Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными. (повторительно-обобщающий урок)»
Цели урока:
1. Образовательная: повторить и обобщить сведения об особенностях СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными.
2. Развивающая: закрепить знания о придаточных определительных и местоименно-определительных предложениях (лексическое значение, строение, средства связи), развивать языковое чутьё, совершенствовать пунктуационные навыки.
3. Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, формировать речевую культуру. Методы обучения: практический, словесный, частично-поисковый. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебник С.Г. Бархударова «Русский язык 9 класс», рабочие тетради. Учащиеся должны знать:
- особенности строения СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными;
- правила постановки знаков препинания в СПП;
- типы придаточных предложений в СПП. Учащиеся должны уметь:
-находить СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными, отличать друг от друга;
-расставлять знаки препинания в СПП;
-строить схемы СПП.
ХОД УРОКА. 1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу. Тема урока, цели. 2. Подготовка к восприятию.
У.- Сегодня на уроке мы поднимем проблему, актуальную в наши дни,- роль знаний в жизни человека. Обратите внимание на экран (высказывания одного из главных героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусова Павла Афанасьевича).
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтенье прок-то не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Ученье-вот чума, учёность-вот причина,
Что ныне пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. У.- Основной конфликт в комедии общественный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Взгляды представителей «века нынешнего» и «века минувшего» противопоставляются по разным вопросам:
- отношение к богатству и чинам,
- отношение к службе,
- отношение к иностранному опыту,
- отношение к образованию.
Каково ваше отношение к данным высказываниям? у. - (выступления учащихся с аргументацией своей позиции). У. – Все верно: в любое время люди образованные были востребованы. Поэтому не забывайте прописные истины: «Ученье-свет, не ученье-тьма», «Учиться-всегда пригодится», «Что дешево дается, то мало ценится». 3. Повторение и обобщение. А) Лексико-орфографическая работа. Автобиография, беллетристика, коллоквиум, лингвистика, рецензия, конспект.
У.- Объясните лексическое значение слов. Что их объединяет?
Автобиография – описание своей жизни. Беллетристика – повествовательная художественная литература. Коллоквиум – научное собрание или учебное занятие в ВУЗе. Лингвистика – наука о языке, языкознание. Рецензия – критический отзыв. Конспект – краткое письменное изложение содержания текста.
У. – Что связывает эти слова с проблемой, поднятой на уроке – образование в жизни человека?
У. – Все они связаны с процессом познания. Б) Составьте три словосочетания с любыми из данных слов и определите способ связи. Интересная автобиография, читать беллетристику, коллоквиум по химии, занимательная лингвистика, моя рецензия, составьте конспект.
Согласование - интересная автобиография, занимательная лингвистика, моя рецензия.
Управление - читать беллетристику, коллоквиум по химии, составьте конспект. В) Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными по данным схемам. ( схемы указаны на доске).
1.Беллетристика- художественная литература, которая читается легко, без
затруднений.
2.Все, кто не пришёл на коллоквиум по химии, сдают зачёт. (Охарактеризуйте предложения).
Г) Фронтальный опрос.
- Определите СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными.
-Союзы и союзные слова.
-Строение( местоположение, средства связи). 4.Цифровой диктант.
1-СПП с придаточным определительным.
2-СПП с придаточным местоименно-определительным.
3-ССП.
4-СПП с придаточным изъяснительным.
а)Всё то, чего коснётся человек, приобретает нечто человечье. б)Читайте книги, что несут добро. в)Всем известно, что книги- наши помощники.
Образец: 2,1,3,4.
5.Синтаксический разбор.
Для Фамусовых образование-основная причина социального «безумия», которым одержим Чацкий и ему подобные.( Повеств., сложн., союзн., СПП с прид. опред.,
гл.пред.-невоскл.,прост.,двусост.,полн.,распр.,неослож.; прид.пред.- невоскл.,прост.,
двусост.,полн.,распр.,ослож. однор. подлеж.).
Схема. 6.Лингвистическая задача. Нет опаснее человека , которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны , к судьбам ближнего. (М.Е.Салтыков-Щедрин).
-сколько придаточных предложений ( два придаточных определительных предложения);
-как называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос (однородные),
-как называются придаточные, отвечающие на один и тот же вопрос и зависящие от одного главного предложения (однородное подчинение, однородные придаточные);
-расставьте знаки препинания( изменение постановки знаков препинания при появлении союза И между придаточными предложениями).
7.Работа по уровню. А. Репродуктивное списывание. (Списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные орфограммы).
1) Мы говорим это в то время, когда ежегодно печатаются миллионы книг.
2) Тот, кто дарит книгу, является благородным человеком.
3) Воспитанный человек-это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
4) Это тот, кто в равной степени и со старшими, и с младшими.
5) Каждый человек- это мир, который с ним рождается и с ним умирает. Б. Конструктивное списывание. ( Восстановить союзы и союзные слова на месте пропусков, запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Выделите грамматические основы сложных предложений с придаточными определительными и местоименно-определительными).
Мы вступаем в век,…(который) знания будут играть определяющую роль в судьбе человека.
Без знаний нельзя будет работать.
Учение- вот,… (что )нужно молодому человеку с самого раннего возраста.
Ученье нужно всегда.
До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные.
Самое благоприятное время время для учения- молодость.
Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив…
Умейте не терять времени на пустяки!
Берегите себя для учения, для приобретения полезных знаний и навыков.
10)Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового.
11)Учитесь любить учиться.
(Д.С.Лихачёв) В. Творческое задание.
Напишите мини-сочинение на тему: «Роль знаний в жизни человека», используя СПП придаточными определительными и местоименно-определительными. (5-7 предложений) 8.Подведение итогов.
-Какие правила мы повторили на уроке?
- Что нового узнали на уроке?( однородное подчинение) У.- Когда вы растёте, вы должны успеть сделать больше, чем успели мы- взрослые.
Ставьте перед собой задачи и обязательно добивайтесь их решения.
Безвольный, ленивый и изнеженный человек ничего не сможет достигнуть. Можно и нужно успешно сочетать увлечения со своим главным делом. Для вас это-учение. И в любом своём занятии надо стремиться дойти до сути. Не бойтесь трудностей, в борьбе крепнет характер. 9.Домашнее задание.
Упр. 102, подготовка к изложению, упр.105. Определить ЛЗ слова «прототип». |