Скачать 70.26 Kb.
|
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Разряды прилагательных по значению». Цель: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных. Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями; совершенствовать навыки диалогической и монологической речи; активизировать употребление лексики по теме, расширить словарный запас. Развивающие: способствовать развитию мышления, умения определять у имён прилагательных разряды по значению; расширять кругозор учащихся; развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку. Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости; формировать эстетический вкус у учащихся; воспитывать любовь к малой родине; приобщать к самостоятельности в выполнении заданий. Тип урока: комбинированный. Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы, «подарки». Структура урока 1. Организационный момент. Психологический настрой на урок. 2. Повторение пройденного материала. 3. Сообщение урока. Обозначение цели урока. 4. Изучение нового материала. 5. Закрепление. 1) определение разряда прилагательных; 2) физкультурная минутка; 3) игра «Подарок»; 4) работа с текстом; 5) исключи лишнее. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание. Ход урока: 1. Организационный момент. Психологический настрой на урок. - Здравствуйте. Я вижу, что все к уроку готовы. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: «Знание есть сила, сила есть знание». - Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить английский философ Фрэнсис Бэкон в этих строках? - Вы с ним согласны? - Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к знаниям, к новому материалу. А сейчас… 2. Повторение пройденного материала. - На доске написано стихотворение нашего земляка Владимира Сапронова. Милый край! Р..биновые зори, И в туманах утренних з..мля. Счас..лив я, что в радост.. и в гор.. У меня есть родина моя; И за всё, что в зелен.. и свет.. Прор..стает в солнеч..ную синь, Счас..лив я в д..лгу быть и в ответ.., Называясь кра..ким словом – сын! - Объясните орфограммы. Найдите в стихотворении имена прилагательные и запишите их в тетрадь. Нужно быстро и безошибочно от прилагательных образовать степени сравнения, если это возможно. Дети поочерёдно ведут диалог между рядами, образуя цепочки прилагательных. Правильные ответы оцениваются. - Что можно сказать об отношении автора к малой родине? - А вы любите своё родное село? Опишите его при помощи имён прилагательных, запишите их в свою тетрадь. - Давайте послушаем, что у вас получилось. Зачитайте по одному прилагательному друг за другом, стараясь не повторять уже прозвучавших признаков. - Вот и вы показали любовь к своему родному селу. У каждого человека есть своя малая родина, и он её любит. 3. Сообщение темы урока. Обозначение цели урока. Слайд №1. Сегодня, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению. Откройте тетради, запишите число, тему урока. - Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны «вынести» из сегодняшнего урока? (Дети отвечают) 4. Изучение нового материала. Слайд №2.(На столах у учеников шаблоны таблиц. При объяснении материала дети заполняют её.) Слайд №3. Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Можете ли вы предположить, почему так названы разряды прилагательных? Как же мы будем их распознавать? У каждого разряда есть свои отличительные особенности. - Начнем заполнять таблицу. Слайд №4. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени. Слайд №5. Например, красное яблоко. Другое яблоко более красное. Слайд №6. Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения. Слайд №7. Кукла красива – эта кукла красивее – а эта кукла красивейшая. Слайд №8. Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму. Слайд №9. Высокий – высок, красивый – красив, добрый – добр. Слайд №10. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими. Слайд №11. Например, большая кружка – очень большая кружка – слишком большая кружка. Слайд №12. Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени. Слайд №13. Деревянная ложка. Другая ложка тоже будет ДЕРЕВЯННАЯ, но не ДЕРЕВЯННее. Слайд №14. Относительные прилагательные могут указывать на материал. Глиняный кувшин. Кувшин слеплен из глины. Слайд №15. Относительные прилагательные могут указывать на время. Осенний день. Мы видим на фото один из дней осени. Слайд №16. Относительные прилагательные могут указывать место. Домашнее животное. Кошка живёт в доме. Слайд №17. Относительные прилагательные могут указывать на действие. Беговая дорожка. Дорожка предназначена для бега. Слайд №18. Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? Могут указывать на принадлежность предмета человеку или животному. Слайд №19. Яйцо ЧЬЁ? КУРИНОЕ яйцо. Слайд №20. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ин- (-ын-), -нин, -ий, -ов, -ев, -ск. Например, папина шляпа, заячий след. Слайд №21. Давайте, ребята, сравним ваши заполненные таблички с моей. 5. Закрепление 1) определи разряд прилагательных Слайд № 22 -32. Давайте, ребята, вместе определим разряд прилагательного. Один ученик читает словосочетание, другой отвечает, рассуждая. Садовое яблоко, вкусный торт, волчья пасть, удобное кресло, бабушкины тапочки, железная дорога. 2) физкультминутка. Упражнение на снятие эмоционального напряжения. - А теперь немного отдохнём. Несколько раз вдохните и выдохните: вдох – выдох, вдох – выдох и ещё раз вдох – выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох, вдох – выдох. 3) игра «Подарок» - Я буду показывать предмет, а вы должны описать его, употребив для этого качественное, относительное и притяжательное имена прилагательные, притяжательное прилагательное образуйте от своего имени, например, тетрадь – толстая, школьная, Сашина. (Предметы: пенал, книга, ручка, карандаш, портфель, ластик. После того как ученик описал предмет, правильно подобрав прилагательные, предмет ему дарится.) 4) работа с текстом (распечатан заранее) - Определите тему текста, основную мысль. - Запишите текст, вставляя вместо точек качественные и относительные прилагательные. Укажите значение прилагательных. (Время, место, материал и т.д.). Подчеркните грамматические основы в предложениях. Настали (весенние) дни. В (жёлтой прошлогодней) траве проглядывают (свежие) стебельки. (Южный) ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на (пёстрых) берёзах. Кроны (зелёных) сосен темнеют на фоне (голубого) неба. Со всех сторон слышится (весёлое) пение птиц. 5) исключи лишнее - Среди пар картинок выберите ту, к которой можно было бы применить данное сочетание слов как притяжательное прилаг.+сущ. - Ребята, при поиске притяжательного прилагательного как вы будете рассуждать? Что означают данные сочетания слов в другом варианте? Слайд №33-38. Крокодиловы слёзы, анютины глазки, воронье гнездо, мышиные глазки, волчий аппетит, конский хвост. Выражение "крокодиловы слезы" означает лицемерное сожаление, лживость, обман. Оно применимо к людям, притворяющимися огорченными несчастьями тех, кому готовят уж если не погибель, то основательную гадость. Возникло сие выражение в связи с древним поверьем, что у крокодила перед сытным обедом текут слезы, коими он оплакивает грядущую кончину невинно съедаемой жертвы. По другой версии, крокодил жалобным плачем зазывает жертву, после чего хватает ее и пожирает. Еще считалось, что рыдать крокодил начинал уже под конец обеда, когда от жертвы оставалась лишь голова. Так или иначе, крокодил был символом вероломства, хитрости и коварства. Крокодилий плач оказался чисто физиологическим процессом – таким образом животное избавляется от избытка соли в организме, только и всего. Воронье гнездо – волосы у человека торчат в разные стороны, объем не держится. Волчий аппетит – поедание человеком необычайно больших количеств пищевых продуктов. Анютины глазки – цветы. Мышиные глазки – очень маленькие глаза, как у мыши. Конский хвост – причёска, волосы завязаны в хвост. Хвост похож на конский. 6. Итог урока (рефлексия) - С какими разрядами по значению мы познакомились сегодня на уроке? - Соответствуют ли названия значениям прилагательных? - Что обозначает каждый разряд прилагательных? - А теперь подумайте и запишите в тетрадь имена прилагательные, которые, на ваш взгляд, опишут сегодняшний урок. - Прочитайте то, что вы написали. (Ученики читают вслух друг за другом.) - Молодцы! Все получили оценки. 7.Задание на дом. - Сравните таблицу, которую заполнили на уроке, с теоретическим материалом § 50-52. На выбор: 1) напишите небольшой текст, используя предметы из любых сказок. Подберите к этим предметам прилагательные разных разрядов; 2) напишите мини-сочинение о своём родном селе, используя прилагательные разных разрядов. Слайд 39. Спасибо за урок! |
Урок русского языка в 6 классе. Учитель Насонова Е. Ю. Тема урока... Познакомить с опознавательными признаками качественных, относительных и притяжательных прилагательных | Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных... Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных по значению» с использованием средств икт | ||
Урока: урок формирования новых знаний (урок-исследование) Задачи: образовательные Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные» | Урок №6 Тема Данный урок «Разряды имен прилагательных по значению» 6-ой, поэтому предлагаю следующие цели и задачи | ||
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема «Согласование... Сегодня необычный урок. На нём будет много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний, смекалки, внимания. Наша... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План – конспект урока по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных в ед ч» | ||
Конспект урока по русскому языку тема: Употребление прилагательных в речи Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи | Конспект урока по русскому языку по теме «Наречие» Тема: «Разряды наречий» Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части... | ||
План-конспект урока по русскому языку в 7 классе Тема урока Цель: научить различать причастные обороты в предложениях; показать то, что от места нахождения причастного оборота зависит пунктуация... | Урок русского языка по программе «Школа XXI века» Мить с правописанием относительных прилагательных; совершенствовать умение правильно определять разряды имен прилагательных по значению;... | ||
План-конспект урока по русскому языку в 1 классе тема «Перенос слов» Образовательные: создать условия для формирования умения делить слова на слоги для переноса | Урок русского языка 6 класс тема: Различие на письме суффиксов прилагательных к и ск Повторение на уроке: предложение, лексическое значение слова, способы образования прилагательных, разряды прилагательных, употребление... | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | ||
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения | Урок-презентация по русскому языку в 4 классе. Тема: «Окончания имен... Цель урока. Научить учащихся правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже |