Скачать 45.22 Kb.
|
Мастер-класс Терещенко О.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ ЕСОШ № 1 -Добрый день, ребята. Мы вновь встретились с вами, надеюсь, что и сегодняшняя наша встреча будет такой же приятной. Итак, начнём. В качестве темы нашего сегодняшнего занятия выступят слова знаменитого английского философа, государственного деятеля, жившего и творившего в XVI веке, Френсиса Бэкона: «Наука есть ни что иное, как отображение действительности». В ходе нашей работы мы попытаемся доказать, что да, действительно, наука, а в данном случае русский язык, отображает явления жизни, явления реальности. СЛАЙД № 1 -Как известно, жизнь не стоит на месте: развивается наука, техника, появляются новые предметы, явления, и в конце концов, меняется сам человек, его мировоззрение, его отношение к окружающему миру. Язык очень чувствителен к разного рода переменам, он мгновенно на них реагирует. Появился новый предмет- его нужно как-то назвать, придумать ему имя. А это значит, создать новое слово, а слово – это язык, речь. Таким образом, ребята, вы уже можете сказать, о каком разделе русского языка мы сегодня будем говорить? -О лексике. -Верно, именно лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. В нашем случае мы будем говорить о лексике русского языка. Итак, с точки зрения изменения и пополнения словарный состав русского языка делится на активный и пассивный. СЛАЙД № 2 -В активный словарный запас входят слова, повседневно употребляемые, значение их понятно всем людям, говорящим на русском языке. Какие, например, это слова? -К пассивному запасу относятся такие слова, которые либо имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо только что появились и ещё не получили широкого употребления, не стали общеупотребительными. Какие слова вы бы отнесли к этой группе? СЛАЙД № 3 -Слова пассивного запаса можно, в свою очередь, разделить на две группы: устаревшие и новые (неологизмы). О словах новых несколько позже, сначала об устаревшей лексике, которую делят на историзмы и архаизмы. СЛАЙД № 4 -Слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали, называются ИСТОРИЗМАМИ: боярин, вече, армяк, бурмистр и др. Они употребляются обычно лишь в художественной или специальной литературе как средство образного воссоздания исторической эпохи или средство объективного её отражения. Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия, называются АРХАИЗМАМИ: брадобрей – парикмахер, пиит – поэт, ланиты – щёки и др. Архаизмы, как и историзмы, используются в художественной литературе для воссоздания эпохи, которую описывает автор, а также для придания речи оттенков торжественности или ,наоборот, комического или иронического эффекта. -Ребята, а какие примеры устаревших слов – историзмов или архаизмов- вы могли привести? Подумайте. -Ну что ж , идём дальше. Поговорим о неологизмах. Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, называются НЕОЛОГИЗМАМИ. Неологизмы не сразу входят в активный словарный состав. СЛАЙД № 5 Посмотрите на данную последовательность. Как вы можете её объяснить? Некоторые слова из неологизмов, возникнув не очень давно, уже стали устаревшими: продналог, комсомол, нэп, ликбез и др. Но так происходит не со всеми словами. Например, были неологизмами слова вертолёт, магнитофон, фломастер, космонавт, телевизор, телефон и др. А стали? Есть также неологизмы, созданные писателями, поэтами. Например, очень много новых авторских слов было введено в речь А. Вознесенским: ослепшая спозарань, золотая ненасыть, стало пусто напоследь и др. Неологизмами можно считать слова, вошедшие в язык за последние годы, хотя и среди них есть уже перешедшие в общеупотребительные и даже в устаревшие. СЛАЙД № 6 -А сейчас я предлагаю вам небольшое задание, которое поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в огромном океане, который называется лексика русского языка. Итак, перед вами список самых различных слов. Для начала разделимся на три группы (по рядам). Задача первого ряда выписать УСТАРЕВШИЕ Второй ряд - ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА Третий – НЕОЛОГИЗМЫ -Ну что ж, вы хорошо справились с заданием, мне очень приятно видеть, что данная область лексики для вас понятна и ясна. -И ещё несколько слов о НЕОЛОГИЗМАХ. В задании вам встретилось слово ГЛАМУР. Что оно означает? СЛАЙД № 7 История этого слова очень интересна. Впервые оно появилось в речи в 1992 году, в словаре же зафиксировано в 2005 году в словаре иноязычных слов Крысина. Слово ГЛАМУР родом из английского языка. Российскому человеку это слово очень понравилось. Интересно то, что данное слово востребовано в настоящее время, его значение несколько двойственно, отражает нашу действительность. Т.К. слово ГЛАМУР несёт в себе приметы времени, то вместе со звуковым комплексом появляется картинка, причём картинка д.б. обязательно красивой, привлекательной, иногда даже излишне красивой. Примечателен тот факт, что это слово уже успело послужить основой для образования новых слов, таких как ГЛАМУРНО-ГЛЯНЦЕВЫЙ, ГЛАМУРЩИК, АНТИГЛАМУРНЫЙ, ГЛАМУРИЗАЦИЯ, ГЛАМУРНО и др. -Идём дальше. Ребята, скажите мне , пожалуйста, что такое ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ ? -Ф.О. – устойчивое сочетание слов, употребляющееся , как правило, в переносном значении. В отличие от свободного сочетания слов у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё сочетание в целом. Поэтому в предложении он является одним членом предложения. -Мы сегодня говорим о том, что наука отражает, отображает действительность. А русский язык, в частности, реагирует на изменения в жизни, в обществе, в целом во всех областях жизнедеятельности человека. Сейчас на примере некоторых фразеологических оборотов мы попробуем проследить эту тенденцию и доказать, что , действительно, язык не развивался в отрыве от жизни. СЛАЙД № 8 -Перед вами Ф.О., попробуем объяснить их значение и выяснить, как они образовались. -Ребята, приведите свои примеры Ф.О. и попытайтесь объяснить их значение. СЛАЙД № 9 -Выводы, заключительное слово учителя. |
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Сочинение : «…Мужчины умирают, если нужно, и потому живут в веках... «Три жизни А. В. Колчака» Рук. Свиридова Анжелла Валентиновна, учитель русского языка и литературы | Вопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий» ... | Применение it на уроках русского языка и литературы Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Урока литературы 9 класс, тема: классицизм Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы) | ||
Республики Мордовия Аттестационный материал учителя русского языка... Занимаемая должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы (12 час.) | 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные... Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина... | ||
Доклад использование современных образовательных технологий на уроках... Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской... | Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы... «икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов» | ||
Портфолио Шиловой Жанны Викторовны, учителя русского языка и литературы... Сведения об образовании – высшее, в 1983 году окончила флф хабаровского государственного педагогического института, учитель русского... | Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... |