Скачать 67.36 Kb.
|
Уровень образования: основное общее образование Целевая аудитория: Административный работник Библиотекарь Классный руководитель Учащийся (студент) Учитель (преподаватель) Класс(ы): 6 класс Предмет(ы): Музыка Цель урока: Побудить учащихся к самовыражению через творческие задания на уроке и заключительном этапе урока-рефлексии (сочинение сиквейна) Тип урока: Комбинированный урок Учащихся в классе (аудитории): 23 Используемые учебники и учебные пособия: Музыка 1-8 классы под руководством Д.Б. Кабалевского 3-е издание Москва «Просвещение» 2010 год, «Музыка» 7 класс под редакцией Т.И.Науменко, В.В.Алеев 3-е издание, стереотипное, Москва «Дрофа» 2010 год Используемая методическая литература: Музыкальный ряд: 1. Джулио Каччини «Ave Maria» 2. Сергей Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» Исполнительский ряд: 1. С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» (8 тактов) 2. В.Гаврилин «Мама» Литературный ряд: 1. А.Пушкин «Мадонна» сонет 2. А.Пушкин «…Одной картины я желал быть вечный зритель» (отрывок) 3. М.Волошин «Не на троне – на Её руке…» (отрывок) 4. А.Фет «Ave Maria» 5. Данте «Она идёт, хвале внимая» (отрывок) 6. А.Марков «Сикстинская мадонна» 7. Р.Гамзатов «Мама» (отрывок) 8. Р.Рождественский «Мама» (отрывок) Зрительный ряд: Презентация: 1. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» 2. Леонарда да Винчи «Мадонна Лита», «Мадонна с цветком» 3. Альбрехт Дюрер «Мадонна с кусочком груши» 4. Альбрехт Дюрер «Мадонна с младенцем» 5. Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем» 6. Феофан Грек «Богоматерь Донская» 7. Неизвестный автор, икона «Богоматерь Владимирская» 8. Кузьма Петров-Водкин «Мать» 9. Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», «Портрет Жана Ренуара и Габриэли с её ребёнком». Используемое оборудование: 1. Мультимедийный проектор 2. Экран 3. Музыкальный центр 4. Телевизор 5. Фортепиано 6. Синтезатор Краткое описание: Урок «В чём сила музыки Джулио Каччини?» является одним из уроков темы второго полугодия «В чём сила музыки?». Эта тема начинается в 3-ей четверти и заканчивается с окончанием учебного года, одновременно осуществляет подготовку к усвоению темы 7 класса «Музыкальный образ». Урок, подчёркивая широту жизненного содержания и глубину отражения жизни в произведениях великих мастеров, подводит учащихся к пониманию красоты и правды музыки. Урок неразрывно связан с темой перового полугодия «Преобразующая сила музыки», где рассматривались яркие примеры воздействия музыки на людей, на народы в целом. На экране: эпиграф урока: «…В тебе, как нимб вплетены, В тебе одной – все осени, все вёсны!» И.В. Гёте Учитель:Здравствуйте, ребята. Музыка – сколько различных чувств она вызывает, сколько мыслей, эмоций вносит в нашу жизнь. Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С.В.Рахманинова. На экране: Портрет С.Рахманинова с названием произведения Учитель:Эту музыку написал русский композитор С.В.Рахманинов. Мы тоже сегодня на уроке будем сочинять музыку, вы будете композиторами, поэтами и художниками. Мы с вами создадим творческие мастерские. Какую нам взять тему? О добре, о зле? Зла так много на нашей планете: войны, стихийные бедствия, катастрофы. А добро? Добро, доброе, вечное. (учащиеся разделившись на 3 группы: поэтов, художников и композиторов, занимают места за заранее приготовленными столами) Послушайте стихотворение поэта К.Бальмонта: Женщина- с нами, когда мы рождаемся, Женщина- с нами в последний наш час, Женщина – знамя, когда мы сражаемся, Женщина- радость раскрывшихся глаз. Первая наша влюблённость и счастье, В лучшем стремлении – первый привет. В битве за право- огонь соучастья. Женщина – музыка, Женщина – свет. А.С.Пушкин Одной картины я желал быть вечный зритель Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славу и в лучах… Учитель:Вы послушали стихотворения. Какой образ перед нами появляется? Дети: Образ матери, младенца. Учитель: Это добрый образ? Это добро? Учитель(обращается к художникам) - Какой колорит будет в вашей картине?(холодный, тёплый) Почему? - Какую цветовую гамму возьмёте в картине? (Спокойную, напряжённую?) - Кто или что будет являться композиционным центром? Почему вы так считаете? - Какой формат вы выберете для своей картины (вертикальный, горизонтальный, круглый, овальный) - Как бы вы назвали вашу картину? Пожалуйста, художники, подберите краски на палитре, отражающие колорит вашей картины. (Дети смешивают краски, наносят на палитру) Учитель обращается к поэтам и литераторам. Наши художники уже творят. - Как вы думаете о чём или о ком мы будем сочинять? - Какими словами, эпитетами охарактеризуем образ? - Какими чертами характера наделим наш образ? ( Достоинство, благородство, красота, ласка, величие, тишина, простота, радость, мир, человеколюбие) Пожалуйста, поэты и писатели, напишите эпитеты, подберите выражения, выразите на бумаге чувства, действия образа. Учитель обращается к композиторам. - Какой образ вы создадите своей музыкой? Какой характер мелодии? - Какую музыку вы сочините по динамике (тихую, громкую) - Какой темп будет в вашем произведении? - В каком регистре будете сочинять? (низкий, средний, высокий) - Опишите, какая у вас будет музыка? (светлая, добрая, ласковая, величественная) - В каком жанре будете сочинять? Дети по желанию выходят к фортепиано и играют свои произведения. Учитель направляет, подсказывает, беседует. Учитель:Благодарю композиторов за их произведения, теперь посмотрим как поработали художники. Ребятапоказывают свои палитры, комментируют, рассуждают почему взяли тот или иной цвет. Учитель: Великие мастера-живописцы воплотили свои чувства в картины, которые и сейчас нас пленят своей удивительной душевностью, теплотой и великолепием. Учитель называет картины, на экране презентация картин Леонардо да Винчи, Рафаэля, А.Дюрера. - Какой образ создали художники в своих картинах? Небольшое обсуждение. Учитель:Благодарю за работу художников, теперь послушаем наших поэтов и литераторов Ребятакомментируют свои ответы о том, какие они взяли эпитеты Учитель: Великие поэты обращались к теме материнства, к Мадонне, посвящая ей свои творения. Учитель показывает презентацию. На экране остаётся картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» (читает стихи А.Фета, Данте) Учитель:Творческие мастерские хорошо поработали. Композиторы хотите ещё сыграть ваши произведения? (По желанию ребят) Композиторы очень часто обращались к теме богоматери, материнства. Вот одно из них. Это произведение написал итальянский композитор Джулио Каччини, который жил в 15 веке. Он был современником Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. (звучит «Ave Maria») После прослушивания музыки. Учитель: - Ребята, какие чувства и мысли вызывает у вас эта музыка? - Как вы думаете что композитор хотел сказать своим произведением, зачем он его написал? - Кто является исполнителем этого произведения? - В каком жанре написано музыкальное произведение? - В чём же сила этой музыки? Учитель: Более 2-х тысяч лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты и композиторы. Поэты обращаются к Богородице со словами: «Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна». Когда художник пишет Деву Марию, то у него получается не обычная картина, а икона. Мы видим и у русских иконописцев Дева Мария с младенцем. Для Иисуса Христа – это мама. (показывает презентацию: Богоматерь Донская, Богоматерь Владимирская- небесная заступница Москвы (читает стихи М.Волошина) В.Васнецов «Богоматерь с младенцем» Ребята, а вы помните какой музыкой мы начали урок? Ребята, споём небольшую музыкальную фразу из хора «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова (исполнение 8 тактов) Учитель:Красота, любовь, Родина, земля. Эти слова можно соединить со словами: мать, матушка, материнство. Всё самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Учитель показывает презентацию ( картины К.Петрова-Водкина, О.Ренуара), читает стихи о матери Р.Гамзатова, Р.Рождественского. У всех людей есть мама на земле. На одном из уроков мы выучили песню о маме В.Гаврилина «Мама», сейчас мы её исполним Ребята исполняют песню В.Гаврилина «Мама». Итог урока: Учитель: ваши чувства, мысли, переживания… Пусть они выразятся в сиквейне на любое из трёх произведений: «Ave Maria», «Богородице Дево, радуйся», «Мама» Учитель предлагает попробовать силы в сочинении сиквейна все творческие мастерские. Сочинённые строчки записывает на доске или набирает на компьютере, проецирует через экран. Учитель благодарит ребят за работу. «До новых встреч» |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального... «Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторение тем: молекулярно-генетический уровень, клеточный уровень, организменный уровень, популяционно-видовой уровень уожм | ||
Доклад экспертной группы №8 «Развитие сферы образования и социализации... По доступности среднего полного образования Россия входит в число лидеров. Уровень знаний и умений наших школьников по ряду предметов... | Рабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый... | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы... Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В.... | 1. Основные выводы и рекомендации По доступности среднего полного образования Россия входит в число лидеров. Уровень знаний и умений наших школьников по ряду предметов... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В.... | Рабочая программа по географии базовый уровень Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)... | ||
Рабочая программа по географии базовый уровень Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)... | Рабочая программа по географии на уровень среднего общего образования... Вестник образования № – М.: Просвещение, 2006 г. – с. 56-79. и авторской программы В. П. Максаковского «Экономическая и социальная... | ||
2. Клеточный уровень (15 часов) Тема Организационный уровень (14 часов) ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый... | ||
Рабочая учебная программа по иикт (профильный уровень) (наименование учебного предмета \ курса) Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих... | ||
О. В. Антышева Приказ №317 от 25. 08. 2014 г «Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и икт (базовый уровень)»... | Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень) 102 часа Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),... |