Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич





Скачать 177.77 Kb.
НазваниеКонспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич
Дата публикации19.09.2013
Размер177.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________


Тема урока: «От чего зависит давление газа»



Богинский Владимир Гаррьевич






МОУ Мирновская СОШ






Учитель






Физика






7 класс






Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме - №1 (и не обязательно).






Физика-7 С.В.Громов Н.А.Родина







  1. Цель урока: выяснить зависимость давления газа от микропараметров


9. Задачи:

- обучающие: формировать познание о зависимости макропараметра от микропараметров;

-развивающие: развивать мышление по направлению – мыслимое (теория) объясняет видимое (практика).

-воспитательные: формировать коммуникативные навыки.

  1. Тип урока – урок создания новых знаний с помощью исследовательских моделей

  2. Формы работы учащихся: указаны по ходу каждого этапа урока.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер+проектор+интерактивная доска или экран; доступ к компьютерам в урочное и во внеурочное время.


Пояснительная записка.

Структура урока (нескольких уроков) состоит из фрагментов, которые «рождались» на уроках. Можно сказать так: не учитель объяснял эту тему, а мы вместе «сочиняли» эту тему. Очерёдность фрагментов можно менять.

Из этих фрагментов можно составить несколько уроков, да и «выудить» новые фрагменты для будущих уроков, например: у нас на уроке один ученик обратил внимание, что при столкновении одна «молекула» разгоняется, а другая замедляется; у нас есть соответствующие модели и скоро появится новый фрагмент для будущих уроков.

Для фрагментов уроков использованы ЦОРы и не цифровые ресурсы из Инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК) «Физика в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова», 7-9 класс: находится в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по адресу http://school-collection.edu.ru.

Содержание фрагментов структурировано под реальные интерактивные и коммуникативные уроки.

Оборудование для урока № 1

Для учителя:

  1. Компьютерная интерактивная анимация «Движение молекул -2».

  2. Компьютерная интерактивная анимация «Шариковая модель газа -1».

  3. Видео-опыт «Деформация-разрыв плёнки атмосферным давлением» (показ видео с CD-диска объёмом 57Мб).

Для учащихся:

тоже самое

Оборудование для возможных других уроков

Для учителя:







Для учащихся:




План урока № 1



Фрагмент 1, Фрагмент 2

5 мин



Фрагмент 3

10 мин



Фрагмент 7, Фрагмент 8, Фрагмент 9

10 мин



Фрагмент 10

10 мин



Фрагмент 11

10 мин



Домашнее здание: Задание 3; Фрагмент 10, 11













Ход урока

Фрагмент 1 (организационный момент).

Тема урока …(через некоторое время каждый запишет сам: их может оказаться несколько)

Фрагмент 2 (беседа).

Учитель (записывает на доске). Задание 1. Если вдувать воздух в резиновый шар, то он увеличивает свой объём. Вопрос. Как это возможно? Ответ: …(ответ запишем)…

Фрагмент 3 (учитель демонстрирует «Исследовательскую лабораторию…»; беседа и письменная фиксация).

Учитель. Задание 2. Посмотрите анимацию; озвучьте; письменно зафиксируйте «Особенности движения молекул газа-воздуха ( 78% азота - синие шарики; 20% кислорода – зелёные шарики; 2% - другие молекулы: ……………………………………..).

Примечание: фиксируем на доске (и фотографируем) или на интерактивной доске (и сохраняем).

Исследовательская лаборатория на базе виртуального эксперимента:

«Движение молекул-2»




День/месяц/год
Интерактивная/Классная доска для фиксации «Задания 2».

Примечание. Учитель может задать и такие вопросы: Сколько ударов произошло за короткий промежуток времени (выделяет какой-либо участок)? Какие молекулы массивней и как Вы это выяснили? ...и другие ученические (хорошие можно зафиксировать письменно).

Учитель. Задание 3. Во внеурочное время создай свою анимацию и озвучь свои мысли.

Поле для «Задания-3» (…дата…)

Фрагмент 4 (работа с текстом).

Учитель. Задание 4. Прочитайте текст. Разделите половину страницы на две колонки и выпишите карандашом в одну колонку макропараметры, а в другую микропараметры (и на доске).


Текст. Когда мы вдуваем новую порцию воздуха, то мы увеличиваем массу газа. Масса газа зависит от массы молекулы и количества молекул газа. Количество молекул с каждой новой порцией увеличивается - это можно сказать так: в каждой единице объёма (например: в кубическом сантиметре) газа молекул станет больше. Молекулы газа беспорядочно и непрерывно двигаются. Молекулы ударяются о стенки сосуда (шарика) и тем самым оказывают давление. Чем больше количество ударов по единице площади стенки, тем давление больше. Чем с большей скоростью движутся молекулы, тем сила удара больше, а значит и давление больше. Если газ нагревать, то есть увеличивать его температуру, то давление будет возрастать.

Примечание: задание на дом; предложите опыт, доказывающий увеличение давления газа от температуры.

Увеличивая температуру, мы увеличиваем скорость молекул – это следует из МКТ.

дата


Интерактивная/Классная доска для фиксации задания «Задание 4»

Фрагмент 5 (беседа).

Учитель. Вопрос 1. Как это возможно: наша грудная клетка сжимается, когда человек мышцами выталкивает воздух?

Ответ: …(можно записать)…

Вопрос 2. Что выталкивает воздух из шарика, если открыть входное отверстие?

Учитель. Задание 5. Нарисуйте шарик в трёх состояниях «Было-Становилось-Стало» и поле сил-стрелок внутри шарика и снаружи (не забудьте учитывать длину сил-стрелок)

Интерактивная/Классная доска для фиксации задания «Задания 5»

Фрагмент 6 (учащиеся моделируют стрелками давление внутри шарика и снаружи + короткий пояснительный текст; можно предложить и на уроке и, в качестве внеурочного задания).

Откачали воздух из колокола

Впустили воздух под колокол

Накачали воздух в шарик

Откачали воздух из шарика

Фрагмент 7 (видео опыт + проблемная беседа).

Учитель. Посмотрим видео-опыт «Деформация-разрыв плёнки атмосферным давлением» (показ видео с CD-диска объёмом 57Мб).

Учитель. Посмотрим и на СХЕМУ ОПЫТА. Плёнка разорвалась. Какой параметр мы меняли?

насос

насос

откачали

Было (1-ое состояние)

Стало

(2-ое состояние)

Учитель. Какие обратные действия надо совершить, что бы вернуться к первоначальному состоянию (от СТАЛО к БЫЛО) - только ли заменить плёнку или… ?

Фрагмент 8 (проблемная беседа новая или со ссылкой на прошлые).

Тема новой беседы.


дата



поле для фиксации новой беседы



Беседа-диалог, которая состоялся два года назад.

Учитель. Какой параметр мы меняли?

Дети. Мы уменьшили давление воздуха в трубке.

Учитель. С каким параметром связано уменьшение давления?

Дети. Воздуха в трубке стало меньше.


Гипотеза Гнедова Данилы (7-ой класс; 2010-2011 уч. год):

«Мы уменьшили массу воздуха».



Учитель. Масса воздуха действительно стала меньше, но…?

Учитель. Изменим опыт.

f:\физика\уроки\материал для классов\комбурокконцентрация\dsc00483.jpg

Фрагмент 9 (продолжение фрагмента 8).

Учитель. В оба сосуда впустили воздух, а затем закрыли. Плёнка разорвётся?


Д. ….

У. ….
Поле для возможного диалога


дата



Ключевая мысль, до которой надо бы договориться – удаляя насосом молекулы воздуха, мы уменьшаем ...?-параметр…, а давление газа зависит от …?-параметр…!!!


Фрагмент 10 (на уроке дети моделируют физическую ситуацию в графическом редакторе).

Учитель. В графическом редакторе изображены сосуды, молекулы газа и синяя плёнка-перегородка – параметры можно менять под требуемую ситуацию. Линейками мы можем измерять длину и высоту, а ширина сосудов у нас равна 1 метру. Цена деления линейки 10 см.

Задание 6. Смоделируйте «мгновенную» ситуацию слева и справа от плёнки: масса газа в сосудах разная, но …?-параметр … одинаковый, а значит и давление на плёнку слева и справа одинаковое.

Задание 7. Вычислите …?-параметр … в левом и правом сосуде. Раздвиньте/сдвиньте сосуды так, что бы …?-параметр… был одинаковый.

Задание 8. Во внеурочное время подумайте, предложите (можно и выполнить) свою физическую ситуацию в данном (графическом) формате. Можно использовать и возможности программы для интерактивной доски.

Задание 9. Во внеурочное время для «фрагмента 9» предложи свою физическую ситуацию и добавь графические объекты. Можно использовать и возможности программы для интерактивной доски.

Задание 10. Во внеурочное время для «фрагмента 7» предложи свою физическую ситуацию и добавь графические объекты. Можно использовать и возможности программы для интерактивной доски.

Фрагмент 11 (учащиеся работают со схемами опыта во внеурочное или в урочное время.)

1. Есть 12 шариков. Разместите их по одинаковым ящикам так, чтобы концентрации шариков в ящиках состояли в пропорции 1 : 2 : 3.


2. Проанализируйте схему, ответьте на вопросы. Изобразите положение поршня в каждом случае и частицы в коробке так, чтобы это соответствовало изменению концентрации.
?

V

V

V=

n

N

N=

n – ?




3. Изобразите четыре коробочки A, B, C, D (на плоскости, без объема – считать толщину коробочек одинаковой) так, чтобы выполнялись следующие условия:
а) VA VB, VС VD, VA VD; б) NNС, NND ; в) nB nD , nnС.




4. Ученики построили компьютерную модель управления плотностью.

Подсчитайте плотности газов А и В в трех состояниях, учитывая что молекулы газа А вдвое тяжелее молекул газа В, выразите их в условных единицах. (Слева находится газ A, справа В.)

n

r=mon

n

n

10 шт.

15 шт.

V = 20

V = 15

10 шт.

120 шт.

V = 5

V = 30

1) rА = ; rВ = ; 2 ) rА = ; rВ = ; 3) rА = ; rВ = ;

Предположите, какое действие совершено при переходе из состояния 1 в состояние 2: ___________________________________________________________________________

Предположите, какое действие совершено при переходе из состояния 2 в состояние 3: ___________________________________________________________________________

Фрагмент 12 (ученик задал вопрос классу; должна состояться короткая беседа; работа с текстом).

Ученик. Когда я вынесла не очень надутый мяч на улицу, то он оказался ещё более сдутым. Почему такое произошло?

Примечание. Вопрос был задан Родиной Ириной (7 класс) 20.03.2012; в это время температура на улице была отрицательная.

Учитель. Посмотрим, как зависит скорость молекул от температуры на «Движение молекул – 2». Мы её использовали в «Фрагмент 3».

Учитель. Задание 11. Опишите небольшим текстом физические ситуации, представленные схемами опыта.

Нагрели

Охладили

Сжали

Отпустили

Учитель. Задание 12. Кто-то расклассифицировал молекулы в коробках по двум признакам. Определите, одинаковы ли признаки в строчках и столбиках. Каковы должны быть скорости молекул, чтобы давления газов во всех коробках были равны?

1

2

3

4

5

6

7

8

Фрагмент 13 (на уроке под руководством учителя; самостоятельно во внеурочное время)

Учитель. Исследуем зависимость давления от скорости, количества и массы молекул: «Компьютерный практикум ШАРИКОВАЯ МОДЕЛЬ ГАЗА – 1».

Учитель. Допустим, что мы создали реальную экспериментальную установку, в которой можем менять: 1. Температуру газа внутри шарика и под колоколом. 2. Количество молекул газа внутри шарика и количество молекул газа под колоколом. 3. Вид газа внутри шарика и вид газа под колоколом. Предположите возможные реальные действия для таких изменений.

изменяемы параметры см. в табл.

изменяемые параметры см. в табл.

Учитель. Задание 13. На «шариковой модели-1» будем менять параметры газов и результаты заносить в «Таблицу-1» (смотри таблицу ниже).



Примечание для работы с Таблицей-1. В ячейках таблицы надо расставлять символы:

  1. Увеличение ↑

  2. Уменьшение ↑

  3. Не изменилась ₌

Таблица-1

ГАЗ в ШАРЕ


1

2

3

4

ГАЗ под КОЛОКОЛОМ


1

2

3

4




скорость

молекул













скорость

молекул
















количество молекул













количество молекул
















масса

молекул













масса

молекул
















давление

газа













давление

газа
















объём

шара













объём

шара


















































КОНЕЦ УРОКА/ов

ДОПОЛНЕНИЕ.Фрагменты 14. Примечание. Здесь собраны объекты, которые могут пригодится для конструирования уроков и, которые не вошли в предложенный/нные уроки.

1. На мысленной модели «Шариковая модель-1»…

50

штук

100

штук

БЫЛО

Стало

Блок «математика-1»



А = 0,1 м

В = 1 м

Цена деления С: 1 ед = 1 м

Найдите концентрацию слева и справа от подвижной перегородки:

nл = 18,5 ≈ 19 nп = 18,8 ≈ 19

Вывод: концентрации примерно одинаковые.


А



В

С


А = 0,1 м

В = 1 м

Цена деления С: 1 ед = 1 м

Найдите концентрацию слева и справа от подвижной перегородки:

nл = nп =

  1. Демонстрационная установка для управления давлением газа, состоящая из жидкостного манометра, соединенного резиновыми трубками со стеклянной колбой и пластиковой бутылкой;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока по теме: «Давление газа. Закон Паскаля». Юрасова Елена Сергеевна
Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество
Звучит песня «С чего начинается Родина?» На фоне музыки учитель присоединяется к теме урока, к учащимся
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока Тема урока «Файл и файловая система» Класс: 8 Учитель:...
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока по физике в 7 классе. Тема «Изучение Архимедовой силы»
Образовательная цель: Установить от каких факторов зависит, а от каких не зависит Архимедова сила; выяснить условия плавания тел
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока тема урока: Дикие и домашние животные. Фио алёшин Владимир Ильич
...
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока сокращение дробей. Тема урока: Сокращение дробей....
Цель урока: Ввести понятие сокращение дробей и дать определение несократимой дроби
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconПлан конспект урока по физике в 7 классе Тема урока: «Атмосфера....
...
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconПлан-конспект урока по русскому языку в 7 классе Тема урока
Цель: научить различать причастные обороты в предложениях; показать то, что от места нахождения причастного оборота зависит пунктуация...
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока по теме: «Архимедова сила» Цель урока
Обучающая: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов зависит и от каких не зависит выталкивающая...
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока в 7 классе Тема «Вес воздуха. Атмосферное давление»
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока по физике в 7 классе Тема: Атмосфера-5 океан. Атмосферное давление
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconУрок 10 Тема урока: Обработка словесных информационных моделей
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение»
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconКонспект урока по биологии в 9 классе Тема. Движение крови по сосудам
При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.)
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич iconВладимир Николаевич Мегре энергия жизни книга 7 Владимир Николаевич...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск