Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями»





Скачать 121.18 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями»
Дата публикации13.08.2014
Размер121.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

МОУ «Гимназия №1»



Урок русского языка в 8 классе по теме

«Предложения с обращениями»



Учитель русского

языка и литературы:

Потапушкина Ирина Григорьевна



Г. Бийск
Пояснительная записка

Данная разработка представляет собой один из примеров внедрения в образовательный процесс технологии интерактивного обучения (групповая и межгрупповая работа) как наиболее рационального пути обучения. Это не просто форма учебной деятельности, а отлаженная система, в которой каждый участник играет определенную роль, каждая группа имеет свое задание в общей цели. Интерактивное обучение - явление многомерное. Оно решает три задачи: учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую и социально-ориентационную. Содержательные и методические возможности предметов «русский язык» и «литература» позволяют наиболее эффективно решать эти задачи. Групповая форма учебной работы открывает перед учителем возможность в определенной мере управлять становлением внутриколлективных межличностных отношений. На уроке, разработанном мною, реализуется идея совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Предварительно учитель должен разъяснить детям, что группы нужны для совместной учебной работы, оказания помощи и взаимной проверки знаний.

Из собственного опыта работы я пришла к выводу, что самым оптимальным методом при формировании групп является дифференцированный подход. Например, личностные качества учащихся были важны при формировании групп в ходе подготовки к уроку в 8 классе по теме «Обращение», так как ребята исполняли определенные социальные роли («Дети», «Родители», «Коллеги». «Пассажиры») и нужно было использовать обращение, соответствующее определенной жизненной ситуации. Это один из интерактивных методов, используемых мною, - метод конкретных ситуаций, который позволяет детям научиться объективно оценивать реальную языковую ситуацию, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

В каждой группе ученик может играть определенную роль, которую ему выбирает учитель (консультант, секретарь, посредник, докладчик и др.). Консультантом становится учащийся, хорошо и отлично усваивающий учебный материал по предмету. Секретарь ведет записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Оценивать работу каждого участника нужно, исходя из содержания учебного материала, видов работ и т.д., можно по следующим универсальным критериям: теоретическая часть, практическая часть, творчество. Результаты фиксируются в дневник группы. Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в анализ своих умений сотрудничать друг с другом, умений общаться друг с другом, помогать и принимать помощь.

Весь материал, используемый на уроке, должен обеспечивать взаимозависимость отношений в группе.

Важнейшей составляющей интерактивного обучения является рефлексивный этап занятия. В конце урока необходимо провести анализ работы сначала в каждой группе самими учащимися. Что удалось сделать? Почему? Что не удалось? Почему? Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

При использовании интерактивного обучения учащиеся научились: оперативно мыслить, анализировать языковые ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли, работать в сотрудничестве для достижения общей цели.





Тема «Предложения с обращениями»



Цели урока:

  1. показать особенности употребления обращений в художественных произведениях и в разговорной речи;

  2. развитие коммуникативных способностей на основе речевого этикета; развитие пунктуационных навыков;

  3. формирование пунктуационных навыков


Класс делится на четыре группы (по 4-5 человек за столом). В каждой группе – консультант, который отвечает за работу группы, заполняет листок оценок. Листок оценок выглядит так:





Ф. И.

ученика

Вид работы


итог

Редакти-рование

Восстано-

вить строку

Создание коммуника-

тивных ситуаций

Творческая работа

Письменная работа в тетрадях

1.

Белозерова

Алена



















2.

Возная Юлия



















3.

Келлер Таня



















4.

Трубников

Андрей



















5.

Ярыгина Ира




















Ход урока.

1.Урок начинается с орфографической и речевой разминки.

Задание группам: отредактировать предложения, свои ответы обосновать (в тетрадь

записывается только слово, в котором нужно выбрать правильное написание)

  1. Пока еще не найде(н,нн)о эффектное средство против гриппа.

  2. Гость пытался собрать осколки слома(н, нн)ой вазы.

  3. Какое время года нарисова(н, нн)о на картине?

  4. Друг мой никогда не откладывай дела в долгий ящик.

В ходе обсуждения ребята приходят к выводу: для обозначения каждого понятия нужно найти то слово, которое максимально точно соотносится с ним по значению. Такое внимание при выборе нужного слова облегчает понимание друг друга при общении.

Четвертая группа дает характеристику предложению, объясняет постановку знаков препинания.

Выясняем, что известно ребятам по теме «Обращение»
2. Учитель комментирует цели урока, записанные на доске в виде вопросов:

  1. Что называется обращением?

  2. Каковы правила расстановки знаков препинания при обращении?

  3. Какова роль обращений в речи?

А)……………. (заполняется в продолжение урока)
Б)……………

В)……………

На первый вопрос ребята готовы ответить, т. к. эта тема им знакома по 5 классу (звательная).

2. «Восстанови строку»

В стихотворных строках, записанных на доске, пропущены обращения.

Задание группам: восстановить предложения, расставить знаки препинания, объяснить их при помощи схемы (схемы изображаются на карточках), назовите автора этих строк.

  1. ………….приветствую вас.

  2. …………..Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

  3. Скользя по утреннему снегу……предадимся бегу нетерпеливого коня.

  4. Смилуйся ………. .

  5. Он был о море твой певец

Работа выполняется достаточно быстро. Представитель от каждой группы выходит к доске, крепит схему напротив предложения ( схемы, появляющиеся на доске, учащиеся фиксируют в памятки), выразительно читает предложение (обращаем внимание на звательную интонацию), комментирует схему и называет автора, произведение.

Информацию о том, как расставить знаки препинания в последнем предложении, ребята ищут в учебнике.
3. -Для какой цели используются обращения?

Один из ответов на этот вопрос заключен в определении обращения.

Учащиеся вспоминают, что ключевое слово в определении – «называет», поэтому основная роль обращения –а) звательная (дополняется запись на доске ).

-Обратите внимание на 3-е предложение – не просто «друг», а «милый». Что заключено в этом определении?

Учащиеся делают вывод, что следующая роль определения – б) оценочная.

- Понятно, что можно обратиться к человеку, животному, но перед нами обращения, адресованные горам, морю, разве может в качестве собеседника выступать неживой предмет?

В ходе обсуждения приходим к выводу, что автор хочет заострить внимание на этом образе, изображает яркую эмоциональную картину, следовательно, следующая роль обращения – в) изобразительная.

- Как называется такой прием в литературе, когда неживой предмет одухотворен? Какое еще название можно дать этим обращениям? (обращения-олицетворения).
4.Творческое задание.

-Попробуйте сами придумать такое предложение, в котором в качестве обращения использовались бы слова-олицетворения.

(после того как прозвучали предложения, придуманные учащимися, консультанты оценивают работу всех участников группы).
5. Словарная работа.

Знакомит ребят с новым словом и комментирует написание ученик, которому задание было дано на предыдущем уроке.

КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ – такой, с которым легко общаться, иметь дело, устанавливать контакты.

- Что является сигналом того, что это слово иноязычного происхождения?

КОМПЛИМЕНТ – любезные, приятные слова, лестный отзыв

- «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это наших дней счастливые моменты», -так писал Б. Окуджава. Я тоже хочу вам сделать комплимент: «Вы замечательно работаете сегодня, мне это очень приятно, я рада, что у вас хорошее настроение».

- Как вы думаете, имеют ли словарные слова какое-то отношение к теме нашего урока? (обращения осуществляют коммуникативную связь, правильное употребление обращений делает нас коммуникабельными, помогает дарить комплименты).
6. Знакомство с коммуникативным путеводителем

- Действительно, чаще всего обращениями нам приходится пользоваться в разговорной речи. Перед вами так называемый коммуникативный путеводитель (см. Приложение№1),который поможет вам ориентироваться в речевых ситуациях, довольно часто встречающихся в жизни. Обратите внимание на эпиграф. Прав ли американский психолог Д. Карнеги? (в ходе обсуждения приходим к выводу, что одним обращением можно выразить ласку, доброжелательность говорящего или, наоборот, другим - злость, недовольство, порицание; выбор той или иной формы обращения зависит от общей культуры, воспитанности говорящего; для того, кто слышит свое имя, важно, с какой интонацией оно было произнесено, с каким выражением лица).
7. Ролевая игра

Каждая группа представляет разные социальные группы людей («Дети», «Родители», «Коллеги», «Пассажиры»), которые обращаются к одному лицу – ему мы даем имя (например, Игорь Сергеевич Петров).

Ситуацию из коммуникативного путеводителя выбирает каждая группа по очереди (ситуация должна быть развернутой).

Придуманные реплики ребята записывают в тетрадь. Представитель от каждой группы крепит карточку с записанным на нем обращением на схему (см. Приложение №2), объясняя, почему группой выбрана именно такая форма обращения.

(например, группа «Пассажиры» сообщает, что обращения «мужчина» и «женщина» не рекомендуется употреблять, эти слова обезличивают человека, распространившиеся ныне обращения по полу и возрасту неэтичны; группа «Коллеги» добавляут, что, называя человека по имени и отчеству, мы отдаем дань уважения и его родителям).
8. Обсуждение результатов работы.

- Если бы мы оказались в 19 веке, изменилась бы форма обращения?

( использовалось слово «господин», в 21 веке – тенденция к активному употреблению этого слова).

- Если мы поменяем местами на схеме некоторые карточки с обращениями, что произойдет? Можно ли сказать, что мы нарушили русскую национальную традицию? Какие существуют традиции при обращении к людям в других языках?

- Почему так важно правильно выбрать форму обращения? (имя человека, употребленное в качестве обращения не в соответствии с возрастом, служебным положением, ситуацией общения может стать обидным для того, к кому обращаются, показаться фамильярным, пренебрежительным).
9. Выводы по уроку.

- Какова основная роль обращений в разговорной речи? – Ответьте на этот вопрос, используя слова «коммуникативный», «коммуникабельный».
10. Итоги урока подводят консультанты, сообщая о результатах работы на уроке каждого участника группы.
10. Домашнее задание.

Написать сочинение- миниатюру в форме диалога «Разговор с…….» (в качестве собеседника использовать неодушевленный предмет).

Приложение №1

Коммуникативный путеводитель




Речевые ситуации

Помните, имя человека – самый

сладостный для него звук на любом

языке.

Дейл Карнеги
1. Приветствие Пока…До свидания…Доброе утро…Здравствуйте…

Здорово…Хэлло…Бай-бай…Доброй ночи…Чао… .
2. Утешить, успокоить Я вам сочувствую…Примите мои соболезнования…Мне

жаль Вас(тебя)…Мне жалко, что так случилось…

Успокойтесь…Не волнуйтесь…Не беспокойтесь…

Не огорчайтесь…Не расстраивайтесь…Потерпите…

Забудьте об этом…Возьмите себя в руки…Не надо

думать об этом…Все пройдет…Всякое бывает…Ничего

не поделаешь…Вы не виноваты… .

3. Поздравить Дорогой…Уважаемый…Глубокоуважаемый…Любимый…

Милый…

Поздравляю тебя(Вас)…Желаю тебе(Вам)…

4. Похвала (комплимент) ….ты такой…Мне очень нравится, как ты (Вы)…

С удовольствием поучился бы у тебя (у Вас)…

5. Просьба Пожалуйста…Прошу тебя (Вас)…Будьте добры…Будь

другом…Если тебе (Вам) не трудно…Не могли бы Вы…
6.Отказ Не могу выполнить твою просьбу…Спасибо, но…Рада

помочь тебе (Вам)…, но…
7. Извинение Прошу простить…Прошу извинить…Я очень огорчен…

Мне неприятно…Мне неловко…Пожалуйста, извините…

Простите, я не хотел…Боюсь, что я Вас задел…Извините.

Виноват…Прошу прощения…Позвольте попросить про-

щения …Яне могу не извиниться…Не сердитесь за то,

что…Я не хотел Вас (тебя) обидеть…Я виноват перед

Вами (тобой)…Я причинил Вам (тебе) столько хлопот…

Боюсь, что я утомил Вас (тебя)…
8. Благодарность Спасибо…

Большое спасибо….

Благодарю Вас (тебя)…


Приложение № 2.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения»
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения....

Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: Связь слов в предложении
Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения. Повторение»
...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение»
Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconКонспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»
Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания
Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями» iconУрок русского языка во 2-м классе по теме: "Зимой. Шипящие согласные"
Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск