Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2





Скачать 454.17 Kb.
НазваниеЕфросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2
страница1/3
Дата публикации14.09.2014
Размер454.17 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3


















c:\users\я\desktop\рабочие программы\титульник (33).jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, авторской программы Л. А Ефросининой «Литературное чтение», напечатанной в Сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана-Граф, 2009, Инструктивно-методического письма «О Преподавании в начальных классах в 2011-2012 учебном году», Базисного учебного плана, учебника Ефросининой Л. А., Омороковой М.И. Литературное чтение

4 кл. Ч. 1, 2..- М.: Вентана-Граф, 2010

Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), (резервные -3 урока)

Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:

  • восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;

  • понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);

  • воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

  • воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Основные линии программы: развитие навыка чтения; развитие восприятия произведения; развитие литературоведческих понятий; развитие речевых умений; развитие творческой деятельности.

Формы контроля: проверка техники чтения, проверка сформированности учебной и читательской деятельности, комплексная разноуровневая контрольная работа. Общее количество контрольных работ – 8.

Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная.

Организационные формы, применяемые на уроках: индивидуальные, коллективные и групповые.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны знать:

  • название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

сказок народных и литературных; стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать: -произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).

уметь: читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

  • определять тему и главную мысль стихотворения;

  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;

  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • составлять небольшой устный текст на заданную тему;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочного суждения о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

  • определять тему и жанр незнакомой книги;

  • работать со справочной литературой.


Календарно- тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса

Программный раздел (блок)

№ урока

Тема урока

Характеристика основной деятельности учащихся

Кол. час

Дата

Произведения фольклора

1


2

3


Малые жанры фольклора. Сказки.
Русская народная сказка « Иван- царевич и серый волк»
Слушание. Русская

народная сказка «Марья Моревна»

Чтение и анализ нового произведения

Закрепление понятий: «загадка», «пословица», «поговорка», «дразнилка» и др. особенности каждого жанра. Самостоятельная работа «Жанры фольклора» (заполнить схему).

Слушание сказки «Марья Моревна», сравнение сказки с былиной. Работа с текстом сказки.

1


1


1







4

Былина «Волх Всеславович»

1

Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану

1






5
6

Слушание детских книг и работа с ними.

Былины «Вольга Святославович», «Святогор»
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

Слушание произведений и их анализ
Повторение народных песен. Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни ( исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер)

1
1






7

Библейское предание «Блудный сын»

Понятие: предание, или легенда. Особенности жанра - главная мысль. Сходство с бытовой сказкой. Знакомство с Библией

1








8

Легенда. «Легенда о граде Китиже».

Легенда - жанр фольклора. Особенности легенды ( реальный факт в сказочном изложении). Сравнение легенд, героических песен, былин

1






9

Легенда. «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Работа с текстом легенды. Сравнение изученных легенд. Выполнение заданий в тетради

1






10

Слушание. Шотландская легенда «Рыцарь-эльф». Библейское предание «Суд Соломона»

Слушание и анализ прочитанных детьми к уроку книг. Обобщение по теме.

1






11

Обобщение по разделу

Работа с изученными произведениями

1





Басни-6 часов

12

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»; И.И. Хемницер «Стрекоза»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»

Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен. Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен

1






13

И.И. Хемницер «Друзья».

Особенности басни. Слушание басни И.А. Крылова «Крестьянин в беде». Сравнение басен. Выразительное чтение

1








Басни. Русские баснописцы -6 часов

14


А.Е. Измайлов «Кукушка». И.А. Крылов «Осел и соловей»

Самостоятельная работа с басней А. Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И. Крылова «Осел и соловей», работа с текстом басни, выразительное чтение

1






15

И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет»

Повторение басен И.Крылова: названия, герои, особенность языка. Закрепление понятий «олицетворение», «сравнение». Анализ басни «Мартышка и очки», чтение наизусть басни «Квартет»

1






16

Слушание. И. Дмитриев «Муха», «Петух, Кот и Мышонок»

Слушание детских книг и работа с ними.

1






17

Проверочная работа . Обобщение по разделу.

Особенность басен И. Дмитриева: ирония, диалоги

героев.

Обобщение по разделу

«Оценка знаний» с.197

1





Произведения – В.А.Жуковского -5 часов

18

В.А. Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания»

Знакомство с произведениями В.А.Жуковского. Работа с текстом баллады, выполнение заданий . выразительное чтение отдельных эпизодов

1






19

Волшебная сказка «Спящая царевна»

Определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки.

1









20

Волшебная сказка «Спящая царевна».Продолжение работы над текстом

Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки.

1






21

Слушание книг В.А. Жуковского и работа с ними. «Сказка о царе Берендее…»

Слушание и анализ нового произведения

1






22

Книги В.А.Жуковского. Проверь себя

Работа с книгами В.А. Жуковского. Обобщение по разделу

1




Произведения А.С. Пушкина (6 ч)

23

Стихи А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Осень»

Повторение произведений А.С. Пушкина. Понятия «эпитет», «сравнение», «рифма», «ритм», «темп», «логическое ударение», «пауза». Выразительное чтение наизусть

1






24
25


А.С. Пушкин «И.И. Пущину». И.И. Пущин «Записки о Пушкине». А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

Сравнение эмоционального настроения

стихотворения «И.И. Пущину» и «Записки о

Пушкине».

Работа с текстом. Выразительное чтение наизусть

Самостоятельное чтение

1

1






26

Слушание. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Выразительное чтение.

1








27

Проверочная работа №2. Обобщение по разделу.

Произведения А.С. Пушкина. Выполнение проверочной работы «Оценка знаний» с.230-232

1





Произведения М.Ю. Лермонтова -5 ч

28

29

Слушание. А.С. Пушкин»Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»
М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын..», «Парус»

Слушание и анализ новых произведений

Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова: сравнение содержания, строф, ритм. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного стихотворения

1
1








30

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «Утес»

Определение темы чтения. Сравнение . стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указание пауз, выделение логических ударений

1







31

32

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Продолжение работы над текстом

Понятие об авторской сказке, героях положительных и отрицательных. Особенности восточной сказки. Главная мысль сказки
Продолжение работы над текстом

1

1







33

Слушание детских книг М.Ю. Лермонтова. Восточная легенда М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». «Казачья колыбельная песня»

Литературный диктант -проверочная работа №3

Слушание восточной легенды М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Выразительное чтение «Казачьей колыбельной песни »

«Оценка знаний» с. 270

1





Произведения

П.П.Ершова – 4 ч

Произведения П.П. Ершова

34

35

П.П. Ершов «Конек-Горбунок»
П.П.Ершов

«Конек горбунок»

Работа со сказкой П.П. Ершова «Конек-Горбунок»: слушание, выполнение заданий в учебнике и тетради, выразительное чтение, определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков ( по выбору)

1

1







36

П.П. Ершов «Кто он?»

Работа с текстом стихотворения: ритм, тон, темп чтения. Выразительное чтение наизусть

1







36

В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее»

Закрепление понятия «легенда», выделение особенностей легенды, определение главной мысли. Работа с сюжетно-композиционным треугольником. Рассказывание отдельных эпизодов













37





38






39



Произведения


40

русских писателей




о детях - Н.Г.

41

Гарина-




Михайловского,




К.М.




Станюковича, Д.Н.




Мамина- Сибиряка

42

(3ч)







43

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Слушание.В.М.Гаршин «»Обобщение по разделу. «Проверь себя».

Детские журналы и газеты

Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (глава из повести «Детство Темы»)

К.М. Станюкович «Максимка»
Слушание. Д.Н. Мамин -Сибиряк «Вертел»

Понятие об авторской сказке. Деление на части,составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки.

Повторение произведений П.П. Ершова, В.М. Гаршина. Инсценировка отдельных частей сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Отзыв о понравившемся произведении В.М. Гаршина. Сказки на страницах детских журналов

Понятие о повести, главах повести. Образ Темы. Работа с сюжетно-композиционным треугольником, выделение кульминационного эпизода и его выразительное чтение. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя

Книги о детях. Слушание рассказа К.М. Станюковича «Максимка». Работа в тетради

Слушание. Работа по рубрике «Проверь себя» ( в учебнике).Сравнение сюжетов и судеб героев


Произведения зарубежных писателей (6ч)



44

45
46
47
48


В. Гюго «Козетта»

(отдельные части)
. В.Гюго «Козетта»

(отдельные части)
Марк Твен

«Приключения Тома

Сойера» ( отдельные

главы)
Х.К. Андерсен «Самое

невероятное»
Х.К. Андерсен «Дети

года».

Проверочная работа №4.



Повторение произведений зарубежных писателей. Работа с произведением Гюго «Козетта» Приключенческая повесть, юмор, герой ребенок, особенность языка. Образ главного героя.

Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора.


Знакомство с новым жанром произведений Х.К. Андерсена. Строфа, рифма, тон, темп чтения. Обобщение по разделу.

Повторение произведений Л.Н. Толстого. Темы и жанры. Герои произведений. Понятие «Быль». Комментирование заглавия. Работа по содержанию, составление сюжетно-композиционного треугольника. Главная мысль.

«Оценка знаний» стр.273-274.

■■■

Произведения Л.Н.Толстого(5ч).

49-50

Быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (части 1,2 и 3)

Образы Жилина, Дины. Сравнение поведения Жилина и Костылина. Определение позиции автора.

■'




51

Быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» ( части 4-6)










52

Быль Л.Н. Толстого

«Кавказский

пленник»(обобщение)













53

Слушание и работа с книгами Л.Н. Толстого



Произведения

54-55

А.П.Чехов «Каштанка»

А.П. Чехова (3ч)










56

Библиотечный урок. Книги о животных.

Стихи А.А. Блока

57

А.А. Блок «Россия»

(3ч)










58

А.А. Блок «Рождество»




59

Библиотечный урок. стихи русских поэтов.

Произведения

60

А.М. Горький «В

А.М. Горького (3ч)




людях»




61

А.М. Горький «О сказках». Творческая работа «Дорогами сказок»

Работа с книгами Л.Н. Толстого. Игра «Герои произведений Л.Н. Толстого». Слушание рассказа «Акула». Аннотация прочитанной книги

Первичное восприятие рассказа. Комментирование

заглавия. Сюжет, описание Каштанки. Подготовка

рассказа о поведении Каштанки.

Работа с книгами о животных: титульный лист,

содержание, аннотация, предисловие, справка об

авторе

Определение темы, комментирование заголовка.

Обсуждение тона, темпа, ритма. Упражнение в

выразительном чтении.

Первичное восприятие, комментирование

заголовка, выявление позиции поэта.

Выразительное чтение

Работа с книгами стихов русских поэтов

Повторение. Сравнение произведений: позиция автора, особенность повествования, герои

Понятие «сказка», «народная сказка», «литературная сказка». Значение сказки. Коллективная работа «Дорогами сказок»





62

Стихи К.Д. Бальмонта (3ч)



63






64






65

Произведения В.В. Вересаева (3ч)



66





67






68

Литературный диктант. Работа с детскими книгами

К.Д. Бальмонт «Россия», «К зиме»

К.Д. Бальмонт

«Снежинка»,

«Камыши»

К.Д. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи»

В.В. Вересаев «Легенда». Повторение легенд

В.В. Вересаев «Звезда» Восточная сказка

Легенда А.И. Куприна «Четверо нищих»

Проверочная работа №5 «Оценка знаний» с.373. Работа с книгами сказок

Определение тем стихов. Комментирование заголовков. Повторение понятий «рифма», «строка», «строфа». Упражнение в выразительном чтении. Чтение наизусть

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Повторение: логическое ударение. Выполнение заданий в учебнике и тетради

Особенность сказочных стихов: определение интонационного рисунка позиции автора. Выразительное чтение.

Понятия: легенда, сказание. Повторение изученных легенд и сравнение их. Работа с текстом. Выполнение заданий

Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описание героев.

Выставка книг. Аннотация прочитанной книги. Слушание легенды А.И. Куприна «Четверо нищих»


Стихи И.А.

69

И.А. Бунин «Гаснет

Бунина (3ч)




вечер, даль синеет», «Шире, грудь распахнись для принятия...», «Детство»




70

И.А. Бунин «Листопад»


71

Библиотечный урок. Стихи русских поэтов

Произведения С.Я.

72

С.Я.Маршак «Словарь»

Маршака (5ч)









73-75

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. Выразительное чтение. Выполнение заданий

Первичное восприятие стихотворения. Работа над выразительностью чтения. Закрепление понятий: эпитет, сравнение, олицетворение.

Повторение стихов русских поэтов. Обобщение по разделу

Повторение произведений С.Я. Маршака. Жанры произведений. Работа со стихотворением СМ. Маршака «Словарь»

Понятия: пьеса, действие картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка. Работа с пьесой по действиям: чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин






76

С.Я. Маршак-переводчик. Р. Берне «В горах мое сердце...»

Произведения

77

А.П. Платонов Сказка-

А.П. Платонова




быль «Неизвестный

(2ч)




цветок»




78

Проверочная работа №6. Обобщение по разделу




79

Н.А. Заболоцкий

Стихи НА.




«Весна в лесу»,

Заболоцкого(3ч)




«Лебедь в зоопарке»




80

Н.А. Заболоцкий «Детство»

Произведения о

81,82

В.П. Катаев «Сын

детях войны (3ч)




полка» (отдельные главы)




83

К.М. Симонов «Сын артиллериста»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение»,...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconПротокол от
Авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой («Литературное чтение» Сборник программ к комплекту учебников «Начальная...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2012 20132...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» (сборник программ к комплекту...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconРабочая программа предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение»: авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.:...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» начального...
О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»), а также на основе авторской программы Л. А....
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л. А. Ефросининой Литературное чтение
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Литературное чтение» для начальной школы, разработанной Л. А. Ефросининой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconРабочая программа предмета «Литературное чтение»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2011)
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской...
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconРабочая программа «Литературное чтение» 2 класс умк «Школа России»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010)
Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение 4 кл. Ч. 1, 2 iconРабочая программа по предмету «литературное чтение»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск