Скачать 64.26 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Голицынская Средняя общеобразовательная школа № 1 МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ « Дорогою добра к душе ребёнка» Выполнил: заместитель директора школы по ВВР, учитель русского языка и литературы Добродеева Т.М. Дорогою добра к душе ребёнка. О, дайте перо мне, подобное свету! Рисую добро…. Владимир Завальнюк Душа ребёнка поистине становится полем битвы добра и зла. Вдумаемся в слово « образование». Значение корня - образ. Задача учителя – соединить растущего человека с добром. Я думаю, что должен быть в душе каждого учителя такой фонарик, который осветил бы жизненную суету и сделал бы жизнь детей осмысленной и прекрасной. Доброта- это дело, требующее усилий. Доброта – это не одолжение, а любовь; игры и фальши здесь не скроешь. Воспитание человека начинается изнутри, с души. Как воспитать высоконравственного человека? В. Тендряков предостерегал, что « люди с неразвившимися в детстве духовными интересами – социально опасное явление». Огромное значение в воспитании личности играет литература. Духовная сила литературы – это выдвигаемый ею идеал, тот строй суждений и чувств, которыми наделяют писатели лучших, излюбленных своих героев. Это отношение героев к действительности, приятие или неприятие её, любовь к ней или вражда, борьба… Обращаясь к опыту любой литературы, пытаясь осознать её суть и особенности, мы в первую очередь думаем о её воспитательном воздействии. О природе и эффективности той силы, которую она оказывает на умы и души своих читателей. Как богат и хрупок мир ребёнка! Как важно сберечь его живым и цельным! Ведь оттуда - всё наше взрослое: умственные, нравственные, волевые качества, пристрастия, отталкивания, идеалы – всё оттуда, там основа всего. Человеческая душа, её страдания, радости, противоречия, сомнения, тревоги, надежды – вот главная, ни с чем не сравнимая ценность. Душа человека – прекрасная живая энергия бытия. Преступна напрасная, слепая и жестокая растрата её. « …Детская совесть в человеке как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастёт. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет во веки, пока живут и умирают люди…» ( Ч. Айтматов). Правда требует от человека максимальной честности, пусть даже в итоге придётся осудить себя, усомниться в правильности пути. Постигая жизнь и самого себя, ученик идёт, прежде всего, от лично увиденного и пережитого – к постижению человека и жизни вообще. Глубоко личностное восприятие литературы невозможно, если школьник не научен читать, понимать прочитанное, соразмышлять и чувствовать вместе с писателем. Наиболее сложное для ученика – самому определить, чему посвящено произведение, самому увидеть проблемы, поставленные писателем. Без растревоженности души теряют смысл уроки литературы вообще. Главное для меня – научить ребят понимать художественное произведение, сопереживать автору и его героям. Проблема « человеческого в человеке» актуальна во все времена и всюду. Когда книга захватывает читателя, пробуждая его совесть и сознание, потрясая его сердце картинами прекрасного, или напротив, безобразного в жизни, заставляя его пристальней вглядеться в себя и окружающее, мы говорим: « Это сила искусства». Породнившись с литературой, ребёнок приобретает эстетический и нравственный опыт общения с отечественной, мировой культурой: книга для него становится «учебником жизни». Очевидно, только при этом мы вправе говорить о формировании творческой, в широком смысле духовной личности. Урок литературы может больше, чем сама литература, если он – человекоформирующий. У И.А. Бунина есть рассказ «Неизвестный друг». Это письма женщины к писателю. Она не знакома с ним, но любит его книги. Она задаёт ему вопросы: что такое творческий дар? Какие книги он читает? Наконец, о секрете влияния литературы на душу читателя: « … объясните, что это такое это чувство? Очарование от человеческой умелости, силы? Возбуждённое желание личного счастья, которое всегда живёт в нас и оживает под влиянием чего-нибудь, образного воспоминания? Или же это радость ощущения божественной прелести человеческой души, которую открывают нам немногие, подобные Вам, напоминающие, что она всё-таки есть – эта божественная прелесть? ...что это значит? Может быть, это значит: как всё-таки прекрасна жизнь!» Сильное, совершенное « страстно-поэтическое ощущение» жизни и есть, наверное, результат воздействия на нас литературы. Это чувство, как и чувство любви, непередаваемо. Но определяет и направляет его автор. Когда он, подобно музыканту, настраивает основной тон своего повествования, чтобы сильнее воздействовать на читателя. Автор словно помогает читателю на трудном пути восприятия своего произведения. Наглядный пример - любимые строки « Мёртвых душ» Н.В. Гоголя. После визита Чичикова к Собакевичу, перед встречей читателя и героя с Плюшкиным, автор поэмы «Мёртвые души» возвышает свой голос: « И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил с ужасом. Если бы показали ему его портрет в старости. Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточённое мужество, забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!» Восприятие художественного произведения – особый труд души. Литература пробует творческие силы в человеке. Независимо от наших склонностей, вкусов, все мы сегодня творцы в большом и неотложном деле – защитить и возвысить школьника духовными ценностями. Пусть звучат, наконец, на наших уроках не только изысканно интеллектуальные, но и бесхитростно душевные оценки поступков литературного героя. Это – недостойно человека, это –мерзко… А это – прекрасно, великолепно, удивительно… Чтобы компьютеры и « мультики» не заслоняли Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого нужна непрерывная работа души. У каждого из нас одна цель – « выделываться в человека», как сказал Ф.М. Достоевский. Иного способа обрести основы и опоры внутреннего благополучия, нравственной устойчивости у нас попросту нет. « Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм!.. Мы, говорят в газетах, любим нашу великую Родину, но в чём выражается эта любовь? Вместо знаний - нахальство, самомненье паче меры, вместо труда – лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идёт дальше чести мундира… Работать надо, а всё остальное к… Главное – надо быть справедливым, а остальное приложится….душа у меня кипит…» - писал А.П. Чехов. Вот оно - условие творческой работы учителя литературы, помогающее понять, что происходит с миром и человеком. И не просто понять, а увидеть движение к лучшему, к человеческому, к подлинному, к тому, что называется нравственной « нормой». Всего один раз живёт человек на земле, но как же по-разному использует он свои годы. Для одних – это время взлёта в высочайшие области человеческого духа. Время горения и предельной самоотдачи, напряжённого созидательного труда души. Для других – бесцельное, бессмысленное времяпрепровождение, подлость. Лицемерие, ведущее к духовному краху. Миссия учителя исключительна: говорить с детьми на уроках о цене человеческой жизни, об уникальности мгновений, отпущенных нам судьбой, о нравственном выборе жизненного пути. Главным исходным принципом моей работы является принцип гуманизации обучения. Человек – во всём! Так определяется этот принцип. В учителе, способном много обозначить и переломить через своё духовное « Я»; в ученике, для которого учёба – фундамент самообразования ( сам себя образую); в писателе, чья судьба – источник глубоких, поучительных раздумий; в литературном герое, который проходит духовные испытания. Разрушая барьер между книгой и жизнью, принцип гуманизации обучения даёт ученику надёжную живую опору. Да, знание – сила! Но лишь тогда, когда в нём прорастает человек, защищённый не только объективным знанием, но и знанием самого себя. В своей работе выделяю два метода. Первый- анализ художественного произведения. Он позволяет, образно говоря, осуществить триединое « О», рождённое педагогическим поиском: очаровать книгой, окрылить идеей, обворожить писателем. Второй - общение с учеником как с личностью. Он создаёт личностно - общенческую основу урока. Соединяет, раскрывает творческие возможности того и другого метода художественная деталь. Всё это осуществимо, однако, при одном непременном условии – если к уроку все присутствующие на нём ( а учитель в первую очередь) относятся как к таинству. Гуманизация, помимо защиты юного человека от превратностей жизни, имеет и другую цель: помочь себе и другим очеловечиваться. На уроках литературы связь ученика с предметом осуществляется коммуникативно – через его связь с учителем. Эта связь, трансформируясь, становится основой метода духовного контакта. Контакт, если мы воспитываем личность, должен быть, прежде всего, духовным и на этой основе уже деловым, учебным. Духовность – это живой интерес к человеку и ответственность за него. Это особое состояние души, выраженное потребностью бескорыстно помогать человеку, который рядом. Как и всякий метод, метод духовного контакта имеет свою технологию, которая выражается пятью глаголами: Любить Понимать Сострадать Принимать Помогать Каждый глагол в отдельности особых эмоций не вызывает. Но вместе глаголы отражают различные грани. Понимая духовность как эстетику человека, как активное милосердие, особый тип внутреннего зрения, я стремлюсь воспитать доброго человека. |
Протокол заседания Управляющего Совета Приглашенные: Колосова В. С., заместитель директора по увр; Коробец В. А., заместитель директора по вр; Шлык А. А., заместитель директора... | Доклад о результатах деятельности муниципального учреждения средней... А. В. Тунцев, директор му сош №68; Е. В. Антонова, заместитель директора по увр; Е. А. Шерудилло, заместитель директора по увр; Л.... | ||
Областной конкурс социальных проектов и инициатив в системе дополнительного... Областной конкурс социальных проектов и инициатив в системе дополнительного образования «Дорогою добра и милосердия» (Акопян А.,... | Публичный доклад директора моу сош №7 за 2012 2013 учебный год Ввр н. А. Никольской, заместителем директора по обж а. Н. Пуляевым, заместителем директора по ахч а. А. Кавериным, педагогм-психологом... | ||
Руководство осуществляет Президент ноу (заместитель директора по... Настоящее положение разработано на основе Закона «Об образовании» и Устава школы | Программа внеклассного кружка «Проектная работа в педагогике» Руководитель шмо заместитель директора по мнр заместитель директора по ур директор | ||
Конспект занятия по хореографии в старшей группе детского сада «Дорогою добра» Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ответственные: заместитель директора по увр: Михайлова Л. А. заместитель директора по увр | ||
«Моя педагогическая философия» Педагогическому мастерству тоже учатся. Моя задача – успешное овладение методами и приёмами преподавания математики | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реферат выполнил Поносов Дмитрий Павлович, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории моу «сош №2 с углубленным... | ||
Отчет по работе экологической площадки Гурылева Наталья Владимировна,... ... | Протокол №1 от Заместитель директора школы по увр мбоу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгород» | ||
Протокол №1 от Заместитель директора школы по увр мбоу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгород» | Танцевальный вечер Мария Викторовна Задорожная, заместитель директора школы по воспитательной работе | ||
Протокол №1 от Заместитель директора школы по увр мбоу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгород» | Протокол №1 от Заместитель директора школы по увр моу «сош с. Лозное Чернянского района Белгородской области» |