УМК «Гармония»
Предмет: Русский язык.
Класс: 4
Тип урока: ОУиР
Тема
| Обобщение по теме «Наречие».
| Цель
| Обобщить знания детей по теме «Наречие».
| Задачи
| Образовательные: Закрепить знания учащихся в правописании наречий, закрепить умение распознавать наречия среди других частей речи, умение подбирать наречия по вопросам, обогащать словарный запас учащихся, прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы.
Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, продолжить работу по развитию речи учащихся.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу, воспитывать интерес к русскому языку и русской поэзии.
| Формировать УУД
| - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
| Планируемый результат
| Предметные:
Уметь находить наречия в тексте.
Грамотно использовать наречия в речи, описывая осенние изменения в природе.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
| Основные понятия
| Наречие, правописание суффиксов в наречиях.
| Межпредметные связи
| Окружающий мир, литературное чтение
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| учебник: М.С. Соловейчик
презентация, мультимедиапроектор, фотографии и рисунки учащихся об осени, сочинения «Осень в лесу», бланки телеграмм, карточки для парной работы.
| Организация пространства
| Фронтальная, парная работа
| Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Этап мотивации к учебной деятельности
|
Поздоровались учтиво
Сели все красиво!
| Учащиеся приветствуют гостей. Один из учеников читает наизусть.
Пробудилось утро!
Здравствуй, день!
Здравствуй, класс уютный!
Мы отбросим лень.
Гости наши, улыбнитесь веселей,
От улыбки все становятся добрей!
Садятся за парты.
| Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.
УУД:
действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом (Личностные);
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные)
| Этап актуализации опорных знаний.
| - Сегодня у нас урок необычный, мы будем работать не в учебном кабинете, а представим, что мы находимся в редакции газеты.
Как вы понимаете значение слова "редакция?"
- В редакции существуют свои отделы. Вот и мы сегодня расселись по отделам.
- Мы создадим проект нашей газеты. Газета будет необычная, идею по выпуску такой газеты мне подал В.В. Бианки.
- Кто догадался, о какой газете пойдёт речь?
- В нашей газете есть внештатный корреспондент, талисман – это сорока, которая всегда готова прийти на помощь.
- Наша газета выпускается в октябре, поэтому эпиграфом мы взяли такие слова:
Октябрь окунулся в тень, Луч солнца туча застилает. Унылый дождь встречает день, Вновь осень крылья расправляет.
Александр Мецгер
1 колонка – «Новости школьного двора»
- В отдел писем и телеграмм поступили срочные телеграммы. Они были составлены сорокой на основе наблюдений. Прошу, вас зачитайте их.
- О чём говорится в наших телеграммах?
- Запишите в тетрадь одну из телеграмм, которая вам особенно понравилась, и определите части речи.
- Новости, которые мы узнали из телеграмм, наши фотокорреспонденты подтверждают своими фотографиями.
| Ребята высказывают своё мнение, а в это время один ученик используя интернет, находит слово в толковом словаре.
Это место (помещение), где занимаются выпуском газеты.
Корреспонденты, фотокорреспонденты, отдел писем и телеграмм, творческий отдел.
Лесная газета.
Сорока знает всегда и всюду обо всём.
(слайд 2)
Мрачно выглядит двор в дождливом октябре.
Ель приобрела тёмно – зелёный цвет.
Высоко в небе тянутся вереницы птиц.
Облетели почти все лиственные деревья.
- Об изменениях в природе осенью, а именно в октябре.
По выбору записывают в тетрадь, обозначают знакомые части речи.
Рассматривают слайд с фотографиями.
(слайд 3, 4)
| Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.
УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
| III. Этап целеполагания и построения проекта
| 2 колонка «Лесные зарисовки»
- Восстановите буквы в словах. Найдите спрятавшиеся слово.
- О чём вы догадались?
- А какую бы проблему на нашем уроке вы поставите?
- Поставьте цели нашего урока.
| - Наречие.
- Что это будет тема нашего урока.
- Для чего служат наречия в речи? (Когда применяются наречия в речи?)
- Учиться использовать наречия в речи; учиться определять наречия и правильно их писать; оценивать себя и одноклассников.
(слайд 5)
| Цели:
1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному
объяснению нового знания.
2) Организовать уточнение и согласование темы урока.
УУД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
регулятивные (целеполагание, планирование);
логические (анализ, обобщение);
познавательные (постановка и формулирование проблемы)
| IV. Этап реализации построенного проекта
| - Наши корреспонденты приготовили для вас лесные зарисовки.
- Выписать наречия из текста. - Завершим колонку работами фотокорреспондента Ивановой Екатерины.
| Зачитывают мини – сочинения.
Выписывают слова (дифференцированно). От каждой группы на доске подчёркивают выписанные слова (проверка).
(слайд 6 - 7)
| Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные).
| V. Этап самостоятельной работы с самопроверкой
| 3 колонка «Рекламный вестник»
- Сорока на хвосте принесла, что у нас открылся новый магазин «Лесовичок».
- Вы хотели бы в него попасть?
- Спросим об этом сороку.
«Творчество наших одноклассников»
- Поэтическая минутка.
- Ребята из отдела творчества написали картины «Осень»
| Да
Выполняют упр. 145 в ПТ. – один ученик у доски с объяснением. (слайд 8)
Тарасенко А. зачитывает своё стихотворение.
(слайд 9, 10)
| Цель: Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. Проверить умение владения новым материалом.
УУД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом).
| VI. Этап включения в систему знаний и повторения.
| 4 колонка «Экологический дневник»
- В нашей газете к этой полосе особое внимание. Почему вы, наверное, догадались?
- В полосу мы должны внести несколько предложений, в которых фразеологические сочетания замените наречиями.
Как попало (плохо), мы относимся к природе.
Кошки скребут на душе (тревожно ), что машины и заводы загрязняют воздух.
Шаг за шагом (постепенно) исчезают многие виды растений и животных.
Курам на смех (нелепо), что в реках гибнет рыба.
Берегите природу!
- Помещаем творческие работы.
| - Сейчас наш класс работает над проектами на экологическую тему посвященные году экологии.
Работа в парах по карточкам. Проверка.
(слайд 11)
Рисунки. Сочинения. (слайд 12, 13, 14)
| Цель: совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение.
УУД:
познавательные (проводить сравнение по заданным критериям);
личностные (учебно – познавательный интерес к учебному материалу);
коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
| VII. Этап рефлексии деятельности на уроке.
| - Обратим внимание на проблему нашего урока. Теперь вы можете на неё дать ответ?
- Итогом нашего урока будет шуточная песенка о наречиях.
- С наступлением холодов сороки нужно утеплить гнездо и вы должны ей в этом помочь. У вас на столе лежат пёрышки. Оцените свою работу на уроке и утеплите гнездо.
| - Наречия служат в речи, когда мы хотим рассказать о чём – то красивом, чудесном, разными красками.
Хором исполняют песню на мотив «Голубой вагон»
Дети оценивают свой труд на уроке и в какой глубине освоили материал.
(слайд 15, 16, 17)
| Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
УУД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом).
| |