Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными»





Скачать 117.82 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными»
Дата публикации25.08.2014
Размер117.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 9-м классе

Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление.

Цель урока: Создание условий для развития предметных и универсальных учебных действий обучающихся как основы их дальнейшего эффективного обучения.

Задачи:

  • Обобщить изученный материал о придаточных изъяснительных и определительных;

  • Развить умения синтаксического разбора, составления схем сложноподчинённых предложений;

  • Развить устную и письменную монологическую речь учащихся;

  • Воспитать любовь и уважение к женщине-матери.

Оборудование:

-проектор +презентация к уроку,

-листы ученика для самостоятельной работы,

- тесты для индивидуальной работы обучающихся,

-песня «Мама, мамочка»

репродукции картин, посвящённых матери, презентация,

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2)Слово учителя.

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное - Мать!

На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, тёплых, ласковых слов - это слово «МАМА».

Слово, которое ребёнок произносит чаще всего-слово «МАМА».

Слово, при котором взрослый, хмурый человек улыбнётся,- «МАМА». Потому что это слово впитало в себя тепло материнских рук, материнскую душу, материнскую ласку.

2. Постановка темы и целей.

Я хочу, чтобы сегодняшний наш урок прошёл необычно. Мы не только закрепим изученный материал, но и посвятим его нашим любимым, нежным, красивым и любящим мамочкам.

(слайд1-3)

Итак, сегодня на уроке мы о продолжим работу со СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

Наша задача – научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП, определять способы их связи с главным предложением, строить схемы СПП с придаточными определительными и изъяснительными, а самое главное, научиться правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

В процессе урока мы будем развивать устную и письменную речь, а также, я уверена, проникнемся чувством уважения к женщине-матери.

Эпиграфом к своему уроку я взяла слова М.Горького: “Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград!»

3.Актуализация знаний.

Чтобы наш урок прошёл плодотворно, мы должны повторить теорию.

1) ответы на вопросы.

- Дайте определение сложному предложению.

-Назовите виды сложных предложений.

-Дайте определение БСП, ССП, СПП.

2) работа с таблицей

а) Далее работа будет проводиться индивидуально. Вам необходимо заполнить таблицу «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

Оценивать каждая пара будет себя самостоятельно по следующим критериям:

Нет ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибки более 5 ошибок

«5» «4» «3» «2»

В конце урока мы подведём итог нашей работе.
1) ответы на вопросы.

- Дайте определение сложному предложению.

-Назовите виды сложных предложений.

-Дайте определение БСП, ССП, СПП.

2) работа с таблицей

а) Далее работаем индивидуально.

Заполнение таблицы.

-Запишите номер утверждения в соответствующую колонку

Слайд 4,5

  1. Отвечают на вопросы какой, какая, какое

  2. Придаточное относится к имени существительному (местоимению) главной части.

  3. Придаточное присоединяется к главному предложению при помощи трёх средств: союза, союзных слов, частицы ли, употреблённой в значении союза.

  4. Придаточное присоединяется к главному при помощи союзных слов.

  5. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь.

  6. Придаточные стоят всегда после определяемого слова.

  7. Придаточная часть чаще всего стоит после главной.

-Поменяйтесь работами.

Слайд6

-Проверьте свою работу. Оцените.

СПП с придаточными определительными

СПП с придаточными изъяснительными

1,2,4,6

3,5,7



Работа у доски: слайд 7

Мы любим маму за то, что в трудную минуту мы можем всплакнуть у родного плеча.

(Повеств., невосклиц., сложное, СП, связь союзная).

[глагол + ук. м то], (союз что …).

2. Мы любим ее за то, что всегда без утайки и прямо мы можем доверить ей сердце свое.
[глагол + ук. м то], (союз что …).

Дополнительные вопросы задают обучающиеся. Например:

-При помощи чего присоединяется придаточное определительное к главному предложению ( при помощи союзных слов: какой, который, каков, чей, кто, что, где)

-Назови виды СПП.

-Назови союзные слова, соединяющие придаточное определительное с главным предложением.

IV. Конструирование предложений.

-Молодцы. Если бы ваши мамы сейчас были здесь, я думаю, они порадовались бы вашим знаниям.

Ведь нет ничего более святого и бескорыстного, чем любовь матери!

Известные учёные и писатели, певцы и композиторы многим обязаны своим матерям. Тема матери красной нитью проходит из века в век в литературе.

Никакая другая литература, как русская, не подняла материнство на такую высоту. Никто не выразил роль матери в жизни человека и общества поэтически сильнее и задушевнее, чем русские писатели и поэты – Некрасов, Толстой, Блок, Есенин и многие другие.

Слайд 8 М. Горький писал: "Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от матерей! "

Замечательный поэт Расул Гамзатов утверждал: "Мать является душой мира, её началом и бесконечностью. Она — живая душа, большая судьба, предмет любви и вдохновенья…."

Мусе Джалилю принадлежат слова: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя- мать!»

- Какое это предложение?

(Сложное, среди сложных – СП, т. к. одна часть подчиняется другой. Главное предложение с придаточным связано при с. слова чье. От существительного (женщину) в главном предложении поставим вопрос к придаточному предложению – какую? Вид придаточного – определительное.)
А теперь предложение с ПР замените синонимичным СПП с придаточным изъяснительным. Работаем самостоятельно.

Муса Джалиль писал, что «мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя – мать!».

- Записываем в тетрадь. Определяем вид придаточных предложений, способы связи. Строим схему предложения.

[… глагол], (союз что … ук. м ту + сущ.), (с.слово чье…)

-Поменяйтесь работами, проверьте, оцените работу.

V. Комплексный анализ текста. РАЗДАТЬ ЛИСТЫ С ЗАДАНИЕМ!

1) Художники во все времена обращались к изображению матери, вкладывая в этот образ красоту и гармонию мира, самые возвышенные чувства и всю духовную силу человечества. Многие изображали своих горячо любимых мам, а некоторые портретисты отдавали предпочтение простым русским женщинам, чем-то восхитивших их .

Обратите внимание на картину В. Игошева «Она всё ждёт сына».

-Какая, на ваш взгляд, самая выразительная деталь в портрете матери? (Руки).

2) А вот как описывает руки мамы в романе “Молодая гвардия” А.Фадеев. (некоторые знаки препинания не расставлены)

(1)Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения как я стал сознавать себя на свете.(2) За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках.(3) А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

<…>(4) Я помню твои руки несгибающиеся красные залубеневшие от студен(нн)ой воды в проруби где ты поло(а)скала бельё когда мы жили одни. (5)Я помню как (не)заметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновен(нн)о продевали нитку в иголку. (6)Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались! <…>

(7)Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели.(8) И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. (9)Я целую чистые и святые руки твои! <…>

(10)Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

3)Ответы на вопросы:

- Какую проблему поднимает А.Фадеев в данном тексте? (Проблема сыновней любви.)
- Определите основную мысль текста.
- С какой целью А.Фадеев употребляет слово “руки”? (Экспрессивный повтор используется для того, чтобы усилить впечатление от рук матери.)
- Какие средства художественной выразительности использует А.Фадеев?
4)Самостоятельная работа.

1. определите стиль текста.(художественный)

2. тип речи (повествование)

3. В предложениях 2-8 найдите слово(а) с чередующейся гласной в корне слова. ( загар, горел)

4.Среди предложений 1-3 выпишите номер предложения с вводным сочетанием слов. (3)

5.Среди предложений 6-7 найдите слово(а), правописание приставки которого(ых) зависит от ударения. (ничего)

6. Из предложений 1-3 выпишите прилагательное(ые), употреблённое(ые) в простой сравнительной степени. (темнее, грубее)

7. Выпишите номера СПП с придаточными определительными и изъяснительными. (1,4,5)

5) Проверка работы.СЛАЙД 10

-Оцените свою работу.

6). Выполните анализ предложений. (1,4,5) (Дети работают в карточках)

Мама, мама! http://festival.1september.ru/articles/525858/img12.gifсебя на свете.

- Какое языковое явление присутствует в этом предложении?

(Обращение.)

- Как выделяем обращение на письме?

(Запятыми и восклицательным знаком. Здесь поставим восклицательный знак, произносится с усилительной интонацией (повышением голоса).)

- Какие гласные написали в корне слова осознавать? Подбираем проверочные слова.

- Какое это предложение с грамматической точки зрения? (СП)

http://festival.1september.ru/articles/525858/img13.gif

Второе предложение – придаточное определительное, СОЕДИНЕНО С ГЛАВНЫМ ПРИ ПОМОЩИ СОЮЗНОГО СЛОВА КАК

Дополнительные вопросы:

-Чем отличается союз от союзного слова*

-Назови позицию придаточного определительного по отношению к главному предложению ( придаточное чаще всего стоит после главного предложения)

http://festival.1september.ru/articles/525858/img14.gifhttp://festival.1september.ru/articles/525858/img15.gifhttp://festival.1september.ru/articles/525858/img16.gif

http://festival.1september.ru/articles/525858/img17.gif-

- Что помогло вам определить, что несгибающиеся и залубеневшие – это причастия?

(Суффиксы -ющ-, -вш-, обозначают признак по действию).

- Определите лексическое значение слова прорубь.

(Отверстие, прорубленное во льду, на реке, водоеме.)

- Замените причастный оборот синонимичной конструкцией. (Устно).

(Которые загрубели от студеной воды.)

- Вид 1 придаточного предложения?

(Придаточное определительное.)

- В какой речи мы употребляем слова залубеневшие (замерзшие), студеная (холодная)? (В разговорной РЕЧИ)

Дополнительные вопросы:

Что поясняет придаточное определительное* изъяснительное*

- Какие указательные слова имеют в своём составе СПП с придаточными изъяснительными*

http://festival.1september.ru/articles/525858/img18.gifhttp://festival.1september.ru/articles/525858/img19.gifhttp://festival.1september.ru/articles/525858/img20.gif

http://festival.1september.ru/articles/525858/img21.gif

Второе и третье предложения — придаточные изъяснительные, четвёртое – обстоятельственное времени.

Дополнительные вопросы:

http://festival.1september.ru/articles/525858/img22.gifhttp://festival.1september.ru/articles/525858/img23.gifhttp://festival.1september.ru/articles/525858/img24.gifhttp://festival.1september.ru/articles/525858/img25.gif

http://festival.1september.ru/articles/525858/img26.gif-

- В слове незаметно выделить основу.

(Незаметно.)

- Почему все слово – основа?

(Наречие – н. ч. речи.)

- Обратите внимание, что два придаточных предложения соединены одиночным союзом и. Оба придаточных одного вида – изъяснительные, они поясняют одно слово в главном предложении (и напоминают однородные члены).

Запомните: запятая в таких случаях перед одиночным союзом и не ставится, как и при однородных членах.

Третье — обстоятельственное времени.

Дополнительные вопросы: назови средства связи придаточного изъяснительного с главным предложением ( союзы: что, чтобы, как , будто, как будто, словно…, союзные слова: кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько…)

VI. Самостоятельная работа. (слайд 11)

Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока.

-К чему призывает М.Горький*

Выполните синтаксический разбор данного предложения. Произведите морфологический разбор слова мать.

http://festival.1september.ru/articles/525858/img1.gif(Сложное, союзное, СПП, вторая предикативная часть – придаточное определительное).

http://festival.1september.ru/articles/525858/img2.gif

Морфологический разбор.

Мать – сущ.
I Н.ф. – мать.
II Пост. морф. призн.: нариц., одуш., ж.р., IIIскл.;
непост. морф. призн.: в В.п., ед.ч.
III Женщину (какую?) мать.

Поменяйтесь работами.

Проверка. (слайд 12 )

- В чём особенность этого слова в данном предложении? Почему оно пишется через дефис? (Слово мать является приложением, которое стоит после определяемого слова.)

Оцените работу. Закрасьте ещё один лепесток ромашки.

VII. Итог урока.

Давайте подведём итог нашему уроку. Перед вами таблица. Слайд 13

Вам необходимо вспомнить всё, что вы узнали о СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

Вид придаточного

Придаточное определительное

Придаточное изъяснительное

  1. Вопросы







2.Контактное слово (часть речи)







3.средства связи








4. возможны указательные слова







5.позиция придаточного по отношению к главному







Оцените свою работу за урок.

IХ. Творческая минутка.

Ребята, мне очень понравилась ваша работа на уроке.

Скажите, пожалуйста, а почему на сегодняшнем уроке звучало столько слов о мамах*

Запомните, ребята, что люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери, мы можем определить каков человек. Любовь к матери никого не унизила, даже самых великих людей, напротив, сделала их ещё более благородными и достойными уважения. Пренебречь родителями, оставить их без попечения — всё равно, что зачеркнуть всё доброе, когда-то нами сделанное.

- В заключение я хочу попросить всех: цените своих матерей, дарите им минуты радости, будьте заботливы и всегда помните, что дороже и ближе человека, скорее всего, у вас больше не будет.

Если вы хотите сделать свою маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она чаще улыбалась и с гордостью могла сказать: «Знаете, какие у меня хорошие дети!»

Прослушивание песни «Моя мама лучшая на свете»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconУрок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения...
Цели: продолжить углубление понятия о сложносочинённых предложениях с придаточными определительными
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconУрок русского языка Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Зачитывание выписанных в тетради примеров спп с придаточными определительными и изъяснительными. Работа учащегося у доски по карточке....
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Методы: поисковый, репродуктивный (составление кластера), используя знания, полученные ранее и на уроке
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» icon«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места»
Повторить опознавательные признаки спп, сведения об спп с придаточными определительными и изъяснительными
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconУрок Цели урока
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными....
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconУрока, № урока по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Показать особенности спп с придаточными изъяснительными; формировать умения находить спп с придаточными изъяснительными в тексте,...
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Сложноподчиненные предложения...
Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами...
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» icon«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными»
Способствовать формированию умения учащихся отличать спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными,...
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconТема: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Цель урока: 1 повторить теоретический материал, посвящённый сложноподчинённым предложениям
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconТема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconТема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» Цели: Обучающие
Развивающие: -развивать умение определять придаточные определитель- ные; -развивать навыки исследовательской деятельности
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconРазработка урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Неклюдовская основная общеобразовательная школа
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconКонспект урока тема урока Сложноподчиненные предложения с придаточными...
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconУрок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные определительные»
...
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными» iconУрок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи
На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск