МБОУ Филоновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено «Утверждаю»
Зам. директора по УВР: Директор школы:
____________________ _______________
(Люлькова С.И.) (Юсупова М.А.)
Протокол МС № __ «__»______2013г.
от «__»______2013г.
Рабочая программа учебного курса
по биологии для 11 класса.
Учитель биологии и химии : Чувилина Наталья Владимировна.
1 квалификационная категория.
Стаж работы 18лет.
Программа составлена в 2013 – 2014 учебном году.
Пояснительная записка
№
п/п
| Наименование раздела программы
| Тема
урока
| Количество часов
| Тип
урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню
подготовки обучающихся
| Вид контроля,
измерители
| Элементы дополнительного содержания (продвинутый уровень)
| Д/з
| Дата
проведения
| план
| факт
|
| I. Повторение (4 часа)
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Повторение основных тем
10 класса.
|
| Урок повторения и комплексного применения знаний
| Повторение тем: молекулярно-генетический уровень, клеточный уровень, организменный уровень, популяционно-видовой уровень УОЖМ
| Знать и уметь использовать полученный ранее знания для решения тестовых и творческих заданий
| Беседа по вопросам со свободным ответом
|
| §5-26
|
|
|
| Повторение генетики и селекции.
| 1
| Урок повторения и комплексного применения знаний
| Основные понятия
Аллельные гены
Генетика
Ген
Гомозигота
Гетерозигота
Доминантный признак
Изменчивость
Наследственность МоДи-ногибридное скрещивание Рецессивный признак Чистые линии Генотип
Доминирование
Фенотип
Факты
Использование Г. Менделем гибридологического метода. Цитологические основы закономерностей.
Закономерности
Правило единообразия. Правило расщепления. Гипотеза чистоты гамет.
Факты
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
Цитологические основы.
Закономерности
Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1.
Соотношение фенотипов при
анализирующем скрещивании: 1:1
| Давать определения понятиям генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный доминантных и рецессивных признак. Приводить примеры признаков.
Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.
Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания.
Определять:
>по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.
Давать определение терминам гетерозигота, гомозигота, доминирование.
Описывать механизм неполного доминирования.
Выделять особенности механизма неполного доминирования.
Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.
Определять
>по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;
>по схеме число типов гамет,
фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака
| Беседа по вопросам со свободным ответом
|
| §38-48, §64-68
|
|
|
| Решение задач по генетике.
| 1
| Урок повторения и комплексного применения знаний
| Задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание; неполное доминирование; наследование признаков, сцепленных с полом.
| Решать генетические задачи
| Выполнение практической работы «Решение генетических задач».
|
|
|
|
|
| Контроль. Входящий к/с.
| 1
| Урок контроля и
оценки знаний
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
Задания на соответствие
|
|
|
|
| II. Дарвинизм (8 часов)
| Развитие биологии в додарвиновский период.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Ключевые понятия
Искусственный отбор Наследственная изменчивость
Борьба за существование Естественный отбор
Факты Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.
Процессы Искусственный отбор, естественный отбор.
Теории Эволюционная теория
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе.
Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины
| Вопросы после
§ 52
| Значение работ К.Линнея Значение учения
Ж.Б.Ламарка. Теория катастроф Ж.Кювье.
| §52 с.
186-190
|
|
|
| Движущие силы эволюции.
| 1
| Комбинированный урок.
| Ключевые понятия
Искусственный отбор Наследственная изменчивость
Борьба за существование Естественный отбор
Факты Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.
Процессы Искусственный отбор, естественный отбор.
Теории Эволюционная теория
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе.
Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины
| Вопросы после
§ 52
| Значение работ К.Линнея Значение учения
Ж.Б.Ламарка. Теория катастроф Ж.Кювье.
| §52 с.
190-195
|
|
|
| Вид, его критерии.
| 1
| Комбинированный урок.
| Ключевые понятия
Вид
Критерии вида Генофонд Популяция
Объекты Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода.
Факты Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала
| Давать определения ключевым понятиям.
Характеризовать критерии вида.
Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.
Составлять характеристику видов с использованием основных критериев
| Вопросы после
§ 53
|
| §53
|
|
|
| Форма борьбы за существование, формы отбора.
| 1
| Комбинированный урок.
| Ключевые понятия
Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор
Факты
Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор -главная движущая сила эволюции.
Процессы Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений.
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть причину борьбы за существование.
Характеризовать:
естественный отбор как результат борьбы за существование;
>формы естественного отбора.
| Вопросы после
§ 58
| Синтетическая теория эволюции
| §57,58
|
|
|
| Формы изменчивости.
| 1
| Комбинированный урок.
| Ключевые понятия
Изменчивость Норма реакции
Факты Наследственная (генотипическая) и ненаследственная (модификационная).
Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций
| Давать определение ключевым понятиям.
Называть:
>различные виды изменчивости;
>уровни изменения генотипа, виды мутаций.
|
|
| §46-48
|
|
| 10
| Способы видообразования.
| 1
| Комбинированный урок.
| Ключевые понятия
Видообразование Географическое видообразование
Экологическое видообразование
Факты Видообразование - результат эволюции.
Процессы
Видообразование.
| Давать определения
ключевым понятиям.
Называть способы видообразования и приводить
примеры.
Описывать механизм основных путей видообразования.
| Вопросы после
§ 60
|
| §60
|
|
| 11
| Приспособленность организмов, её относительность.
| 1
| Комбинированный урок.
| Ключевые понятия
Адаптации и их многообразие, виды адаптации (морфологические, физиологические, поведенческие).
Факты
Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания.
Адаптация как результат
эволюции. Виды адаптации.
Процессы
Процесс формирования приспособленности.
| Давать определения
ключевым понятиям.
Характеризовать:
приспособленность как
закономерный результат
эволюции;
>виды адаптации.
Объяснять взаимосвязи
организмов и окружающей
среды:
>механизм возникновения
приспособлений;
Относительный характер
приспособлений.
Выявлять приспособленность организмов к среде
обитания.
Определять относительный характер приспособленности.
|
|
| §58 с.
209-211
|
|
| 12
|
| Контрольная работа по теме: "Дарвинизм".
| 1
| Урок контроля и
оценки знаний
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
Задания на соответствие
|
|
|
| |