Скачать 36.8 Kb.
|
Ананьина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Бийска Алтайского края Учитель – это образ жизни Долгожданные осенние каникулы... Всего два месяца прошло с начала учебного года, а кажется, что вечность. Столько событий, встреч, успехов и неудач, счастья и горечи. Я сижу на новенькой парте (именно на парте!), болтаю ногами и размышляю… Двадцать лет в профессии – много это или мало? Наверное, много, если вспомнить, что я никогда не мечтала о профессии учителя. Наоборот, с некоторой иронией и даже жалостью наблюдала за своими учителями, которые, забросив собственные семьи, все время проводили в школе. В то время я, «золотая» медалистка, артистическая натура и будущая Софья Ковалевская, мечтала о другом. Но, как говорила моя бабушка: «От судьбы не уйдешь»,- эту аксиому я усвоила в восемнадцать лет, когда «ветер странствий», развернув жизнь на сто восемьдесят градусов, занес меня на филфак педагогического института. И случилось невероятное: мне понравилось! Нам плохо преподавали методику, зато академические знания по языку и литературе дали отменные. А главное – в нас вложили огонь, желание творить, дерзать и ничего не бояться. Ах, какие удивительные преподаватели работали с нами! Столько лет прошло, а я до сих пор благодарна им за то лучшее, что они вложили в меня. Тогда я думала, что сверну горы, справлюсь с любыми трудностями, а для каждого ученика стану лучшим другом. Как быстро я поняла, что ошибалась… Вооружившись своим «красным» дипломом, молодостью и обаянием, я попала в обычную украинскую школу с переполненными классами ( в конце 80-х «демографической ямы» не было). Сорок две пары глаз в каждом классе наблюдали за мной и стерегли каждый шаг. Они смотрели на меня даже с подоконников, потому что парт и стульев в стандартных учебных кабинетах катастрофически не хватало. Стоило только отвернуться к доске, тут же летели самолетики, резинки, и неизменный фотоаппарат фиксировал мое негодование на лице и стоящие дыбом волосы. Не было дисциплины, не было знаний. Каждый вечер от бессилия плакала: почему меня, такую умную, какие-то шестиклассники не воспринимают всерьез. То, что не ушла из школы, считаю почти подвигом. Помог характер. До сих пор называю первый год своим «боевым крещением». Сколько воды утекло с тех пор, сколько нужно было переосмыслить, пережить, сколько наделать ошибок, чтобы понять, что ты Учитель, что ты что-то можешь. Спасибо ленинградскому учителю Евгению Николаевичу Ильину, чьи книги в 90-е годы стали для меня настольными. Еще будучи ученицей, я часто задавала себе вопрос: почему предмет «литература» у большинства нелюбимый? Все ответы я нашла у Ильина. У него литература – это предмет, формирующий человека, его нравственные качества; учитель должен идти к детям не только с темой урока, но и со жгучей проблемой, и эта проблема должна быть злободневна для подростка. Как важен был для меня вывод Е.Н.Ильина, что преподавать литературу нужно как искусство, по законам искусства ( закон трех «о»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем). Все это было так созвучно мыслям, ощущениям, которые меня переполняли. И все как-то выстроилось в систему, и Наташа Ростова с ее материнским инстинктом стала для школьников ближе, и Раскольников с его теорией оказался не извергом, а человеком несчастным, которому надо протянуть руку помощи. На уроках мы никого не осуждаем, никого не оправдываем – мы учимся СОПЕРЕЖИВАТЬ, СОСТРАДАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ. Мы учимся ПОНИМАТЬ и все время проводим параллели с днем сегодняшним. Я радуюсь, как ребенок, когда ребята с удивлением признают, что герои классической литературы – это наши современники. И нужные знания по предмету при этом усваиваются легче, и в голове остаются дольше. А еще я поняла, что иногда не только мои ученики совершают на уроке открытие, но и я сама. И это невероятно: столько лет преподавать литературу, читать и перечитывать, казалось бы, знакомые до буквы произведения… И вдруг- раз, как молния ударит: как же я этого не замечала, вот она, истина, на поверхности лежит? Я давно уже поняла: всем комиссиям, которые приходят на открытые уроки, надо видеть не спины, а глаза детей. Если урок получился, эти глаза не солгут. У меня есть мечта: вместо уроков русского языка и литературы должны преподаваться уроки словесности, как в дореволюционной России. Конечно, это будут уже совсем другие уроки, но нельзя разделять родной язык и родную литературу, если мы хотим видеть наших детей не только образованными людьми, но и патриотами своей страны. Много лет назад мой институтский преподаватель сказал: «Учитель – это не профессия, это образ жизни». Тогда я ему не поверила, а сейчас все яснее осознаю, как он был прав. Наша работа, увы, не ограничивается лишь стенами школы. Я ловлю себя на мысли, что все время на работе, даже ночью мне снятся «школьные сны». А когда попадаю в незнакомую компанию, то люди вокруг сразу узнают во мне учительницу. Моя профессия – счастье и тяжелая ноша, радость открытий и горькие разочарования, положительная энергетика и моральная опустошенность… Учитель быстро «сгорает», но только если это настоящий УЧИТЕЛЬ, а не препоДАВАТЕЛЬ уроков. Учителю сейчас как никогда нужна моральная поддержка общества, а он ее, увы, не получает. И вновь возвращаюсь к Е.Н.Ильину, который говорил, что учитель, в первую очередь, должен быть сам себе интересен, тогда он будет интересен своим ученикам. Меня радует , что ПОКА я себе интересна и что мои бывшие ученики ведут ко мне учиться своих детей, говоря при этом: «Спасибо вам за то, что вы у нас были». …мои философские размышления прерывает скрип открывающейся двери. На пороге – мои бывшие ученицы, а теперь студентки педагогической академии: «Мы так соскучились!» - Здорово! А потом мы вчетвером сидим на новенькой парте, болтаем ногами, хохочем, и я понимаю, что когда-то сделала правильный выбор. |
Публичный отчет мбоу «Берёзовская средняя общеобразовательная школа» Моу «Березовская средняя общеобразовательная школа» функционирует с 1968 года. Находится по адресу с. Березовка, ул. Зеленая, 30,... | Диалоги с деепричастием Полное название образовательного учреждения: мбоу «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа» Мамонтовского района Алтайского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Крутишинская средняя общеобразовательная школа» Шелаболихинского района Алтайского края | Публичный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная... Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края | ||
Учитель истории и обществознания Беляева Татьяна Викторовна ... | Анализ методической работы мбоу ясош за 2011-2012 учебный год Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Яготинская средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского... | ||
Уроков химии в 9 классе по теме «Неметаллы» Выполнила учитель химии мкоу «Овечкинская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского края | Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина... Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень, под редакцией лн боголюбова, М, Просвещение,... | ||
Презентация: Microsoft PowerPoint 2010 Рекомендации в свободной форме Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): мбоу «Крестьянская средняя общеобразовательная... | Публичный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная... Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края за 2009-2010 уч год | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место работы (полное наименование оу, город, область): мбоу «Веселоярская средняя общеобразовательная школа» с. Веселоярска» Рубцовского... | Согласовано Алексеевская муниципальная средняя общеобразовательная школа Благовещенского района Алтайского края | ||
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на один час в неделю... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Рубцовска Алтайского края | Публичный доклад мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Протвино «Средняя общеобразовательная школа №3» – это общеобразовательное учреждение со сложившимися традициями, в котором плодотворно работает... | ||
Уроках математики (реферат) Моу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края | Алтайского края Денисов Ю. Н., заместитель Губернатора Алтайского края, начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи, к Х.... |