УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
«ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР
Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении
| ФИО (полностью)
| Торопова Ирина Валентиновна
|
| Место работы
| МОУ СОШ № 7
|
| Должность
| учитель
|
| Предмет
| русский язык и литература
|
| Класс
| 5 класс
|
| Тема и номер урока в теме
| Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении
|
| Базовый учебник
| Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. "Русский язык. 5 класс.
| Цель урока: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.
Задачи:
образовательные – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.
развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.
- Тип урока урок изучения нового
Формы работы учащихся индивидуальная, групповая, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование компьютеры, проектор
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Организационный момент
| Музыкальное сопровождение
Цель: эмоциональный настрой учащихся на урок
| Приветствие
-Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.
| Приветствие.
Запись числа.
| 2
| 2.
| Актуализация знаний
|
| Предлагает повторить тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд)
-Цель нашего урока: повторить пройденный материал и закрепить его, а значит понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. «Какого?» - спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.
Лингвистическая разминка (кроссворд)
Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)
Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)
Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)
Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)
Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)
Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)
| Решают кроссворд.
| 10
| 3.
| Сообщение темы урока, цели
|
| Сообщает тему урока, цель
Получилось слово обращение.
-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение», а именно – «Знаки препинания при обращении».
| Записывают в тетрадь тему урока.
| 2
| 4.
| Введение новой информации
| И-тип
Цель: дать представление об обращении, постановке знаков препинания при обращении
Часть 3 урока знаки препинаний при обращении Определение 2 Что такое обращение? Часть 1
Часть 2
| Задает проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия.
-Что такое обращение?
Послушайте предложения, назовите обращения. Работа с классом демонстрация на экране через проектор Выделите обращения (работа за компьютерами) Работа в парах
-Прочитайте стихотворение, обратите внимание на последние строки.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
- На уроке будем совершенствовать навыки выделения обращений запятыми.
- Кроме запятой, какой еще знак можно поставить? (!)
- Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).
Сравнение с подлежащим
- Как можно отличить обращение от подлежащего?
(1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3. Обращение может быть выражено не одним словом, а целым сочетанием).
| Отвечают на вопросы, сравнивают, делают выводы.
| 5-7
| 5.
| Первичное закрепление
| (3)
Часть 1П-тип
Цель: формировать умения и навыки нахождения обращений в тексте и постановки знаков препинания при обращении
Знаки препинания при обращении Электронный учебный модуль практического типа
| Найдите и выделите в текстах обращения (самостоятельная работа )
| Выполняют практический модуль
| 3-5
| 6.
| Применение полученных знаний
|
| Разъясняет действия. Организует работу учащихся. Консультирует, координирует, стимулирует деятельность учащихся, отслеживает правильность выполнения работы учащимися. Упр.207 (у доски с комментариями)
| Выполняют упражнение
| 10
| 7.
| Контроль полученных знаний
| или (4)
К-тип
Цель: диагностировать понимание темы и сформированность учебных умений и навыков в постановке знаков препинания
Часть 3
Знаки препинания при обращении Электронный учебный модуль практического типа
| Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Индивидуальна работа.
| Выполняют задания
| 7-10
| 8.
| Итог урока
|
| Подводит итог, задает вопросы. Формулирует выводы
Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,
_______________________________________________________________
В устной речи обращение выделяется __________________________,
а в письменной - ___________________________________________.
Обращение не является _____________________________________.
Слова ты и вы ______________________________________________.
Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится _____________________________________________.
| Фиксируют выводы
| 3
| 9.
| Домашнее задание
|
| § 42, упр.210 Разъясняет, как выполнять домашнее задание
| Делают записи в дневники
| 2
| ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1.
| Чайковский «Вальс»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
| Аудиофрагмент
| http://imc.rkc-74.ru/catalog/res/52e17d0f-259b-2e7b-ab8b-2878baa1410d/?interface=catalog
| 2.
| Знаки препинания при обращении
| Электронный учебный модуль информационного типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания), по теме "Знаки препинания при обращении".
| Определение
| http://fcior.edu.ru/card/28814/znaki-prepinaniya-pri-obrashenii.html
| 3.
| Знаки препинания при обращении
| Электронный учебный модуль практического типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания) по теме "Знаки препинания при обращении".
| Практикум
| http://fcior.edu.ru/card/28788/znaki-prepinaniya-pri-obrashenii.html
| 4.
| Знаки препинания при обращении
| Электронное задание "Знаки препинания при обращении". Вариант 1
ИЛИ
Электронный учебный модуль практического типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания) по теме "Знаки препинания при обращении".
| Контрольное задание
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aecac08a-68d0-4d22-a10c908db5906017/%5BRUS8_200%5D_%5BQS_127%5D.html
http://fcior.edu.ru/card/28788/znaki-prepinaniya-pri-obrashenii.html
| |