Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности





Скачать 247.21 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности
страница1/2
Дата публикации08.07.2013
Размер247.21 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.Ф.5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности

050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
1.1. Автор программы: В.Б Литвин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры литературы.
1.3. Пояснительная записка:

Курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» выполняет задачу формирования общей эстетической культуры будущих учителей и навыков анализа художественных произведений.

Теория литературы как учебный предмет тесно связано с другими дисциплинами учебного плана: психологией, философией, культурологией и др. Это дисциплины мировоззренческого, общекультурного, общеобразовательного плана. Они помогают восприятию литературы как специфического средства идейно-эстетического воздействия на личность. Таким образом, курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» в совокупности с другими предметами является частью общего педагогического образования.

В основе программы курса лежит принцип изучения русской литературы во взаимосвязи с литературой Европы. Этот принцип позволяет показать, с одной стороны, своеобразие отечественной литературы, с другой – взаимовлияние проблематики, художественных методов и форм русской литературы и литературы европейских стран.

Система практических занятий позволяет углубить теоретические знания студентов через анализ художественных произведений, знакомство со специальными исследованиями по литературе.
Цель: формирование навыков научного анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Задачи курса:

  1. Методологическая: изложить основы историко-теоретического метода исследования мирового литературного процесса и научить студентов применению этого метода.

  2. Познавательная: дать представление о специфике изучаемых этапов литературного развития в контексте культуры, о высших достижениях национальных литератур, имеющих непреходящее значение.

  3. Практическая: обучить основам анализа художественных произведений, дать специальную подготовку к проведению занятий в школе.


Студенты должны знать:

  1. Основные понятия и термины курса;

  2. Содержание и национальную специфику основных изучаемых произведений (отечественных и зарубежных) и уметь устанавливать межлитературные связи;

  3. Точки зрения крупнейших литературоведов на изученные произведения;

  4. Биографии писателей-классиков русской литературы.


Студенты должны уметь:

  1. дать анализ художественного произведения в единстве формы и содержания, исходя из представлений исторической эпохи о природе художественного творчества;

  2. использовать литературоведческие термины и законы в процессе анализа художественных произведений;

  3. рассмотреть художественное произведение в культурном контексте эпохи;

  4. самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050708 Педагогика и методика начального образования с доп. спец. социальная педагогика

3

3


5

6


71

63

34

30


18

16


16

14


-

-


37

33


Экзамен

Экзамен



1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Теория литературы как наука

4

2

2




4
















2.

Художественный образ

8

4

4




8
















3.

Форма и содержание

8

4

4




8
















4.

Тема и идея произведения

2

2







4
















5.

Сюжет и фабула. Композиция

8

4

4




8
















6.

Литературные роды и виды

8

4

4




8
















7.

Стихосложение. Художественная речь.

4

2

2




6
















8.

Фигуры речи. Тропы.

4

2

2




6
















9.

Понятие о художественном методе.

8

4

4




8
















10.

Основные этапы развития литературно-художественной мысли.

10

6

4




10



















Всего:

64

34

30

-

70

















1.6.2. Содержание разделов дисциплины.


  1. Теория литературы как наука. Разделы теории литературы. Вспомогательные дисциплины. Литературный процесс и его закономерности.

  2. Художественный образ. Понятие о художественном образе. Классификация художественных образов по характеру обобщенности. Функции и структура художественного образа.

  3. Форма и содержание. Зарубежные и отечественные философы и литературоведы о форме и содержании.

  4. Тема и идея произведения. Соотношение идейности и художественности в произведении. Идейно-тематическая целостность и тематика произведения.

  5. Сюжет и фабула. Композиция. Соотношение понятий «фабула» и «сюжет». Конфликт как основа сюжетной стороны произведения. Понятие «мотив» в отечественном литературоведении. Основные элементы композиции. Искусство композиции в истории мировой литературы.

  6. Литературные роды и виды. Соотношение понятий «род», «вид», «жанр». Жанры эпические, драматические и лирические. Лиро-эпические жанры и их специфика.

  7. Стихосложение. Художественная речь. Античное метрическое стихосложение. Тоническое, силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение. Метр, ритм и размер. Виды размеров. Рифма и способы рифмовки. Виды строф. Дольники.

  8. Фигуры речи. Тропы. Основные понятия поэтического языка и их место в школьной программе по литературе.

  9. Понятие о художественном методе. История мировой литературы как история смены художественных методов. Классицизм. Романтизм. Сентиментализм. Реализм. Модернизм. Массовая литература.

  10. Основные этапы развития литературно-художественной мысли. Основные литературоведческие школы и направления


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.

3.


4.
5.

6.


7.


8.


9.
10.

Теория литературы как наука. Вспомогательные дисциплины.

Художественный образ. Функции художественного образа.

Форма и содержание. Зарубежные и отечественные философы и литературоведы о форме и содержании.

Тема и идея произведения. Тематика произведения.

Сюжет и фабула. Композиция. Искусство композиции в истории мировой литературы.

Литературные роды и виды. Лиро-эпические жанры и их специфика.

Стихосложение. Художественная речь. Античное метрическое стихосложение.

Фигуры речи. Тропы. Понятия поэтического языка в школьной программе по литературе.

Понятие о художественном методе. Массовая литература.

Основные этапы развития литературно-художественной мысли. Античные философы и поэты о природе художественного творчества.


самостоятельное изучение по учебнику.


Составление конспекта статьи учебника

Составление рабочих записей соответствующей главы учебника

Самостоятельная подготовка вопроса к экзамену

Анализ школьных учебников по литературному чтению
Самостоятельная подготовка вопроса к экзамену


4

8

8


4
8


8

6


6


8

10

зачет

зачет

обсуждение и защита конспекта

зачет
зачет

зачет

выполнение тестов,

выполнение тестов,

Экзамен


Экзамен





ИТОГО




70





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие № 1-2.

ТЕМА: Анализ тематики произведения.
ПЛАН работы:

  1. Определите, какая формулировка темы является правильной для следующих произведений:

а) А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери

      • взаимоотношения Моцарта и Сальери

      • тема музыки

      • взаимоотношения таланта и гения

б) А.П. Чехов. Ионыч

      • жизнь доктора Старцева

      • проблема превращения доктора Старцева в Ионыча

      • жизнь русской разночинской интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ веков

  1. Что – характеры или ситуации – следует анализировать прежде всего в следующих произведениях:

      • М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

      • И.С. Тургенев. Рудин

      • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка о двух генералах

      • А.П. Чехов. Толстый и тонкий


ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

        1. Как соотносятся между собой понятия «тема», «персонаж», «характер».

        2. Что важнее для анализа и почему – характеры или ситуации?


ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Проанализируйте тематику следующих произведений по алгоритму (см. лекцию «Тематика художественного произведения):

И.А. Крылов. Стрекоза и муравей

М.Ю. Лермонтов. Песня про купца Калашникова

А.А. Блок. О, весна без конца и без краю…
Практическое занятие № 3-4.

ТЕМА: Анализ проблематики произведения.
ПЛАН работы:

1.Определите, какая формулировка основной проблемы является правильной для следующих произведений:

а) М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

- проблема фатализма и в связи с ней – проблема цели и

- смысла человеческого существования

- проблема борьбы добра со злом

- проблема борьбы Печорина со светским обществом

б) Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

      • проблема борьбы против крепостного права

      • проблема социально-бытового уклада русской крестьянской жизни

      • проблема: «кому на Руси жить хорошо?»

2.Сравните характер проблематики в следующих парах произведений, определив особенности каждого из них:

а) А.С.Пушкин. Евгений Онегин - М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

б) И.С.Тургенев. Отцы и дети – Н.Г.Чернышевский. Что делать?

В) Н.В. Гоголь. Шинель – Ф.М. Достоевский. Бедные люди.
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Почему художественная проблематика является ключевой стороной художественного содержания?

Почему философскую проблематику необходимо выделять в отдельный тип?
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Проанализируйте проблематику приведенных ниже произведений по следующей схеме:

  1. Определите тип проблематики. Если в произведении не один, а несколько типов, проанализируйте их взаимодействие.

  2. Сформулируйте ведущую проблему.

  3. Письменно изложите проблематику данного произведения.

  4. Сравните проблематику данного произведения с проблематикой 2-3 других произведений (схожих или контрастных).

  5. Подведите итог и сделайте общий вывод.

Тексты для анализа:

А.С.Пушкин. Капитанская дочка

М.Ю. Лермонтов. Демон

А.А. Блок. Двенадцать.
Практическое занятие № 5-6.

ТЕМА: Идейный мир художественного произведения.
ПЛАН работы:

1. Опишите систему авторских оценок в следующих произведениях:

А.С.Пушкин. Капитанская дочка

А.С. Грибоедов. Горе от ума

Л.Н.Толстой. Анна Каренина

2.Попробуйте сформулировать авторский идеал, указав также форму его воплощения, в следующих произведениях:

А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери

Н.В.Гоголь. Старосветские помещики

М.Горький. На дне.

3.Оцените по 3-балльной системе (плохо-допустимо-хорошо) следующие формулировки рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»:

      • в жизни всегда есть место подвигам

      • надо отдавать людям свое сердце, как Данко

      • если ты не за себя, то кто за тебя? Но если ты только за себя, зачем ты?

      • гордыня губит человека и делает его несчастным

      • за все на свете нужно платить

      • каждый живет, как умеет, и человека нельзя осуждать за его жизненную позицию


ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Идея – это рациональная или эмоциональная сторона идейного мира?

В чем состоит разница между героикой и романтикой? Сатирой и юмором?
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Конспект: Есин А.Б., Касаткина Т.А. Система эмоционально-ценностных ориентаций//Филологические науки.-1994.-№5-6.-С.10-18


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconСправочник студента
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма учебной дисциплины основы автоматизации производства
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма профессионального модуля
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по организации практических и семинарских...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск