Скачать 60.25 Kb.
|
Урок – презентация по русскому языку в 5 классе «По станциям Лексики» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Обучающие: 1. систематизировать знания учащихся по лексикологии, повторив следующие понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, 2.дать представление об изобразительных возможностях лексики; Развивающие:
Воспитывающие:
Тип урока – обобщение ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Компьютер Слайдовая презентация Карточки с заданиями Ход урока: 1.Организационный момент Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Лексики. Перед вами – маршрутный лист (слайд 1). Ознакомившись с названиями станций, вы поймете, что цель путешествия – закрепить сведения о лексическом значении и смысловых отношениях между словами. В этот прекрасный зимний день по станциям Лексики мы прокатимся с ветерком на русской тройке под звон бубенчиков и колокольчиков (слайд 2). Итак, в добрый путь! 2.Посещение станций: Эпиграфом нашего урока является стихотворение Н. Рыленкова. Прочитайте и подумайте, о каких словах идёт речь? (слайд 3). На доброе слово не надо скупиться, Сказать это слово, что дать напиться. Со словом обидным нельзя торопиться, Чтоб завтра себя самого не стыдиться. ( Н. Рыленков ) Учитель. Первая станция называется «Теоретическая». Закончи предложение. ( слайд4). Учитель. Вторая станция называется «Лексическое значение». Вам надо определить слово по его лексическому значению и разгадать кроссворд (слайд 5). Задание 1. Кроссворд (выполняется на карточках и на доске письменно). Учитель. Проверьте (слайд6. А теперь составьте словосочетания. Задание 2. Составить словосочетания с разгаданными словами (устно). Учитель. Звенит колокольчик, тройка мчится дальше. Тройка… А ведь у этого слова есть и другие значения. Назовите их, а помогут вам иллюстрации (слайд 7). Как называются слова, у которых несколько значений? А теперь из перечисленного ряда слов запишите многозначное и составьте с ним словосочетания. Убедитесь в верности ответа, обратившись к толковому словарику, данному в учебнике (слайд 8, 9, 10). Задание 3 3 Перечислить значения слова «тройка» (устно). Задание 4. Найти среди слов «айсберг, изморозь, алмазный, поземка» многозначное, составить словосочетания, раскрывающие его значения (письменно). ( слайд 11) Учитель. Значение может стать вторичным, переносным. Напомните, как происходит перенос значений (слайд 12). А теперь выпишите из текста слова с переносным значением. Проверьте (слайд 13, 14). Для чего автор использует слова с переносным значением? Как называются выразительные средства, основанные на переносном слов? (слайд 15, 16). Задание 5. Выписать из текста «Зимний дуб» слова с переносным значением (письменно). Сделать вывод об их роли в создании художественного образа. Ввести понятие «троп». Дать определение метафоры, олицетворения, эпитета (устно). Задание 6. Списать отрывки из художественных произведений (слайд 17). Объяснить пропущенные орфограммы. Указать вид тропов (письменно на карточках и на доске). Учитель. Колокольчик вновь звенит. Пора в дорогу. Следующая станция – «Синонимы»(слайд 18). Ой, поднялась метель. Чтобы добраться до станции, вспомните синонимы к слову «метель» (слайд 19). Задание 8. Дать определение синонимов. Назвать синонимы к слову «метель» (устно). Учитель. Впереди – новая станция. Сани мчатся вперед, ведь мы их подготовили еще летом. А что, согласно народной мудрости, готовят зимой. Выполните задания (слайд 20, 21). Задание 9. Закончить пословицу. Дать определение антитезы. Учитель. Устали. Полминутки для шутки. Ответьте на вопросы и скажите, на какую станцию мы попали (слайд 22, 23, 24). Задание 10. Ответить на шуточные вопросы. Сделать вывод об омонимах и их разновидностях (устно). Задание 11. Выписать омонимы. Указать разновидность омонимии (письменно на карточках). Учитель. А рядом – другая станция. Здесь вам надо исправить ошибки (слайд 25, 26). Задание 12. Исправить речевые ошибки. Дать определение паронимов. 3. Подведение итогов. Домашнее задание Учитель. Наше увлекательное путешествие закончилось. Мы повторили сведения о лексике и пополнили ваш запас «зимними» словами. Они вам непременно пригодятся при выполнении домашнего задания – написать сочинение-миниатюру «Зимний лес». Вы работали все хорошо, получилось увлекательное путешествие, молодцы, спасибо за урок! (слайд 27). И в заключении путешествия хочу подарить вам слова Л.Н. Толстого. Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей. Приложение Карточка 2. Найдите в художественных текстах эпитеты, метафоры, олицетворения. Объясните пропущенные орфограммы. Ноч..ю в полях под напевы метели Дремл..т, к..чаясь, бере..ки и ели… И.А.Бунин Под голуб..ми н..бесами Великолепными к..врами, Блестя на солнце, сне.. л..жит. А.С.Пушкин Карточка 3. Определите разновидность омонимов. Снег сказал: Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей. Я.Козловский Вечно властен, вечно молод, В странах сумрака и льда Петь заставил вещий молот, Залил блеском города. В.Брюсов Карточка 4. Исправьте речевые ошибки. Из-за чего они возникли? 1.У этой снежинки кристальная форма. 2.На свежем снегу опечатки лапок лисы. 3. Фигуристы выступали в шоу «Ледяная симфония». 4.Дед Мороз – адресат детских писем. 5.Снежная королева построила ледниковый замок. Текст к заданию 5 Зимний дуб Посреди поляны в белых одеждах стоял дуб… Его нижние ветви раскинулись шатром. Снег набился в морщины коры, и толстый ствол казался пошитым серебряными нитями. Дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. Литература: Учебник: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 кл», Москва, «Просвещение», 2013г Методическая литература: Е.А. Влодавская, «Поурочные разработки по русскому языку»,2006г. А. Богданова, «Уроки русского языка в 5 классе», 2007г. Интернет ресурсы |
Урок-презентация. Тема Разработка урока по русскому языку в 11 классе «Официально-деловой стиль. Ситуация трудоустройства» | Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | ||
Урок по русскому языку в 1 классе по теме: «Сравнение при описании внешности» Оборудование: карточки по предупреждению оптической дисграфии, компьютерная презентация, электронный вариант гимнастики для глаз... | Урок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош» Открытый урок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош» Лавровой Натальи Михайловны, проводился... | ||
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов... | Экзамен по русскому языку для абитуриентов-иностранцев I. Экзамен... Тест проверяет знание фонетики и орфоэпии, лексики и фразеологии, грамматики | ||
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов... ... | Пояснительная записка. Планирование по русскому языку в 9 классе... Буп 2012 г обязательный минимум содержания образования федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку 2012г | ||
Егэ по русскому языку Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 7 классе | Егэ по русскому языку Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 8 классе | ||
Урок Цели урока Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.... | План-конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Разряды прилагательных по значению» Образовательные: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями; совершенствовать навыки... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения | Рабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет... | Рабочая программа по русскому языку в 11 классе учителя первой квалификационной категории Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта... |