Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Планируемые результаты УУД
|
Мотивация к деятельности
Цель этапа:
осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности
| Приветствует, визуально проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Определяет цель урока как повторение с элементами исследовательской деятельности, в результате которой учащиеся выработают алгоритм действий.
| Проверяют наличие тетрадей и учебника. Настраиваются на совместную работу.
| -самоопределение (Л);
-целеполагание (П);
-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (К).
|
Актуализация (повторение) знаний
Цель этапа:
актуализация изученных способов действий, соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление
| Организует повторение знаний, закрепление умений.
- Вспомните, что такое омонимы?
Приведите примеры омофонов, омографов, омоформ.
- Найдите в предложениях омонимы:
* Тихо в озере струится лунный свет.
* Озеро было тихо и спокойно.
* Как удивительно тихо кругом!
- К какой группе омонимов вы отнесете слово тихо?
| Вспоминают определение, приводят примеры; формулируют отличия омонимов от многозначных слов.
Выполняют задание, определяют, к какой группе отнести повторяющееся слово тихо.
| -выражение своих мыслей с достаточной полнотой (К);
-учет разных мнений,
планирование учебного сотрудничества (К);
-анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические).
|
Предъявление нового фрагмента учебного материала
Цель этапа:
учащиеся в коммуникативной форме определяют пути и средства решения проблемы, формулируют цели деятельности
| Создает проблемную ситуацию: нужно объяснить ученику, который путает части речи, как определить, какой частью речи является слово тихо в каждом предложении?
Организует учащихся для выполнения
задания.
| Формулируют проблему, ставят цели своей деятельности.
Предлагают пути решения проблемы:
-выполнить синтаксический разбор;
-выполнить морфологический разбор;
-определить грамматическое значение
слова тихо.
Выполняют задания, сравнивают результаты разборов, находят и исправляют ошибки.
| -планирование (Р);
-прогнозирование (Р); -сотрудничество в поиске информации (К);
-построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование);
-алгоритм (Р).
|
Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения материала
Цель этапа:
в форме коммуникативного взаимодействия выработать алгоритм рассуждения, с помощью которого можно будет разрешать проблемную ситуацию, сформулированную в ходе урока
| Устанавливает осознанность восприятия учебного материала, делает первичное обобщение результатов сравнения.
Предлагает результаты разборов оформить в таблицу. Предлагает выполнить задание.
| На основе выполненных разборов определяют критерии, по которым можно различать омонимичные части речи: слова категории состояния, наречия и краткие формы прилагательных.
Под руководством учителя оформляют таблицу и составляют алгоритм рассуждения.
В предложения, записанных на доске, находят омоформы и, рассуждая по алгоритму, определяют, к какой части речи относится каждое из этих слов.
| -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
-построение логической цепи рассуждений (П);
-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой, ясностью и убедительностью (К).
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
| Организует деятельность учащихся по закреплению полученных знаний.
| Самостоятельно выписывают предложения (раздаточный материал с предложениями разложен на партах) в соответствии с полученным заданием. Учащиеся 1 ряда должны выписать предложения, в которых есть слова категории состояния; 2 ряда – краткие прилагательные; 3 ряда – наречия.
| -самоконтроль, самокоррекция, выделение и осознание усвоенного (Р);
-волевая регуляция в ситуации затруднения (Р);
-самоопределение (Л).
|
Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа:
выявить границы применения полученного знания
Рефлексия учебной деятельности
Цель этапа:
осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
| Предлагает познакомиться с материалом, подготовленным группой учащихся заранее, о других частях речи, которые имеют омоформы (работа выполнена на компьютере и проецируется на экран).
Организует рефлексию, помогает сделать выводы и выделить ключевые понятия; организует самооценку результатов учащихся Задает домашнее задание и комментирует его:
-теоретический материал учебника стр.190 – 192 и таблица в тетради;
-упражнение 290 письменно
| Учащиеся, подготовившие материал, рассказывают о производных предлогах и предлагают классу определить, какими частями речи являются слова из правого столбца (существительные, деепричастия, наречия).
Знакомятся с подготовленным материалом и, исследуя роль предлога в предложении, приходят к выводу, как отличить производный предлог от самостоятельной части речи.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цели и результаты, степень их соответствия.
Отвечают на вопросы:
- Какую цель ставили?
-Удалось достичь поставленной цели?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что вызвало особое затруднение?
-При выполнении каких заданий теста в форме ЕГЭ вы можете применить полученные знания?
Называют ключевые понятия темы.
| -анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);
-извлечение необходимой информации (П);
-установление причинно-следственных связей (П);
-контроль, коррекция, оценка (Р);
-перевод информации из одной знаковой системы в другую (П);
-визуализация,
публичное выступление (К).
-рефлексия способов и условий действия (П);
-контроль и оценка процесса и результатов действия (П);
-самооценка на основе критерия успешности (Л);
-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
-умение выражать свои мысли с достаточной полнотой (К);
-формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).
|