Скачать 354.96 Kb.
|
Раздел II. Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 6 класса, составлена на основе:
За основу программы взята авторская программа по музыке Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой, (М.; «Просвещение», 2010), которая полностью соответствует образовательным стандартам по музыке и входит в УМК «Музыка» для общеобразовательных учреждений. Данная программа имеет гриф « Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу. Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов. Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости, последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ. Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 6 классе, федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе два обобщающих урока. Содержание программы базируется на нравственно- эстетическом, интонационно- образном, жанрово- стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинение современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности обучающихся. Рабочая программа по музыке для 6 класса предполагает основные принципы построения программы: 1.Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных знаний лежит эмоциональное отношение ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение. 2.Принцип триединства деятельности композитора – исполнителя- слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. 3.Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. 4.Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через различные формы воплощения музыкальных образов. 5.Принцип диалога культур предполагает знакомство учителя с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления, и выявления общности жизненного содержания ,различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур .А так же выяснение значимости музыкального классического наследия для современного подростка, его духовно-нравственных приоритетов как человека XXI века. В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к музыкальному искусству и жизни. Целью уроков музыки в 6 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Задачи уроков музыки в 6 классе: -развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений; -понимание учащимися содержания как простых (песня, танец, марш), так и сложных (концерт, симфония, опера) музыкальных жанров через его интонационно-образный смысл. -развитие первоначальных представлений учащихся об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах; -совершенствование умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, пение а capella, пение хором, в ансамбле); -расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения; -накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация (ритмическая, вокальная, пластическая) и музыкально-драматическая театрализация (обыгрывание сюжетов песен, музыкальных пьес и фольклорных образов программного характера). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (личностная оценка музыкальных произведений, оригинальность высказываний), в художественных импровизациях (сочинение текстов, стихов, рисунки на темы музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Начиная с 6 класса в учебнике «Музыка» введен раздел «исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение и в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни (например, «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «Авторская песня: любимые барды» и др.) Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов у учащихся развивались познавательные интересы, универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, адекватной оценки и самооценки выполнения проекта. Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность, подсказывает пути добывания информации, выступает в роли независимого консультанта. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной урочной работе. В предполагаемых проектах могут взаимодействовать такие форы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация художественных произведений, творческие работы: изготовление газет, альбомов, составление коллекций, литературное творчество. Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, музыкального спектакля, всеобуча для родителей. Раздел III. Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса Обучение музыкальному искусству обучающихся 6 класса должно обеспечить обучающимся возможность: -понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; -иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; -знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; -уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная; -владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; -анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; -раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; -развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); -совершенствовать умения и навыки самообразования. Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
Раздел V. Содержание рабочей программы предмета «Музыка» Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч) Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партерное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч) Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и другие. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального... | Рабочая программа по кубановедению для начальной школы обеспечена... Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2010 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством образования Российской Федерации; обеспечена учебно-методическим комплектом: учебник «Алгебра и начала анализа» (авторы:... | Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса, обучающихся... Воронковой В. В. издательство «Просвещение» Москва, 2009 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Школа 21века», М., Баласс, 2009 Автор: А. В. Горячев. Программа обеспечена следующим методическим комплектом: Е. А. Лутцева. «Технология»... | Учебного предмета "Литературное чтение" для 2 класса Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащихся 2-го класса Е. В. Бунеевой,... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 3 общеобразовательного... «Школа 2100», авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин, Положением мбоу сош№1 «О структуре, порядке разработки... | Программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Мбоу сош №2. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для изучения предмета Общая биология для 10-11 классов (базовый... | ||
Рабочая программа педагога Что нас окружает (Повторение учебного материала, изученного в 1 кл.) учебник – с. 3-4; рабочая тетрадь – с. 3-6 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для использования при работе с учебно-методическим комплектом по биологическому образованию для основной... | ||
«Делимость чисел» Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класса (профильный уровень) разработана с учётом требований федерального компонента... | Рабочая программа по изо для 4, 5, 6, 7, 8, 9 классов Учебник и рабочая тетрадь по курсу Министерства образования и науки РФ от 10. 2009 г с изменением, внесёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 26. 11.... | ||
Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений. При работе по программе предполагается использование учебно-методического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературному чтению автора Кубасовой О. В., рекомендованной Департаментом... | ||
Урока: Внутренние воды Африки Оборудование: конспект модульного урока; атлас «География материков и океанов» 7 класс, рабочая тетрадь с комплектом контурных карт... | Учебное пособие Допущено учебно-методическим объединением по образованию... Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий в качестве учебного... |