Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.»





Скачать 71.72 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.»
Дата публикации09.09.2014
Размер71.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ, ПРОВОДИМОГО В 5 КЛАССЕ

ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА 5 КЛАСС. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.»

Цель урока: cформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Задачи урока: дать определение понятия «балет»; познакомить с новыми понятиями – вариация, па-де-де, кордебалет; познакомить с известными балетами и их авторами; познакомить с балеринами 19-20вв, и современными танцовщиками, расширить знания учащихся о балете П. И. Чайковского «Щелкунчик»;

Воспитывать любовь к русской классической музыке;

Развивать вокально-хоровые навыки; развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение.

Оборудование: мультимедийная презентация;

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Балет Щелкунчик –Вальс цветов, танец феи драже; фрагмент «Битва с мышами».

Ход урока.

  1. Вход (подготовка к уроку ) учащихся в классЗвучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»__________________________________________________________

  2. Музыкальное приветствие – День добрый!

- Какое настроение у вас было, когда вы готовились к уроку? (веселое, радостное)

- Почему ваше настроение было такое? (потому что звучала радостная мелодия знакомой музыки, веселый характер имела музыка)

- Мы встречаемся с вами в преддверии замечательного праздника – Нового года. Мне очень хочется, чтобы такое радостное, светлое настроение сохранилось на протяжении всего урока. А для этого предлагаю продолжить работу над разучиванием песней – «Новый год».

  1. Работа над вокально-хоровыми навыками – Вспомним правила дыхания. Выполним дыхательную гимнастику. Споем распевания – бра-брэ-бри-бро-бру; ку-ма-ку; над березою, над рябиною трели слышатся соловьиные.

  2. Исполнение песни «Новый год».

  3. Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы.

- Ребята, скажите, к какому жанру относится исполненное нами произведение? (песня)

Назовите другие жанры, которые вам известны? (танец, марш, опера)

-Сегодня мы в очередной раз отправляемся путешествовать в мир музыки, её многочисленных жанров и будем знакомиться еще с одним сложным жанром.

- Выполним задание и узнаем, какой именно вид музыки мы будем изучать.

1. Что такое окраска звука? (тембр)

2. Простой жанр, видами которого являются полонез, вальс, менуэт (танец)

3. Краткое литературное изложение сюжета оперы (либретто)

4. Скорость исполнения музыки (темп)

5. Небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков (челеста)

- Молодцы, справились с вопросами. Наши слова-ответы оставили по одной букве. Какое слово мы можем собрать из этих букв? (балет)

  1. Знакомство с новой темой. - Верно, балет. Тема нашего урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Запишите к себе в тетради коротко - Балет.

- Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?

- Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? (что такое балет, термины балета, танцоры и балерины, композиторы и названия балетов)

Я обобщила ваши ответы и представила на экране задачи нашего урока.

- Ребята, это слово вам знакомо? (да)

- Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)

Задание №1.

- У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.

- Выполним это задание в парах.

(Дети составляют на партах определение балета). – ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ.

А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре.

- Какие главные слова вы можете выделить в этом определении? (спектакль, музыкальных и хореографических образах)

Балет – искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства. Какие? (литература, музыка, хореография)

Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда  он назывался  опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

Во  Франции  при  Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

- А название 3-его балета мы сможем вспомнить, посмотрев видеофрагмент.

7. Слушание музыки-Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из б. «Щелкунчика» - 2 мин.

- Да верно, это балет «Щелкунчик».

- Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)

- Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)

Кто может рассказать сюжет этой сказки? (Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем. …)

- Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь.

Задание №2.

Теперь мы сможем сказать, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?

У вас на партах лежат листы с заданиями. Для каждого варианта своё задание выделено в рамке. Всем понятно?

  1. Танцор и балерина

  2. Группа танцовщиков

  3. Симфонический оркестр

  4. Дирижёр

  5. Композитор

  6. – Кто помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы? БАЛЕТМЕЙСТЕР.

  7. – Ребята, без кого еще не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? (человек, который пишет либретто, и режиссер) ЛИБРЕТТИСТ И РЕЖИССЁР

Задание №3.

Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…

1.Хор

2.Солисты

3.Дуэты

В балете также могут выступать один, два и более актёров.

В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ

В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ

В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ

Итак, что у нас получилось? Проверим.

У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.

Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Попробуем узнать некоторых из них и записать в тетрадь.

Николай Цискаридзе, Майя Плисецкая, Анна Павлова, Галина Уланова.

- Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры.

Запишите в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский «Петрушка».

Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.

8. Физминутка. И сейчас я приглашаю вас в танцзал на разминку (Выполняем физ. упражнения+ зрительная гимнастика) Спасибо!

Великолепный балет-сказка был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского. Запишем в тетрадь фамилию хореографа.

- Чем заканчивается балет Чайковского?

Ответы учащихся (Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где встречает фея Драже. Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент – челеста).

Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже её звучание?

7.Слушание музыки. Музыкальный фрагмент из б. «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Танец феи Драже»

Подумаем, с помощью, каких музыкальных средств композитор создаёт образ этой феи?

(особая окраска звука этого инструмента создает атмосферу звучания колокольчиков).

- Наше путешествие в мир Балета подходит к концу. В самом начале мы ставили ряд задач. Удалось ли нам выполнить их? (да)

  • Что узнали сегодня на уроке?

  • Что удивило вас на уроке?

  • Что понравилось на уроке?

  • Что запомнилось?

8. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров. А по желанию можно выполнить творческое задание – нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Заполним таблицу:

Вид деятельности

БАЛЕТ

ОПЕРА

Пение

нет

есть

Музыка

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

хореография

есть

Второстепенная роль

Литературная основа спектакля

либретто

Спасибо за активную работу на уроке. Надеюсь, у вас сохранилось то настроение, которое у вас было в начале урока. И в преддверии Нового года мне очень хочется подарить вам маленькие сюрпризы – колокольчики, как символ Нового года и напоминания о нашей встрече.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconКалендарно-тематическое планирование по музыке 1 класс
Программа: Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой,...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconРабочая программа по музыке ступень обучения (класс) основное общее образование, 5 7 класс
Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010г., М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка» 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская,...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconПояснительная записка Данная рабочая учебная программа по музыке...
М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка» 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение,...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» icon2013 – 2014 учебный год пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по предмету «Музыка» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений....
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconРабочая программа По музыке первого класса Авторы: Критская Е. Д., Сергеева Г. Л., Шмагина Т. С
Программа разработана на основе Примерных программ по музыке Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconПрограмма по музыке (7 класс, 35 часов) Авторы программы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconРабочая программа по Музыке 4 класс
Составлена на основе Программы для ооу 1-4 кл. Музыка. Начальные классы, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина М.: Просвещение,...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconКритская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для...
«Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М., Просвещение, 2011
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconРабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.)
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 1 – 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина издательство...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconКонспект открытого урока по музыке, проводимого в 8 «А» классе Тема...
Цель урока: расширить представления учащихся об эстрадной музыке на примере таких жанров, как рок-н-ролл, танго, диско через использование...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconКритская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для...
«Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по музыке 4 класс
«Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconСергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/...
Министерством образования рф, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д....
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе по искусству 8 класс
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconРабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного...
Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного процесса по Музыке на I ступени образования (1-4 классы)...
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе «музыка 5 класс. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.» iconКритская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл нач шк
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск