Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика





Скачать 91.52 Kb.
НазваниеКалендарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика
Дата публикации16.08.2014
Размер91.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности»

Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика

Семестр 1 Лекции: 14 ч., практические: 22 ч.
Преподаватель: к.ф.н., доцент Н.В. Логунова



Тема и содержание лекции

Часы

1

Структура национального русского языка: литературный язык с системой функционально-стилевых разновидностей; нелитературные подсистемы (народные говоры, социолекты, просторечие). Сопоставительная характеристика литературного языка и нелитературных форм речи. Сферы применения ЛЯ и нелитературных подсистем в речевом общении носителей языка. ЛЯ как полифункциональная коммуникативная подсистема национального русского языка.



2

2

Понятие об ортологии. Системы норм литературной речи: языковые, стилистические и коммуникативные нормы. Нормы языковые: лексические нормы (правила выбора и сочетаемости лексем и фразеологизмов); орфоэпические (правила произношения и ударения); орфографические (правила правописания); пунктуационные (правила постановки знаков препинания); морфологические (правила образования форм разных частей речи); синтаксические (правила построения синтаксических конструкций). Основные источники, кодифицирующие языковые нормы (словари, справочники, грамматики).


2

3

Орфоэпические нормы (ударение и произношение). Особенности русского ударения. Акцентологические нормы. Особенности произношения русских и заимствованных слов. Орфоэпические словари русского языка


2

4

Нормы словоупотребления. Многозначные слова, омонимы, паронимы и проблемы смысловой точности. Новые значения и новые слова. Проблемы употребления заимствованных слов.


2

5

Грамматические нормы. Морфологические варианты разных частей речи; варианты синтаксических конструкций.


2

2

6

Стилистические нормы, включающие: выбор функциональной разновидности речи (одного из функциональных стилей в пределах кодифицированной литературной речи – научного, официально-делового, публицистического, – если общение происходит в официальной ситуации; литературной разговорной речи в ситуациях неофициального неподготовленного непринужденного общения; одной из форм нелитературной речи (диалектной – в общении с носителями диалекта, жаргонной – в замкнутой социальной группе, где данный социолект применяется) также в неофициальных ситуациях); уместность употребления книжных или разговорно окрашенных языковых единиц.



2

7

Основы речевой коммуникации. Учет различных характеристик речевого общения, таких как: цель коммуникации (о чем и с какой целью строится речь); социобиопсихологические свойства коммуникантов (пол, возраст, уровень образования, социальные роли), отношения между коммуникантами (официальные, дружеские, родственные и под.), условия общения (официальность / неофициальность ситуации; устный / письменный, контактный / дистантный способ общения; место общения)


2




Всего часов:

14


Семинарские и практические занятия

Семестр 1



Тема и содержание занятия

Вид занятия

Часы

1.

Сопоставительная характеристика литературного языка и нелитературных форм речи. Сферы применения ЛЯ и нелитературных подсистем в речевом общении носителей языка.

практ.

2

2

Критерии правильной речи. Природа языковых норм литературного языка. Вариантность и норма. Основные этапы становления литературных норм русского языка. Кодификация литературной нормы.

семин.

2

2

Орфоэпические нормы (ударение и произношение). Особенности русского ударения. Акцентологические нормы. Особенности произношения русских и заимствованных слов. Орфоэпические словари русского языка

практ.

4

3

Нормы словоупотребления. Многозначные слова, омонимы, паронимы и проблемы смысловой точности. Новые значения и новые слова. Проблемы употребления заимствованных слов.

практ.

4

4

Грамматические нормы. Морфологические варианты разных частей речи; варианты синтаксических конструкций.


практ.

4

5

Стилистические нормы, включающие: выбор функциональной разновидности речи (одного из функциональных стилей в пределах кодифицированной литературной речи – научного, официально-делового, публицистического,

практ.

4

6

Итоговое тестрирование.

практ.

2




Всего часов:




22


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов Текст / А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский, А.Ю Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 509 с.

б) дополнительная литература:

  1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс Текст / Е.Н. Барышникова. – М.: Флинта : Наука, 2008.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.

  3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку. – М., 2001.

  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

  5. Ерофеева Е.В. Языковая ситуация Прикамья: формирование и современное состояние // Живая речь Пермского края в синхронии и диахронии. Пермь, 2007. С. 75-86.

  6. Ерофеева Е.В., Ерофеева Т.И., Скитова Ф.Л. Локализмы в литературной речи горожан. Пермь, 2002.

  7. Ицкевич В.А. Очерки синтаксической нормы. М.,1982.

  8. Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова…» СПб., 1999.

  9. Крысин Л.П. Социальная маркированность языковых единиц. //ВЯ, № 4, 2000. С.26-42.

  10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник.– М.,1997.

  11. Л.В. Савельева. Современная русская социоречевая культура в контексте этнической ментальности.// Язык и этнический менталитет. Петрозаводск,1995. С. 25-44.

  12. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

  13. Литературная норма и вариантность / Под ред. Л.И.Скворцова. М.,1981.

  14. Литературная норма и просторечие. М., 1977.

  15. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М.,1996.

  16. Надибаидзе, О.Ш. Речевая компетенция говорящего : учеб. пособие Текст / О.Ш. Надибаидзе. – М.: Флинта : Наука, 2009. – 192 с.

  17. Немченко В.Н. Грамматическая вариантность слова в современном русском языке и литературная норма. Н.Новгород, 1998.

  18. Поповская, Л.В. Русский язык и культура речи : основы культуры речевой деятельности : практикум Текст – под ред. Л.В. Поповской / Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 472 с.

  19. Прияткина А.Ф. Просторечные новообразования: их основа и судьба (К определению внутренних свойств просторечия). //Русский язык сегодня. Ч.1. М., 2000. С.231-239.

  20. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

  21. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили. Учебное пособие. Словарь. – М.,2006.

  22. Русский язык и культура речи /Под редакцией В.И.Максимова. – М., 2002.

  23. Русский язык и культура речи /Под редакцией О.Я Гойхмана. – М., 2002.

  24. Русский язык и русская культура. 100 очерков и бесед на радио. Челябинск, 2003.

  25. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). – М., 2000.

  26. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М., 2008.

  27. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.,1996.

  28. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. – М., 1989.

  29. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989

  30. Харченко, В.К. О языке, достойном человека : Учеб. пособие Текст: Материалы для самостоятельной работы по курсу «Русский язык и культура речи» / В.К. Харченко. – М.: Флинта : Наука, 2010. – 160 с.

  31. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.,1982.

  32. Язык и этнический менталитет. Петрозаводск, 1995.

Словари:

  1. Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка Текст / О.С. Ахманова. – М., 1974.

  2. Ашукин, Н.С., Ашукина, М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения Текст / Отв. ред. В.П. Вомперский; Ил. А.Б. Маркевича / Н.С. Ашукин, М.Г.Ашукина. – М.: Правда, 1986.

  3. Берков, В.П., Мокиенко, В.М., Шулежкова, С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка Текст /В.П. Берков, В.М. Мокиенко, С.Г. Шулежкова. – М., 2000.

  4. Бельчиков, Ю.А., Панюшева, М.С. Словарь паронимов современного русского языка Текст / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М., 1994.

  5. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник Текст /А.К. Бирих, В.М. Млкиенко, Л.И. Степанова. – СПб., 1994.

  6. Горбачевич, К.С. Словарь трудностей современного русского языка Текст /К.С. Горбачевич. – СПб., 2003.

  7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст : Т. 1–4. – / В.И. Даль. – М.: Рус.яз., 1981–1982.

  8. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы Текст /Т.Ф. Иванова. – М., 2004.

  9. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов Текст – 5-е изд., стереотип. / Л.П. Крысин. – М.: Рус.яз., 2003.

  10. Мелерович, А.М., Мокиенко, В.М. Фразеологизмы в русской речи: словарь Текст /А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко. – М., 1977.

  11. Мокиенко, В.М., Никитина, Т.Г. Большой словарь русского жаргона Текст /В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина. – СПб., 2000.

  12. Новый орфографический словарь-справочник русского языка Текст / отв. ред. В.В. Бурцева. – М., 2001.

  13. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка Текст /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1997.

  14. Резниченко, И.Л. Словарь ударений русского языка Текст /И.Л. Резниченко. – М., 2004.

  15. Русский орфографический словарь РАН Текст / отв. ред. В.В. Лопатин. – 2-е изд. – М., 2005.

  16. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник Текст : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Скворцов. – 3-е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  17. Словарь пермских говоров Текст – Вып. 1–2 / ред. А.Н. Борисова, К.Н. Прокошева. – Пермь: Книжный мир, 2000–2002

  18. Словарь русского языка Текст – В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985 – 1988.

  19. Словарь синонимов русского языка Текст – Справочное пособие / Ред. А.П. Евгеньева. – Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение. – 1975.

  20. Словарь сочетаемости слов русского языка Текст – Ок. 2500 словар. статей / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – 2-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1983.

  21. Стилистический энциклопедический словарь русского языка Текст /Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003.

  22. Толковый словарь русского языка конца XX. Языковые изменения Текст /Под ред. Г.Н. Скляревской. – СП.: Фолио-Пресс, 1998.

в) мультимедийные средства

– Компьютерный тест для проверки знаний студентов.

– Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

г) Интернет-ресурсы

  1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования: http://window.edu.ru

  2. Информационно-справочный портал «Русский язык». – Грамота Ру. http://www.gramota.ru

  3. Коллективный Способ Обучения: http://kco-kras.com/mit/.

  4. Педагогическая библиотека: http://www.pedlib.ru.

  5. Портал «Центр развития русского языка». http://www.ruscenter.ru

  6. Портал «Русское слово». http://www.ropryal.ru

  7. Портал «Архив петербургской русистики». http://www.ruthenia.ru/apr/index.htm

  8. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru

  9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru

  10. Электронная Библиотечная Система (ЭБС) «РУКОНТ» – вход под своим паролем с главной страницы СГПИ: http://www.solgpi.ru или из библиотеки института.

  11. Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru

  12. Электронно-библиотечная система: образовательные и просветительские издания: http://www.iqlib.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconАннотации и к программам основной образовательной программы высшего...
«История» относится к «Гуманитарному, социальному и экономическому циклу». Базовая часть (Б. 1) для направления 050400. 62 Психолого-педагогическое...
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика очной формы обучения
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconРабочая программа дисциплины Психология семьи и семейного воспитания...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине б в. Дв. 12. 1 Педагогическая конфликтология для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое...
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconПсихология зрелости учебно-методический комплекс
Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconРабочая программа дисциплины Тренинг педагогического общения Направление...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению...
Б 5 Психология и педагогика развития детей: психология подросткового возраста
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconПсихологические основы акмеологии и геронтологии учебно-методический комплекс
Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconУчебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития
Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной...
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление 050400. 68 психолого-педагогическое...
Умкд составлен кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры коррекционной педагогики исп о. Л. Беляевой (приведен в сокращенном...
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconРабочая программа дисциплины в. Од. 4 Детская литература Профессиональный...
«Русский язык и культура речи», «Психология развития», «Дошкольная педагогика». «Детская литература» является основой для дальнейшего...
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Календарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика iconШколы двфу
Направление– 050400. 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Психология управления образованием Форма подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск