Скачать 83.31 Kb.
|
Тема: « Обособленные обстоятельства» (Ильичева Е.П., учитель русского языка и литературы МБОУ Старицинская СОШ) Цель: углубить представления обучающихся об обособленных обстоятельствах; Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: урок - объяснение нового материала с использованием ИКТ. Оборудование: записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями. Ход урока
(Слайд 1 – тема «?») - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой, но вот, с какой вы узнаем чуть позже, после того как выполните ряд заданий.
группах). - Начнём мы с проверочной работы по теме «Обособленные определения и приложения», которую мы изучали на прошлых уроках. Работать вы будите в парах. Каждой группе даётся 9 предложений (4 – с обособленными определениями, 3 – с обособленными приложениями, 3 – с обособленными обстоятельствами (они затем будут использованы при работе над темой урока), 2 листа бумаги с заголовками: «Обособленные определения» и « Обособленные приложения», третий лист – чистый. Вы должны, расставив знаки препинания в предложениях и выделив обособленные члены, прикрепить их с помощью степлера на соответствующий лист. Предложения:
Время выполнения - 7 минут. - А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием (Слайд 2,3) (сравнить с правильным вариантом на слайдах). Поднять руку, у кого выполнено верно. 3. Знакомство с новым материалом. На доске на месте темы «?» (Слайд 4) - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу, у вас осталось 3 «лишних» предложения. Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях? Почему? Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях? (Слайд 5) - О чём же мы сегодня будем говорить с вами? Конечно, тема урока – «Обособленные обстоятельства». ( Слайд 6) - (сообщение целей урока) На сегодняшнем уроке мы должны углубить наши представления об обособленных обстоятельствах; познакомиться с разными условиями обособления обстоятельств; совершенствовать пунктуационные навыки; закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи. (Слайд 7) - при каких условиях обособляются или не обособляются обстоятельства, я думаю, что вы мне расскажите сами после того, как самостоятельно рассмотрите п. 30 стр. 163 в ваших учебниках. Ваша задача - внимательно прочитать правило и составить таблицу: - самостоятельная работа по составлению таблицы. (Слайд 8)
Двое обучающихся выполняют работу на маркерной доске. Затем ребята рассказывают правило. Выполняется проверка. - Попробуйте подобрать примеры, обращаясь к предложениям, оставшимся после выполнения проверочной работы. (Слайд 9 ) (Слайд 8 с предложениями к обстоятельствам, которые не обособляются). - Сегодня мы будем говорить о первой части таблицы.
Задание: Внимательно прочитайте предложения. Восстановите текст, записав цепочку цифр в нужной последовательности. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - Составили, проверили. - Обратите внимание на то, что в предложениях пропущены знаки препинания. Вам нужно расставить знаки препинания, объяснить их постановку. - Что изменилось бы, если бы мы убрали из текста обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. - Ребята, мы с вами знаем о выразительных возможностях деепричастия. Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали, позволяет более точно выразить наши мысли. Деепричастия делают нашу речь более точной и выразительной. Оно дорисовывает действие, оно помогает создать живописную картину действий в дополнение к основному действию. 1. Под вечер вдоволь налюбовавшись степным привольем орлы попарно опустились на землю. 2. Утром в степи появились орлы. 3. Расправив бурые ловкие и чуткие крылья лишь изредка трогая ими воздух орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. 4. Едва коснувшись земли орёл сделал несколько порывистых прыжков расплескивая помятый ковыль затем вдруг замер на месте. 5. Немного отдохнув они вновь поднялись с земли и быстро набрав высоту достойную их могучего племени тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки. (Слайд 10) Проверяем: Утром в степи появились орлы. Немного отдохнув, они вновь поднялись с земли и, быстро набрав высоту, достойную их могучего племени, тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки. Расправив бурые ловкие и чуткие крылья, лишь изредка трогая ими воздух, орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю. Едва коснувшись земли, орёл сделал несколько порывистых прыжков, расплескивая помятый ковыль, затем вдруг замер на месте. (Слайд 11, появляется по одному предл.) 2) Задание: составить предложение с данными деепричастными оборотами. - Следующее задание будите выполнять в группах. Вам необходимо составить предложения с данными деепричастными оборотами. Причем 1-я группа ставит оборот в начале предложения, 2-я группа – в конце, 3-я группа - в середине. Обороты:
1. … , едва касаясь снега, … . 2. … , вертясь и обгоняя друг друга, … . - Не забывайте, пожалуйста, подчеркивать обособленные обстоятельства и расставлять знаки препинания. (Слайд 12)
Запишите. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, подчеркните. (Слайд 13) Выполняют по одному предложению у доски. Образец. Прошёл внезапный дождь, (закрыть) ... .— Прошёл внезапный дождь, закрыв косыми полосами опушку леса. 1. От реки шёл туман, (окутывать) ... . 2 . Деревья шумели, (качаться) ... . 3. Яркое солнце встало над лесом, (озарять) ... . 4) Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 14). - Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи. Как только что сказали мы: это способствует повышению образности, выразительности, точности нашей речи, но, к сожалению, мы не всегда замечаем ошибки, которые допускаем. Давайте исправим ошибки в употреблении деепричастий. 1.Выехав в открытую степь, их застал буран. 2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания. 3.Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид. 4. Подъезжая к лесу, выскочил заяц. 5. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль. 4) Творческое задание (самостоятельная работа) (Слайд 15 - 16) -Ребята, я думаю, что каждый из нас с нетерпением ждёт прихода весны. Почему? За что мы любим это время года? - Давайте посмотрим на экран (На экране демонстрируются весенние пейзажи, которые сопровождаются шумовыми эффектами: звоном капели, журчанием ручья, грохотом ломающихся льдин.) -Я хочу предложить вам выполнить задание, которое связано и с весной, и с обособленными обстоятельствами. Вам раздаются карточки с разноуровневыми заданиями. Вы выбираете тот уровень, который вам по силам выполнить: 1 уровень: составить миниатюру на тему "Приход весны", используя обособленные обстоятельства. 2 уровень: составить 3- 4 предложения на тему «Приход весны », используя обособленные обстоятельства. 3 уровень: вставь в предложения деепричастные обороты, расставить знаки препинания, обособленное обстоятельство выделить: Опущенные инеем берёзы стояли, … , ….. . Я иду знакомой тропинкой, … . … , подбираюсь к старой берёзе. Из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага, … . Материал для справок: боясь хрустнуть веткой; полной грудью вдыхая тонкий, чуть горьковатый аромат обласканного первым теплом березняка; не шелохнувшись, ожидая восходы солнца; падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. (Проверка нескольких работ с объяснением выбора уровня).
- Что узнали нового? Что было интересно? Что вызвало затруднения? - Выставление оценок. 6. Домашнее задание: дома должны будите проработать п.30 и таблицу, которую мы составили. Упр. 328, 330 (с пояснением) |