Скачать 226.13 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 города Советска Советского района Кировской области МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МУЗЫКЕ В 5 «А» КЛАССЕ. ТЕМА: «МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА» Автор: Черепанова Юлия Александровна, учитель музыки первой квалификационной категории Советск 2010 Актуальность выбора данной методики и технологии. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка — народная потребность. Людвиг ван Бетховен Важность музыкальных занятий, которые проводятся помимо обязательных школьных уроков, трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывать новые стороны данного вида искусств. Для успешного музыкального развития учащихся надо позаботиться о том, чтобы запас сведений, который приобретается ими на уроках, был позднее востребован и творчески использован в течение внеурочных занятий. Учет индивидуальных особенностей, способностей детей - необходимое условие ведения урока по развитию универсальных учебных действий в условиях компетентностио-ориентированного образования. Частая смена деятельности способствует формированию устойчивого внимания, познавательного интереса, активности. Ведущие виды деятельности: познание и осмысление. Использование методов обучения, таких как объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, частично-поисковый заставляют детей быть не только слушателями, но и активными участниками на уроке. Музыкальный ринг как одна из нетрадиционных форм организации активной познавательной деятельности школьников во внеурочное время направлена на формирование универсальных учебных действий и поэтому внеклассная деятельность является логическим продолжением учебных занятий. Кроме того, используются методы специальной музыкальной педагогики: • Эмпатия Становление эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний. На данном занятии происходит тесное, в основном групповое взаимодействие детей друг с другом. Группы образуют дети, пользующиеся успехом в общении со сверстниками, и менее популярные дети. Такая организация деятельности учит школьников согласовывать свои действия, договариваться, что, безусловно способствует установлению доброжелательных отношений в группе. • Эвритмия Эвритмия - особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию ребёнка. Эвритмия - это и социально-ориентированное искусство. При работе в коллективе концентрация на собственном движении постоянно связана с необходимостью чувствовать движение других; всей группы как единого организма. • Игровая музыкальная деятельность В основу реализации этого метода положены: индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его творческие способности и возможности. Отмечая и поощряя его каждую удачную находку, каждое новое творческое решение задачи, мы стремимся воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. • Музыкотерапия В ходе занятия используется активная музыкотерапия, при которой учащиеся самостоятельно участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). В музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, коме того формируется выдержка и самоконтроль. • Музыкально - ритмическая импровизации Импровизация (от латинского слова improvise - без подготовки, неожиданно) в различных словарях чаще всего характеризуется как сочинение нового или значительная интерпретация музыкального произведения на любую заданную тему без предварительной подготовки, что называется «на лету».Музыкально -ритмическая импровизация продолжает линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Данный метод можно наблюдать в конкурсе «Фестиваль одной песни», где учащиеся исполняют одну и ту же песню, но каждая команда должна исполнить её в своей манере. В данном сценарии внеклассного мероприятия ребята вновь встречаются с тем, что им уже известно, - со средствами музыкальной выразительности, с повторением выученных на уроках песен. Но большинство моментов построено с привлечением игровых форм деятельности. Это задания, в которых требуется не только угадать прозвучавшую мелодию, но и угадать песню по описанию; исполнить знакомую песню в непривычном стиле или в сопровождении инсценировки и т.д. Игра развивает познавательные интересы и кругозор учащихся в различных образовательных областях, учит решать различные познавательные задачи. Словом, школьники погружаются в музыкальный мир, где они сначала выступают в привычных для себя ролях - как певцы и слушатели. Но вместе с тем они нарабатывают потенциальную базу самостоятельного творчества -возможность не только исполнять и слушать музыку, но и преобразовывать её исполнение и даже сочинять её. Как и во время уроков музыки, учащиеся приобщаются к идеалам красоты и гармонии, а также практикуются в применении приобретённых навыков сочинительства. Обязательным условием является возникающее чувство радости от узнавания знакомых мелодий. Множество игровых приемов присутствует на каждом этапе занятия. Весёлые тренинги и упражнения, связанные с пением, танцами, музыкальными викторинами и загадками, как привило, оставляют положительное впечатление у школьников, в игровой форме воспитывая у них стремление заниматься разными видами музыкальной деятельности. Технологическая карта занятия Тема: «Музыка нас связала!» Класс: 5 «А» Тип учебного занятия: классный час Форма проведения: музыкальный ринг Методы работы педагога:
Доминирующие методы: частично-поисковый (беседа с учащимися об эмоционально-образном содержании фрагмента музыкального произведения и способах его использования в ходе практической части исследования), объяснительно-иллюстративный (на протяжении всего занятия активно используется речь, как учителя, так и учащихся). Оборудование:
Технологическая карта
Ход мероприятия Добрый день всем, кто присутствует сегодня в этом уютном зале! А собрались мы с вами по особому случаю. Сегодня мы проводим интересную конкурсную программу «Музыкальный ринг». Везде, где трудится или отдыхает человек, звучит музыка. Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: «Что такое музыка?» - А что такое музыка, как вы считаете? (ответы детей) Древние философы утверждали, что музыка - это величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать. Она помогает поднять настроение, поддерживает в трудную минуту. Музыка обладает какой-то особой силой воздействия на человека. Люди знали об этом и не сомневались, что в звуках музыки скрыто волшебство и таинство, благодаря которому музыка управляет их действиями и чувствами. И от грусти, и от скуки Могут вылечить нас всех Озорных мелодий звуки, Песни, пляски, шутки, смех. Золотой волшебной рыбкой Может музыка блеснуть И по-дружески с улыбкой Вдруг в глаза нам заглянуть. Может песней-полусказкой Нас шутя развеселить. И рассыпаться вдруг пляской В хороводе закружить. (стихотворение рассказывает ученик) Музыка - это всегда что-то новое, неповторимое, таинственное, вызывающее восхищение. Она передаётся от сердца к сердцу. Сегодня собрались вы здесь Нам показать свои познанья. Музыка сейчас для вас Устраивает состязания, (звучат фанфары) Оценивать творческие и интеллектуальные способности участников предстоит членам строгого, но справедливого жюри, в состав которого вошли: А теперь давайте познакомимся с участниками «Музыкального ринга». Итак, первый конкурс - «Представление команд». Максимальная оценка - 5 баллов. (Команды по очереди показывают свою визитную карточку: выход, название и девиз команды, приветствие жюри, соперникам) Чтоб пыл веселья не угас, Чтоб время шло быстрее, Друзья, мы приглашаем вас К разминке поскорее. Второй конкурс «Музыкальная разминка». Вам будут предложены крылатые выражения, связанные с музыкой. Нужно объяснить их значение.
( на обдумывание ответов - 2 минуты). Жюри учитывает правильность и оригинальность ответа. Максимальная оценка - 3 балла. Конкурс третий: «Озвучка». (участникам раздаются игрушки-пищалки в качестве звуковых сигналов) Сейчас вашему вниманию будет предложено несколько фрагментов детских песен. Вам нужно будет отгадать, какой мультипликационный герой участвует в песенной озвучке и назвать его. Первая угадавшая команда должна подать звуковой сигнал, и только потом дать свой ответ. Музыкальный материал для озвучки:
9. Песенка мамы дяди Фёдора «Кабы не было зимы» из м/ф «Зима в Простоквашино» 10.Колыбельная медведицы из м/ф «Умка» 11.Песенка Волка и Зайца «Расскажи, Снегурочка, где была?» из м/ф «Ну, погоди!» Знают все на свете дети -Много музыки на свете! Из семи обычных нот Композитор создаёт: Пьесы, оперы, сонаты, Ариозо иль кантаты, Симфонические сказки, Менуэты или пляски. Но один любимый жанр Всем с пелёнок дорог нам. Жизнь чудесней, интересней, Если рядом с нами - песня! Четвёртый конкурс - «Фестиваль одной песни» На этом фестивале каждой команде нужно исполнить одну и ту же песню -«В лесу родилась ёлочка». Но сделать это каждая команда должна в своей манере:
Капитаны команды вытягивают карточку с заданием, обсуждение 1-2 минуты, выступление. Максимальная оценка — 5 баллов. Пятый конкурс - «Музыкальная путаница» Каждая команда вытягивает карточку с перепутанными словами из песен. Вы V должны будите правильно поставить слова и угадать что это за песня, а затем спеть фрагмент этой песни. Шестой конкурс - «Перепевки» Сейчас я вам скажу слова, и команды должны по очереди вспомнить песни, где присутствуют эти слова и исполнить куплет этой песни. Команда, которая назовёт последнюю песню, выигрывает. Седьмой конкурс - «Инценирование песни» Наши команды приготовили домашнее задание: «Инсценирование песни». В этом конкурсе учитывается оригинальность и качество выступления. Спасибо командам за выступление! А пока жюри подводит итоги, мы подготовили для вас музыкальный номер. С песней в жизни веселей. С ней забота - не забота. С песней спорится работа, Отдых ярче, веселей. Лейся песня, лейся звонко, Помогай дружить. Всем ребятам очень дружно В мирном мире жить. Исполняется песня «Не отнимайте солнце у детей». Команды приглашаются на сцену. (Звучит торжественная музыка). Попросим жюри подвести итоги и объявить команду победительницу. Проводится награждение команд.
Дорогие зрители, болельщики! Давайте ещё раз поблагодарим участников конкурсной программы за прекрасное выступление дружными аплодисментами. Спасибо, музыка, за то Что ты меня не оставляешь, Что ты лица не закрываешь. Себя не прячешь ни за что. Спасибо, музыка, за то Что ты единственное чудо. Что ты душа, а не причуда. Что для кого-то ты ничто. Спасибо, музыка, за то Чего и умным не подделать, За то спасибо, что никто Не знает, что с тобой поделать, (стихотворение читает ученик) Всем спасибо за внимание, за задор и звонкий смех, За огонь соревнованья, обеспечивший успех. Как не хотелось время торопить, Но наступил час расставанья. Я не хочу «Прощайте» говорить, Я говорю вам: «До свиданья!» ПРИЛОЖЕНИЕ «Музыкальная разминка»
«Озвучка» Музыкальный материал для конкурса: Музыкальный материал для озвучки:
9. Песенка мамы дяди Фёдора «Кабы не было зимы» из м/ф «Зима в Простоквашино» 10.Колыбельная медведицы из м/ф «Умка». 11 .Песенка Волка и Зайца «Расскажи, Снегурочка, где была?» из м/ф «Ну, погоди!» «Фестиваль одной песни»
«Музыкальная путаница»
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Методическая разработка Внеклассного мероприятия ... | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | ||
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы | Методическая разработка занятия Тема: Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли Цель занятия: углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т.... Она стала в строй, на правый фланг – ближе к запевалам. По трудным горестным дорогам войны прошла с героями песня. Облетев многие... | ||
Учебно-методического комплекса предмета Комплект «Тема» Технокарта (или план урока, или методическая разработка) по теме занятия | Методическая разработка по дисциплине «Стратегический менеджмент»... Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1... | ||
Методическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному... Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной... | Методическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики» Казимова Джамиля Аликовна– учитель математики мбоу «сош дарбанхинского сельского поселения» | ||
Конспект открытого занятия «Согласные д-т». Тема. Парные звонкие и глухие согласные Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Методическая разработка. Урок по информатике в 11 классе Тема урока:... Образовательная – научить решать экономические задачи на оптимизацию средствами электронных таблиц |