Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах





Скачать 256.74 Kb.
НазваниеСовременные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах
Дата публикации23.08.2014
Размер256.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Оглавление.


  1. Введение. Место синтаксиса в курсе русского языка.

  2. Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах.

  3. Вывод.

  4. Список литературы


Введение.
Появление в речи детей сложных бессоюзных и союзных конструкций наблюдается очень рано (по данным А.Н.Гвоздева, с 2 лет), и к поступлению в школу и в начальных классах сложные предложения составляют в устной и письменной речи до четверти использованных ими предложений. И хотя можно говорить о том, что младшие школьники владеют сложными предложениями, при их употреблении они всё же допускают много речевых ошибок. В связи с этим понятно сожаление ведущих методистов, что за последние десятилетия объем синтаксического материала в начальной школе значительно сокращен. Между тем степень овладения ребенком сочинительными и подчинительными конструкциями является языковым показателем развитости мышления ребенка. Педагогическая методика отмечает, что рост способности учащихся к синтезу и обобщению выражается в развитии грамматического строя речи учащихся, во все более полном и правильном использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Речь с использованием сложных предложений уже свидетельствует о более глубоком мыслительном процессе. Развитие связной речи учащихся традиционно считается одной из главных целей обучения русскому языку в школе

О важности изучения синтаксиса русского языка свидетельствуют и данные о сдаче учащимися итогового государственного экзамена по русскому языку. Как сообщила РИА Новости ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений Ирина Цыбулько, задания по синтаксису, разделу, в котором изучаются словосочетания, предложения и правила их построения, вызвали наибольшие затруднения у выпускников 2012 года на ЕГЭ по русскому языку в Российской Федерации: «Наиболее сложным для усвоения по-прежнему остается синтаксис: средний процент выполнения заданий базового уровня -55% , высокого уровня -36%». Причем уже в первые годы подготовки выпускников к ЕГЭ нами , учителями школы, было подсчитано, что задания по синтаксису составляют более 40% от всего объема заданий тестов в 11 классе. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о важности изучения синтаксиса в школе.

Таким образом, синтаксис является важным разделом школьного курса русского языка. Он служит базой, фундаментом, на котором развивается мышление учащихся, строится обучение детей речи, пунктуации.  Успешность реализации этих задач зависит от уровня синтаксических знаний учащихся.
         К сожалению, приходится констатировать, что далеко не у всех учащихся в процессе изучения синтаксиса и пунктуации успешно формируются знания и пунктуационные навыки. Ответы на уроках и специально проведенные контрольные работы показывают, что учащиеся не могут назвать признаки различных видов сложных предложений, а если и называют, то лишь некоторые и не всегда существенные; затрудняются в нахождении частей сложных предложений, в определении союзных слов в сложноподчиненных предложениях. Особенно тревожно обстоит дело с усвоением семантики (смысла, значения) всех видов сложных предложений: учащиеся не могут охарактеризовать выражаемое предложением смысловое значение, придумать сложное предложение с указанным значением.

Проблема изучения синтаксиса в школе имеет свою историю. Основоположник методики преподавания русского языка как науки Ф.И. Буслаев замечал, что .уменье говорить важнее всего прочего. "Основная цель изучения всякого родного языка состоит в том, чтобы научиться владеть им устно и письменно", — подчёркивал известный методист, русский ученый первой половины 20 века В. И. Чернышев . Как современно и сегодня звучат его слова: "Обыкновенно страдает сочинение и торжествует правописание. С точки зрения дидактической следовало бы поступить как раз наоборот: отдать преимущество сочинению, тем более, что в жизни оно гораздо нужнее, чем диктовка". Мысль о том, что основной задачей обучения русскому языку в школе является развитие дара слова, в разное время учёными-методистами и учителями-практиками облекалась в разные формы, но суть её оставалась неизменной: научить выражать мысль и писать на отечественном языке.

Проблема развития дара слова не потеряла своей актуальности и в наши дни, так как каждое время предъявляет свои требования к речи выпускников школы, а задача • овладения «богатыми ресурсами родного языка, умением правильно и коммуникативно оправданно использовать их в различных формах, видах, ситуациях речи» продолжает оставаться насущной задачей школьной практики. В настоящее время находится в процессе становления и развития коммуникативная методика. Она определяет основную цель обучения русскому языку как формирование коммуникативной компетенции, под которой разумеются знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

Особого внимания заслуживает начальное обучение, так как именно оно закладывает основы всестороннего развития детей, здесь начинается работа по воспитанию культуры речи, формированию сознательного отношения к языку, развитию "чувства языка". За последнее десятилетие система начального образования России значительно изменилась: возникли новые курсы, появилось большое количество альтернативных программ, учебников и пособий; появилась необходимость введения государственных стандартов. В такой переломный для общественного развития момент, какой переживает система образования России сегодня, с особой остротой встают вопросы преемственности и перспективности начальной ступени школы с предыдущей и последующей ступенями. При этом, по мнению многих лингвистов и методистов, "начальная ступень образования — это не столько пропедевтический этап в обучении русскому языку, сколько важное звено общего, единого курса родного языка и речи с первого по выпускной класс"

Совершенно необходимо уже в начальной школе ввести понятие сложного предложения и отрабатывать его, сопоставляя постоянно с простым. Мы считаем: необходимость расширения знакомства учеников начальной школы со сложным предложением стоит так остро, что не спасают положение ни альтернативные программы, ни новые учебники. Давно пора ввести изучение сложного предложения во всех школах, независимо от того, по какой программе изучается язык.

Изучение сложных предложений будет наиболее успешным, не приведёт к перегрузке младших школьников, а напротив, поможет поднять преподавание русского языка в начальной шкале на качественно новую ступень, если: соединить работу по развитию речи с изучением языковой системы; создать систему упражнений, отражающих этапы усвоения разных типов сложных предложений; систему упражнений органично соединить с изучением программного материала по русскому языку и чтению, предусмотреть случаи смешения языковых единиц и учесть варианты пунктограмм оформления сложных предложений разных типов; в работе над выразительным чтением опираться на понимание функций знаков препинания и закономерностей их употребления в речи; обучение грамотному интонированию предложений и целых текстов регулярно проводить оптимизации педагогического процесса в общеобразовательной школе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Б.Г. Ананьев)

Разнообразие взглядов в филологии делает задачу методистов сложной: необходимо выбрать наиболее подходящее научное понятие (и современное, и общепризнанное), и применить его в курсе русского языка средней общеобразовательной школы. Поэтому и по ряду некоторых других причин, которые будут оговорены ниже, существует несколько точек зрения на принцип преподавания темы «Сложное предложение» в школе и классификацию придаточных в сложноподчинённом предложении. Прежде, чем приступить к рассмотрению программ и учебных комплексов для общеобразовательной школы, следует разобраться в методических основах темы.

Первый систематизированный опыт преподавания синтаксиса русского языка предложил Буслаев в методическом пособии «О преподавании отечественного языка». Там можно найти и программу, и практические рекомендации. В «Программе русского языка и словесности» 1848 года представлены следующие этапы:

подготовительный курс (практическое изучение языка);
1 класс общего курса (грамматика: части речи);
2 класс общего курса (грамматика: синтаксис, пунктуация, орфография);
3 (теоретическая и историческая грамматика);
4 (теория слога, теория прозаических сочинений)
1 специальный класс (теория поэзии);
2 специальный класс (история русской и иностранной словесности)

В современной методике «сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции). интонационный
(сопоставление структуры и интонации) и морфолого-синтаксический
(сопоставление члена предложения и части речи). Предусматриваются следующие синтаксические упражнения, которые включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся;

  • отграничение одних синтаксических структур от других;

  • определение структуры данной синтаксической единицы;

  • нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

  • составление схем предложений;

  • составление предложений по схемам;

  • составление предложений указанной структуры;

  • полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом речевых умений».

Основная цель по методике Баранова в преподавании русского языка – овладение учениками средней общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации.

В методике Текучёва основной принцип изучения темы «Сложное предложение» такой же как и у Баранова, но первый в своём учебнике предлагает некоторые практические рекомендации по проведению уроков.
Текучёв на примерах показывает, как должно вводиться понятие по теме. Он пишет:

«Повторение сведений о составе простого предложения осуществляется в связи с разбором нескольких простых предложений по членам предложения. Следующая часть урока должна быть посвящена выяснению понятия «сложное предложение» как сложное целое, выяснению тех условий, при каких простые предложения могут образовывать сложное, и тех грамматических правил, которые необходимо при этом соблюдать». Далее выясняются те условия и правила, при которых образуются сложные предложения.

Текучёв показывает так же каким образом необходимо вводить понятия: интонация, место союзов и союзных слов в сложных союзных предложениях, бессоюзное сложное предложение, роль интонации в таких предложениях, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сочинительные союзы
(соединительные, разделительные, противительные), главное и придаточное предложения, сложноподчинённые с одним придаточным (определительные, изъяснительные, обстоятельственные), сложноподчинённые с несколькими придаточными (подчинение параллельное, последовательное, однородное) При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видах сложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока». Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений. При изучении сложных синтаксических конструкций (Текучёв такого термина не вводит, используется другое название- «сложные предложения с различными видами связи») особое место уделяется интонации:«Предложения такого типа представляют благодатный материал для анализа с точки зрения синтаксической и пунктуационной. Разнообразие конструктивных элементов даёт возможность на одном примере повторить материал, показать большое разнообразие возможных сочетаний синтаксических элементов в одной сложной конструкции, показать как в подобных условиях применяются основные пунктуационные правила.

Нельзя упустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобных предложений, как упражнения в выразительном чтении. Дело в том что, при чтении таких сложных конструкций по иному, чем в менее распространённых предложения распределяется и запас воздуха у читающего, и паузы (в отношении их длительности), меняется в ряде случаев и характер интонации. Потому учитель должен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разбора предложений было бы прочитано учащимися выразительно. (Абсолютно согласна с автором относительно эффективности работы по выразительному чтению предложений и в работе над синтаксисом уделяю ему большое внимание

Далее Текучёв даёт подробные описание методики проведения синтаксического разбора: «Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью. Как в простом предложении, член предложения является такой единицей, которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые члены предложения в особом положении), так и в сложном каждое простое предложение, входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой его частью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собой тоже предложение. В простых предложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разбор является по членам, а не по составу предложения». Наряду с различными видами разборов необходимо использовать приём грамматического конструирования (составление предложения по схеме).

Столь большое внимание, казалось бы, »устаревшей» методике, на мой взгляд, оправдано, т.к. основные положения ее вполне эффективны.

Современные программы для средней школы по русскому языку (Ладыженская
Т.А., Бабайцева В.В., Разумовская М.М.) также уделяют синтаксису сложного предложения большое внимание.Тема «Сложное предложение» изучается в 9 классе в курсе русского языка по рассматриваемым и действующим в современной школе программам. При изучении темы по стабильной (под ред. Ладыженской Т.А.) – выделяется 34 часа из 68 отведённых на уроки русского языка в данном классе; по программе Бабайцевой В.В. – 27 часов из 51 (упор делается на развитие речи); по программе под ред. Разумовской М.М. – 34 часа из 68.

Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Ладыженской Т.А. и др.

1. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.

2. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

3. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

4. Умение правильно употреблять в речи предложения с различными видами связи.
К концу 9 класса: производить синтаксический разбор: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания; обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Бабайцевой и др.
1. Различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям, заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые простыми предложениями с однородными членами.
2. Различать главное и придаточное предложения, определяя их границы (с одними и несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу, союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения сложноподчинёнными предложениями с придаточными разного значения и выявлять различия в строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложнёнными.
3. Видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять их смысловые значения; различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления; производить замену бессоюзных предложений союзными, и наоборот; объяснять различия в их строении и значении.
4. Разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними; заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями и наоборот.
Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении синтаксиса по программе Разумовской и др. :

1) различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

2) правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Таким образом, можно сделать вывод, что все рассматриваемые программы применимы в современной школе. Программы под ред. Бабайцевой и Разумовской, в отличие от стабильной, дают более глубокие, систематизированные знания (особенно выигрывает в этом плане программа под ред. Бабайцевой); вводятся научные термины, в то же время оставляя материал на доступном для школьников уровне. В программе по ред. Разумовской больше внимания уделяется: вводным урокам по теме «Сложное предложение» (это только +, т.к. у учеников знания обобщенные), значению интонации при изучении сложноподчинённого предложения. Однако, в эти двух программах есть и свои недостатки. Так, например, Бабайцева вводит свою классификацию типов придаточных предложений, ту, которую автор даёт в своей теории синтаксиса. Взгляд учёного отличен от общепринятого, существующего в современной лингвистической науке. С одной стороны предлагаемое членение придаточных проще и понятнее для учеников 9 класса (это веский аргумент в защиту метода), но в школе всё-таки лучше давать общепринятые сведения.

Для детального и конкретного рассмотрения вопроса обратимся к учебным комплексам.

Учебник по русскому языку для 9 класса С.Г.Бархударова (стабильная программа) представляет собой следующее: книга разделена на четыре основных раздела, второй из которых «Сложное предложение». Он в свою очередь делится на темы и под темы (аналогично программе). Под знаком даётся теоретический материал (то или иное правило). Ниже приводится ряд упражнений для закрепления понятия, теории. Все правила подкрепляются примерами. Основные термины выделяются другим шрифтом. Основные понятия: сложное предложение (союзное и бессоюзное), сложносочинённое, сложноподчинённое с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными (образа действия и степени, места, времени, условные, причины, цели, сравнительные, уступительные, следствия) и сложноподчинённое с несколькими придаточными, сложные предложения с различными видами связи, даются в соответствии с методикой рассмотренной выше учебнике также даётся материал для словарной работы: слова в рамках. Все задания практических упражнений сводятся в основном к расстановке пропущенных знаков препинания (в частности запятой) и определения типов предложения. Есть задания по составлению предложений (развитие речи), а также работа с союзами (в союзных сложных предложения). В некоторых упражнениях видим элементы стилистической работы. Материал для упражнений подобран на основе произведений русской классики.

Учебный комплекс Бабайцевой .принципиально отличается своим построением структурой, подбором и даже, некоторыми теоретическими сведениями. В чём же отличие? Во-первых, существует три вида учебников
(отдельные книги), где материал расположен в соответствии со своим назначением, т.е. книга первая: «Русский язык. Теория. 5-9 класс»; книга вторая: «Русский язык. Практика»

В книге «Русский язык. Теория. 5-9 класс» находим теоретический материал для уроков по всему школьному курсу. Вот что написано в учебнике на первых страницах: «...выделяются «Вводный курс» и «Основной курс»...в основном курсе последовательно излагаются основы науки о русском языке, орфографические и пунктуационные правила, которые сопровождаются...примерами...». Материал разбит по классам и темам
(аналогично программе). Раздел «Синтаксис сложного предложения»4 начинается, как и по стандартной программе, с общих сведений о сложном предложении. На первом уроке по теме вводятся понятия об основных видах сложных предложений и тут же даётся определение всех понятий (в принципе как и по стабильной программе). Но при изложении последующих сведений находим различия: Бабайцева сначала вводит понятие «сложноподчинённого предложения с одним и с несколькими придаточными», и только затем рассматривает различные виды придаточных предложений. Причём вместо 3 видов придаточных в сложноподчиненном предложении, выделяется 5: подлежащные, сказуемые, определительные, дополнительные, обстоятельственные.

Теоретические сведения расположены в строгой последовательности и дают начальные научные знания в сочетании с легко запоминающимся примерами из художественной литературы. Все понятия фундаментальны, однако доступны.
Материал легче воспринимается, так как собран и приведён в отдельной книге- справочнике (кстати, практично при подготовке к выпускному экзамену и для повторения).

Целью этих уроков должно являться уяснение места понятия в системе понятий заданной темы, выявление связей между элементами системы. Таким образом, формирование у детей обобщений является одной из целей школьного преподавания. Как утверждают психологи, системная форма хранения информации в памяти служит уплотнению знаний и уменьшению нагрузки на память, системные знания подвижны, гибки, что чрезвычайно важно для практического анализа языковых явлений. Именно на такое качественное состояние знаний учащихся ориентированы вопросы и задания ЕГЭ. Известно, что русский язык в 10-11 классах средней школы – это своеобразный учебный курс, в обобщенном виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились по русскому языку в предшествующих классах. Этот курс должен быть направлен на закрепление, совершенствование орфографической, пунктуационной, речевой грамотности учащихся и использование ранее приобретенных знаний и умений как определенной базы для овладения языком. На уроках обобщения и систематизации учащиеся старших классов должны прийти к конечному результату- формированию понятия и представления о предмете, сложившиеся в процессе обучения в среднем звене.

Базовый учебный план предусматривает по 1 часу русского языка в неделю в 10-11 непрофильных классах. В этих узких временных рамках чрезвычайно сложно решить задачи курса.

Между тем урок в старших классах должен выполнить следующие задачи:

1) способствовать повышению письменной грамотности учащихся,

2) научить понимать ,тексты разных стилей и жанров, видеть использованные автором изобразительно-выразительные средства языка,

3) совершенствовать речь учащихся.

Реализации названных задач служат те же средства, которые использовались в 5-9 классах: обучение полноценному восприятию художественного текста (основных его мыслей, содержания, авторского замысла, своеобразия и стиля писателя), составление учащимися собственных разножанровых текстов.

Что же способствует систематизации и обобщению изученного? Оказывается главным условием является выделение узловых вопросов, вокруг которых следует

организовать повторение и которые должны быть в центре внимания учителя. Они и представляют собой основу науки о языке, на которой формируются практические навыки языкового анализа. В психологии хорошо изучены механизмы процесса систематизации, условия ее реализации, роли в мыслительной деятельности учащихся. Коротко это можно сформулировать следующим образом:

1) распределение объектов по группам на основе сходства и различия между ними,

2) установление причинно-следственных связей между фактами,

3) выделение основных единиц материала, что позволит рассматривать конкретный объект как часть целой системы.

Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение. Можно с уверенностью заявить, систематизация является средством повышения эффективности обучения.

Для обобщения и систематизации знаний учащихся в 10-11 классах можно использовать метод проектов. Родившись из идеи свободного воспитания, реализация метода проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом системы образования. Как отмечается в методике, суть проектной деятельности в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающего владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Можно выделить следующие особенности метода проектов:

1) возможность не столько передавать сумму знаний учащимся, сколько научить приобретать знания самостоятельно для решения новых познавательных и практических задач,

2) актуальность приобретения навыков работы в группах,

3) возможность выработки умения пользоваться исследовательскими методами собирать необходимую информацию, уметь ее анализировать, делать выводы и заключения

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, успешно работать в различных коллективах.

Примером такого проекта может служить проект на тему «Тире в простом и сложном бессоюзном предложениях» в 11 классе.

Пунктуационная тема даёт возможность интегрировать материал русского языка и литературы. Значит, следует ориентироваться на работу со связным текстом, отсюда комплексный характер заданий, работа с языковыми средствами, самостоятельный подбор примеров, включающих изучаемые синтаксические конструкции.

.

Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение. На уроках обобщения и систематизации учащиеся старших классов должны прийти к конечному результату- формированию понятия и представления о предмете, сложившиеся в процессе обучения в среднем звене.

Целью этих уроков должно являться уяснение места понятия в системе понятий заданной темы, выявление связей между элементами системы. Таким образом, формирование у детей обобщений является одной из целей школьного преподавания. Как утверждают психологи, системная форма хранения информации в памяти служит уплотнению знаний и уменьшению нагрузки на память, системные знания подвижны, гибки, что чрезвычайно важно для практического анализа языковых явлений. Именно на такое качественное состояние знаний учащихся ориентированы вопросы и задания ЕГЭ.

Мое внимание привлекла Программа по русскому языку для профильных классов авторов Богдановой Г.А, Виноградовой Е.М.(М.Русское слово, 2012)
Данная программа обучения русскому языку в 10--11 классах общеобразовательной школы (профильный уровень) подготовлена в условиях перехода к новому стандарту образования. Программа учитывает магистральные тенденции образовательного процесса, изложенные в Проектах Фундаментального ядра содержания общего образования, Государственного стандарта общего образования для средней (полной) школы и примерной программы по русскому языку для основной школы, составленной на основе указанных документов. Кроме того, в программе учтено содержание действующей в настоящее время Примерной программы по русскому языку для средней (полной) общеобразовательной школы (профильный уровень),традиции методической науки и накопленный отечественной школой опыт обучения русскому языку.

Как сказано в пояснительной записке, создание настоящей программы вызвано также необходимостью учесть в обучении русскому языку в старших классах установку на возможность выбора учеником способа изучения предмета -- на интегральном, базовом или профильном уровне. Цель обучения русскому языку на профильном уровне в старших классах средней (полной) общеобразовательной школы предполагает не только обобщение и систематизацию, но и расширение и углубление знаний по предмету по сравнению с базовым уровнем, закрепление и обогащение предметных умений и навыков, повышение мотивации к продолжению образования по выбранному профилю, овладение некоторыми профессионально ориентированными компетенциями. В связи с этим программа предполагает решение следующих задач:-- обобщение и углубление представления о русском языке как культурной ценности народа, о его роли в жизни человека современном мире, связи с национальной и мировой культурой;-- обогащение знаний о сферах гуманитарной культуры и науки, в том числе о лингвистике и русистике как гуманитарных дисциплинах за счет сведений, выходящих за пределы базового уровня;

-- систематизация, закрепление и углубление знаний о русском языке как особой знаковой системе и о единицах разных его уровней - с учетом разнообразия функций языка и различия сфер его использования;

-- закрепление и обогащение знаний о стилистических сферах русского литературного языка и речи, о лингвистических нормах (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных, нормах речевого поведения в различных ситуациях общения);

-- формирование устойчивого владения навыками устной и письменной речевой коммуникации (восприятие, понимание, ретрансляция, продуцирование);

-- развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции на основе наблюдения за собственной речью и речью других;

-- развитие навыков работы с разными источниками (словарями и справочной литературой, дополнительными материалами, в том числе Интернет-ресурсами); формам предъявления знаний -- такими, как связный текст, структурированный перечень, таблицы, схемы, презентации и др.; способами переработки текстовой информации(план, пересказ, конспект, аннотация, реферат и др.);

-- развитие умения выбирать способ чтения текста(просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее); совершенствование навыков критической оценки и

переработки информации;

-- развитие навыков аналитической деятельности в лингвистической и общегуманитарной сфере: выявление, анализ, квалификация языковых единиц разных уровней, сопоставление фактов языка и речи, подбор материалов, взятых из жизни и художественных произведений, для построения аргументированного суждения на гуманитарную тему; планирование познавательной деятельности; выстраивание логики высказывания; посильный исторический комментарий отдельных фактов языка и речи; оценка лингвистических явлений с точки зрения языковой нормы, коммуникативной целесообразности, тенденций духовной культуры; развитие навыков проведения лингвистических наблюдений, исследований, экспериментов;

-- развитие навыков квалификации (текстоведение) и лингвистического анализа текста в единстве языковой формы и выражаемого содержания, в том числе с учетом эстетической функции художественной речи; развитие навыка выявления в тексте основной и второстепенной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;-- обогащение знаний об экспрессивно-изобразительных возможностях языка; развитие навыков выявления квалификации средств, приемов выразительности в текстах и употребления их в собственных высказываниях;

-- совершенствование навыка редактирования текста.

Предлагаемая программа по русскому языку для профильных классов средней (полной) школы исходит из того, что содержание курса русского языка в старших классах обусловлено нацеленностью обучения на достижение целей, определенных Проектами фундаментального ядра и Государственного стандарта образования, -- личностных, мета-предметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и предметных, и потому в числе задач выделяет:

-- закрепление обусловленных базисными национальными ценностями мировоззренческих установок и развитие индивидуальных и социальных качеств личности школьника; воспитание готовности к пополнению знаний и применению их в жизни;

-- закрепление и обогащение универсальных учебных умений, связанных с применением ИКТ-компетентности в учебной деятельности, поиском, пониманием и обработкой информации, прогнозированием, планированием и контролем собственной деятельности, аккумуляцией знаний по разным дисциплинам;

-- формирование целостного представления о предметной области и обогащение системы предметных умений для подготовки к сознательному выбору сферы дальнейшего профессионального образования. Совершенствованию профессионально ориентированной компетенции и универсальных учебных умений поможет регулярная работа школьников над составлением собственных текстов (в устной и письменной форме) – по образцу данных или самостоятельных, отражающих осмысление учебной информации, собственные наблюдения над языком, результаты лингвистических исследований, работа со вспомогательной литературой по предмету. Достижение системы указанных целей при обучении русскому языку строится на основе компетентностного подхода и реализуется через формирование следующих предметных компетенций: языковой, языковедческой (лингвистической), коммуникативной и культуроведческой.

Методическая позиция авторов программы отражена в названиях разделов, показывающих способ группировки учебного материала. В программе содержательная линия, обеспечивающая комплексное формирование языковой и языковедческой компетенций, представлена прежде всего в разделах Лексикология и фразеология. Орфография. Культура речи, Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи, Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи, Морфология. Орфография. Культура речи, Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Развитие коммуникативной компетенции на профильном уровне включает обучение более глубокому пониманию текста, умению устанавливать связь между его содержанием и формой, а также обучение коммуникации в предметной сфере: комментарий, оценка кратких и развернутых высказываний; выражение аргументированных суждений на лингвистические темы; участие в дискуссиях о языке и речи, на публицистические и др. темы. Особое внимание в профильном обучении уделяется навыкам социально и тематически обусловленной стилистической и жанровой дифференциации устных и письменных высказываний, работе над точностью и выразительностью устной и письменной речи, развитию навыков вы-

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка является важнейшим условием формирования функциональной грамотности

школьников. Логичным продолжением изучения единиц языка должно стать знание законов их использования в речи и развитие навыков анализа и построения высказываний на основе полученных знаний. Ключевые понятия курса -- языковая система и ее целесообразное использование в речи. Материал по орфографии, пунктуации, культуре речи, средствам выразительности, закономерностям использования языковых единиц дается в едином блоке с теоретическим описанием уровней языка.

Наблюдение над устной и письменной речью. Развитие навыка квалификации высказываний, оценки адекватности их композиции и речевого оформления, выявление и исправление логических, речевых и стилистических ошибок, нарушений речевого этикета. Развитие навыка сопоставительного анализа фактов русского и изучаемого иностранного языка. Совершенствование навыков редактирования текста. Развитие навыков построения высказываний в актуальных жанрах речевой деятельности учащихся: рецензия, отзыв, аннотация, реферат, эссе, доклад на научную (лингвистическую) тему. Написание плана (простого и развернутого) и тезисов собственного высказывания. Развернутое высказывание на заданную тему (описательного и повествовательного характера, на лингвистические, публицистические, нравственно-этические темы). Авторы предлагают следующее содержание раздела Синтаксис и пунктуация»:

(62 часа)

Синтаксис и пунктуация как разделы языкознания. Принципы русской пунктуации. Разделительные и выделительные пунктуационные знаки. Вариативная пунктуация. Авторские знаки препинания. Синтаксические единицы и их взаимодействие. Представление о синтаксических связях, их типах и средствах выражения. Синонимия синтаксических единиц одного и разных уровней.

С л о в о с о ч е т а н и е. Грамматическая форма и грамматическое значение словосочетания. Виды подчинительной связи в словосочетании. Средства выражения синтаксической связи в словосочетании. Проблема определения главного слова и вида синтаксической связи в словосочетании количественного числительного и существительного. Синтаксически несвободные словосочетания и их виды. Грамматические нормы: трудные случаи построения словосочетаний с согласованием и управлением, трудные случаи построения количественно-именных словосочетаний.

П р о с т о е н е о с л о ж н е н н о е предложение. Типы простых предложений (по цели высказывания, эмоциональной окраске, по структуре грамматической основы --определенно-личные, безличные, обобщенно-личные, назывные; по наличию второстепенных членов -- нераспространенные и распространенные; по отношению к контексту и ситуации речи -- полные и неполные); их признаки и функции в речи. Порядок слов в русском предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Признаки предложения как синтаксической единицы. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое; их значение и способы выражения; виды сказуемых (простое глагольное, составное именное, составное глагольное). Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения; их виды и способ выражения. Трудные случаи квалификации членов предложения. Синтаксическая роль форм именительного падежа и инфинитива. Синонимия двусоставных и одно-

составных предложений, предложений со сказуемыми разных видов.

О с л о ж н е н н о е предложение. Понятие осложнения, виды осложнения предложений. Употребление осложненных предложений в речи. Предложения с однородными членами; пунктуация в них. Предложения с обособленными определениями и обстоятельствами: понятие обособления, условия обособления; знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Таким образом, синтаксис сложного предложения занимает важное место в системе обучения русскому языку. В условиях введения новых Стандартов актуальность данного раздела и необходимость знаний и умений по теме все возрастают.



Список литературы.

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык 5-9 класс, теория, М.,

2010 год.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченко

П.Ф., Методика преподавания русского языка, М., 1990 год.

3. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А., Русский язык

9 класс, М., 2011 год.

5. Буслаев Ф.И., Преподавание отечественного языка; М,1992 год.

6. Грамматика современного русского литературного языка; АНС, Институт русского языка, под ред. Шведовой Н.Ю., М., 1970 год.

7. Текучёв А.В., Методика русского языка в средней школе, М., 1980 год.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconКонспект открытого урока русского языка по теме «Сложные предложения,...
Цель: дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основу классификации сложных предложений положены средства синтаксической связи частей предложения, образующих сложное предложение....
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах icon9 класс (102 часа) Международное значение русского языка (1ч.) Повторение...
Региональный компонент: особенности построения сложных предложений в разговорной речи и говорах
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconУрок по русскому языку 5 класс тема: «Сложные предложения»
...
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение бессоюзных сложных предложений даётся учащимся нелегко. Трудность заключается в усвоении довольно разнообразных смысловых...
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconСовременные подходы к созданию системы здоровьесозидающего образования...
Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание...
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Спорт”. Извлечение информации из незнакомого текста. Тренировка в образовании сложных предложений. Тренировка в употреблении разных...
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconВ своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах...
Н2О и другие. После того, как все ингредиенты были найдены по сусекам и амбарам, пожилая чета приступила к процессу выпечки, по окончании...
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы с вами изучили основные виды сложных предложений, их строение, виды придаточных и особенности присоединения придаточных предложений...
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconРеферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической...
Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconПрограма для загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою...
Программа представляет курс русского языка в общеобразовательных учебных заведениях с украинским языком обучения, который вводится...
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа представляет курс русского языка в школах с украинским языком обучения, который вводится в 5 классе. В программе учтены...
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconТемы рефератов по сравнительной типологии французского и русского языков
Особенности сложных предложений во французском и русском языках в аспекте их структуры и функционирования
Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconДидактические инструментарии образовательных технологий. Современные...

Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconСовременные подходы к формированию навыка чтения у учащихся с ограниченными...

Современные подходы к изучению сложных предложений в 9-11 классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить основные принципы русской пунктуации, изученное о строении и грамматическом значении простых и сложных предложений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск