Скачать 247.21 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.Ф.5 Теория литературы и практика читательской деятельности для студентов, обучающихся по специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика 1.1. Автор программы: В.Б Литвин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры литературы. 1.3. Пояснительная записка: Курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» выполняет задачу формирования общей эстетической культуры будущих учителей и навыков анализа художественных произведений. Теория литературы как учебный предмет тесно связано с другими дисциплинами учебного плана: психологией, философией, культурологией и др. Это дисциплины мировоззренческого, общекультурного, общеобразовательного плана. Они помогают восприятию литературы как специфического средства идейно-эстетического воздействия на личность. Таким образом, курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» в совокупности с другими предметами является частью общего педагогического образования. В основе программы курса лежит принцип изучения русской литературы во взаимосвязи с литературой Европы. Этот принцип позволяет показать, с одной стороны, своеобразие отечественной литературы, с другой – взаимовлияние проблематики, художественных методов и форм русской литературы и литературы европейских стран. Система практических занятий позволяет углубить теоретические знания студентов через анализ художественных произведений, знакомство со специальными исследованиями по литературе. Цель: формирование навыков научного анализа и оценки литературно-художественных произведений. Задачи курса:
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие № 1-2. ТЕМА: Анализ тематики произведения. ПЛАН работы:
а) А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери
б) А.П. Чехов. Ионыч
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы: Проанализируйте тематику следующих произведений по алгоритму (см. лекцию «Тематика художественного произведения): И.А. Крылов. Стрекоза и муравей М.Ю. Лермонтов. Песня про купца Калашникова А.А. Блок. О, весна без конца и без краю… Практическое занятие № 3-4. ТЕМА: Анализ проблематики произведения. ПЛАН работы: 1.Определите, какая формулировка основной проблемы является правильной для следующих произведений: а) М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени - проблема фатализма и в связи с ней – проблема цели и - смысла человеческого существования - проблема борьбы добра со злом - проблема борьбы Печорина со светским обществом б) Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
2.Сравните характер проблематики в следующих парах произведений, определив особенности каждого из них: а) А.С.Пушкин. Евгений Онегин - М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени б) И.С.Тургенев. Отцы и дети – Н.Г.Чернышевский. Что делать? В) Н.В. Гоголь. Шинель – Ф.М. Достоевский. Бедные люди. ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения: Почему художественная проблематика является ключевой стороной художественного содержания? Почему философскую проблематику необходимо выделять в отдельный тип? ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы: Проанализируйте проблематику приведенных ниже произведений по следующей схеме:
Тексты для анализа: А.С.Пушкин. Капитанская дочка М.Ю. Лермонтов. Демон А.А. Блок. Двенадцать. Практическое занятие № 5-6. ТЕМА: Идейный мир художественного произведения. ПЛАН работы: 1. Опишите систему авторских оценок в следующих произведениях: А.С.Пушкин. Капитанская дочка А.С. Грибоедов. Горе от ума Л.Н.Толстой. Анна Каренина 2.Попробуйте сформулировать авторский идеал, указав также форму его воплощения, в следующих произведениях: А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери Н.В.Гоголь. Старосветские помещики М.Горький. На дне. 3.Оцените по 3-балльной системе (плохо-допустимо-хорошо) следующие формулировки рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»:
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения: Идея – это рациональная или эмоциональная сторона идейного мира? В чем состоит разница между героикой и романтикой? Сатирой и юмором? ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы: Конспект: Есин А.Б., Касаткина Т.А. Система эмоционально-ценностных ориентаций//Филологические науки.-1994.-№5-6.-С.10-18 |
Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Справочник студента Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Программа учебной дисциплины основы автоматизации производства Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | Программа профессионального модуля Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика... Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся... | ||
Методические рекомендации по организации практических и семинарских... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности |