Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии





Скачать 300.54 Kb.
НазваниеРешение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии
страница1/3
Дата публикации07.07.2014
Размер300.54 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3
Из опыта работы

учителя начальных классов

средней школы №13

Сипатовой И.В.
«Формирование каллиграфических

навыков у младших школьников»

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобночитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное.

В современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, человеку также много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекций, сообщений, конспектов, тезисов, увеличивается и доля научно-делового письма: переписка, ведение протоколов, документов, написание отчетов, исследований и пр. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и в быстром письме.

Отсюда и целью занятий каллиграфией, является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма.

Формирование каллиграфических навыков письма имеет и большое воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, способствует их эстетическому воспитанию.

Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок, т.к. навык письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих вопросов, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. Из опыта работы выделяю шесть на мой взгляд значимых вопросов:

  1. Психофизические особенности развития каллиграфических навыков письма.

  2. Гигиенические условия письма.

  3. Методические приемы обучения каллиграфическим навыком письма.

  4. Качества письма и их формирование.

  5. О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма.

  6. Недостатки формирующихся почерков и их исправление.

Ответы на эти вопросы я искала на протяжении многих лет, обращаясь при этом и к разработкам ученых, и к творческому опыту педагогов, и к рекомендациям методистов.

Исходя из опыта своей работы, прихожу к выводу о том, что наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания знаний, умений и навыков именно в этих вопросах и на определенных этапах обучения письму (подготовительный этап, основной этап, этап совершенствования индивидуальной манеры письма).

Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии.

Некоторые наработки в этом направлении включены в содержании данных вопросов (памятки, упражнения для закрепления, оздоровительные минутки, минутки каллиграфии и т.д.)


  1. Психофизические особенности развития каллиграфических навыков письма.

Почерк - это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.

Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняется как выработка стереотипных условно- рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И. П. Павлову).

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку связано с различными анатомно - физиологическими структурами мозга. Нарушение некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с различными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом во время письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании. Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинестетические ощущения, также связаны с процессами письма- именно управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связанна со зрительной организацией процесса письма. Её поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма. Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма.

Таким образом, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова.

К школьному возрасту у ребенка ещё не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры.

Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны бать в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образовываться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения у ребенка развиваются постепенно в течении всего дошкольного периода. Е. Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет. В связи с изучением подготовки формирования навыка письма. Обнаружилось, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее – вращательные движения этих пальцев.. При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинство случаев ( даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями гиб и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, ещё недостаточно дифференцирована: движение пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны.

Исследования Д. Б. Эльконина, Л. Ф. Ткачёвой, Л. В. Журовой и др. показали, что фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произношению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму.

Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма и приемов письма.

Приемы необходимые для письма:

  1. Владение инструментом письма.

  2. Соблюдения правильного положения тетради.

  3. Соблюдения правильной позы, посадки при письме.

  4. Движение руки вдоль строки во время письма.


Приемы письма:

  1. Умение сравнивать образец с результатом письма.

  2. Приемы перевода звука в письменную букву и печатной в письменную.

  3. Приёмы написания букв (начало, направление, соединительный штрих).

  4. Приёмы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т. д.).

  5. Прием сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке.

  6. Письмо букв между линиями строки и на линии.

  7. Начало письма. Заполнение строки.

  8. Приемы правильного наклонного письма.


Таким образом, самого начала формирования навыка

письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами. Эти приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, ещё будут отрабатываться в течении 2-3 лет.
2. Гигиенические условия письма.

Успешность обучения чистописанию во многом

определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановка школьной мебели, удобства её (его) конструкции для письма, должного уровня освещенности рабочих мест, класса в целом и др.

От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на площади стола и её продвижения вовремя письма, что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию чёткого, быстрого письма.

В 1 классе надо на всех уроках неоднократно повторять с детьми правила посадки при письме. Для наглядности демонстрируется таблица «Правильно сиди при письме», «Правильное положение тетради, ручки». Гигиенические правила письма для лучшего запоминания даются детям в стихотворной форме.

Большим и средним пальцем

Ручку я возьму,

А пальцем указательным я ручку придержу.

Пусть в ямочку не падает,

А на бочке стоит,

А нижний кончик ручки

Всегда вперед глядит.

На расстоянии пальчик

От кончика держи,

Всего 2 см меж ними: «Посмотри!»

памятка для детей

Учимся работать в тетради.

То я в клетку, то в линейку

Написать во мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать

Что такое - я …?

Прежде чем начнешь работать в тетради, проверь, правильно ли ты сидишь при письме. Для этого нужно знать, что парта, стол, стул должны соответствовать твоему росту. Спина должна быть прямой, плечи на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги согнуты под прямым углом и опираются всей твоей стопой на пол или подставку. Свет должен подать слева, если ты пишешь правой рукой и справа, если левой, чтобы тень от руки не мешала процессу письма.

Очень важно, друг мой, знать,

Как расположить тетрадь.

Положение тетради отражается на твоем почерке и на твоей посадке. Наклонное положение способствует написанию букв с наклоном. Не следует низко наклоняться над тетрадью.

Для выработки красивого письма имеет значение и выбор ручки. Она не должна быть короткой, острой или длинной. Важно научиться правильно держать ручку. Помни, что расстояние от стержня ручки до указательного пальца 2 см. Указательный палец не должен прогибаться в первом суставе, это говорит о твоем излишнем напряжении. Ручку следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец внутри ладони. Конец ручки направлен в твое плечо.

Таблицы: «Правильно сиди при письме» и «Правильно держи ручку при письме»
Парта - это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Упражнения для закрепления правил гигиены письма.

№1 Укажи в каком случае правильно установили настольную лампу.(Можно использовать раздаточный материал , таблицы на доске или проекторе)

а) б)

№2 Кто из ребят не правильно держит ручку?

а) б)

№3 Правильно ли сидит Миша за партой? А Маша?

№4 Почему Маша пишет с правильным наклоном, а Миша нет?

А теперь напомню вам основные требования к оформлению и ведению тетради.

1. Пишите в тетради, аккуратным, разборчивым почерком.

2. Правильно выполняй надписи на обложке тетради.

ТЕТРАДЬ

Для работ

по русскому языку

ученика 3 «А» класса

средней школы № 6

Иванова Дмитрия.
3. В тетради необходимо обозначать № упражнения и указывать, где выполняется работа и когда.

18 апреля. 18 апреля.

Классная работа. Домашняя работа.

№ 14. № 11.

4. Соблюдай красную строку.

5. Между работами пропускай 2 строчки или 4 клетки.

6. А если допустил ошибку? Исправь её аккуратно. Тетрадь не терпит клякс и излишних подтираний.

о ец

Мароз морозоц

золотая

Наступила желтая осень.
7. Подчеркивания аккуратно выполняй карандашом, а в случае необходимости с применением линейки.
Этимологический словарь.

Это интересно!
Тетрадь- это древнерусское слово, заимствованное из греческого языка. Тетра означает «tetrados» означает 4 часть листа. Раньше тетради имели всего 4 листа : один большой лист складывали пополам, потом еще пополам – разрезали, сшивали посередине и тетрадь готова.
Попробуй сделать такую тетрадь. Правильно подпиши её и запиши в ней правила, которые ты запомнил (а).

Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в 1 классе - 5 мин, во 2 классе-8мин, в 3 классе-12мин, в 4 классе- 15мин. При большом объёме и продолжительности письменных работ у школьников развивается утомление под влиянием комплексного воздействия непосредственно умственной работы и статической нагрузки. Оно выражается в определенном возбуждении, проявляется в двигательном беспокойстве.

Это важно учитывать при планировании уроков, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ. При выполнении упражнений большого объема (в силу необходимости) следует организовывать краткий отдых детей, вводить упражнения для глаз.

Такой короткий отдых важен и для корректировки позы учащихся. В ходе специальных исследований, выявлено, что они теряют рабочую посадку через каждые 2-7 мин предъявленного к ним требования. Естественно, что однообразные физкультминутки, обращения к детям по поводу посадки не имеют ощутимого педагогического воздействия.

При работе с младшими школьниками необходимо проведение 2- 3 физкультминуток, а также специальных подготовительных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья руки.

Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма важно на протяжении всего периода обучения в школе.

Оздоровительные минутки.

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

1. Глаза - главные помощники человека.

1) Зажмурьте глаза, а потом откройте их. (5 раз.)

2) Делайте круговые движения глазами: налево- вверх- направо- вниз- направо- вверх- налево- вниз. (10 раз)

- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. (5 раз).

Я за ногтем наблюдаю,

К носу ноготь приближаю.

Ноготь с носом повстречались,

А потом опять расстались.

3) Работа с таблицей.

Мы писали, мы писали,

Глазки наши так устали,

Пусть немножко отдохнут

Вслед за стрелочкой пойдут.
4) Я похлопаю глазами

Раз- два- три- четыре- пять,

Отдохнули наши глазки,

Будем снова мы писать.
5) Ночь наступает - глаза закрывает,

День наступил - глазки открыл.

6) Вот флажок бежит от нас

Куда он, туда и глаз.
7) Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза ( широко открыть глаза)

Влево - вправо, вверх и в низ. ( движение глазами)

И соседу улыбнись.
2. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки.
1) Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.
2) Поднимайте плечики

Зеленые кузнечики,

Выпрямляйте спинку

И сядьте на травинку.
3) Раз- два- три- четыре- пять-

Научились мы писать.

Отдыхать умеем тоже

Руки мы на стол положим,

Голову поднимем выше

И легко- легко подышим

Плечи гордо мы расправим

Спинку прямо мы поставим.
3. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук.
1) У каждого ребенка имеется таблица упражнений ,содержание упражнений меняется в зависимости от этапа обучения. Дети работают кончиком указательного пальца:

Трудно пальчик мне вести

Прямо по дорожке.

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

Я ему грожу, грожу.

Я его стыжу, стыжу.

Пальчик постыдился, взял и научился.

2) Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.
3) Поиграем- ка немножко,

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем

Их сжимаем, разжимаем.
4) Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.
5) Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев, пара рук-

Вот твое богатство, друг!
6) Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики играть

Их сожми и разожми-

Ловкость ручек покажи.
7) Чтоб красиво нам писать

Надо пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем снова мы писать.
3. Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма.
1) Первостепенное значение при обучении чистописанию имеет показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма.
2) Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимися с готового образца- прописей, образца учителя на доске или в тетради.

3) Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения, формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма,- словом, того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести в свое движение во время письма.
4) Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что ученик не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец.
5) Анализ формы букв. Этот прием проводится по- разному, в зависимости от того, что впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания.

1) поэлементный анализ.

2) в сравнении с другой буквой.

6) Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.

Сознательное усвоение особенно необходимо на этом этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Правила при письме должны формулироваться очень кратко и их должно быть не много. Хорошо, если правила сопровождаются опорными схемами . Уровень восприятия таких правил зависит и от характера формулировки. Если правило звучит в занимательной или стихотворной форме младшим школьникам запомнить его легче.

Правило №1 (Буква)

Чтобы букву написать

Надо два момента знать:

1. Знай начало каждой буквы.

2. Направление руки,

Положи тетрадь наклонно,

Прямо сядь, и не спеши.

Правило № 2 (Слово)

Чтобы слово написать

Надо три момента знать:

  1. Знай начало каждой буквы,

  2. Направление руки.

  3. И к началу каждой буквы

Штрих короткий проведи.

Правило № 3 (Предложение)

В предложении все слова связаны по смыслу,

Написать его, друзья, нет особого труда.

Начинай с заглавной буквы ,

Прямо сядь и не спеши ,

В каждом слове есть начало ,

Слово к слову не лепи.

Чтоб закончить предложение,

Ставим знак для уважения.

Если всё спокойно- точку,

Если нужно что спросить.

Ты поставишь знак вопроса,

Только тут вопросу быть.

Но. а если восклицаешь,

Просишь громко, иль кричишь,

Восклицательный ставь знак,

Он в конце не просто так.

7) Важным приёмом обучения чистописания является письмо под счёт способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму.

Счёт вводится так; основной элемент движения- на себя пишем- под счет « раз-два- три» и т. д., соединительное движение- под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути. Под счёт следует проводить письмо букв, слогов, иногда слов.

8) Одним из приёмов обучения можно считать приём показа ошибочного письма.
4. Качества письма и их формирование.

Для того, чтобы письмо было чётким, аккуратным, легко читаемым надо постоянно работать над отдельными его качествами.

К качествам письма можно отнести его чёткость и разборчивость, равнонаклонность, одинаковую высоту букв, соблюдение линейности, ритмичность, правильность соединения букв и плавность письма. Стремясь выработать у учащихся эти качества, я работаю в следующих направлениях:

1. Работа над формой букв.

2. Работа над соединением букв.

3. Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз)

4. Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице.

5. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами.

6. Надо добиваться, того чтобы письмо детей всего класса было приблизительно одинаковой скорости.

7. Отработка плавности и ритмичности письма.
1. Работа над формой букв - основная задача чистописания, т. к. отчётливость почерка больше всего зависит от того, насколько правильно пишется отдельная буква.

Очень важным является сознательное овладение учащимися формой букв , особенно на том этапе, пока письмо не стало автоматическим. В это время формируется зрительно- двигательный образ письменной буквы и привычка писать аккуратно. Поэтому очень важно, чтобы дети видели и знали:

    1. общее, что характерно для письма всех букв, т. е. умели выделить основной и соединительный элементы движения в письме любой буквы;

    2. особенное, то, что образует характерную форму именно этой буквы (наличие петли, полуовала или овала, … ), знали пропорции буквы;

    3. то, как пишется та или иная буква;

    4. могли бы отличить правильно написанную букву от неправильной, указать, в чем ошибка.



Анализ процесса письма и элементов букв.
Прежде всего, надо выделить основной элемент движения в письме любой буквы. Надо исходить из того, что, когда мы пишем, основным движением руки является движение к себе (вниз). Этим движением и пишется основной элемент- прямая черта. Для написания следующего элемента требуется провести ручку от себя (вверх) с некоторым наклоном вправо. Это соединительный элемент. Его функция - соединить два основных элемента или две буквы.

Основной элемент - движение на себя - написан с наименьшим наклоном; соединительный элемент - движение от себя - написан с большим наклоном. Движение на себя пишется с большим усилием, чем движение от себя. Такое деление на основной и соединительный элементы, соответствующие самому процессу письма, даёт возможность выделить эти элементы во всех буквах письменного шрифта.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconСтатья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников

Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconРешение проблемы формирования орфографических навыков можно начать...
Проблема орфографической грамотности – это одна из главных проблем учителей русского языка. Мы с вами каждый по–своему пытаемся решить...
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconЛекция Компьютерные слайды как
Лекция Компьютерные слайды как средство виртуальной наглядности. Технология создания дидактического компьютерного материала в программе...
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии icon2. Урок формирования и совершенствования умений и навыков
Урок овладения новыми знаниями: проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение явлений и процессов, их осмысление...
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconИстория становления методики каллиграфии
Позднее появляются мягкие материалы: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное...
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconМетодика создания тос как юридического лица. Неотъемлемые аспект создания тос работа с молодежью
...
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Доклад или реферат по теме «Психофизиологические основы формирования каллиграфического письма у младших школьников письма»
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шмо «Использование разноуровневого дидактического материала при подготовкек егэ и гиа»
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconТранзиткнига
Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов)
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, использования икт
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconПрограмма формирования универсальных учебных действий
Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, учение, ориентированное на решение проблем...
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconВ условиях моу
Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов)
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconGuide to Increasing Your Creative Powers
Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов)
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т...
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconТогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия...
Белгородской области на 2011-2013 годы и в целях дальнейшего совершенствования традиций духовно-нравственного воспитания населения...
Решение проблем формирования и совершенствования каллиграфических навыков письма навело меня на мысль о начале создания дидактического материала по каллиграфии iconПеречень кпв и фтд на 2014-2015 учебный год Курсы по выбору
Использование дидактического раздаточного материала в обучении иностранному языку на начальном этапе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск