№ п/п
| Тема
| Оборудование
| К/ч
| Дата
| Цели и задачи
|
1
| Введение – 1ч.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
| 1
|
| Повторение изученного в 5 классе; знакомство с учебником; дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности;
|
2
| Устное народное творчество -4 ч. Урок внеклассного чтения. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
|
|
1
|
| Показать образность, поэтичность славянской мифологии; развивать навыки анализа .текста;
Познакомить учащихся с образцами обрядового фольклора, заинтересовать их старинной русской обрядовой поэзией; показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов;
Показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок; научить пользоваться пословицами и поговорками в речи;
|
3
4
| Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.
|
| 2
|
|
5
| Урок развития речи. Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к письменному ответу на вопрос «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
|
| 1
|
|
6
| Из древнерусской
литературы – 1ч.
Русские летописи. «Повесть временных лет».
«Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
|
|
1
|
| Знакомство с историей осознание себя звеном в цепи поколений; показать, как отражены в летописи народные идеалы; закрепить ощущение связи времен, подлинности описанного в летописи.
|
7
| Из русской литературы
XVIIIв. -5ч.
Русские басни.
И.И.Дмитриев. Слово о писателе. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия.
|
|
1
|
| Познакомиться с жанром басни и творчеством И.Дмитриева.
|
8
9
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
| Наглядный материал по указанным произведениям; выставка книг.
| 2
|
| Расширить представление о жанре басни; развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст; развивать представления об особенностях жанра басни.
|
10
11
| И.А.Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.
Развитие понятия об аллегории.
Конкурс инсценированной басни. Подготовка к письменному ответу на вопрос «Что осуждается в русских баснях?».
|
| 2
|
|
|
12
| Из русской литературы
XIX в.-42ч.
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.
|
Наглядный материал по указанным произведениям; выставка книг.
| 1
|
| Заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта; организовать самостоятельную работу учащихся; работать над выразительным чтением; рассмотреть стихотворение «Узник».
|
13
| Урок развития речи. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Письменный анализ стихотворения «Зимнее утро».
|
| 1
|
| Выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы.
|
14
15
| А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.
Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина.
| 2
|
| Учиться видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл;
|
16
17
| А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня – крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.
| 2
|
| Рассмотреть композицию повести, ее элементы; выявить и обсудить тему повести, характеры ее персонажей.
|
18
| Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.
| 1
|
| Рассмотреть композицию повести, ее элементы; выявить и обсудить тему повести, характеры ее персонажей.
|
19
20
| А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.
| Наглядный материал по произведению.
| 2
|
| Рассказать об истории создания романа, помочь учащимся разобраться в отношениях между героями; внимательно читая текст, вникнуть в характер сложных отношений героев; показать, как изображаются чувства, переживания героя автором, учиться анализировать текст; выяснить мотивировку поступков героев; помочь ученикам понять авторское отношение к героям; учиться пересказу с изменением лица рассказчика; прояснить характер отношений между Машей и Дубровским;
Учиться отбирать материал к письменной работе, показать логику развития мысли в письменной работе.
|
21
22
| Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.
|
| 2
|
|
23
24
|
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.
| 2
|
|
25
| Урок развития речи. Подготовка к письменной работе по теме «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»».
|
| 1
|
|
26
| Урок контроля. Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С.Пушкина.
| Материалы тестовой работы (текстовая распечатка)
| 1
|
| Выявить уровень изученного материала.
|
27
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.
| Наглядный материал к указанным произведениям; выставка книг
| 1
|
| Познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений; дать первоначальное понятие о балладе; учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию; показать оригинальность Лермонтовского перевода стихотворений Гейне; дать понятии е о мотиве в лирике.
|
28
| Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.
| 1
|
|
29
30
| М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Письменный анализ одного стихотворения М.Ю.Лермонтова.
| 2
|
|
31
| Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова».
|
| 1
|
| Развитие творческих способностей учащихся.
|
32
| Урок внеклассного чтения. Н.В.Гоголь «Старосветские помещики».
|
| 1
|
| Расширить знания учеников о Н.В.Гоголе, истории создания его произведений; знакомство с повестью «Старосветские помещики».
|
33
34
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.
| Наглядный материал к произведению; выставка книг
| 2
|
| Познакомить учеников с фрагментами биографии Тургенева; увлечь рассказом «Бежин луг»; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа.
|
35
36
| Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.
| 2
|
|
37
38
| Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна.
Роль антитезы в стихотворении.
| Наглядный материал к произведениям; выставка книг.
| 2
|
| Пробудить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов; обрисовать зрительные образы при чтении стихотворений, определить способы создания образов.
|
39
| Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.
| 1
|
|
|
40
| А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
| 1
|
|
|
41
42
| А.А.Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
«Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.
| 2
|
|
|
43
| Урок развития речи. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к письменной работе по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
| 1
|
| Развитие навыков устной и письменной речи учащихся.
|
44
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя.
| Наглядный материал к произведениям; выставка книг.
| 1
|
| Познакомить учеников с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его поэзии; показать место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта; показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятии е о трехсложных размерах стиха.
|
45
| Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог – спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.
|
| 1
|
|
46
| Урок внеклассного чтения. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.
| 1
|
| Показать место исторической поэмы «Дедушка» и декабристской темы в творчестве поэта;
|
47
| Урок контроля. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.
| Материал контрольной работы (текстовая распечатка).
| 1
|
| Выявить уровень знаний изученного материала.
|
48
49
| Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.
| д/сочинение
Наглядный материал по произведению.
| 2
|
| Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова; дать представление о жанре сказа; заинтересовать учеников необычностью повествования; помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей; помочь понять основную идею автора: патриотизму и талантливости народа противостоит безответственное и преступное отношение властей;
|
50
| Урок развития речи. Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к домашнему сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша».
|
| 1
|
|
|
51
| Урок внеклассного чтения. Н.С.Лесков. «Человек на часах».
|
| 1
|
|
|
52
| Урок внеклассного чтения. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.
| Наглядный материал по указанным произведениям; выставка книг.
| 1
|
| Дать представление о личности А.П.Чехова; попытаться раскрыть природу смешного в рассказе Чехова; показать особенности чеховского стиля.
|
53
| А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
| Наглядный материал по указанным произведениям; выставка книг.
| 1
|
| Закрепление понятия о комическом, расширение знакомства с творчеством Чехова – юмориста, развитие творческих способностей учащихся.
|
54
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
Я.П.Полонский: «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике.
Е.А.Баратынский: «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…».
А.К.Толстой: «Где гнутся над омутом лозы…».Развитие понятия о лирике.
| Наглядный материал по указанным произведениям; выставка книг.
| 1
|
| Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов.
|
55
56
| Из русской литературы XX в.-33ч.
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова.
| Наглядный материал по указанным произведениям.
| 2
|
| Познакомить учеников с некоторыми вехами биографии писателя; попытаться раскрыть образную систему рассказа, авторское отношение к изображаемому.
|
57
58
| Урок внеклассного чтения. А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечтынад реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.
| Наглядный материал по указанным произведениям.
| 2
|
| Знакомство с некоторыми фактами биографии А.С.Грина; раскрыть особенности жанра, характеры героев.
|
59
| М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
| Наглядный материал по указанным произведениям.
| 1
|
| Знакомство с некоторыми фактами биографии Пришвина; раскрыть особенности жанра, характеры героев.
|
60
61
| Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Анализ эпизода «Рассказ о ели и соне, растущих вместе».
| Выставка книг
| 2
|
| Показать метафорический смысл сказки – были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы; развитие навыков устной и письменной речи учащихся.
|
62
| Урок развития речи. Особенности композиции и смысл названия сказки – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Подготовка к сочинению.
| 1
|
|
63
| Классное сочинение «Человек и природа в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
|
| 1
|
| Развитие творческих способностей учащихся;
|
64
65
| Урок развития речи. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах – фронтовиках.
К.М.Симонов: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».
Д.С.Самойлов: «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.
| Аудио – и видеозаписи по теме урока;
Наглядный материал по указанной теме.
| 2
|
| Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
|
66
| Урок внеклассного чтения. А.А. Лиханов. «Последние холода».
|
| 1
|
| Рассказать о последствиях Великой Отечественной войны в жизни детей; показать, что высокие патриотические чувства этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
|
67
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в после военные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.
| Наглядный материал по теме урока; выставка книг.
| 1
|
| Познакомить с чертами личности писателя; показать автобиографический характер рассказа; отметить особенности его композиции, своеобразие языка.
|
68
69
| Урок развития речи. В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к письменной работе по теме «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
|
| 2
|
| Постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг; попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы; развитие навыков устной и письменной речи учащихся.
|
|
70
| В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
| Наглядный материал по теме урока; выставка книг.
| 1
|
| Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа; попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».
|
71
72
| Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению
| 2
|
|
73
| Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина».
|
| 1
|
| Развитие творческих способностей учащихся;
|
74
| Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.
| Пейзажные зарисовки по теме урока
| 1
|
| Попробовать проследить традиции поэзии 19 века в поэзии века 20 – го.
|
75
76
| Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
|
| 2
|
| Познакомить учеников с биографией писателя, своеобразием его прозы; пробудить интерес к творчеству Искандера.
|
77
| Урок контроля. Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.
| Текстовые распечатки тестовой работы.
| 1
|
| Выявить уровень знаний по изученным темам.
|
78
79
| Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.
| Пейзажные зарисовки по темам урока
| 2
|
| Попробовать проследить традиции поэзии 19 века в поэзии века 20 – го.
|
80
| А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к письменному анализу лирики А.Ахматовой
| 1
|
| Попробовать проследить традиции поэзии 19 века в поэзии века 20 – го.
|
81
82
| В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
| Наглядный материал по теме урока; выставка книг.
| 2
|
| Познакомить учеников с фрагментами биографии писателя; вызвать интерес к его творчеству; показать характерные особенности героев В.М.Шукшина.
|
83
84
| Урок внеклассного чтения. К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.
Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.
|
| 2
|
| Познакомить с образцами литературы малых народов, в том числе К.Кулиева и Г.Тукая, обозначить темы творчества указанных поэтов.
|
85
86
| Зарубежная литература – 17ч.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.
| Наглядно – демонстрационный материал по теме урока.
| 2
|
| Дать представление о мифе, его природе; познакомить учеников с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии; дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, раскрыть многозначность этого понятия.
|
87
| Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
| 1
|
| Показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; показать, как преобразуются античные образы в литературе.
|
88
| Урок внеклассного чтения. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
| 1
|
| Познакомить учеников с образом Гомера; рассказать о предыстории его великих произведений.
|
89
90
91
| Урок внеклассного чтения. М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.
| Наглядный материал по указанной теме
| 3
|
| Познакомить учеников с фрагментами биографии писателя; вызвать интерес к его творчеству; показать характерные особенности героев М. Сервантеса Сааведры.
|
92
| Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
|
| 1
|
| Познакомить учеников с фрагментами биографии писателя; вызвать интерес к его творчеству; показать основные проблемы его творчества.
|
93
| Урок внеклассного чтения. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.
|
| 1
|
| Познакомить учеников с фрагментами биографии писателя; вызвать интерес к его творчеству.
|
94
95
96
97
| Уроки внеклассного чтения.М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.
Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.
| Наглядный материал по теме урока
| 4
|
| Знакомство с биографией писателя; попытаться определить, в чем обаяние образов героев Марка Твена; показать значение приключенческой литературы;
|
98
99
100
| Уроки внеклассного чтения. А.де Сент – Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка – притча.
| Наглядный материал по указанной теме
| 3
|
| Познакомить учеников с фрагментами биографии писателя; вызвать интерес к его творчеству; показать характерные особенности героев А. де Сент – Экзюпери.
|
101
102
103
| Урок контроля. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.
| Текстовые распечатки тестовой работы по теме
| 3
|
| Выявить уровень знаний по изученному материалу в курсе литературы 6 класса.
|
104
105
| Повторение пройденного -2ч.
Урок – праздник. «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.
|
| 2
|
|
|