Тема урока: Паронимы





Скачать 34.82 Kb.
НазваниеТема урока: Паронимы
Дата публикации16.08.2014
Размер34.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока русского языка в 6 классе.

Учитель: Юдина Любовь Николаевна

Тема урока: Паронимы

Цель урока:

Познакомиться с новым лексическим понятием -паронимы .

Задачи урока:

Образовательные – повторить лексические понятия, формировать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

Развивающие – обогащение словарного запаса учащихся, развитие их творческих способностей.

Воспитательные – воспитывать внимательное отношение к слову, к его звуковой оболочке.

Учебник: Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под редакцией академика Российской академии образования Е.А. Быстровой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Русское слово» 2010

Этапы урока.

1 этап - организационный

2 этап- повторение изученного

Повторение лексических понятий. Разминка- «Узнай лексическое явление»

  1. Чёрный, белый

Вниз и вверх

Пораженье и успех

(Это антонимы- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением).

  1. Мчался я, летел и нёсся.

И бежал, бежал, бежал.

Захихикал, засмеялся,

А потом захохотал.

(Это синонимы - слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по- разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению).

  1. Загорелся яркий свет.

Дома не был много лет.

Целый свет объехал я .

Здравствуй, родина моя!

(Это омонимы - слова , которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения).

3 этап – объяснение нового материала .

- Прочитайте стихотворение, обратите внимание на выделенные слова.

Зубастая щука в зубном кабинете

Сыграла эффектно на старом кларнете.

А врач эффективно ей зубы лечил.

Поступком он смелым всех- всех удивил.

Меня же друзья за проступки ругают.

Порой осуждают, порой обсуждают.

Удачливым парнем считают меня.

Удачной покупкой хвалилась сестра.

Короткое платье купила она

И краткий отчёт о покупке дала.

- Какое лексическое явление они представляют?

Это паронимы ( от древнего para- возле и opyma- - имя, название)

- Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин.

- Теперь обратимся к теоретическому материалу (материал учебника).

В русском языке встречаются слова , похожие по произношению и написанию , но разные по значению. Например, грубого ,невоспитанного человека мы называем невежей ,а необразованного, несведущего человека – близким по звучанию словом невежда.

Мы говорим: домашнее задание , но: задача по алгебре.

Слова, похожие по произношению, но разные по значению, называются паронимами.

Паронимы - это обычно однокоренные слова. Они, как правило, принадлежат к одной части речи.

Например, паронимы памятник (архитектуры) и памятка (туриста)—слова одного корня, существительные.

-Чем отличаются омонимы от паронимов?

- Почему паронимы часто смешивают в речи?

Словарная работа:

Объясните правописание слов, определите их значений. Употребите каждое из этих слов в словосочетании и предложении.

Горючий – горячий

Дождевой - дождливый

Опечатать – отпечатать

Обидный – обидчивый

Белеть – белить

4этап - закрепление материала:

Упражнение № 47 спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

  1. Мой отец –… хозяин. В стране отмечается … рост.

  2. Встреча президентов … держав прошла успешно. Мне нужен твой … совет.

  3. В процессе работы был .. достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.

Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.

Очень часто при употреблении паронимов учащиеся опускают ошибки (упражнение 49 выборочно)

Задание – прочитайте предложения. Какие ошибки в них допущены? Объясните и исправьте их. Запишите эти предложения, вставляя пропущенные буквы.

  1. Пом..ги надеть ребенка. Одень наушники. Класс предоставил на выставку свои р..боты. Болезнь оказалась затяжной, длинной. Нам представили в..зможность принять участие в конкурсе. Я очень быстро усвоил компьютер. Я хорошо освоил правописание безударных гласных.

Ребята, обратите внимание, что задание на правильное употребление паронимов есть в материалах ЕГЭ. Давайте попробуем выполнить подобный тест

- В каком предложении вместо слова обидный надо употребить обидчивый ?

А) В нашем классе никогда не давали ребятам обидных прозвищ.

Б) Обидное поражение понесла команда в футбольном матче

В) Мой младший брат – обидный ребенок.

Г) Обвинение в трусости – самое обидное для мальчишек.

- Паронимы играют большую роль в нашей речи. Многие поэты и писатели противопоставляют в своих текстах паронимы, заставляя читателя чувствовать разные грани слова. По словам писателя Ф. Искандера, « оттенки - лакомство для умных» . Послушайте, как обыгрываются паронимы в детском стихотворении:

Я сегодня так расстроен!

Позвала меня сестра

И сказала: «Ты невежда!

Ты не знаешь дважды два!»

Я обиделся, надулся,

Ну, конечно, нагрубил.

И услышал от сестрёнки:

« Ты невежа, Михаил!»

-Какие паронимы здесь употреблены?

-Каково лексическое значение этих слов?

- Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами «Соседний – соседский», «Одеть – надеть»

(Например, «Мы надеваем пальто на себя,

А одеваем кого-то, друзья»)

5этап – домашнее задание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Паронимы iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Тема урока: Паронимы iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Тема урока: Паронимы iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Тема урока: Паронимы iconКонспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь»
Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов...
Тема урока: Паронимы iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Тема урока: Паронимы iconКонспект урока Тема урока Вода в природе
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Тема урока: Паронимы iconКонспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема...
Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе...
Тема урока: Паронимы iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....
Тема урока: Паронимы iconКонспект урока повторяем признаки имени прилагательного (Тема урока)...
Как вы думаете, чему будет посвящена тема урока? (Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном)
Тема урока: Паронимы iconРазработка урока «Создание праздничной открытки» для учеников 4 класса...
Тема урока: Создание печатных публикаций. Действия с фрагментом рисунка в программе Microsoft Word
Тема урока: Паронимы iconТема урока
Тема и номер урока в теме: "Компьютер как универсальное устройство обработки информации". Урок 4
Тема урока: Паронимы iconПлан урока № тема №1: Ведение
Тема урока: Стиль и мода. Классификация современной одежды. Одежда как объект дизайна
Тема урока: Паронимы iconТема урока: Изменение глагола по временам
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Тема урока: Паронимы iconКонспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21...
Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,...
Тема урока: Паронимы iconПлан урока Тема: «Техническое обслуживание и ремонт пускорегулирующей аппаратуры»
Тема урока: «Сборка имитирующей схемы запуска нереверсивного двигателя, нахождение неисправностей»
Тема урока: Паронимы iconТема урока: Стихи русских поэтов о зиме
Тема и номер урока в теме – (39) А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря во мгле холодной …»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск