Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий





Скачать 390.74 Kb.
НазваниеПрограмма экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий
страница1/4
Дата публикации11.07.2013
Размер390.74 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
С. Р. Шаваринская

Родиноведение. Познание мира

Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса

для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий1

Пояснительная записка

Современная информационная насыщенность обучения в школе и отставание на этом фоне систематической воспитательной работы духовно-нравственного характера ставит родителей, педагогов, врачей перед новыми проблемами, связанными с развитием личности ребенка.

Современная школа, утратив единство обучения и воспитания, дает, хотя и отточенное, но все же отвлеченное, информативное знание: человек снабжен набором современных научных представлений, имеет технические навыки мышления, помнит множество сведений, фактов, при этом в нем мало глубиной заинтересованности бытием.

В школе повсеместно введено предметное обучение. Разные предметы направляют рассеянное внимание ребенка в разные, иногда совершенно противоположные стороны. Мозг ребенка работает в напряженном режиме, а в душе появляется недоумение, затемнение. В восприятии ребенком мира происходит необратимый процесс расщепления, Живая, единая картина мира, самой жизни дробится, расчленяется.

В русской педагогике поднимали эту: проблему К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов. Сегодня она волнует родителей, учителей-практиков, ученых - теоретиков.

"Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовывавши в ребенке ясного понимание вещей окружающего мира", - писал К.Д. Ушинский.

Как формировать у детей целостное представление о мире? Как создать общую платформу сближения предметных знаний?

Мы предлагаем решение этой проблемы путем православного просвещения ребенка. Такой подход призван дать обзор всех приобретаемых детьми знаний и привести их в стройную логическую систему. Предлагаемый в программе систематический подход – это способ восприятия мира как единого целостного творения Божия, откровения, где все связано со всем. Это - путь комплексного развития, многопрофильного обучения, свободного воспитания активной личности, способной к духовной жизни.

Данный курс, интегрированный по содержанию предмета, предусматривает решение в школе целого ряда воспитательных и образовательных задач.
Основные педагогические принципы:

  1. Проведение познавательных и развивающих линий курса через призму духовно-нравственных проблем.

  2. Четкая ценностная иерархия и ориентация.

  3. Формирование личностной духовно-нравственной ориентации ребенка.

  4. Гармоничное развитие личности ребенка с учетом его возможностей (Божий замысел о ребенке).

  5. Использование основных принципов христианской педагогики: ненасилия, своевременности, единства педагогических влияний, личностного подхода, уважения, педагогического внимания, любви, педагогического смирения, ответственности педагога за ребенка, за свои слова и поступки.

  6. Использование приема активного личностного отношения к окружающему миру.

  7. Упор на развитие образного мышления. Знакомство с языком творчества. Постановка ребенка на творческую позицию открывателя тайн бытия, сохранение творческого потенциала и развитие самодеятельного творчества ребенка (музыка, рисунок, художественная композиция и т.п.).

  8. Преодоление схоластики (оторванности знаний, образования от жизни), осознание смысла жизни и целей образования.


Основные методические рекомендации:

  1. Широкий диапазон содержательного охвата курса предполагает использование самых разнообразных по форме уроков (семинар, практикум, экскурсия, дискуссия, интегрированное, театрализованное занятие…) и форм организации учебной деятельности (рассказ преподавателя или ученика, диспут или дискуссия, проблемно-сюжетные и игровые ситуации, проектная деятельность и т.п.).

  2. Необходимо проводить систематическую внеклассную работу с учащимися: экскурсии в храм, музей, парк, по городу; беседы с детьми и их родителями духовно-нравственного содержания; совместное празднование дней Ангела и традиционных для русского народа православных праздников Рождество Христово и Пасха — Светлое Христово Воскресение.

  3. Программа предполагает широкое использование наглядного и дидактического материала: репродукций иконописных изображений, картин, фотографий, карт, схем, разнообразных аудио- и видео - материалов.

  4. Необходимо создавать соответствующую духу и смыслу занятий "предметную" среду, предполагающую соответствующее оформление класса - традиционный для русского дома "красный угол" с иконописными изображениями Спасителя. Божией Матери, местночтимых святых, с литературой духовно-нравственного характера.


Основные педагогические задачи:

  1. Способствовать формированию целостного мировоззрения ребенка. Дать почувствовать единство мира, взаимосвязь всех внешних и внутренних процессов в жизни. Подвести ребенка к осмыслению понятий: Бог, мироздание, жизнь, человек. Мировоззренчески скорректировать уже имеющиеся знания и понятия.

  2. Новую информацию крепко связывать со всем имеющимся багажом знаний ученика. Способствовать формированию духовно-нравственной личности ребенка.

  3. Закладывать в сознании детей прочный фундамент, на который лягут все морально-нравственные критерии жизни, готовить к осмыслению личного духовного опыта (разбираем примеры из жизни).

  4. Знакомить с основами традиционного для России православного вероучения.

  5. Формировать чувство ответственности за свои слова и поступки, за тех, кто рядом (положительная мотивация).

  6. Расширять словарный запас ученика путем знакомства со словами древнерусского и церковнославянского языков, через введение в обиход фразеологических оборотов, устойчивых словосочетаний, имеющих библейское происхождение.

  7. Развивать образное мышление ребенка.

  8. Расширять кругозор детей путем знакомства с Библейской историей, историей нашей Родины, родного города; храмовой архитектурой, древнерусским искусством, достойными образцами русской классической литературы духовно-нравственного содержания, культурой России в целом.

  9. Развивать у учащихся чувство патриотизма.

  10. Образовательная сторона курса призвана создавать благоприятные условия для изучения школьниками основных учебных дисциплин, как параллельно, так и в будущем.


Предлагаемый интегрированный курс носит объединяющий, методологический характер. Его содержание может являться отправной точкой при изучении русского языка, литературы, чтения, истории, природоведения, изобразительного и музыкального искусства, физической культуры, труда и т.п.
Преподавателю необходимо стремиться:

  1. Закрепить чувство ответственности у ребенка за окружающий мир: родных и близких людей, родную природу, родную культуру и т.п.

  2. Формировать потребность беречь, хранить и развивать духовно-нравственные традиции своего народа.

  3. Пробудить в ребенке желание руководствоваться в своей повседневной жизни христианскими нормами и правилами взаимоотношений.

  4. Пробудить творческое желание в ребенке "познавать", жить духовной жизнью.


К концу учебного года ученик должен:

  1. Знать, чтить и сохранять духовно-нравственные и культурные традиции своего народа. Знать и беречь святыни родного края, своего Отечества.

  2. Расширить свой кругозор знаниями по истории России, родного края, города Костромы.

  3. Иметь понятие об основах традиционного для России православного вероучения,

  4. Иметь понятие об основных традиционных православных праздниках.

  5. Знать некоторые основные сюжеты Библейской истории.

  6. Расширить свой словарный запас за счет слов церковно-славянского, древнерусского языка, устойчивых словосочетаний, имеющих библейское происхождение.


Учебно-тематическое планирование:

Программа курса рассчитана на систематическое освоение учащимися духовно-нравственного материала в течение 34 учебных часов2 в год (один час в неделю).

Работу по курсу желательно строить таким образом, чтобы дух и идеи курса «Родиноведение. Познание мира» имели свое продолжение на уроках других дисциплин и во всей системе внеклассного и внешкольного образования.


№ п/п

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

УРОКИ

ЭКСКУРСИИ

ВНЕ ЗАНЯТИЙ

5 кл.

6 кл.

5 кл.

6 кл.




Вводный урок

1










I.

С небольшого ручейка начинается река или корни отечественного миропонимания

5

8







II.

Сокровищница христианского искусства

3

2

1

1

III.

Страницы всемирной истории. Эпохи и события

4

8




1

IV.

Предания старины глубокой: история русской святости

2

7

2

1

V.

Человек среди людей

2

6




1




Заключительный урок




1










Резервные уроки




2










Всего:

17

34

3

4



Представленный вариант примерного тематического планирования носит рекомендательный характер. Выбор форм занятий и распределение учебных часов в рамках темы или раздела уроков осуществляет учитель. Он же формулирует и распределяет конкретные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников, а также наличия учебных пособий и дополнительных источников информации. Важно, чтобы в процессе работы, вышеуказанные программные цели и задачи оказались достигнутыми, была сохранена ценностная ориентация курса.

Педагогу при планировании уроков, посвященных православным праздникам, необходимо учитывать церковный календарный год.

Образовательная деятельность в рамках курса «Родиноведение. Познание мира» предполагает использование различных форм воспитательной работы: экскурсии в храм, паломничество по святым местам родного края, встречи с интересными людьми: священником, иконописцем, художником, архитектором, литератором и др.
В настоящей программе учитывается экскурсионная деятельность учащихся вне занятий: 5 класс – 3 экскурсии (по одной в зимние, весенние и летние каникулы); 6 класс - 4 (в осенние, зимние, весенние и летние каникулы). Результативным могло бы быть участие школьников в экскурсионной программе «Животворящие святыни» (например, посещение Ипатьевского, Богоявленско-Анастасииного монастыря, церкви Воскресения на Дебре, Ильинского храма или других святынь Костромского края).
Работа по курсу предполагает и самостоятельную работу учащихся: рефлексию, домашнее чтение, творческие работы детей (рисунки, поделки, аппликации), проектную деятельность разных видов и т.п.
Вводная беседа: Родиноведение. Предмет изучения

Цель - знать, любить и уважать свою Родину и свой народ. Основные интеграционные связи курса: история христианства (Священное Предание и Священное Писание), история Отечества (люди и события), краеведение (основные исторические события, историко-архитектурные памятники, благочестивые традиции и обычаи наших земляков), культура и искусство (знакомство сквозь призму традиционного для русского народа православного мировосприятия с литературными памятниками; творениями выдающихся русских живописцев, зодчих, композиторов; с произведениями других видов христианского искусства, имеющих мировое значение), основы нравственного поведения (в семье и обществе).

Ключевые понятия: мировосприятие
РАЗДЕЛ I. С небольшого ручейка начинается река

или корни отечественного миропонимания
Тема 1. «Хорошо и там и тут, где по имени зовут»

День Рождения, крещение, именины или День Ангела. Почему мне дали это имя? Пример наречения имени из Евангелия (Лк. 1.) Отеческие традиции наречения имени. Именные и мерные иконы. Святцы (месяцеслов). Значение православных имен. Как отмечают именины? Рассказ ученика «Мой святой небесный покровитель». Объясни значение пословиц: «Не имя красит человека, а человек красит свое имя», «Доброе имя лучше богатства»

Ключевые понятия: именины, именные иконы, святой небесный покровитель

Наглядный материал: иконописное изображение Ангела Хранителя; Коровин П.И. Крестины. Крещение: плакат

Тексты: Вяземский П.А. Молитва Ангелу-Хранителю. Чарская Л.А. Молись дитя…Шмелев И.С. Лето Господне, гл. Именины (отрывок)

Домашнее задание: Подготовить рассказ «Моё имя». Беседа с родителями: Узнаем правильное звучание имен родных и близких, что они знают о своем имени и святом небесном покровителе.
Тема 2. «На Покров свадьба крепка»

Как на Руси невесту да жениха выбирали… Таинство Брака. Венчание и свадьба – рождение семьи. Символика обручальных колец, венцов и чаши. Родители и дети. Любовь и уважение, доверие и послушание в семье. Объясни значение пословиц: «Муж – голова, а жена – сердце», «Жена - не рукавица: с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь», «Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детушек», «Братская любовь крепче каменных стен», «Нет дружка как родная матушка, да родимый батюшка».

Ключевые понятия: венчание, благословение, семья

Наглядный материал: Рябушкин А. П. Семья купца в XVII веке. Пимоненко Н.К. Сваты; В семье. Богданов-Бельский Н. П. Венчание; Новые хозяева. Серебрякова З. За обедом. Серов В. Портрет Мики Морозова (сына Саввы Морозова).

Тексты: русские народные пословицы о семье

Домашнее задание: Беседа с родителями. Рассказ по фотографии «Радостный день моей семьи»
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconУчебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий
Б 83 А. В. Бородина история религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 4-е,...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconПрограмма для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей,...
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, домов творчества, школ искусств включает
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной...
А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconРабочая программа по православной культуре для 5-9 классов разработана...
«Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре...
Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура»...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconРеферат Представляемые лабораторные работы рекомендуются для проведения...
Разработка ном по школьному лабораторному практикуму по физике (раздел «Электричество») в соответствии с рабочей программой профильного...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconКонспект интегрированного занятия по фэмп и чтению художественной...
Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconПрограмма для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и студентов средних
Программа предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных школ, для студентов колледжей и высших учебных заведений...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В конкурсах могут принять участие ученики школ, гимназий, лицеев, колледжей, техникумов и др учреждений, занимающихся по программам...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconПрограмма учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана...
Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана...
Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана...
Стойчивой нравственной позиции учащихся, воспитание духовной зрелости для правильного понимания ими жизни современного общества,...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconМетодическая разработка по теме: «Использование икт на уроках изо...
Направленность: материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов средних...
Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий iconНовейшая история стран европы и америки (XX век)
Первой мировой войны, смене мышления ведущих политических сил XX в. (социалистов, либералов, консерваторов), характеристике современного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск