МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра коррекционной педагогики
(ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева)
Психолого-педагогические основы обучения в инклюзивном образовании УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Направление 050400.68 психолого-педагогическое образование
Магистерская программа
«Психология и педагогика инклюзивного образования» Квалификация (степень) магистр
Красноярск 2013
УМКД составлен кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры коррекционной педагогики ИСП О. Л. Беляевой (приведен в сокращенном виде).
Оглавление
Пояснительная записка
Рабочая модульная программа дисциплины
Введение
Содержание теоретического курса дисциплины
Тематический план
Учебно-методическая (технологическая) карта учебной проектно- исследовательской деятельности
Карта средств обучения (литературного обеспечения(.
Технологическая карта рейтинга
Рекомендации для студентов
Дидактические рекомендации для студентов
Рекомендации по организации внеаудиторной учебной работы
Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности
Банк контрольных заданий и вопросов, материалы для выполнения заданий
Вопросы к экзамену
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины «Психолого-педагогические основы обучения в инклюзивном образовании» для студентов очной формы обучения по специальности 050400.68 состоит из следующих элементов:
Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.
Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Психолого-педагогические основы обучения в инклюзивном образовании».
Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Психолого-педагогические основы обучения в инклюзивном образовании», который представлен различными практико-теоретическими заданиями и вопросами, логическими задачами, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. Здесь же представлены авторские практические материалы, которые можно использовать для выполнения заданий.
Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области знаний психолого-педагогических основ обучения в инклюзивном образовании.
Тематика рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы современных психолого-педагогических основ обучения в инклюзивном образовании» и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психолого-педагогические основы обучения в инклюзивном образовании»
Введение Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:
расширение и углубление знаний студентов в области психолого-педагогических основ обучения в инклюзивном образовании.
совершенствование закрепление знаний, умений и навыков в области деятельности педагогов в образовательных учреждениях интегрированного и инклюзивного образования.
совершенствование профессиональной компетенции в области психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в инклюзивном образовании, их родителей, педагогов.
Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП.
Цель дисциплины: совершенствование профессиональной компетенции студентов в области психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в инклюзивном образовании
Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:
в области учебно-воспитательной деятельности:
осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой,
планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом,
использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения в инклюзивном образовании,
использование специальных методик обучения в соответствии со спецификой контингента учащихся,
использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий в инклюзивном образовании,
применение современных средств оценивания результатов обучения в инклюзивном образовании,
применение современных педагогических технологий в области в инклюзивного образовании;
в области диагностико-аналитической деятельности:
диагностика нарушенных функций,
анализ данных диагностики и выработка на их основе рекомендаций, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания лиц с ОВЗ в инклюзивном образовании;
в области консультативной деятельности:
психолого-педагогическое консультирование учащихся, их родителей, педагогов и воспитателей по проблемам образования в инклюзивном пространстве;
в области социально-педагогической деятельности:
коррекция отклонений в процессе обучения и воспитания,
укрепление и сохранение здоровья школьников,
оказание помощи в социализации учащихся;
в области организационной управленческой деятельности:
рациональная организация учебного процесса, обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса,
постоянный контакт с персоналом школы для совместной выработки путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в инклюзивном образовании.
Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами компетенций в области психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
Задачи преподавания дисциплины:
Раскрыть перед студентами значимость психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
Раскрыть сущность психолого-педагогических основ инклюзивного образования;
Представить специфические приемы и методы, используемые в процессе обучения и воспитания лиц с ОВЗ в инклюзивном образовании (на примере лиц с нарушенным слухом).
Осветить содержание психолого-психологической поддержки лиц с ОВЗ и их семей (на примере лиц с нарушенным слухом).
Технология процесса обучения по дисциплине «Психолого-педагогические основы обучения в инклюзивном образовании» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в форме экзамена.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен:
знать:
значимость психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
сущность психолого-педагогических основ инклюзивного образования;
специфические приемы и методы, используемые в процессе обучения и воспитания лиц с ОВЗ в инклюзивном образовании
содержание психолого-психологической поддержки лиц с ОВЗ и их семей
уметь:
проводить специальную работу по психолого-педагогическому сопровождению процесса инклюзивного образования.
реализовывать дифференцированный и индивидуальный подходы построению индивидуальных образовательных программ в условиях инклюзивного образования;
дидактически обоснованно применять технические, образовательные средства, включая визуальные приборы и специальные компьютерные программы, компьютерные технологии; изготавливать специальные наглядные пособия для работы в условиях инклюзивного образования;
осуществлять систематическое консультирование родителей (их законных представителей) по вопросам инклюзивного образования.
Владеть навыками:
организации, планирования и проведения специальной работы по психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ;
осуществления анализа собственной профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ в инклюзивном образовании, а также деятельности коллег, родителей (их законных представителей), определения путей совершенствования образовательно-коррекционного процесса в условиях выполнения научно-методической работы.
Программа данной дисциплины относится к вариативной части учебного плана, реализуется во 2 семестре (3 кредита): всего 72 часа, из них аудиторных 36. Лекций- 18, семинаров – 18, самостоятельной работы студентов – 36 часов, заключительный экзамен.
МАКЕТ
Профессионально-профильные компетенции (ППК) магистра
педагогического образования как требования к результату его подготовки по дисциплине
«Психолого-педагогические основы обучения в инклюзивном образовании»
1. ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ППК 1.1. Владеет базовыми предметными знаниями и методами решения базовых задач курса
ППК 1.2. Способен решать межпредметные и практико-ориентированные, социальные и личностно-значимые задачи на основе использования известных базовых предметных знаний и методов
ППК 1.3. Способен решать исследовательские задачи в предметной области на основе конструирования новых или реконструирования уже известных способов и приемов
|
|
|
|
|
|
|
| Проекция на ОК
Общекультурные компетенции
владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);
способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);
способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);
способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);
способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
способность проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);
способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).
| 3. Проекция на ОПК
способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
уметь организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);
уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого- педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);
владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);
способностью применять психолого-педагогические и нормативно- правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);
готовностью применять активные методы обучения в психолого- педагогической деятельности (ОПК-9).
| 4. Проекция на ПК
способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);
способностью проектировать профилактические и коррекционно- развивающие программы (ПКПП-2);
способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);
способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКП-4);
способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6); способностью проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);
способностью консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).
способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПКПП-10).
| Проекция на научно-методическую деятельность
(ПКНМ): способностью обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе (ПКНМ-1);
способностью определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПКНМ-2);
способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);
готовностью к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПКНМ-6);
уметь организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8);
| Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Инновационные тенденции в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ.
|