Уроках математики (реферат)





Скачать 103.92 Kb.
НазваниеУроках математики (реферат)
Дата публикации24.12.2014
Размер103.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
МОУ «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края


Русский язык

на уроках математики

(реферат)

Выполнила:

учитель математики

Князева Л.М.

2004г.
Оглавление:

Введение …1

1.Значение русского языка на уроках математики …1-3
2. «Школьные» ситуации …3-4
3.Правила чтений школьных выражений …5-6
4.Ударения в терминах …6-8
5.Уменьшительно-ласкательные формы в математической

речи. …8-9
6.Один или единица? …9-11
7.Числительные …11-13
Заключение …14
Литература …15

Введение

Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно народный учитель в России - носитель высокой культуры, образцовой родной речи: перефразируя известное выражение, можно сказать, что учитель в России - всегда больше, чем учитель.

И именно учителя, начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.
1. Значение русского языка на уроках математики.

В этой общей работе у учителей математики особая роль, особая ответственность. Прежде всего, потому, что учитель математики чаще многих других встречается с детьми на уроках, и после уроков, беседует с родителями, он почти всегда - классный руководитель, и он (особенно для младших детей) часто становится образцом для подражания-ученики непроизвольно копируют речь, манеры, приемы работы своего учителя.

Предопределено такое положение тем, что математика для детей - предмет наиболее трудоемкий, требующий высокого умственного напряжения, и носитель этих знаний – учитель - воспринимается как наиболее умный и осведомленный из всех окружающих.

Большинство учителей математики постоянно следят за правильностью и точностью речи учащихся - верным употреблением терминов, склонением числительных, логичностью и доказательностью рассуждений и т.п.

Многие рекомендуют детям вести словарики, записывать в них новые термины, объяснять смысл пройденных понятий, запоминая одновременно правописание трудных слов.

Учителя стараются на уроках давать детям образцы чтения математических предложений, прививают нормы культурного речевого общения.

Однако в речи учителей иногда возникают отклонения от литературных норм. Прежде всего, это связано с тем, что, как и у других профессиональных групп, в учительской среде складывается свой сленг и он передается от поколения к поколению преподавателей.

Кроме того, отклонения от нормативной речи часто возникают под влиянием окружающей языковой среды - местных диалектов, бытовой речи. Сказывается и недостаточная разработанность речевых нормативов в школьных учебниках математики, в справочной литературе по русскому языку.

Первые шаги в оказании целенаправленной помощи учителю и учащимся в освоении грамотной математической речи предприняты в учебниках математики для 5 и 6 классов автором Н.Я. Виленкиным, где введен постоянный раздел: «Говори правильно». Но этих материалов явно недостаточно: проблемы с верным чтением выражений, употреблением терминов, постановкой ударений и т.д. возникают постоянно.

2. «Школьные» ситуации.

Кто из учителей математики, начиная урок, хотя бы изредка не произносил:

-Здравствуйте. Сели, открыли тетради, записали новую тему.

Такие штампы-с заменой повелительного наклонения («сядьте», «откройте», «запишите» и т. д.) прошедшим временем изъявительного наклонения - сложились во многих школах, используются, начиная с первого класса.

Объяснить использование норм изъявительного наклонения можно, видно стремлением (часто-неосознанным) к Сопричастности, Содействию с ребенком, налаживанию психологического контакта (МЫ записали, МЫ вместе начертили и т. д.). Эти высказывания сродни известному докторскому высказыванию: «Что У НАС болит?». Кроме того, часто образовывать форму повелительного наклонения труднее, и здесь, у говорящего, появляется боязнь ошибиться.

И все же эта замена повелительного наклонения изъявительным наклонением грамматически совершенно невозможна, это - серьезная речевая ошибка.

Давайте будем говорить верно:

-Сядьте. Запишите тему урока. Начертите параллелограмм и т.д.

Многочисленные отклонения от литературной нормы в школьной практике встречаются при чтении выражений с переменными и названий функций. Можно услышать, например: «а равен двум», «икс равно восьми», «синус икс равно половине», «логарифм два икс минус пять по основанию три равно единице и т. п.

3. Правила чтения буквенных выражений.

В русском языке названия латинских букв х, у, z- мужского рода, остальных латинских букв - среднего рода. Надо читать: «а равно трем», «цэ равно минус пяти», но «икс равен тремстам», «игрек равен ста» и т.д.

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:

3у - «три игрек», а не «три игрека»;

5х - «пять икс», а не «пять иксов».

Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т.д., то выражение читают во множественном числе:

3х=120- «три икс равны ста двадцати»;

0,8 у = -2,4 – «ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырем десятым».

Название всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам: « альфа равно тридцати градусам», «два грамма равны ста восьмидесяти градусам».

Заметим, что в русском языке названия ряда греческих букв женского рода и склоняемые; например, вспомним выражение: «от альфы до омеги».

Но требования точности и однозначности понимания в профессиональной научной речи заставляют отходить от этих общих норм языка.
4. Ударение в терминах.

Жаркие, даже ожесточенные споры между учителями возникают о постановке ударений во многих математических терминах, фамилиях ученых. Каждый из спорящих отстаивает «свой» вариант, приводят свои аргументы.

Верная постановка ударения довольно трудная задача, поскольку в русском языке (в отличие от многих других) ударение бывает подвижно, нет простых однозначных правил «на все случаи». Например, игра - но игры, русская фамилия может произноситься Иванов и Иванов, в английском же - ударение всегда на первом слоге (Ньютон, Максвелл, Непер,

Тейлор), во французском – ударение на последнем слоге (Декарт, Лопиталь, Виет, Галуа).

Интересно отметить, что большинство учителей верно называют имена греческих ученых - Евклид, Архимед, Пифагор, Герон, и т. д. с ударением на последнем слоге, и только Фалесу «не повезло»: вместо верного Фалес (Фалес Милетский) говорят часто Фалес.

Ударение в заимствованных из других языков математических терминах ставится, как правило, в соответствии с принятым в языке-источнике. Вот некоторые примеры: симметрия (греч.) - ось симметрии, центр симметрии, симметричные точки, асимметрия, гомотетия(греч.)-центр гомотетии, гомотетичные фигуры, коэффициент гомотетии, асимптота(греч.)-асимптотический, асимптота гиперболы (допустима «асимптота»).

В речи многих профессиональных групп некоторые термины произносятся с ударениями, не соответствующими литературной норме (и это считается, видимо, определенным «шиком»).

Например, шоферы говорят «искра» (вместо верного «искра»), моряки - « компас» (вместо «компас»), физики-ядерщики -«атомная энергия» (вместо «атомная»), «атомное» ядро и т. д.

Похожее положение и с речью профессиональных математиков (колебания в произношении ряда терминов, фамилий, иногда свойственны даже определенному вузу или научной школе).

Например, «живет» в школах «первообразная функция», хотя верно- «первообразная».

Ударения в названиях всех греческих букв, кроме омега и омикрон - на первом слоге (альфа, дельта, эпсилон и т.д.).

Исключением являются названия: буквы w-«омега», так как оно произошло от выражения «о mega» (о «большое», т.е. долгое)

и буквы о - «омикрон» (буквально означает «о малое», т.е. краткое).

5. Уменьшительно - ласкательные формы

в математической речи.

С первых дней пребывания в школе, и даже еще раньше уже в детском саду дети постоянно слышат сюсюканье «нежных воспитателей», учителей: «откройте книжечки», «соберите тетрадочки», «возьмите цветные карандашики», «начертите квадратики» и «кружочки» и т. д.

Постоянное и неоправданное использование таких форм существительных (с суффиксами -ик, -ек, -очк, -к) не только неправильно с точки зрения литературных норм языка, но и все время «возвращает» детей (психологически и эмоционально) к младшей возрастной группе (напоминает, что они еще маленькие), а часто и закрепляется в речи самих детей на многие годы.

Но если указанные формы существительных хотя бы существуют в языке, и плохо-неумеренное и неуместное их использование, то использование уменьшительно-ласкательных форм в математической (и вообще-естественнонаучной) речи совершенно недопустимо. Однако на уроках часто можно услышать, как учитель, и дети небольшой отрезок, называют «отрезочек», меньший из углов - «уголок» или «уголочек», ребро многогранника - «ребрышко», масштабную линейку -«линеечка», чертежный треугольник-«треугольничек» и т.д.

Следует помнить: в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательной формы.

Однако надо иметь в виду, что в некоторых случаях существительные с суффиксами -ик, -ек, -очк, -к потеряли уменьшительное - ласкательное значение или имеют другой смысл. Поэтому вполне допустимо говорить: «Тетрадь в клеточку», «записать в строчку», «с новой строчки», «записать в столбик» и т.д.

6. Один или единица?

Часто у учителей математики возникают вопросы, споры - как правильно прочитать такое, например, выражение 1-0,5:

- от одного отнять ноль целых пять десятых или

- от единицы отнять ноль целых пять десятых (вариант - из единицы вычесть…)?

Название «один» для первого натурального числа часто используется в начальных классах, встречается в названиях чисел.

Вспомним: «к одному прибавить три», «от пяти отнять один», «трижды один», «пятьдесят один», «одна целая две десятых» и т. д.

Происхождение такого названия понятно - оно связано со счетом предметов: один гриб, два гриба… Этим объясняется и сравнительно большее распространение термина «один» именно в начальной школе - в период освоения понятия числа на базе счета различных предметов, первого знакомства со свойствами ряда натуральных чисел.

В различных математических предложениях чаще используется название «единица». Вспомним: «тригонометрическая единица», «единичная окружность», «логарифм единицы» и т. д.

Математическая энциклопедия также для первого натурального числа дает только название «единица».

Таким образом, при чтении математических выражений основным является термин «единица». Термин же «один» используется при счете и в названиях чисел.

Следует говорить: «один карандаш», «одна целая одна десятая», но «из единицы вычесть ноль целых две десятых», «синус единицы», «единичный отрезок».

7. Числительные.

Нет, видимо, в русском языке темы, вызывающей большие трудности, чем тема «Числительные». Редко можно услышать -даже от дикторов радио и телевидения - верно прочитанное многозначное число в косвенном падеже. Неверным чтением выражений с числами грешат иногда и учителя математики.

Такое положение объяснимо: в бытовой речи очень редко склоняют числительные, в начальных классах используются разные «хитрости», позволяющие обходить трудности (например: добавляется слово «число»- «число сто двадцать шесть больше числа сто пятнадцать»).

Таким образом, дети и не слышат образцового чтения числительных от взрослых, и не накапливают собственный речевой опыт.

Правила склонения количественных числительных:

Легко просклонять первое количественное числительное «один» -это, пожалуй наиболее употребительное числительное 1:

И.- один

Р.- одного

Д.- одному

В.- одного или один

Т.- одним

П.- об одном
Следующие количественные числительные по типу склонения делятся на несколько групп, в каждой из которых падежные формы числительных похожи.

Первая группа - числительные 2-4:

И.- два три четыре

Р.- двух трех четырех

Д.- двум трем четырем

В.- (как И. или Р.) (как И.или Р.) (как И.или Р.)

Т.- двумя тремя четырьмя

П.- о двух о трёх о четырех
В следующую группу входят числительные от пяти до двадцати и тридцать 5-20, 30

И.- восемь семнадцать тридцать

Р.- восьми семнадцати тридцати

Д.- восьми семнадцати тридцати (т.е. как Р.)

В.-(как И) (как И.) (как И.)

Т.- восемью семнадцатью тридцатью

П.- о восьми о семнадцати о тридцати

Наиболее трудной для освоения детьми является группа числительных от пятидесяти до восьмидесяти.

И.- восемьдесят

Р.- восьмидесяти

Д.- восьмидесяти

В.- (как И.)

Т.- восьмьюдесятью

П.- о восьмидесяти
Так же довольно трудна группа, состоящая из трех числительных 40, 90, 100:

И.- сорок девяносто сто

Р.- сорока девяноста ста

Д.- сорока девяноста ста

В.- сорок девяносто сто

Т.- сорока девяноста ста

П.- о сорока о девяноста о ста

Следующая группа 200-900:

И.- восемьсот

Р.- восьмисот

Д.- восьмистам

В.- (как И.)

Т.- восьмьюстами

П.- о восьмистах
Тысяча, миллион:

И.- тысяча, миллион

Р.- тысячи, миллиона

Д.- тысяче, миллиону

В.- тысячу, миллион

Т.- тысячей, миллионом

П.- о тысяче, о миллионе
Составные количественные числительные.

И.- шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Р.- шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти

Д.- шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти

В.- шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Т.- шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью

П.- о шестнадцати тысячах восьмистах сорока девяти
В составных количественных числительных склоняются все части так, как если бы остальных не было.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Виленкин Н.Я., Жохов В.Н «Математика» 5 кл.


2. Виленкин Н.Я., Жохов В.Н. «Математика» 6 кл.


  1. Жохов В.И. « Преподавание математики».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики (реферат) iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики (реферат) iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики (реферат) iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики (реферат) iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики (реферат) iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики (реферат) iconПриходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный...
Необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения математики
Уроках математики (реферат) iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики (реферат) iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики (реферат) iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики (реферат) iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики (реферат) icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики (реферат) iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики (реферат) iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Преимущества использования икт на занятиях по математике
Уроках математики (реферат) iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики (реферат) iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики (реферат) iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск