Тема любви в произведениях А. И. Куприна





НазваниеТема любви в произведениях А. И. Куприна
Дата публикации17.08.2014
Размер72.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Александр Иванович КУПРИН (1870 – 1938)

Тема любви в произведениях А.И.Куприна

тема. Анализ повести «Олеся»

Цель. Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека; анализ рассказов о любви с опорой на роль детали в произведении

Любовь сильна, как смерть и хрупка, как стекло.

О. де Бальзак
Ход урока
1. Вместо орг.момента показывается клип на песню о любви из к/ф «Гардемарины, вперёд»

2. Вступительное слово учителя.

По тому видеоряду, который вы сейчас видели, и прозвучавшей музыкальной теме, вы поняли, что на сегодняшнем уроке литературы речь пойдёт о Любви

Что же такое любовь?

На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вкл. Музыка.

Тема Вечной любви занимает во всех мировых литературах значительное место. И она станет темой ряда наших уроков. Сегодня – первые… (записываем тему и эпиграф)

(слайды по песню «Вечная любовь») Музыка выключается

Как вы уже поняли: многие поэты и писатели размышляли в своих произведениях о любви. И насколько вы знаете, русская классическая литература вообще отводит центральное место этой теме. Особую роль на этом поприще играет творчество А.И.Куприна.

I. Повесть «Олеся» 1898г.

!!! Можно использовать презентацию
Слава храбрецам, которые осмеливаются любить,

зная, что всему придёт конец.

Е.Шварц. «Обыкновенное чудо»

А. Куприн: «Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. Здесь больше, чем в других рассказах моей души»

1. Вступительное слово учителя.

«Олеся» - одно из самых вдохновенных повествований Куприна о любви, человеке, жизни.

Мир интимных чувств и красота природы сочетается с бытовыми картинами. Романтика любви - с жестокими нравами деревенского захолустья. Куприн впервые так полно охватывает жизнь.

Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев».

!!! Куприн в «Олесе» продолжает гуманистическую традицию русской литературы. Он проверяет современного человека - интеллигента конца 19 века - изнутри, высшей мерой - любовью. И именно любовь высвечивает сильные стороны героини и слабые - героя.

  • Какова тема этого произведения?

!!! Мы можем определить тему произведения как историю любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Любовь этих героев погибает под воздействием общественных предрассудков, т.к. Олеся - дитя леса, и её характер противоречит нормам общества, следовательно, эта повесть о любви имеет социальную направленность, а её идея заключается в конфликте между искренними чувствами «естественной» личности и общественной моралью, принципами «цивилизованного» мира. Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.

  • Какова основная проблема повести?

Одной из проблем повести является проверка личности любовью. Слабый и безвольный человек не может искренне любить, он губит любовь тем, что не может отказаться от социальных предрассудков.

Как мы уже говорили, в повести противопоставляется гармоничный мир природы, мир Олеси, и мир человеческой цивилизации, а значит, в произведении тесно переплетаются два рода пафоса: драматический и лирический.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

  • Как построен сюжет повести?

Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей — картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи.

Какую роль играет пейзаж в повести? (см. гл.4,8,10,11,12; см. схему на слайде)

  • Какие ещё особенности сюжета вы отметили?

!!!Основная сюжетная линия основана на сопоставлении двух главных героев. Двух натур, двух мироощущений: представителя городской культуры, интеллигента Ивана Тимофеевича и Олеси - «дитя природы», человека, не подвергнувшегося влиянию цивилизации.

Иван Тимофеевич отношения с Олесей воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь.

  • В чем особенность изображения героя-рассказчика?

Героя описывает сама Олеся: «человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».(гл.4)

  • Объясните слова Олеси, которыми она характеризует героя

Иван Тимофеевич - добрый, но слабый, «ленивый сердцем»; с деревенскими прост, снисходительно благороден; с Олесей его чувства оказываются робкими, скованными: «боязливое ожидание», «подленькое опасение» - он не способен на решительные поступки, думает только о себе. Этот герой способен пожалеть. Но не может уберечь от зла, его любовь больше идет от себялюбия.

Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава XI). Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных... и живут прекрасно... Не буду же я несчастнее других, в самом деле?»

  • Как рисует Куприн образ главной героини?

Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о ведьмаке», герой слышит «свежий, звонкий и сильный» голос Олеси, и наконец появляется она сама — «высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть,., но трудно было его описать»: «лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми ёлочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV).

Куприн раскрывает в образе Олеси красоту человеческой личности, щедро одарённой природой: наивность и гордая независимость, гибкий подвижный ум, врождённый такт (11гл.), щедрость души, причастность к сокровенным тайнам природы, способность жертвовать собой ради любимого человека.

Любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы — в ее природности.

  • Что привлекает И.Т. в Олесе? (глава IV, стр. 78)

Героя привлекает и ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в свои силы. В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо всё, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.

  • Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, «кораллов», — единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об её нежной, великодушной любви» (последний эпизод).

!!! Куприн заставляет читателя пережить и тревожный период зарождения любви, полный смутных предчувствий, таинственных и грустных ощущений. И её самые светлые счастливые мгновения.(приведите примеры из повести)

  • Как преобразило героя чувство к Олесе? {гл.11, стр. 110 - 111)

«Ни разу ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулась в его душе. Он, как языческий бог... наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью...»

!!! В этом произведении Куприн дает ответ на поставленные вопросы: человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить данные природой способности.

  • Почему счастье героев оказалось таким коротким? Что встаёт у них на пути?

Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, — темой недостижимости счастья.

  • Кто из героев первым понимает невозможность счастья?

Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо.

  • Кто из них сильнее в данной ситуации? Почему?

!!! Провести параллель с цитатой из «Обыкновенного чуда» Е.Шварца

«Любовь - это великая сила безрассудства. Нищие и безоружные люди сбрасывают трон из-за любви к ближнему. Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть. Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад ради любви к истине.

А что ты сделал ради любви к девушке?

Я отказался от неё!»

Вот так и Олеся безрассудно отказывается от любви, вовсе не из-за душевной слабости. В этом проявляется её сила. Отказом от призрачного будущего, обречённого на гибель, она пытается спасти саму любовь, или хотя бы светлые воспоминания о ней:

«Так знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом. ... О такой любви вспоминают легко и радостно».
ИТОГИ:

? На какие вопросы отвечает Куприн в этой повести?

1 .Человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить данные природой способности. 2. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы — в ее природности.

Иван Тимофеевич оказался слабым и безвольным человеком, он не может искренне любить, он губит любовь тем, что не может отказаться от социальных предрассудков.

Любовь этих героев погибает под воздействием общественных предрассудков, т.к. Олеся - дитя леса, и её характер противоречит нормам общества, следовательно, эта повесть о любви имеет социальную направленность, а её идея заключается в конфликте между искренними чувствами «естественной» личности и общественной моралью, принципами «цивилизованного» мира. Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconУрок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви»,...
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconКонспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема...
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,...
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconРеферат тема: «Тема любви в произведениях И. А. Бунина на примере рассказов цикла «Тёмные аллеи»
Муниципальное образовательное учреждение г. Барабинска средняя общеобразовательная школа №93
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока. Особенности художественного воплощения темы любви в повести А. И. Куприна „Гранатовый браслет”
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconКонспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconТема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор»
Цель: формирование нравственных ценностей на основе анализа рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconКонспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе учителя...
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconПрограмма: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени»
...
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconКонкурс «Современный урок 2011»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconЛюбви в произведениях И. С. Тургенева
Государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования гимназия №41 имени Эриха Кестнера
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconВыбрана обучающейся в соответствии с личным интересом к творчеству А. И. Куприна
...
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconКонспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского...
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Тема любви в произведениях А. И. Куприна iconЛюбви в произведениях тургенева
Произведения И. С. Тургенева – одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск