Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) образования, примерной программы по русскому языку основного общего образования, Программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык» под редакцией С.И. Львовой, 6-е издание, М.: Мнемозина, 2009. , Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений на 2013/2014 учебный год, с учётом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, БУП 2004 года и Приказа №889 Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010.
В данную программу изменения не внесены.
В соответствии с образовательной программой используется учебник «Русский язык» под редакцией С.И. Львовой, 3-е издание, М.: Мнемозина, 2008..
Количество часов, на которое рассчитана программа по БУПу 2004 г., составляет 6 часов в неделю.
Основные цели и задачи данного курса:
Язык – по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим вVI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественно явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса напрвлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс русского языка направлен для достижений следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
в результате изучения русского языка ученик должен :
знать/понимать
роль русскогоязыка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная: монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета.
Уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом
воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план; осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; выразительно читать художественные и научно-учебные тексты; пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста типа рассуждения-объяснения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения;
подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; строить письменное высказывание на заданную тему; собирать материал к сочинению и систематизировать его. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культурвы;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Сведения о количестве работ итогового контроля (количество часов)
Содержание
| Кол-во
часов
| Кол-во
Контр.
| Кол-во
Излож.
| Кол-во
сочинеий
| Кол-во
Тестов.р
| Вводный урок.
| 1
|
|
|
|
| Функциональные разновидности языка
| 2
|
|
|
|
| Орфография
| 13
| 1резерв
| 1
|
|
| Синтаксис и пунктуация
| 17
| 1
| 1
| 1
|
| Текст
| 17
|
| 2
|
| 1+1рез.
| Морфология. Существительное
| 16
| 1
|
| 1
| 1+1рез.
| Прилагательное
| 20
| 1
|
| 2ч. Рез.
| 1+1рез.
| Глагол
| 15
| 1
| 1
|
| 1+1рез.
| Деепричастие
| 11
| 1
|
|
| 1
| Причастие
| 23
| 1
|
| 1
| 1+1рез
| Числительное
| 18
| 1
|
|
| 1+1рез
| Местоимение
| 26
| 1
|
|
| 1+1рез
| Повторение за курс 6 класса
| 12
| 1
|
|
|
| Итого
| 191
| 9+1рез
| 5
| 3+2рез.
| 8+7рез.
| |