«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…»





Скачать 84.27 Kb.
Название«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…»
Дата публикации31.08.2014
Размер84.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок в музее

Авторы- разработчики:

Сабельникова Светлана Игоревна, Ульяхина Любовь Геннадьевна
Место проведения урока:

Дом-музей В.М. Васнецова

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/branch/dmvasnecov

Телефон: (495) 681-1329

Адрес: Москва, пер. Васнецова, 13

Проезд: пешком от станции метро «Сухаревская», «Проспект Мира», «Цветной бульвар»

Тип урока: интегрированный



Предмет

Тема

Класс

Литературное чтение

Русские народные сказки.

«Сивка-бурка» (авт. Л.Ф.Климанова и др.)

3

Изобразительное искусство

Памятники архитектуры — наследие веков.

Что делал художник на улицах моего города? (группа авт. под рук. Б.М. Неменского)

3

Технология

Архитектура. Изделие «Дом» (авт.Н.И. Роговцева)

3

Русский язык

Синонимы (авт. Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова )

3


Тема урока:

«Заезжай ты поклониться

в изумрудный терем мой…»
Цель учителя: организовать исследовательскую деятельность учащихся 3 класса.
Задачи:

  1. формирование потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  2. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  3. формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре, истории и современности России;

  4. понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  5. формирование умения самостоятельно выбирать необходимую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Предварительная работа

На уроке литературного чтения учащиеся знакомятся с произведением «Сивка-бурка» (русская народная сказка). При проведении словарной работы учитель обращает внимание детей на слово терем (Приложение 1, задание № 1). После выполнения задания дети приходят к выводу, что записи у них получились разные. Для составления более точного «портрета» слова необходимо воспользоваться толковым словарем или энциклопедией, например, энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона.

После работы со словарем дети записывают определение (Приложение 1, задание № 2) на рабочий лист (данное задание можно выполнить на уроке русского языка и в последующем поработать со словарной статьей).

Учитель предлагает детям найти в тексте фрагменты, в которых:

- царь призывает бояр, купцов и простых людей выполнить его волю,

- Иван пытается снять кольцо с руки царевны.

После прочтения этих фрагментов дети самостоятельно делают выводы о том, что

  1. терем такой высокий, что даже волшебный конь только с третьего раза достигает цели;

  2. в тереме живет царевна;

  3. в тереме есть окошки.

Выводы детей соотносятся с определениями из словарей.

На уроке изобразительного искусства при изучении темы «Памятники архитектуры – наследие веков» и уроке технологии «Архитектура. Изделие «Дом» учащиеся знакомятся с домом-музеем В.М.Васнецова, обсуждают, почему это здание является памятником архитектуры и истории. Учитель подводит детей к тому, что именно в доме В.М.Васнецова учащиеся смогут:

- определить терем как архитектурный элемент,

- обратить внимание на традиционно богатое убранство фасада и интерьера терема;

- познакомиться с жизнью и творчеством художника, архитектора, декоратора В.М. Васнецова;

- увидеть картины В.М.Васнецова на сказочные сюжеты и определить в них особенности русского стиля.

Ход занятия в музее:

На экскурсию дети берут с собой рабочие листы (Приложение № 1)

  1. Фасад здания.

Учитель:

Дети, обратите внимание на необычную архитектуру здания.

- Что необычного вы заметили? Чем это здание отличается от рядом стоящих домов? (Ответы детей)

- Над входом пристройка. Что она вам напоминает? (Ответы детей)

-Обратите внимание, что пристройка (терем) представляет собой отдельное здание, имеющее сообщение с основной частью дома.

- Давайте сравним определение слова терем, которое вы записали на рабочих листах на уроке литературного чтения. (Приложение № 1, задание № 2)

- Сравним крышу основной части дома и терема, окна, двери, крыльцо. (Ответы детей)

Дети обращают внимание на материалы, из которых построен дом и, в частности, терем, сравнивают крыши, окна, наличие дверей у основной постройки и терема.

- Обратите внимание, что терем расположен на высокой подклети с крыльцом.

Справка для учителя:

Дом представляет собой сооружение с бревенчатой пристройкой-теремом, украшенной крышей-бочкой. Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками. Разноцветные поливные изразцы с растительным орнаментом опоясывают дом с фасада, украшают печи в интерьерах.

Москвичи называют дом-музей «теремком».

  1. Знакомство с «хозяином дома».

Учитель рассказывает детям о жизни М.В. Васнецова:

Автопортрет.

Художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) жил с семьей в этом доме в Троицком переулке (ныне переулок Васнецова) с 1894 по 1926 годы. Дом построен в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника.

Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен.

  1. Интерьер музея.

Справка для учителя:

На первом этаже
Интерьеры дома В.М.Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века. На первом этаже располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная. Мебель для столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам В.М.Васнецова, в абрамцевких и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также его братом А.М.Васнецовым в Вятке.









- Дети, обратите внимание на внутреннее убранство комнат и обстановку. Опишите то, что вы видите. Найдите необычные черты в интерьере. Выберите любой объект, рассмотрите его и расскажите о нем, как экскурсоводы. (Учащиеся выбирают объект, рассматривают комод, стул, стол, печь, доспехи, лестницу, портреты, картины, лампу…и по очереди исполняют роль экскурсовода для своих одноклассников)

- Предлагаю вам продолжить нашу экскурсию на втором этаже.

На втором этаже дети рассаживаются на лавки и сначала слушают учителя, который рассказывает о мастерской художника.
Учитель:

Главным местом в доме была мастерская художника, расположенная на втором этаже. Здесь В.М.Васнецов заканчивал лучшие картины – "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897) и "Богатыри" (1881–1898).

В мастерской хранятся картины 1890-х годов – "Царевна Несмеяна", "Царевна-Лягушка", "Ковер-самолет", "Баба-Яга", "Спящая царевна", "Сивка-Бурка", "Кащей Бессмертный", названные художником "Поэмой семи сказок". Былинная богатырская тема представлена произведениями "Бой Ивана-царевича с трехглавым морским змеем" (1910–1912), "Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем" (1918).




- Дети, рассмотрите картины. Узнали ли вы героев сказок? (Ответы детей)

- Обратите внимание на картину «Сивка бурка». Как называется здание, изображенное на ней. (Ответы детей)

- Перескажите отрывок из этой сказки, который художник проиллюстрировал. (Ответы детей)

- На каких еще картинах Васнецова вы заметили изображение терема? («Царевна лягушка», «Несмеяна царевна»)

- Как вы догадались? (Ответы детей)
- Достаньте ваши рабочие листы и самостоятельно выполните задание № 4. (Приложение № 1, задание № 4)
В конце работы учитель вместе с детьми обсуждают выполненную работу.

- Понравилось ли вам в гостях у художника? Что бы вы еще хотели узнать о нем, о его творчестве, о тереме. Какие сказки вы перечитаете дома? (Ответы детей)

-Предлагаю вам оставить свои записи в книге отзывов музея.

Учащиеся заполняют книгу отзывов.

Приложение № 1

Рабочий лист
Фамилия, имя ученика ____________________________________________

«Заезжай ты поклониться
в изумрудный терем мой…»

Задание 1 (выполняется на уроке литературного чтения)

Продолжи

Терем – это __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2 (выполняется на уроке русского языка)

Где можно уточнить определение слова терем?

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 3 (выполняется на уроке русского языка)

Подбери синонимы к слову терем, пользуясь словарем синонимов.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 4
Заполни таблицу, пользуясь словами для справок:


Терем– это…



В тереме жили….



В.М. Васнецов был….





Слова для справок: журналист, архитектор, пристройка, прислуга, царевна, отдельное здание, Баба- Яга, крыша, декоратор, башня, балкон, художник.
Задание 5 (выполняется на уроках изобразительного искусства)
Что делал художник на улицах моего города?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 6

Нарисуй терем (выполняется на уроке изобразительного искусства)







Задание 7 (выполняется на уроке технологии)

Создай макет терема по своему эскизу.
Задание 8 (выполняется на уроках русского языка)

Напиши сочинение-миниатюру. Размышление на тему «Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconПрил. 14 На школьном уровне
...
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconА игры не будет, что ж тогда останется?
А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб,...
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconМой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг! Мой царь! Мой раб! Родной язык", так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный...
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconКонкурс по символике России «Мой Флаг! Мой Герб!» Интеллектуальное

«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультфильм «Терем-теремок» (по рисункам народного художника Ю. Васнецова). Киностудия «Союзмультфильм», Москва, 1971 год
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вы любите отдыхать в кресле? 10. Мы едим и пьем в кухне. 11. Мой брат не любит читать га­зеты. 12. Мы спим в спальне. 13. Мой брат...
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconКонкурсное движение
«Телевизор мой друг, телевизор – мой враг» (сентябрь октябрь 2013 г), детские рассказы и рисунки, возраст – 1-4 класс
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сцена — пространство у стены зала. Левый край сцены может изображать княжеский терем, правый — лес. Посередине сцены стоит ширма....
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconРассказать о природе комического
Причиной выбора темы моего реферата является мой глубочайший интерес к творчеству А. П. Чехова. Также на мой выбор повлияло участие...
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconПоложени е международный фестиваль «Мой снежный барс»
Настоящее положение определяет порядок и проведение регионального этапа Международного фестиваля «Мой снежный барс»
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconУрок по теме «Мой дом»
Ожидаемый результат: Развитие коммуникативных навыков и умений в деятельности уч-ся по теме «Мой дом»
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconТема: «Лес словно терем расписной, лиловый, золотой багряный…»
Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,...
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» icon«Н. Г. Гарин-Михайловский» «Детство Тёмы». Читать отрывки в учебнике...
Написать творческую работу на тему (по выбору): «Мой любимый древнегреческий герой» или «Мой любимый древнегреческий миф»
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», федерального государственного образовательного...
«Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» iconРиказ
Администрации г. Апатиты №108-1/о от 01. 07. 2011 г. «О проведении муниципального этапа VI всероссийского конкурса профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск