Скачать 177.77 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА __________________________________________ Тема урока: «От чего зависит давление газа»
9. Задачи: - обучающие: формировать познание о зависимости макропараметра от микропараметров; -развивающие: развивать мышление по направлению – мыслимое (теория) объясняет видимое (практика). -воспитательные: формировать коммуникативные навыки.
Пояснительная записка. Структура урока (нескольких уроков) состоит из фрагментов, которые «рождались» на уроках. Можно сказать так: не учитель объяснял эту тему, а мы вместе «сочиняли» эту тему. Очерёдность фрагментов можно менять. Из этих фрагментов можно составить несколько уроков, да и «выудить» новые фрагменты для будущих уроков, например: у нас на уроке один ученик обратил внимание, что при столкновении одна «молекула» разгоняется, а другая замедляется; у нас есть соответствующие модели и скоро появится новый фрагмент для будущих уроков. Для фрагментов уроков использованы ЦОРы и не цифровые ресурсы из Инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК) «Физика в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова», 7-9 класс: находится в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по адресу http://school-collection.edu.ru. Содержание фрагментов структурировано под реальные интерактивные и коммуникативные уроки. Оборудование для урока № 1
Оборудование для возможных других уроков
План урока № 1
Ход урока Фрагмент 1 (организационный момент). Тема урока …(через некоторое время каждый запишет сам: их может оказаться несколько) Фрагмент 2 (беседа). Учитель (записывает на доске). Задание 1. Если вдувать воздух в резиновый шар, то он увеличивает свой объём. Вопрос. Как это возможно? Ответ: …(ответ запишем)… Фрагмент 3 (учитель демонстрирует «Исследовательскую лабораторию…»; беседа и письменная фиксация). Учитель. Задание 2. Посмотрите анимацию; озвучьте; письменно зафиксируйте «Особенности движения молекул газа-воздуха ( 78% азота - синие шарики; 20% кислорода – зелёные шарики; 2% - другие молекулы: ……………………………………..). Примечание: фиксируем на доске (и фотографируем) или на интерактивной доске (и сохраняем). Исследовательская лаборатория на базе виртуального эксперимента: «Движение молекул-2» День/месяц/год Интерактивная/Классная доска для фиксации «Задания 2». Примечание. Учитель может задать и такие вопросы: Сколько ударов произошло за короткий промежуток времени (выделяет какой-либо участок)? Какие молекулы массивней и как Вы это выяснили? ...и другие ученические (хорошие можно зафиксировать письменно). Учитель. Задание 3. Во внеурочное время создай свою анимацию и озвучь свои мысли. Поле для «Задания-3» (…дата…) Фрагмент 4 (работа с текстом). Учитель. Задание 4. Прочитайте текст. Разделите половину страницы на две колонки и выпишите карандашом в одну колонку макропараметры, а в другую микропараметры (и на доске). Текст. Когда мы вдуваем новую порцию воздуха, то мы увеличиваем массу газа. Масса газа зависит от массы молекулы и количества молекул газа. Количество молекул с каждой новой порцией увеличивается - это можно сказать так: в каждой единице объёма (например: в кубическом сантиметре) газа молекул станет больше. Молекулы газа беспорядочно и непрерывно двигаются. Молекулы ударяются о стенки сосуда (шарика) и тем самым оказывают давление. Чем больше количество ударов по единице площади стенки, тем давление больше. Чем с большей скоростью движутся молекулы, тем сила удара больше, а значит и давление больше. Если газ нагревать, то есть увеличивать его температуру, то давление будет возрастать. Примечание: задание на дом; предложите опыт, доказывающий увеличение давления газа от температуры. Увеличивая температуру, мы увеличиваем скорость молекул – это следует из МКТ. дата Фрагмент 5 (беседа). Учитель. Вопрос 1. Как это возможно: наша грудная клетка сжимается, когда человек мышцами выталкивает воздух? Ответ: …(можно записать)… Вопрос 2. Что выталкивает воздух из шарика, если открыть входное отверстие? Учитель. Задание 5. Нарисуйте шарик в трёх состояниях «Было-Становилось-Стало» и поле сил-стрелок внутри шарика и снаружи (не забудьте учитывать длину сил-стрелок) Фрагмент 6 (учащиеся моделируют стрелками давление внутри шарика и снаружи + короткий пояснительный текст; можно предложить и на уроке и, в качестве внеурочного задания). Откачали воздух из колокола Впустили воздух под колокол Накачали воздух в шарик Откачали воздух из шарика Фрагмент 7 (видео опыт + проблемная беседа). Учитель. Посмотрим видео-опыт «Деформация-разрыв плёнки атмосферным давлением» (показ видео с CD-диска объёмом 57Мб). Учитель. Посмотрим и на СХЕМУ ОПЫТА. Плёнка разорвалась. Какой параметр мы меняли? насос насос откачали Было (1-ое состояние) Стало (2-ое состояние) Учитель. Какие обратные действия надо совершить, что бы вернуться к первоначальному состоянию (от СТАЛО к БЫЛО) - только ли заменить плёнку или… ? Фрагмент 8 (проблемная беседа новая или со ссылкой на прошлые). дата поле для фиксации новой беседы Беседа-диалог, которая состоялся два года назад. Учитель. Какой параметр мы меняли? Дети. Мы уменьшили давление воздуха в трубке. Учитель. С каким параметром связано уменьшение давления? Дети. Воздуха в трубке стало меньше. Гипотеза Гнедова Данилы (7-ой класс; 2010-2011 уч. год): «Мы уменьшили массу воздуха». Учитель. Масса воздуха действительно стала меньше, но…? Учитель. Изменим опыт. Фрагмент 9 (продолжение фрагмента 8). Учитель. В оба сосуда впустили воздух, а затем закрыли. Плёнка разорвётся? Д. …. У. …. Поле для возможного диалога дата Ключевая мысль, до которой надо бы договориться – удаляя насосом молекулы воздуха, мы уменьшаем ...?-параметр…, а давление газа зависит от …?-параметр…!!! Фрагмент 10 (на уроке дети моделируют физическую ситуацию в графическом редакторе). Учитель. В графическом редакторе изображены сосуды, молекулы газа и синяя плёнка-перегородка – параметры можно менять под требуемую ситуацию. Линейками мы можем измерять длину и высоту, а ширина сосудов у нас равна 1 метру. Цена деления линейки 10 см. Задание 6. Смоделируйте «мгновенную» ситуацию слева и справа от плёнки: масса газа в сосудах разная, но …?-параметр … одинаковый, а значит и давление на плёнку слева и справа одинаковое. Задание 7. Вычислите …?-параметр … в левом и правом сосуде. Раздвиньте/сдвиньте сосуды так, что бы …?-параметр… был одинаковый. Задание 8. Во внеурочное время подумайте, предложите (можно и выполнить) свою физическую ситуацию в данном (графическом) формате. Можно использовать и возможности программы для интерактивной доски. Задание 9. Во внеурочное время для «фрагмента 9» предложи свою физическую ситуацию и добавь графические объекты. Можно использовать и возможности программы для интерактивной доски. Задание 10. Во внеурочное время для «фрагмента 7» предложи свою физическую ситуацию и добавь графические объекты. Можно использовать и возможности программы для интерактивной доски. Фрагмент 11 (учащиеся работают со схемами опыта во внеурочное или в урочное время.)
Фрагмент 12 (ученик задал вопрос классу; должна состояться короткая беседа; работа с текстом). Ученик. Когда я вынесла не очень надутый мяч на улицу, то он оказался ещё более сдутым. Почему такое произошло? Примечание. Вопрос был задан Родиной Ириной (7 класс) 20.03.2012; в это время температура на улице была отрицательная. Учитель. Посмотрим, как зависит скорость молекул от температуры на «Движение молекул – 2». Мы её использовали в «Фрагмент 3». Учитель. Задание 11. Опишите небольшим текстом физические ситуации, представленные схемами опыта. Нагрели Охладили Сжали Отпустили Учитель. Задание 12. Кто-то расклассифицировал молекулы в коробках по двум признакам. Определите, одинаковы ли признаки в строчках и столбиках. Каковы должны быть скорости молекул, чтобы давления газов во всех коробках были равны? 1 2 3 4 5 6 7 8 Фрагмент 13 (на уроке под руководством учителя; самостоятельно во внеурочное время) Учитель. Исследуем зависимость давления от скорости, количества и массы молекул: «Компьютерный практикум ШАРИКОВАЯ МОДЕЛЬ ГАЗА – 1». Учитель. Допустим, что мы создали реальную экспериментальную установку, в которой можем менять: 1. Температуру газа внутри шарика и под колоколом. 2. Количество молекул газа внутри шарика и количество молекул газа под колоколом. 3. Вид газа внутри шарика и вид газа под колоколом. Предположите возможные реальные действия для таких изменений. изменяемы параметры см. в табл. изменяемые параметры см. в табл. Учитель. Задание 13. На «шариковой модели-1» будем менять параметры газов и результаты заносить в «Таблицу-1» (смотри таблицу ниже). Примечание для работы с Таблицей-1. В ячейках таблицы надо расставлять символы:
Таблица-1
КОНЕЦ УРОКА/ов ДОПОЛНЕНИЕ.Фрагменты 14. Примечание. Здесь собраны объекты, которые могут пригодится для конструирования уроков и, которые не вошли в предложенный/нные уроки. 1. На мысленной модели «Шариковая модель-1»… 50 штук 100 штук БЫЛО Стало Блок «математика-1» А = 0,1 м В = 1 м Цена деления С: 1 ед = 1 м Найдите концентрацию слева и справа от подвижной перегородки: nл = 18,5 ≈ 19 nп = 18,8 ≈ 19 Вывод: концентрации примерно одинаковые. А В С А = 0,1 м В = 1 м Цена деления С: 1 ед = 1 м Найдите концентрацию слева и справа от подвижной перегородки: nл = nп =
|
Конспект урока по теме: «Давление газа. Закон Паскаля». Юрасова Елена Сергеевна Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами | Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество Звучит песня «С чего начинается Родина?» На фоне музыки учитель присоединяется к теме урока, к учащимся | ||
Конспект урока Тема урока «Файл и файловая система» Класс: 8 Учитель:... Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока | Конспект урока по физике в 7 классе. Тема «Изучение Архимедовой силы» Образовательная цель: Установить от каких факторов зависит, а от каких не зависит Архимедова сила; выяснить условия плавания тел | ||
Конспект урока тема урока: Дикие и домашние животные. Фио алёшин Владимир Ильич ... | Конспект урока сокращение дробей. Тема урока: Сокращение дробей.... Цель урока: Ввести понятие сокращение дробей и дать определение несократимой дроби | ||
План конспект урока по физике в 7 классе Тема урока: «Атмосфера.... ... | План-конспект урока по русскому языку в 7 классе Тема урока Цель: научить различать причастные обороты в предложениях; показать то, что от места нахождения причастного оборота зависит пунктуация... | ||
Конспект урока по теме: «Архимедова сила» Цель урока Обучающая: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов зависит и от каких не зависит выталкивающая... | Конспект урока в 7 классе Тема «Вес воздуха. Атмосферное давление» Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | ||
Конспект урока по физике в 7 классе Тема: Атмосфера-5 океан. Атмосферное давление Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | ||
Урок 10 Тема урока: Обработка словесных информационных моделей Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Конспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение» Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | ||
Конспект урока по биологии в 9 классе Тема. Движение крови по сосудам При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.) | Владимир Николаевич Мегре энергия жизни книга 7 Владимир Николаевич... ... |