 2009., 80с.

  • Куревина О.А. Синтез искусств.– М.: Баласс, 2008.

  • Курочкина Л., Шур Т., Ургант А. «Забавные фигурки из гофрокартона». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. 96с.

  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2—7 лет «Цветные ладошки».— М.: Карпуз- Дидактика, 2007.

  • Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. — М.:Карапуз-Дидактика, 2007.

  • Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: 4-7 лет. — М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

  • Пицык А.А. «Игрушки из соленого теста». – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 64с.

  • Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 204. – 96с.

  • Хананова И. «Соленое тесто».- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 104с

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconДоклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №22 находится в Центральном районе...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconМуниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconПубличный доклад
...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconПлан деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №1 осуществляет свою деятельность...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №153» города Магнитогорска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №3»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconРежим работы мбдоу црр – детского сада №2 п. Новый
...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад №86 «Электроник»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №27 «Родничок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Рябинка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconДоклад г. Щёлково
Полное наименование учреждения по Уставу: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №55 «Золотой ключик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconВ. В. Решетникова Губахинский муниципальный район
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №22» iconИспользование информационных и компьютерных технологий в работе инструктора...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории №51 «Дубравушка»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск