Скачать 67.28 Kb.
|
Министерство профессионального среднего и общего образования Институт развития образования Выпускная квалификационная работа Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями Выполнила: Учитель II категории Банникова Т.Б. МОУ СОШ п. Аять 2011 г. Слитное и раздельное написание не с причастиями Цели урока: Образовательные: 1.Сформировать у учащихся представление о правописании не с причастиями, определить алгоритм написания не с причастиями; 2. Закрепить ранее полученные знания о причастии, правописание не с существительными, прилагательными, глаголом. 3.Повторить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Развивающие: 1.Самостоятельный выбор учащимися темы, форм и способов работы ,ответственность за результат. 2.Формирование навыков аналитической деятельности. 3.Совершенствование умения работать в группах. Воспитательные: 1.Формирование коммуникативных умений, положительное отношение к русскому языку. Ход урока. 1Организационный момент. Предложить учащимся разделиться на 2 группы. ( Сообщить, что работа будет в группах, они должны самостоятельно распределить обязанности, планировать ответы, коллективно обсуждать результаты, оценивать). 2 Целевая установка. Учитель. Отгадайте, о какой части речи говорится: Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. Сегодня мы продолжаем работу по теме: « Причастие» На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи. Вот как о причастии высказывались М.В. Ломоносов и В.И.Даль: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». «Причастие-это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Перед вами стоит задача, повторить ранее изученный материал. Проверка домашнего задания: Домой вам было предложено подготовить вопросы по изученным темам для противоположной группы. (1.Вопросы по теории. 2.Подобрать предложения с причастным оборотом). Необходимо ответить на вопросы теории – устно, выделить причастные обороты в предложенных предложениях – письменно. Группы обмениваются заданиями. Каждый правильный ответ оценивается 5 баллами. Работа с языковым материалом: Укажите причастия: Слайд №1 1 группа 2группа Осень. Сказочный чертог Дни поздней осени бранят обыкновенно, Вам открытый для обзора. Но мне она мила, читатель дорогой, Просеки лесных дорог, Красою тихою блистающей смиренно. Заглядевшихся в озера. А.С. Пушкин Б. Пастернак Правильный ответ-5 баллов Учитель. Найдите причастия среди таких слов. Слайд№2 Ненавидящий, непоседа, недоумевать, невзлюбила, негодующий, невежа, ненастный, нелепый. Что объединяет эти слова? Почему они пишутся слитно? Вспомните правила слитного написания не с 1гр-глаголами, существительными, 2гр-прилагательными, причастием. Правильный ответ-5баллов Предложить учащимся сделать вывод о правописания причастия с не. Вывод: Причастия, которые не употребляются без НЕ, пишутся слитно. Физкульт.пауза. Слайд№3 Учитель. Можно ли с точностью определить, как будут писаться данные причастия: (Не) замеченная оплошность, обещание (не)выполнено, рассказ (не)окончен, (не)разбросанные, а сложенные, ничего ( не)забывший, еще ( не) спетая мною песня, (не) продуманное действие, (не )обозримая равнина, (не)обдуманный ,а опрометчивый поступок. Учащиеся затрудняются ответить. Учитель: Чтобы правильно определить, как будут писаться данные причастия, необходимо знать правило написания. Предложить учащимся сформулировать тему урока. 3.Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями». Я предлагаю вам два способа изучения нового материала: 1.Выучить правило § 24 в учебнике, 2.Составить алгоритм путем исследования и выполнения различных заданий. (Учащиеся выбирают 2 способ). Каждой группе выдается пакет с отпечатанными пунктами алгоритма. Учитель. Первые 2 строки алгоритма у вас уже есть, найдите их и прикрепите на доске. 1.Употребляется ли слово без не 2.Не употребляется -пишу слитно 3.Употребляется- смотрю: Учитель. Чтобы определить следующий пункт алгоритма отгадайте загадку: Слайд№4 Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. Отгадка: небо, звезды, месяц. В какой форме здесь причастия? Как они пишутся с не? Делаем вывод: Если причастие в краткой форме, то с не оно пишется раздельно. Найдите следующий пункт алгоритма и прикрепите на доске. 4.Полное или краткое. 5.Если краткое -пишу раздельно. Учитель. Сейчас ваши группы получат задание на листочках, работая с заданиями и делая выводы, вы выстроите алгоритм до конца. Задание для учащихся: 1.Выпишите предложения, где есть противопоставление с союзом А. 2.Выписать предложения, где есть причастные обороты. (Без союза А). 3.Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно (нет причастного оборота и противопоставления с союзом А) 1.Непросохшую одежду спешно тянет на себя. (Тв.) 2.Вдали видны высокие горы, не обожженные, а все заросшие лесом.(Гонч.) 3.Телеграмма, не отправленная мною, лежала на столе. 4.Ходить по неосвещенным улицам опасно. 5.Действительная, а не выдуманная история была напечатана в газете. 6.Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса. Учащиеся делают выводы и находят следующие пункты алгоритма: 6.Если полное –смотрю 7.раздельно: если есть противопоставление с союзом А, если есть зависимые слова 8.слитно: нет противопоставлений с союзом А и зависимых слов. Учащиеся каждой группы выстраивают алгоритм на доске до конца. Демонстрация алгоритма. Оценивание алгоритмов. (10б). Слайд№5 Учитель: С помощью построенного вами алгоритма выполните задание Слайда№3. Выполнение работы. Взаимопроверка .Оценка алгоритма(10б.) Работа с учебником. Учащиеся читают правило §24 , делают вывод. Вывод: Нет различий между алгоритмом и правилом, но алгоритмом пользоваться удобнее. Задание на закрепление: Объяснить условие написания не с причастиями. Слайд№6 (Не) заботящийся ни о ком,(не)навидящий людей, далеко (не)беспристрастный,(не)отступающий от закона, оценки (не)выставлены, далеко (не)гордый, (не)овладевший профессией, (не)зыблемые границы. Домашнее задание: Выполнить упражнение 137 , правило на странице 67,алгоритм. Итог урока. Предложить подвести итоги. Выяснить, чья группа набрала больше баллов. Учитель. Ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке, спасибо. В заключение нашего урока хочу сказать, что мы должны бережно относиться к русскому языку, умело пользоваться им как в письменной речи, так и в устной. В русской пословице говорится: Неумеющий ходить - портит дорогу, неумеющий говорить - портит речь. Использованная литература
Алгоритм 1группы.
Не употребляется – пишется слитно Употребляется – смотрю Полное или краткое Если полное – смотрю: Если краткое – пишу раздельно Раздельно: если есть противопоставление с союзом А, если есть зависимые слова Слитно: нет противопоставления с союзом А и зависимых слов Алгоритм 2группы Употребляется ли слово без НЕ Не употребляется – пишу слитно. Употребляется – смотрю: Полное или краткое Если краткое – пишу раздельно. Если полное – смотрю: . Раздельно: Слитно: Если есть противопоставление с союзом А, Нет противопоставления с союзом А и зависимых слов. Если есть зависимые слова . |
«Слитное и раздельное написание не с причастиями» Образовательное учреждение моу белогорьевская сош подгоренского муниципального района Воронежской области | Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями. 7 класс Учитель... Цель: подвести обучающихся к пониманию условий слитного или раздельного написания не с причастиями, формировать на уроке ууд направленные... | ||
Урок русского языка в 7 классе Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями» Восстановите алгоритм рассуждения о слитном и раздельном написании не с причастиями | Слитное и раздельное написание не с причастиями Цель: Знакомство с правилом правописания не с причастиями, формирование навыка обозначения этой орфограммы и условий её выбора. Закрепление... | ||
Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями» Автор: Хуснутдинова И. М., Смирнова С. А. учителя русского языка и литературы мбоу сош №7 г. Бирска, рб | Тест «Причастие. Слитное и раздельное написание не с причастиями» | ||
Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями» | Урок русского языка. 6 Класс. Тема урока : Слитное и раздельное написание не с существительными Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Слитное и раздельное написание не с существительными». Давайте... | ||
Уроке по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е» Морфология. Ты окажешься на островах Наречия, где должен будешь самостоятельно с помощью карты пройти трудный и опасный путь. С собой... | Слитное, дефисное, раздельное написание слов Слитное написание союзов тоже, также, чтоБЫ, зато и др., Наречий потому, поэтому и др в отличие от сочетаний то же, так же, что... | ||
План-конспект урока слитное и раздельное написание не с причастиями... М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Русский язык: Учебник для... | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Закрепление и углубление изученного в 5 классе Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными | Тематическое планирование уроков по русскому языку в 6 а классе Слитное и раздельное написание не с существительными, глаголами и прилагательными. § 8 | ||
Урок 15. Тема: Слитное и раздельное написание М/п: пользоваться различными приёмами аудирования, видами чтения (ознакомительным, изучающим); излагать в устной | Урока: Образовательные Учитель: Лингвисты-учёные составляют словарь «Слитное и раздельное написание наречий» и прислали нам, знатокам, письмо со списком... |