Скачать 34.82 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 6 классе. Учитель: Юдина Любовь Николаевна Тема урока: Паронимы Цель урока: Познакомиться с новым лексическим понятием -паронимы . Задачи урока: Образовательные – повторить лексические понятия, формировать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Развивающие – обогащение словарного запаса учащихся, развитие их творческих способностей. Воспитательные – воспитывать внимательное отношение к слову, к его звуковой оболочке. Учебник: Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под редакцией академика Российской академии образования Е.А. Быстровой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Русское слово» 2010 Этапы урока. 1 этап - организационный 2 этап- повторение изученного Повторение лексических понятий. Разминка- «Узнай лексическое явление»
Вниз и вверх Пораженье и успех (Это антонимы- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением).
И бежал, бежал, бежал. Захихикал, засмеялся, А потом захохотал. (Это синонимы - слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по- разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению).
Дома не был много лет. Целый свет объехал я . Здравствуй, родина моя! (Это омонимы - слова , которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения). 3 этап – объяснение нового материала . - Прочитайте стихотворение, обратите внимание на выделенные слова. Зубастая щука в зубном кабинете Сыграла эффектно на старом кларнете. А врач эффективно ей зубы лечил. Поступком он смелым всех- всех удивил. Меня же друзья за проступки ругают. Порой осуждают, порой обсуждают. Удачливым парнем считают меня. Удачной покупкой хвалилась сестра. Короткое платье купила она И краткий отчёт о покупке дала. - Какое лексическое явление они представляют? Это паронимы ( от древнего para- возле и opyma- - имя, название) - Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин. - Теперь обратимся к теоретическому материалу (материал учебника). В русском языке встречаются слова , похожие по произношению и написанию , но разные по значению. Например, грубого ,невоспитанного человека мы называем невежей ,а необразованного, несведущего человека – близким по звучанию словом невежда. Мы говорим: домашнее задание , но: задача по алгебре. Слова, похожие по произношению, но разные по значению, называются паронимами. Паронимы - это обычно однокоренные слова. Они, как правило, принадлежат к одной части речи. Например, паронимы памятник (архитектуры) и памятка (туриста)—слова одного корня, существительные. -Чем отличаются омонимы от паронимов? - Почему паронимы часто смешивают в речи? Словарная работа: Объясните правописание слов, определите их значений. Употребите каждое из этих слов в словосочетании и предложении. Горючий – горячий Дождевой - дождливый Опечатать – отпечатать Обидный – обидчивый Белеть – белить 4этап - закрепление материала: Упражнение № 47 спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.
Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность. Очень часто при употреблении паронимов учащиеся опускают ошибки (упражнение 49 выборочно) Задание – прочитайте предложения. Какие ошибки в них допущены? Объясните и исправьте их. Запишите эти предложения, вставляя пропущенные буквы.
Ребята, обратите внимание, что задание на правильное употребление паронимов есть в материалах ЕГЭ. Давайте попробуем выполнить подобный тест - В каком предложении вместо слова обидный надо употребить обидчивый ? А) В нашем классе никогда не давали ребятам обидных прозвищ. Б) Обидное поражение понесла команда в футбольном матче В) Мой младший брат – обидный ребенок. Г) Обвинение в трусости – самое обидное для мальчишек. - Паронимы играют большую роль в нашей речи. Многие поэты и писатели противопоставляют в своих текстах паронимы, заставляя читателя чувствовать разные грани слова. По словам писателя Ф. Искандера, « оттенки - лакомство для умных» . Послушайте, как обыгрываются паронимы в детском стихотворении: Я сегодня так расстроен! Позвала меня сестра И сказала: «Ты невежда! Ты не знаешь дважды два!» Я обиделся, надулся, Ну, конечно, нагрубил. И услышал от сестрёнки: « Ты невежа, Михаил!» -Какие паронимы здесь употреблены? -Каково лексическое значение этих слов? - Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами «Соседний – соседский», «Одеть – надеть» (Например, «Мы надеваем пальто на себя, А одеваем кого-то, друзья») 5этап – домашнее задание |
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь» Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов... | ||
Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | Конспект урока Тема урока Вода в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема... Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе... | Урок тема Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия.... | ||
Конспект урока повторяем признаки имени прилагательного (Тема урока)... Как вы думаете, чему будет посвящена тема урока? (Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном) | Разработка урока «Создание праздничной открытки» для учеников 4 класса... Тема урока: Создание печатных публикаций. Действия с фрагментом рисунка в программе Microsoft Word | ||
Тема урока Тема и номер урока в теме: "Компьютер как универсальное устройство обработки информации". Урок 4 | План урока № тема №1: Ведение Тема урока: Стиль и мода. Классификация современной одежды. Одежда как объект дизайна | ||
Тема урока: Изменение глагола по временам Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | Конспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21... Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,... | ||
План урока Тема: «Техническое обслуживание и ремонт пускорегулирующей аппаратуры» Тема урока: «Сборка имитирующей схемы запуска нереверсивного двигателя, нахождение неисправностей» | Тема урока: Стихи русских поэтов о зиме Тема и номер урока в теме – (39) А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря во мгле холодной …» |