Скачать 390.74 Kb.
|
С. Р. Шаваринская Родиноведение. Познание мира Программа экспериментального интегрированного учебно-воспитательного курса для учащихся 5, 6 классов общеобразовательных средних школ и гимназий1 Пояснительная записка Современная информационная насыщенность обучения в школе и отставание на этом фоне систематической воспитательной работы духовно-нравственного характера ставит родителей, педагогов, врачей перед новыми проблемами, связанными с развитием личности ребенка. Современная школа, утратив единство обучения и воспитания, дает, хотя и отточенное, но все же отвлеченное, информативное знание: человек снабжен набором современных научных представлений, имеет технические навыки мышления, помнит множество сведений, фактов, при этом в нем мало глубиной заинтересованности бытием. В школе повсеместно введено предметное обучение. Разные предметы направляют рассеянное внимание ребенка в разные, иногда совершенно противоположные стороны. Мозг ребенка работает в напряженном режиме, а в душе появляется недоумение, затемнение. В восприятии ребенком мира происходит необратимый процесс расщепления, Живая, единая картина мира, самой жизни дробится, расчленяется. В русской педагогике поднимали эту: проблему К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов. Сегодня она волнует родителей, учителей-практиков, ученых - теоретиков. "Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовывавши в ребенке ясного понимание вещей окружающего мира", - писал К.Д. Ушинский. Как формировать у детей целостное представление о мире? Как создать общую платформу сближения предметных знаний? Мы предлагаем решение этой проблемы путем православного просвещения ребенка. Такой подход призван дать обзор всех приобретаемых детьми знаний и привести их в стройную логическую систему. Предлагаемый в программе систематический подход – это способ восприятия мира как единого целостного творения Божия, откровения, где все связано со всем. Это - путь комплексного развития, многопрофильного обучения, свободного воспитания активной личности, способной к духовной жизни. Данный курс, интегрированный по содержанию предмета, предусматривает решение в школе целого ряда воспитательных и образовательных задач. Основные педагогические принципы:
Основные методические рекомендации:
Основные педагогические задачи:
Предлагаемый интегрированный курс носит объединяющий, методологический характер. Его содержание может являться отправной точкой при изучении русского языка, литературы, чтения, истории, природоведения, изобразительного и музыкального искусства, физической культуры, труда и т.п. Преподавателю необходимо стремиться:
К концу учебного года ученик должен:
Учебно-тематическое планирование: Программа курса рассчитана на систематическое освоение учащимися духовно-нравственного материала в течение 34 учебных часов2 в год (один час в неделю). Работу по курсу желательно строить таким образом, чтобы дух и идеи курса «Родиноведение. Познание мира» имели свое продолжение на уроках других дисциплин и во всей системе внеклассного и внешкольного образования.
Представленный вариант примерного тематического планирования носит рекомендательный характер. Выбор форм занятий и распределение учебных часов в рамках темы или раздела уроков осуществляет учитель. Он же формулирует и распределяет конкретные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников, а также наличия учебных пособий и дополнительных источников информации. Важно, чтобы в процессе работы, вышеуказанные программные цели и задачи оказались достигнутыми, была сохранена ценностная ориентация курса. Педагогу при планировании уроков, посвященных православным праздникам, необходимо учитывать церковный календарный год. Образовательная деятельность в рамках курса «Родиноведение. Познание мира» предполагает использование различных форм воспитательной работы: экскурсии в храм, паломничество по святым местам родного края, встречи с интересными людьми: священником, иконописцем, художником, архитектором, литератором и др. В настоящей программе учитывается экскурсионная деятельность учащихся вне занятий: 5 класс – 3 экскурсии (по одной в зимние, весенние и летние каникулы); 6 класс - 4 (в осенние, зимние, весенние и летние каникулы). Результативным могло бы быть участие школьников в экскурсионной программе «Животворящие святыни» (например, посещение Ипатьевского, Богоявленско-Анастасииного монастыря, церкви Воскресения на Дебре, Ильинского храма или других святынь Костромского края). Работа по курсу предполагает и самостоятельную работу учащихся: рефлексию, домашнее чтение, творческие работы детей (рисунки, поделки, аппликации), проектную деятельность разных видов и т.п. Вводная беседа: Родиноведение. Предмет изучения Цель - знать, любить и уважать свою Родину и свой народ. Основные интеграционные связи курса: история христианства (Священное Предание и Священное Писание), история Отечества (люди и события), краеведение (основные исторические события, историко-архитектурные памятники, благочестивые традиции и обычаи наших земляков), культура и искусство (знакомство сквозь призму традиционного для русского народа православного мировосприятия с литературными памятниками; творениями выдающихся русских живописцев, зодчих, композиторов; с произведениями других видов христианского искусства, имеющих мировое значение), основы нравственного поведения (в семье и обществе). Ключевые понятия: мировосприятие РАЗДЕЛ I. С небольшого ручейка начинается река или корни отечественного миропонимания Тема 1. «Хорошо и там и тут, где по имени зовут» День Рождения, крещение, именины или День Ангела. Почему мне дали это имя? Пример наречения имени из Евангелия (Лк. 1.) Отеческие традиции наречения имени. Именные и мерные иконы. Святцы (месяцеслов). Значение православных имен. Как отмечают именины? Рассказ ученика «Мой святой небесный покровитель». Объясни значение пословиц: «Не имя красит человека, а человек красит свое имя», «Доброе имя лучше богатства» Ключевые понятия: именины, именные иконы, святой небесный покровитель Наглядный материал: иконописное изображение Ангела Хранителя; Коровин П.И. Крестины. Крещение: плакат Тексты: Вяземский П.А. Молитва Ангелу-Хранителю. Чарская Л.А. Молись дитя…Шмелев И.С. Лето Господне, гл. Именины (отрывок) Домашнее задание: Подготовить рассказ «Моё имя». Беседа с родителями: Узнаем правильное звучание имен родных и близких, что они знают о своем имени и святом небесном покровителе. Тема 2. «На Покров свадьба крепка» Как на Руси невесту да жениха выбирали… Таинство Брака. Венчание и свадьба – рождение семьи. Символика обручальных колец, венцов и чаши. Родители и дети. Любовь и уважение, доверие и послушание в семье. Объясни значение пословиц: «Муж – голова, а жена – сердце», «Жена - не рукавица: с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь», «Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детушек», «Братская любовь крепче каменных стен», «Нет дружка как родная матушка, да родимый батюшка». Ключевые понятия: венчание, благословение, семья Наглядный материал: Рябушкин А. П. Семья купца в XVII веке. Пимоненко Н.К. Сваты; В семье. Богданов-Бельский Н. П. Венчание; Новые хозяева. Серебрякова З. За обедом. Серов В. Портрет Мики Морозова (сына Саввы Морозова). Тексты: русские народные пословицы о семье Домашнее задание: Беседа с родителями. Рассказ по фотографии «Радостный день моей семьи» |
Учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Б 83 А. В. Бородина история религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 4-е,... | Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей,... Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, домов творчества, школ искусств включает | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной... А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии... | Рабочая программа по православной культуре для 5-9 классов разработана... «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре... Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних... | Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура»... | ||
Реферат Представляемые лабораторные работы рекомендуются для проведения... Разработка ном по школьному лабораторному практикуму по физике (раздел «Электричество») в соответствии с рабочей программой профильного... | Конспект интегрированного занятия по фэмп и чтению художественной... Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному... | ||
Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и студентов средних Программа предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных школ, для студентов колледжей и высших учебных заведений... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В конкурсах могут принять участие ученики школ, гимназий, лицеев, колледжей, техникумов и др учреждений, занимающихся по программам... | ||
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий... Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»... | Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | ||
Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Стойчивой нравственной позиции учащихся, воспитание духовной зрелости для правильного понимания ими жизни современного общества,... | ||
Методическая разработка по теме: «Использование икт на уроках изо... Направленность: материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов средних... | Новейшая история стран европы и америки (XX век) Первой мировой войны, смене мышления ведущих политических сил XX в. (социалистов, либералов, консерваторов), характеристике современного... |