Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени»





Скачать 82.67 Kb.
НазваниеУрок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени»
Дата публикации24.09.2013
Размер82.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Моделирование

Урок по литературе

Тема любви в произведениях А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени».

Класс – 8. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2010.

Учебник - Полухина В.П. Литература.: 6 кл.,Учебник, в 2-х частях, Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009

Тип урока – комбинированный (усвоения навыков и умений анализировать произведение, сравнивать и сопоставлять; подготовить к написанию сочинения-рассуждения).

Форма урока – моделирование

Место урока в учебной программе

Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».

Система уроков

Тематическое содержание урока

Кол-во часов

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа.


1

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.


1

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».



1

Р/Р. Подготовка к сочинению - рассуждению

"Любовь в произведениях русских писателей" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви")


Цели урока - познакомить с рассказом «Куст сирени», подготовиться к сочинению-рассуждению на тему: "Любовь в произведениях русских писателей" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви")

- развивать навыки грамотной речи; развивать умение анализировать, сравнивать и сопоставлять,

- воспитывать стремление к взаимопониманию и согласию.

Оборудование: проектор, компьютер, у учащихся лист бумаги и карандаши для создания модели.

Технологии:

  • моделирование,

  • работа в малых группах,

  • технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «любовь».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Эпиграф к уроку:

«Любовь — это бесценный дар.

Это единственная вещь, которую мы можем подарить,

и все же она у тебя остаётся».

Л.Н. Толстой

Слайд 1

I. Организационный этап.
Слайд 2

II. Проверка домашнего задания.

Сравнить рассказ И. А. Бунина «Кавказ» с рассказом А. П. Чехова «О любви». Прослушать ответы (2-3) учащихся, завершить ответы можно ознакомлением школьников с размышлением литературоведа В. И. Коровина об этом рассказе:

      «Рассказ И. А. Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом А. П. Чехова «О любви» сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Их чувство раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни. Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Особенно остро это переживала влюбленная женщина, которой хотелось продлить счастливые дни. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Муж-офицер, который любил свою жену и догадался о ее измене, свел счеты с жизнью. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Но он смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни. И все это тоже происходит на фоне природы, сама естественность которой внутренне одухотворена. Так в рассказ Бунина входит мысль о величии бытия, об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью».
Слайд 3

III. Определение цели урока, формулировка учебных задач.

Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему: "Любовь в произведениях русских писателей" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви")

Задачи:

  • познакомиться с рассказом "Куст сирени"

  • проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");

  • сравнить и проанализировать особенности взаимоотношений героев;

  • собрать материал (создать модель) к написанию сочинения


Слайд 4

IV. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с фактами биографии писателя.

Любовь Куприна к человечеству проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви, вечного, чистого и светлого начала, способного облагородить душу любящего человека

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии.  В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году).

Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно "средний" русский интеллигент - труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа.

В 1894 году Александр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени».
Слайд 5

Рассказ читает учитель (или аудио чтение), учащиеся следят по тексту 

2. Вопросы на читательское восприятие, аналитическая беседа.

Учитель: Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

Ученик: Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

Учитель: В чём особенность отношений героев?

Ученик: Алмазов говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче, срывает злость на Вере. Но Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы. Она очень любит своего мужа и готова ему помочь.

Учитель: Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

Ученик: Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.

Учитель: Проследите по тексту, как поведение Веры влияет на поведение его мужа?

Ученик: Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.

Под воздействием жены он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены

Учитель: В каком еще эпизоде мы видим переживания героини?

Ученик: Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.

Учитель: Чем же заканчивается эта история?

Учитель: Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

Ученик: Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.

3. Работа с эпиграфом.

Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе?

Ученик: Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их.

Слайд 6

Учитель: Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

Ученик: Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.

Слайд 7

V Составление кластера со словом ЛЮБОВЬ (Ассоциации со словом «Любовь»)


Слайд 8

VI Моделирование

Сравнение рассказа с произведениями Чехова «О любви», Бунина «Кавказ».

Опираясь на составленный кластер, учащиеся работают над сравнительной моделью произведений. Учащиеся работают в малых группах. Делают краткие записи.

Пример полученной модели:

Какая бывает любовь?

Куприн «Куст сирени»

Любовь способна

облагородить душу любящего человека.
Герои жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.
Герои отдают

любовь друг другу и

получают её друг от друга.
Любовь - умение проникать в душу любимого человека,

стремление сделать другого счастливым.

Что такое любовь?



Какая бывает любовь?

Бунин «Кавказ».

Любовь – это необыкновенная сила.

Любовь часто приносит страдание и боль.

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена
«Украденная» любовь

Счастье одного может привести к трагедии другого.

Чехов «О любви»

Мечты о счастье вдребезги разбиваются о тусклую и неинтересную повседневность



VII Защита модели (Выступления учащихся)
VIII Рефлексия. Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания. Любовная тема стала одной из центральных в творчестве Бунина, Чехова и Куприна, и каждый из них попытался разобраться в ее морально-этических и нравственных проблемах. Самое ценное в жизни человека - любовь, семья, дружба. Это  главные составляющие счастья человеческого. И дома вам нужно написать сочинение – рассуждение на тему: "Любовь в произведениях русских писателей" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви")

Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).

XI. Подведение итогов. Комментирование оценок



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconКонспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconКонкурс «Современный урок 2011»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconКонспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе учителя...
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconКонспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского...
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconПрограмма: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени»
...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconТема любви в произведениях А. И. Куприна
Цель. Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека;...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconРеферат тема: «Тема любви в произведениях И. А. Бунина на примере рассказов цикла «Тёмные аллеи»
Муниципальное образовательное учреждение г. Барабинска средняя общеобразовательная школа №93
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconКонспект открытого урока литературы в 8 классе
Цель: обобщить и систематизировать знания по изученных текстам (А. П. Чехов «О любви», А. И. Куприн «Куст сирени»)
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Рассказы А. И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconУрок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова
Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему )
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconКонспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема...
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Все начинается с любви. С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть — родная и вечная сестра любви. Все начинается с любви: мечта...
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: показать уникальность переживания чувства любви каждым человеком. Познакомить с высказываниями о любви выдающихся людей; предоставить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск