Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу





Скачать 128.25 Kb.
НазваниеПравописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Дата публикации18.08.2014
Размер128.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Малощербединская» СОШ

Открытый урок

по русскому языку

1 класс


“Правописание сочетаний

ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Закрепление”.


Учитель Жаркова Елена Сергеевна
2013г.

Урок русского языка в 1 классе

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема урока: Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Тип урока; урок закрепления знаний.

Цели: закрепить и обобщить знания учащихся о написании слов с сочетаниями,

выявление «ошибкоопасных» мест в словах с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»

Формирование УУД:

1) Сформировать позитивное отношение к устной и письменной речи.

2) Осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

3) Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация).

4) Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Предполагаемые результаты:

Метапредметные:

-планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям.

-наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

-способствовать формированию грамотного письма;

-развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;

-воспитывать любовь и интерес к русскому языку, природе, чувства

-коллективизма и взаимопомощи.

Предметные:

-различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения.

-выявлять слова с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу». Поиск и выделение слов, отвечающих на поставленный вопрос.

- уметь определять «ошибкоопасные» места в словах.

- закреплять умения правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- обобщить знания детей о шипящих звуках;

- совершенствовать умение.

Личностные

1)Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу.

2)Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом.

Формы работы – фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование для учащихся: карточки-задания, разрезные пословицы, смайлики, рабочие тетради.

Оборудование для учителя: компьютер+ проектор.

Учебник «Русский язык» С.В. Иванов – 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планируемый результат

Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.


- Дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь гостям, друг другу, мне. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.(1 слайд)


Приветствие друг друга

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные,

коммуникатив-

ные

Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.

Актуализация знаний.

Чистописание


Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю: Ж Ш А Ч Щ

– Почему вы так думаете?

– Что вы можете сказать об оставшихся буквах?

-Дайте характеристику этим буквам.
Напишите эти буквы красиво

– С какими гласными буквами сочетаются эти согласные?

- Что вы помните о сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу?

- Отгадайте загадки, записывая отгадки.

1.Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ежик)

2.Чтобы я тебя повёз, не нужен мне овёс

Накорми меня бензином, на копытца дай резины. (машина).

Какие виды машин вы знаете?

3. У нее во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала. (щука)

-Что вы знаете о щуке? Щука- эта пресноводная рыба. Хищница. Мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только маленькой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятница

4. Над морской волной летает,

Рыбку клювиком хватает.

Крик поднимет жуткий стайка

Называют птицу (чайка)

5.Он хорош для кислых щей, помимо вкусных овощей (щавель)

-А вы ели щавель? Это травянистое растение с кислыми съедобными листьями. Перед едой необходимо тщательно помыть , листья щавеля богаты витамином С.

Ёжик, щука, чайка, щавель, машина.

(слайд 2)

-Ребята, прочитайте эти слова, подумайте, что их объединяет? Чем различаются?

- Составьте предложение с любым словом.



Дети находят лишнюю букву
Ответы детей

Характеристика звуков

Письмо букв ж,ш,ч,щ

Ответы детей

Слова на одно

правило,

обозначают предметы одушевлённые, неодушевлён-

ные.

Составление предложений

Познаватель-

ные,

регулятивные



Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.


III.Формулирова-

ние темы урока, постановка цели.


-Подумайте, чем будем заниматься на уроке?

- Какова тема сегодняшнего урока?

(3 слайд)

Какие цели мы можем поставить перед собой?

Вам помогут слова-помощники:

Для чего нам нужна эта тема? (Чтобы грамотно писать



Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
повторять … правила о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

учиться…правильно писать слова с сочетаниями

обобщать… знания о шипящих звуках

Личностные,

регулятивные

Целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Физкультминутка для глаз


Работа со словами с

пропущенными

буквами

-Чтобы наши глазки немного отдохнули, понаблюдайте за движущимися предметами.

(4 слайд ) 5 и 6 слайд
-Положите перед собой карточку с заданиями.

-Посмотрите внимательно на слова и подумайте, какое задание можно выполнить.

Ш…повник, ч..деса, овч…рка, угощ…ть, беж…т, щебеч…т, могуч…я, свеж…й, ч…жой.

- Что нужно вспомнить, чтобы правильно написать гласную букву?

- Вставьте пропущенную гласную букву.

-На какие группы можно разделить эти слова?

- Какое настроение после этой работы, покажите свой смайлик.

-Молодцы.


физминутка
Вставить пропущенную

букву.
Правило жи-ши ча- -ща, чу-щу,

1 группа - слова с сочетаниями, 2 группа –слова, обозначающие предмет, признак, действие


Личностные
Коммуникатив-ные,

логические



Формировать представление о здоровьесберегающем поведении.

Умение

самостоятельно

решать проблемы поискового характера

Составление слов с сочетаниями

Работа в рабочей тетради упр.4 стр.70


Откройте рабочую тетрадь упр.4 стр.70

-Можно ли сказать, что перед вами слова?

( На доске прикреплены карточки со слогами)

све ща

ту ша

пи вель

ро сы

да

-Как вы эти слоги можете превратить в слова?

- Сейчас вы побудете волшебниками и составите слова.

-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чтобы получились слова.

1 вариант 2 вариант

свеча чаща

туча часы

пища чаша

роща щавель

дача
- Проверим.

- Прочитайте свои слова.

- Оцените свою работу.
- Напомните, какая тема сегодня на уроке.



Ответы детей


Приписать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,

Приписывают слоги, один работает у доски

Проверяют слова

Называют тему урока


Познаватель-

ные –общеучебные


Умение применять свои знания



Физминутка


Хомка









Работа в парах

- Собери из частей пословицы.

Сейчас вы будете работать в парах.
- Ребята, у вас на столах лежат полоски разных цветов. На них написаны части пословиц.

- Как вы думаете, какое задание вы выполните?

Правильно, соберите пословицу из двух частей.
(на каждую пару предлагаю по 2 пословицы)
Сам погибай, а товарища выруч…й.

Работе время, потехе ч…с.

Поспеш…шь – людей насмеш…шь.

Век ж…ви, век учись.

Не спеш… языком, торопись делом.

-Объясните, какие орфограммы встретились в этих пословицах?

- Прочитайте пословицу, назовите слова с пропущенными сочетаниями. Объясните, какую гласную нужно вставить.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Спишите любую пословицу.


Работа в парах

Собрать

пословицу из двух частей.

Дети собирают пословицы
жи-ши ча-ща чу-щу

Ответы детей
Списывание пословиц

Познаватель-

ные, коммуникатив-ные,

личностные

Умение работать в парах.

Активизация мыслительной деятельности

Работа с учебником упр.5стр.69


Работа с деформированным текстом

Прочитайте скороговорки, назовите слова с пропущенными буквами. Кто может произнести быстро. Зачем нам нужны скороговорки?

Поработаем над развитием речи.

-Ребята, посмотрите на эти слова, являются ли они предложением?

(Слайд 7)

Используя слова, составьте предложения.

в, малыш…, ходили, рощ…

озера, около, камыш…, кач…лись

(8 слайд)

водой, над, ч…йки, летали, и, стриж… (9 слайд)

р..бята, щ…вель, рвали (10 слайд)

- Запишите предложения.
- Ребята, почему все слова с пропущенными сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу?


Ответы детей

Составление предложений


Дети записывают

предложения

Потому что это тема урока


Коммуникатив-ные, познаватель-ные

Умение работать с деформированным текстом ,выражать свои мысли,

работать над своей речью.

Работа со словами-синонимами

- Предлагаю следующее задание, прочитайте слова и подберите к ним слова, близкие по значению.

(11 слайд)

Можно воспользоваться словами для справок.

- Какие орфограммы встречались в этих словах?



Ответы детей


Коммуникатив-

ные,

познаватель-ные

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, проявлять логику

Разгадывание ребусов

Закрепление

-Ребята, а сейчас вам придется проявить смекалку, развить свою логику и решить ребусы.

( Слайд 12)

-Попытайтесь.

Шишки, шина, уши, чайка.

-Подумайте, какое слово лишнее?
Почему?
Ребята проявите свою наблюдательность, найдите ошибки и исправьте их.(13,14 слайд)


Решение ребусов


Чайка
Сочетание «ча», слово отвечает на вопрос кто?

Познаватель-

ные,

логические

Умение логически мыслить,

проявлять смекалку

Итог урока:


Наш урок подходит к завершению, пора подводить итоги.

-Какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

- Что мы повторяли на уроке ?

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?

1 . Жи да ши, жи да ши

С буквой И всегда пиши.

Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.
2 . Ча и ща, ча и ща

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча-

С буквой А и ча, и ща.
3. Сочетанья чу и щу

Пишем только с буквой У.

Чудо. Щука, ухвачу

И лечу, кричу, свищу.





Ответы детей

Рассказывают стихи наизусть

Регулятив-

ные,

коммуникатив-ные,

познаватель-

ные

Умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

умение выражать свои мысли .

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


Рефлексия


- Оцените свои собственные результаты с помощью смайликов. Кому было все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите желтый смайлик с веселой мимикой. Кому было работать трудно, с заданиями не справлялись, покажите зелёный смайлик с грустной мимикой.

- Молодцы ! Вы хорошо сегодня работали. Видно, что вы усвоили эти правила.

Учите русский год за годом

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда в нем самом!

(Слайд 15)

Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!



Оценивание работы


Регулятив-

ные, коммуникатив-ные,

познаватель-

ные


Умение оценивать результаты своей деятельности

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconУрок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу»
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconПравописание сочетаний жи – ши
Дидактическое сопровождение: учебник, игра «Собери цветок», карточки с заданиями, рифмовки
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconТема: Правописание сочетаний ча – ща, жи – ши, чу – щу. Форма
Совершенствовать умение произносить мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconТема: Правописание сочетаний жи-ши
Цели: Формировать навыки орфоэпически правильного, выразительного, беглого чтения, обучать умению работать с текстом, правильно писать...
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconКонспект урока по теме: «Правописание сочетаний чк, чн»
...
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconУрок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу»
Цель урока ( формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока ): научить писать слова с сочетаниями чу/ щу
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconТема урока: «Правописание ча-ща» Цели
Цели: закрепление навыка правописания изученных сочетаний; закрепление знаний о предложении как единице речи, выражающей законченную...
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconУрок по русскому языку во 2 классе по теме: Правописание сочетаний...
...
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconУрок: Правописание не с деепричастиями
Цор «Орфография: правописание не с разными частями речи», упражнение №3 из 50 (03. сml)
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по факультативному...
«Русское правописание» для 10- 11 класса разработана на основе Государственного стандарта 2004 года, факультативного курса для 10-11...
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Правописание разделительных ъ и ь знаков» и «Правописание ь знака на конце слова после шипящих»
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconЮдина Наталья Васильевна Ликвидация задолженностей письменных и устных...
...
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconУрока по теме «правописание безударных гласных в корне слова»
Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне»
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Правописание ы-и после ц
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной...
Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск