Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств»





Скачать 124.18 Kb.
НазваниеМетодическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств»
Дата публикации03.07.2015
Размер124.18 Kb.
ТипЗанятие
100-bal.ru > Военное дело > Занятие
ФРОНТОВЫЕ СУДЬБЫ ПЕСЕН. КАТЮША

(Методическая разработка открытого внеклассного занятия)

Васюкова Т.А., преподаватель РМБОУ ДОД «Знаменская Детская школа искусств»
med


«Песня вместе с Отчизной пошла на бой.

Она стала в строй, на правый фланг – ближе к запевалам. По трудным горестным дорогам войны прошла с героями песня. Облетев многие страны, она вместе с победителями возвратилась домой - к родным, близким…»

А. Фатьянов

Цель: знакомство учащихся с творчеством композиторов и поэтов времен Великой Отечественной войны 1941 – 1945г.г. на примере песни М. Блантера на слова М. Исаковского «Катюша», воспитание чувства патриотизма и гордости за русский народ.

Задачи:

образовательные – способствовать приобщению учащихся к различным видам музыкального и поэтического творчества; прививать умения анализировать и высказывать собственные суждения, выражать свои мысли; расширять представления детей о создании военных песен и их роли в жизни людей в годы Великой Отечественной войны;

развивающие – развивать у детей слуховое внимание, способствовать развитию творческого потенциала, вовлекать учащихся в поисково-исследовательскую деятельность;

воспитательные – воспитывать у детей и подростков чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ; способствовать формированию патриотического сознания; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки, фортепиано, гитара, скрипка, стулья, мини-ширма с документальными фактами из истории создания песни М. Блантера на слова М. Исаковского «Катюша», фотографиями её самых известных исполнителей, а также фотографиями артистов драматического театра г. Тамбова времен военных лет, исполнявших эту песню на разных сценических площадках нашей области.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Участники: учащиеся (возраст12-14 лет), ветераны Великой Отечественной войны, родители учащихся, педагоги.

План занятия

1. Вводная часть (вступление)

1.1. Вступительное слово преподавателя.

2. Основная часть

2.1. Беседа о войне и о том, какую роль для солдат на фронте играли песни.

2.2. История написания песни «Катюша», прослушивание ее довоенного варианта.

2.3. Исполнение песни «Катюша» инструментальным трио (фортепиано, гитара, скрипка).

2.4. Проверка домашнего задания (Интересные факты из истории создания песни «Катюша», творческая работа о земляках-героях).

3. Подведение итогов

3.1. Исполнение современного варианта песни «Катюша» всеми участниками занятия в сопровождении ансамбля в составе: скрипка, фортепиано и гитара.

Ход занятия

(организационно – методические указания)

1. Вводная часть. Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель приветствует учащихся, приглашенных родителей и ветеранов Великой Отечественной войны, акцентируя внимание на том, что занятие не совсем обычное, оно объединяет несколько позиций: историческую память, нравственную позицию учащихся, знание истории военных песен.

2. Основная часть.

2.1. Беседа о войне и о роли песни в военные фронтовые годы

Преподаватель: 9 Мая – День Победы. В этот день мы вспоминаем о страшной цене, заплаченной за Победу – о миллионах человеческих жизней. Мы вспоминаем о наших земляках, которые в первые же дни войны добровольцами отправлялись на фронт.

Ученик: В борьбе против немецко-фашистских захватчиков отличились многие тысячи наших земляков. Они сражались на всех фронтах, как в регулярных частях Красной Армии, так и в партизанских отрядах на временно оккупированной территории, в движении Сопротивления в Италии, Франции, Бельгии, и прославили своими подвигами Тамбовский край. Более 260 тамбовцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Полными кавалерами Ордена Славы стали более 50 наших земляков.

Ученик: Знаменский район – родина пяти Героев Советского Союза. Нам надо знать и помнить о своих дедах, прадедах, о том, как они жили, воевали, трудились, о чем думали и мечтали.

Преподаватель: Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести и отваги!

«Военные песни. Они не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, но для Победы нашей, для нашей выстраданной Победы они – песни – сделали очень многое. Может быть, это нельзя назвать подвигом, а вот честной солдатской службой назвать можно»

Р. Рождественский

Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых! В них есть все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость Победы, картины жизни солдат на фронте, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. Они помогали преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верные друзья песни не покидали солдат в минуту грусти, скрашивая разлуку с любимой, с родными и близкими. И если послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная антология Великой Отечественной войны.

Ветеран: Если спросить у любого участника войны, какое значение имела песня, он непременно ответит: самое важное! Когда одного молодого бойца – танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу фашистов, тот ответил, что был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня…

Ученик: В военные годы миллионы солдат оказывались оторванными от дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мама, любимая девушка, жена – все это свято для солдата. Это становилось частицей родины, которую он защищал.

Преподаватель: Да, вы абсолютно правы, в военных песнях выразилась душа и могущество нашего народа, и становится обидно, что юное поколение почти ничего о них не знает.

Ученик: Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.

Преподаватель: Песни - как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и никогда не старятся. И одной из таких песен является «Катюша».

2.2. История создания песни «Катюша» и прослушивание ее довоенного варианта

Преподаватель: Перенесемся в 1938 год. Именно тогда поэтом Михаилом Васильевичем Исаковским было закончено написание стихотворения «Катюша».

Ученик 1: Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.

Ученик 2: Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла.

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ученик 3: Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Ученик 4: Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Ученик 5: Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.

Преподаватель: Композитором Матвеем Блантером в тот же год была написана музыка к этому стихотворению, и в том же 1938 году 27 ноября «Катюша» прозвучала в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Вместе с оркестром под управлением Виктора Крушевицкого ее исполнила Валентина Алексеевна Батищева – джазовая певица, выступавшая с джаз-оркестрами в фойе кинотеатров и на эстраде крупнейшего тогда столичного ресторана «Москва». Офицерский корпус, заполнивший зал, трижды вызывал песню на «бис». А сейчас мы послушаем песню «Катюша» в исполнении учащейся нашего класса. (Исполняется песня.)

Ученик: Песня имела огромную популярность. Ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Едва появившись, она стала знаменитой, родной и близкой миллионам советских людей. Образ простой русской девушки с нежным именем Катюша, верной и любящей подруги своего бойца-пограничника, был гармоничным и своевременным.

Ученик: Между тем, песня быстрее ветра распространялась по стране: ее подхватили Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Вера Красовицкая...

Преподаватель: А потом пришла война, и «Катюша» зазвучала с другими интонациями и в другом контексте. Военный фольклор безграничен в своей форме: сразу появились «песни-ответы» на призыв героини песни, а сама Катюша стала и санитаркой, и бойцом, и ждущей с победой солдата подругой, и партизанкой.

Учащиеся читают стихи.

1. Обращение воинов к подругам:

Не цветут здесь яблони и груши,

Здесь леса прекрасные растут.

Каждый кустик здесь бойцу послушен,

И враги границу не пройдут.

Не забыл тебя я, дорогая,

Помню, слышу песенку твою

И в дали безоблачного края

Я родную землю берегу.

Не забудь и про меня, Катюша,

Про того, кто письма часто шлет,

Про того, кто лес умеет слушать,

Про того, кто счастье бережет.

2. Катюша – партизанка

Отцвели вы, яблони и груши,

Только дым клубится над рекой.

В лес ушла красавица Катюша

Партизанской тайною тропой.

Завязался рано на рассвете

Жаркий бой, где яблони цвели.

Билась с ярым недругом Катюша

За клочок своей родной земли.

3. Катюша – медсестра

Катя слово раненому скажет,

Так, что в сердце песня запоет.

Катя крепко раны перевяжет,

На руках из боя унесет.

Ой ты, Катя, девушка родная.

Сто бойцов спасла ты из огня,

Может, завтра, раненых спасая,

Из огня ты вынесешь меня.

2.3. Исполнение песни «Катюша» инструментальным трио (фортепиано, гитара, скрипка)

Преподаватель: Мы с вами услышали, как в оригинале звучит песня «Катюша», прочитали несколько вариантов текста к песне, рожденных во время Великой Отечественной войны, а сейчас я хочу вам предложить современную трактовку песни, послушаем «Катюшу» в инструментальном исполнении. (Учащиеся выступают в составе трио: скрипка, гитара и фортепиано).

Преподаватель: Какие инструменты исполняли песню «Катюша»?

Ученик: Скрипка, гитара и фортепиано. Очень слажено сыграл ансамбль, песня зазвучала по-новому: «Катюша» стала больше танцевальной, чем вокальной. Но это и здорово, что такой красивый музыкальный материал мы можем представлять в разных жанровых вариантах.

Ветеран: Очень часто на фронте во время затишья звучала гитара, она давала возможность солдатам немного отдохнуть и вспомнить о родных и близких. Иногда с концертами приезжали артисты, это был неописуемый праздник для бойцов.

Ученик: В годы Великой Отечественной войны жители Тамбовщины проявили огромную заботу о раненых, эвакуированных, сиротах. В связи с близостью фронта Тамбовская область стала местом дислокации госпиталей первой линии.

Преподаватель: Уже в начале июля 1941 года Тамбов принял первых раненых. В зданиях школ, институтов, санаториев, больниц размещались госпиталя. Творческие коллективы Тамбова, Мичуринска выезжали с концертами, спектаклями в госпитали и мобилизационные пункты. Культурно-массовую деятельность в госпиталях наряду с работниками музыкального училища, драматического и кукольного театров проводили и участники самодеятельности заводских клубов.

Ученик: Летом 1943 года около 1400 комсомольцев из городов Тамбовской области работали в госпиталях. Было создано 138 бригад художественной самодеятельности, которые дали 1186 концертов для раненых. В 1943-1944 годах комсомольцы Ленинского района Тамбова организовали 400 выступлений коллективов художественной самодеятельности в госпиталях, студенты Тамбовского музыкального училища дали 900 концертов.

В период Великой Отечественной войны в усадьбе Загряжских в нашем Знаменском районе тоже были размещены эвакуационные госпитали, большую помощь в работе которых оказывали такие же школьники, как и мы. По вечерам звучала музыка, и раненые отдыхали, отвлекались от своих невесёлых мыслей. И это тоже лечило больных, как и чудесная природа старинного парка, в котором располагался госпиталь.

И практически везде звучала песня «Катюша». Ее исполняли все: и стар, и млад.

Преподаватель: Шли годы. Война приближалась к концу. Появились песни о предчувствии Победы, о солдатах, сражающихся за рубежом Родины, о возвращении домой.

Ученик: С приближением Победы менялись и слова «Катюши»:

Расцветали яблони и груши,

Сдохнул Гитлер, кончилась война!

Но никак не встретится с Катюшей,

Проезжает мимо старшина.

В степенях своей солдатской «Славы»

Вспоминает тяжкий путь в Берлин,

Мгу и мглу кровавую, Синявин,

А теперь, похоже, на Харбин…

Преподаватель: Быстро крутится колесо времени. Но еще раз хочется оглянуться назад и вспомнить еще одну «Катюшу» - ракетный миномет БМ.

Ветеран: Какое нежное русское имя дали наши солдаты этому грозному оружию – изобретению русских инженеров времен Великой Отечественной войны. Да, заводила «Катюша» свою победную песню – и сразу же передняя линия становилась открытой. В страхе бежали враги от ее грозного голоса. А имя легендарная реактивная установка позаимствовала от популярной в те годы песни.

Ученик: И сразу же в «Катюше» появились новые куплеты:

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом –

Распевала песенки «Катюша»

Под Калугой, Тулой и Орлом.

Преподаватель: Если собрать все песни о «Катюше», созданные во время Великой Отечественной войны, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное отражение и труд женщин в тылу, их чувства и переживания, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной земле или был угнан в фашистскую неволю. Отсюда тот пронзительный лиризм, что и сегодня трогает человеческие сердца.

2.4. Проверка домашнего задания

Преподаватель: А сейчас я хочу обратиться к вам, ребята. Вам было дано домашнее задание: найти интересные факты из истории песни «Катюша» и подготовить творческую работу о земляках-героях. И прежде всего, хотелось бы узнать, кто был прототипом той девушки, о которой поется в песне?

Ученик: Прототипом были сразу две девушки - это Катя Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная Орденом Красной Звезды и Катя Иванова, которая вчерашней школьницей пошла добровольцем на фронт и сразу попала под Сталинград. Она была санитаркой, пулеметчицей, в составе роты связи авиаполка прошла путь от Волги до Балкан.

Ученик: Исследователи насчитывают только одних текстов на мотив «Катюши» более ста вариантов.

Ученик: Стихи, на которые была написана песня, отметили Сталинской премией, а их автор Михаил Исаковский, передал «Катюшины» деньги землякам. И в День Победы, 9 мая 1949 года, в смоленском селе Всходы открыли новый клуб. А в 1985 году открылся музей песни «Катюша».

Родители: Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер».

Ученик: Вариант «Дует ветер» представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма.

Ученик: Хорошо знают «Катюшу» и в странах, которым советские воины и наши земляки принесли освобождение.

3. Подведение итогов

Преподаватель: Песни военных лет! От самых первых залпов и выстрелов до Победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

Сегодня на нашем занятии присутствуют ветераны Великой Отечественной войны.

Мы от всего сердца благодарим Вас за ваш вклад в Великую Победу. Примите от нас, современного поколения, цветы и низкий поклон. А я предлагаю закончить наше занятие исполнением песни «Катюша» всеми присутствующими под аккомпанемент нашего инструментального трио.

Исполнение современного варианта песни «Катюша» всеми участниками занятия и полным инструментальным составом (скрипка, фортепиано и гитара).

Список используемых источников

1. Фомичев В. Пульс Тушина : публицистика / Владимир Фомичев. – М.: Голос-Пресс, 2003.

2. http//www.9maya.ru/page/41/.

3. http//www.otvoyna.ru/pesni.htm.

4. http//www.historyonesong.com/2009/09/katysha_1/.

5. http//www.istoria.ru/referat.

6. http://www.youtube.com/watch?v=cqb4YXZVLvE. – Ссылка на довоенный вариант исполнения песни «Катюша» в исполнении В. Батищевой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconМбоу дод «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого» «Вольфганг Амадей Моцарт»
Ученица 5 класса, Карпова Мария Преподаватель: Сергеева Елена Михайловна
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconРекомендации по организации работы начинающего музыканта
Автор: преподаватель по классу баяна мкоу дод детская школа искусств Солигаличского муниципального района Костромской области
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconРассмотрено Утверждено Педагогическим советом Директор маоу дод маоу...
Удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области различных видов искусств
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconМетодическая разработка открытого занятия на тему: «Порядок перевозки...
Открытого учебного занятия по (пм 03) мдк 03. 01 Транспортно-экспедиционная деятельность
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconМетодическая разработка внеклассного занятия по музыке в 5 «А» классе....
Важность музыкальных занятий, которые проводятся помимо обязательных школьных уроков, трудно переоценить, поскольку они помогают...
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconМетодическая разработка издание, содержащее конкретные материалы...
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного...
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconКаталог изданий, содержащихся в фонде библиотеки и фонотеки мбоу...
Каталог изданий, содержащихся в фонде библиотеки и фонотеки мбоу дод «Детская школа искусств имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных»...
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» icon«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» icon«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconОтчет о результатах самообследования маоу дод «бдши»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Боринская детская школа искусств"
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconМетодическая разработка: нетрадиционные методические подходы в тренировке...
Разработка нетрадиционных подходов в тренировке юных хоккеистов, направленных на развитие игрового мышления
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconМетодическая разработка Внеклассного мероприятия
...
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconМбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа» за 2011- 2012 учебный год
Хмель Ольга Вячеславовна, директор мбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа»
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconМетодическая разработка открытого занятия
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconМкоу дод «Хулимсунтская детская школа искусств» Ежак Ольги Ивановны
Аннотации к учебным рабочим программам на 2013-2014 учебный год преподавателя по классу аккордеона
Методическая разработка открытого внеклассного занятия Васюкова Т. А., преподаватель рмбоу дод «Знаменская Детская школа искусств» iconДоклад по итогам 2013-2014 учебногогода маоу дод «Детская школа искусств»
Творческие достижения обучающихся. Результаты участия в конкурсах и фестивалях. Концертно-просветительская деятельность


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск