Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма





НазваниеРешение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма
Дата публикации01.08.2014
Размер115 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
Анализ словообразовательных моделей

как средство повышения

орфографической грамотности учащихся.

(от словообразовательной модели – к выбору написания).
Если мы о чем-нибудь не знаем,

как оно образовано,

то и не понимаем его.

А.Шлейхер.

Учитель русского языка МОУ СОШ №22 г. Томска Софьина В. А.

Проблема орфографической грамотности – это одна из главных проблем учителей русского языка. Мы с вами каждый по–своему пытаемся решить эту проблему, делимся опытом, принимая одно, отказываясь от другого, непродуктивного, защищая то, что дает результаты.

Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма.

Обязательными условиями орфографического письма являются следующие:

  1. Ежедневные 10 минутные занятия.

  2. Целостное запоминание предложения или части предложения, законченного по смыслу.

  3. Проговаривание.

  4. Разбор слов по орфограммам.

  5. Проговаривание по орфограммам слов.

  6. Письмо по памяти.

  7. Самоконтроль.

Орфографическое письмо – это та форма работы с печатным текстом, в рамках которой может и должно быть планомерно обеспечено совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения.

Необходимым условием их совмещения является возникновение перед читающими дополнительной задачи, требующей не только понимания текста, но анализа его морфемной структуры.

Первый шаг к морфемному анализу – это формирование умений видеть ошибкоопасные места в слове. Определение ошибкоопасных мест формируется несколькими приемами:

  1. Письмо с дырками.

  2. Проверка орфограммы тремя способами:

    1. по сильной позиции

    2. по словарю

в) по правилу.
3. «Зеркальные» и «незеркальные» слова.

(Первые два приёма описаны в учебнике «Русский язык» В. В. Репкина.

Третий приём описан в книге Г. Г. Граника «Секреты орфографии»).

Когда сформировано умение видеть ошибкоопасные места в слове, переходим к морфемному разбору, к которому. обращаться желательно на каждом уроке. При этом если разбор проводить не формально, а требовать от учеников доказательств того, почему выделен тот или иной корень, суффикс, та или иная приставка или окончание, то ученики для доказательства станут привлекать знания из других разделов школьного курса. Благодаря такому подходу разбор слов по составу раскроет перед учащимися взаимосвязи языковых явлений, т.к. он аккумулирует и синтезирует знания, полученные школьниками при изучении не только словообразования, но и морфологии, орфографии, лексики и других разделов школьного курса, даёт возможность за короткий промежуток времени проверить на уроке прочность этих знаний. Морфемный разбор формирует у учащихся умение устанавливать эти языковые связи, учит сравнивать, сопоставлять, обобщать. Он способствует формированию у школьников навыков монологической устной речи научного стиля, проявляющихся в свободном использовании лингвистической терминологии, в умении произвести разбор слова в форме связанного высказывания. Таким образом, морфемный разбор является не только формой проверки знания, но и средством, с помощью которого делается более интенсивным становление грамматических навыков школьников.

Виды разбора по составу могут быть самыми разнообразными, и успех выполнения заданий во многом определяется тем, учитываются ли возрастные особенности школьников. Так, в 5 - 6 классах рекомендуется использовать элементы занимательной грамматики.

Например, учащимся предлагается отгадать шараду, когда надо не разобрать, а собрать слово.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречаем,

Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка)
В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс - в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом - по мне на уроки пойдете.



Но так как количество стихотворных примеров ограничено, предлагаем учащимся игру «Собери слово», задания которой аналогичны заданиям описанной выше шарады: школьникам предлагается составить слово, взяв указанные морфемы из других слов.



Подобных заданий очень много в тетради Г.А.Богдановой по русскому языку

в 5 - 6 классах.

Но постепенно задания осложняются решением орфографических задач.



В указанных примерах учащиеся при составлении слова должны опереться на орфографические правила: правописания разделительного твердого знака, приставок на - 3, - С, чередующихся гласных в корне слова.

Решение следующей задачи связано с лексикой и морфологией.

• Составить слово, взяв из указанных слов значимые части.



• К полученному слову подобрать однокоренные слова различных частей речи.

В упражнения подключаются и задания, связанные с синтаксисом.

V класс.

I.

  1. Найти определения, взять из него приставку: это был беспокойный человек;

  2. из сказуемого взять корень: моряки не страшатся бурь;

  3. добавить суффикс прилагательного прелестный;

  4. окончание определения: Огромный шар поднялся в воздух.;

• С полученным словом (бесстрашный) составить словосочетание.

II.

  1. Из определения взять приставку: Осенью идут бесконечные дожди;

  2. добавить подлежащее: Шум вреден для здоровья;

  3. добавить суффикс прилагательного: интересный;

  4. добавить окончание прилагательного: красный.

• С полученным словом (бесшумный) составить словосочетание.

VI класс.

  1. Выписать из предложения подлежащее: С обрыва открывался чудесный вид;

  2. К полученному слову добавить безударную гласную корня сказуемого:

Зимой светает поздно.

  1. Дописать окончание глагола петь.

  2. Взять приставку от сказуемого: Зимний лес удивляет своей красотой.

• От полученного слова (увидеть) образовать формы различных наклонений.

VII класс.



• С полученным словом учащиеся должны составить словосочетание, чтобы данное слово было в нем главным; затем придумать предложение, записать его, объяснив графически знаки препинания.

Например: Человек, /успешно преодолевающий свою лень/, может многого добиться.



  • От полученного глагола образовать возможные причастия.

  • С одним из них составить словосочетание, а затем предложение.

  • Предложение записать, графически объяснить пунктограммы.

Большой интерес у школьников вызывают упражнения, связанные с моделированием слов.

Например:

1) Придумать слова, соответствующие данным схемам:


В книге Львовой «Словообразование» есть небольшой словарик, который называется «Словарик морфемных моделей слов». В его список вошли 200 морфемных моделей, наиболее типичных и употребительных в русском языке. Даже беглый взгляд на этот список показывает, что слова каждой морфемной модели имеют много общих одинаковых признаков и что перечень корней, сопровождающий каждую модель, можно продолжить.

Работа с этим словарем позволяет быстро определить часть речи по типичным суффиксам и окончаниям, предугадать орфографические затруднения, которые возможны при записи слов одной морфемной модели.

Можно предложить имена прилагательные распределить по группам в соответствии с их морфемным строением. Объяснить, почему не все слова выписаны.

М
иролюбивый, лживый, гневливый, обидчивый, служивый, молчаливый, невежливый, льстивый, улыбчивый, влюбчивый, правдивый, светолюбивый, брезгливый, фальшивый, расчетливый, полушутливый, шутливый, усидчивый, доверчивый, визгливый, задумчивый, пугливый, дождливый, сговорчивый, стыдливый, талантливый.

2) Составить слова с данными значимыми частями:



Цель данной работы: различение написания н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.

3) Придумать и записать слова с данными значимыми частями:



Цель работы: отработка умения различать причастия и деепричастия.

4) Составить слова с данными значимыми частями:



Цель работы: отработка умения различать прилагательные и наречия.


5) Найти ошибку в схемах:





6) Составить словосочетания по данным схемам:




• С помощью чего осуществляется смысловая и грамматическая связь зависимого слова с главным в данных словосочетаниях?

7) Составить предложение по следующей схеме:



8) Образовать слова с данными корнями, используя всевозможные приставки и суффиксы:

  • бир - — - бер - ; - лаг- — -лож - ; - гар - — - гор - ,

  • блест- — -блист -;

Для того чтобы школьники осознавали разницу между морфемой и слогом, предлагаются упражнения такого типа:

а) разделить данные слова на слоги;

б) выделить значимые части слова;

в) разделить слова для переноса.
Уговорить: а) у - го - во - рить





в) уго - во - рить

Объединение: а) объ - е - ди - не - ни – е



в) объ - еди - не - ние

Большое внимание необходимо уделять упражнениям на выяснение значения морфем. Такие задания вырабатывают у школьников умение осознавать части слова, понимать их грамматическое значение.

Например:

  • Доказать, что ени -значимая часть слова.




  • Можно ли по одной морфеме узнать часть речи, например:



Доказать.

  • Подобрать слова с данными морфемами:

-

Подобные упражнения вырабатывают навык не механического выделения частей слова, что приводит к орфографическим ошибкам, а осознанного выявления структуры слова.
1 .Графически объяснить почему в данных словах пишется - н - и - нн -.
Голубиный, бараний, ранний, кожаный, туманный, истинный, грачиный, кочанный, львиный, шинный, машинный, карманный, барабанный; крашеный пол; покрашенный потолок; некрашеный пол; непокрашенный пол; вязаная кофта, связанный свитер, развязанный шнурок; сеяная мука; засеянное поле; плетеная корзинка; сплетенная корзинка; скошенный луг; кошеная трава; некошеная трава; не скошенный луг.
2. Найти пятое «лишнее» слово и объяснить графически, почему оно является «лишним».

Старинный, былинный, глубинный, крысиный, равнинный.
Таким образом, задания по словообразованию необходимо связывать с работой по орфографии: использование на уроках при опросе заданий для морфемного разбора является одним из средств повышения орфографической грамотности школьников.
В связи с этим целесообразно при опросе давать учащимся задания типа:

  • Указать, есть ли орфограммы в тех значимых частях слова, с помощью которых они образованы; объяснить графически:



  • Выписать данные ниже слова в четыре столбика с орфограммами:

1) в корне; 2) в окончании; 3) в суффиксе; 4) в приставках.

Местный, строят, растет, клеят, прилег, блестит, сдуть, небрежный, жалящий, свежего (ветра), шепот, мышиный, длинный, борются, колющий.

Изучая и повторяя материал по словообразованию, необходимо подбирать такие задания, которые включают в себя целый комплекс задач (по развитию речи, орфографии, морфологии, лексике и т.д.).

Например, умение правильно определить корень в слове путем подбора однокоренных слов помогает не только избежать самой распространенной ошибки - правописание безударной гласной в корне, но и пополнить словарный запас школьников. Сюда можно включить и задачу по морфологии.

1. С данной морфемой (корнем) образовать однокоренные слова различных частей речи.



2. Приведенные слова образованы от шести корней. Выписать слова каждого корня в отдельный столбик. Корень выделить, обозначить части речи. Подчеркнуть в корнях проверяемые безударные гласные.

Работа, лесник, перемена, вода, заработать, привозить, мена, перелесок, переработка, водник, лес, грузчик, перевозчик, измена, наводнение, нагрузка, извозчик, водичка, выработка, вывоз, обменять, лесной, водный.

3. Из данного ряда выбрать и записать группами родственные слова. Обозначить части речи.

Целина, цельный, прицельный, горный, отгореть, загорелый, горы, загорал, гористый, целиком, целевой, целинный, целый, прицел, целинник, нацеленный, уцелеть, цель.

Назвать пары слов с омонимичными корнями.




4. Выписать слова с приставкой под . Доказать правильность выбора графически.

Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подставка, подробности, подруга, подсолнечник, подальше, подумать, подсказать, подружиться.
И все-таки самое сложное – это умение правильно выделить морфемы, простроить словообразовательную цепочку


ть





а





Моложавый моложавость
Или цепочка наоборот:




травянистость травянистый травяной трава



В учебнике «Русский язык» 5кл. (автор Разумовская) в задании ЗСП (значение, строение, правописание слов) записаны слова:




багровый – багрянец (ист. - «красная краска»), коричневый (ист. от




корца, кора); - приглашение (ист.глас - «голос»).
Историческое родство помогает в написании гласной. А вот корень не совпадает. Идет процесс опрощение. Та внутренняя корневая связь в современном русском языке не осознается. Отсюда ошибки в нахождении корня. В другом задании Разумовская в слове


ий


наслаждаться (ист. сладк ) выделяет наслажд.

А Львова в «Словарике морфемных моделей слов» выделяет слажд.

Нет затруднений в выборе гласной в написании, а вот в выполнении задания по морфемному разбору можно допустить ошибки.

Конечно, нужно учить пользоваться справочной литературой, словарями. Так, например, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» (автор А.Н. Тихонов) включает в значительной степени именно те слова, состав которых анализируется в процессе изучения русского языка, понимание которых необходимо учащимся.

Большую услугу окажет и «Словарь морфем русского языка» (М.1986).

А для учителя-словесника интересны для работы над словообразованием будут книги:

  1. «Словообразование. Занимательно о серьезном. Практические задания для учащихся 8-11 кл.» С.И.Львова. М.Эксмо.2006г.

  2. «Русский язык» 5,6 класс. С.И.Львова. За страницами школьного учебника. Дрофа. Москва. 2002г.

  3. «Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка» С.И.Львова. Москва «Русское слово» 2000г.

А работа над словообразовательным анализом слова очень интересна и актуальна. Именно этот вид деятельности направлен на формирование способности по отдельному языковому элементу (значащей части слова) восстанавливать картину целого, опознавать грамматические признаки слова, предупреждать орфографические затруднения при его записи. В результате у ученика формируется морфемная зоркость – особый взгляд на слово, «который как рентгеновский луч обнажает через морфемную структуру основные языковые свойства слова и предупреждает орфографические затруднения при его записи» (С.И.Львова).

«Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В.Гоголь).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconПсихология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера
Реферат на тему: «Психология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера»
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconДанный проект направлен на решение фундаментальной проблемы, заключающейся...
Конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я долго думал, как начать эту книжку. Для меня всегда самое трудное — начало работы. С трудом дается первая страница статьи, первая...
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconПрограмма рассчитана на 1 год, возраст 8-11
Поэтому для формирования уверенной, хорошо разбирающейся в современных технологиях личности лучше начать осваивать возможности пк...
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconРешение экологической проблемы 14 -методы устранения существующей...
От куда же понятие «голубая планета» ? Именно это понятие связано с моей работой, так как «Гидросфера на нашей планете – это основная...
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Доклад или реферат по теме «Психофизиологические основы формирования каллиграфического письма у младших школьников письма»
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconМедицинская академия последипломного образования методологии профилактической...
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconРешение проблем формирования и совершенствования каллиграфических...
Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобночитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется...
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconПроблемы формирования информационного капитала личности: от школы...
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования информационного капитала личности государственного служащего. Определены три...
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconПроблемы письма и чтения у школьников
В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует...
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconСтатья на Фестивале педагогического творчества Приемы развития творческих...
Ашанина Марина Яковлевна, классный руководитель 5А класс, спецкурс по культуре речи 5, 9, 10 клссы
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фз «Об образовании»). «Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации...
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Вдохновение» в 2011-2012 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы...
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconПоложение о студенческом совете
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
Решение проблемы формирования орфографических навыков можно начать с освоения методики орфографического письма iconПротокол №6 Утверждено приказом директора
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск